СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП литература 6 класс домашнее обучение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП и КТП для ребёнка с ОВЗ на домашнем обучении.

Просмотр содержимого документа
«РП литература 6 класс домашнее обучение»

Пояснительная записка

Гончаров Алексей по заключению ПМПк является ребенком с ОВЗ. Ему рекомендовано обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. Врачебной комиссией ему рекомендовано обучение на дому по индивидуальному образовательному плану. Программа рассчитана на 34 часа. На изучение курса «Литература» выделено 1 час в неделю.


Программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г №1897 с изменениями от 29.12.2014 №1644;

  • Примерная образовательная программы ООО (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол от 8.04.15, №1/15);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);

  • СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;

  • Устав ГБОУ СОШ №37;

  • АООП ООО НОДА ГБОУ СОШ №37 (Приказ №538 от 31.08.2020г.)


-Реализация рабочей программы обеспечена учебником «Литература»: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, в 2-х частях [авт.-сост. Г.С.Меркин] –3-е изд. – М. «Русское слово» 2014,

1. Планируемые результаты освоения учебной программы.

Личностные результаты

- гордиться школьными успехами и достижениями;

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.

- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

Метапредметные:

а) регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять совместный с учителем поиск средств их существования;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач;

- осуществлять контроль в деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- осуществлять самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

б) познавательные универсальные учебные действия:

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

в) коммуникативные универсальные учебные действия:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях;

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;

- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.);

- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.


Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного предмета «Литература» должны отражать сформированность умений:

  • читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из перечня:

Мифы разных народов, включая античные мифы.

Пословицы, поговорки, загадки. Сказки народов России и народов мира.

Басни И.А. Крылова. Басни из мировой литературы.

Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «Зимний вечер», «Зимнее утро»); «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Рассказ И.С. Тургенева «Муму».

Произведения Н.А. Некрасова: стихотворения о детях; фрагменты поэмы «Мороз, Красный нос».

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

Юмористические рассказы А.П. Чехова.

Стихотворения отечественных поэтов второй половины XIX – ХХ веков о родной природе, связи человека с Родиной (в том числе Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова).

Рассказы о природе К.Г. Паустовского, Л.Андреева (например, «Кусака»); произведения отечественной и зарубежной литературы о животных.

Повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе» (фрагменты).

Произведения отечественных поэтов и прозаиков ХХ–XXI веков на тему «военное детство» (в том числе, повесть В.П. Катаева «Сын полка»; рассказ А.П. Платонова «Никита», стихотворения А.Т. Твардовского, К.М. Симонова).

Рассказы на тему детства (в том числе рассказы В.М. Шукшина «Дядя Ермолай», В.П. Астафьева «Васюткино озеро»).

Произведения приключенческого жанра отечественной и зарубежной литературы (в том числе избранные главы из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера»).

  • выбирать произведения для самостоятельного чтения;

  • эмоционально откликаться на прочитанное, делиться впечатлениями о произведении;

  • выразительно читать вслух произведения и их фрагменты в соответствии с лексико-синтаксическими особенностями текста, его смыслом, соблюдать правильную интонацию (при наличии возможности);

  • выразительно читать наизусть (при наличии возможности) не менее 5 поэтических произведений (ранее не изученных), включенных в конкретную рабочую программу (передавать эмоциональное содержание произведения, точно воспроизводить стихотворный ритм);

  • определять и формулировать тему и основную мысль прочитанных произведений;

  • понимать образную природу литературы как особого вида искусства, отличать художественный текст от научного, делового, публицистического;

  • рассуждать о героях и проблематике произведений, обосновывать свои суждения с опорой на текст, использовать изученные теоретико-литературные понятия; различать основные жанры фольклора и художественной литературы (фольклорная и литературная сказка, загадка, пословица, поговорка, басня, рассказ, повесть, лирическое стихотворение), отличать прозаические тексты от поэтических; задавать вопросы по содержанию произведений;

  • характеризовать героя произведения, создавать его словесный портрет на основе авторского описания и художественных деталей, оценивать его поступки, сопоставлять персонажей одного произведения по сходству или контрасту;

  • передавать свои впечатления от лирического стихотворения, определять выраженное в нем настроение;

  • определять авторское отношение к героям и их поступкам;

  • выделять ключевые эпизоды или сцены в тексте произведения;

  • сопоставлять эпизоды внутри произведения;

  • соотносить произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства;

  • обогащать собственную речь в процессе чтения и обсуждения лучших образцов отечественной и зарубежной литературы;

  • пользоваться энциклопедиями, словарями, справочниками; каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете;

  • пересказывать (при наличии возможности или представить в письменной форме) художественный текст (подробно и сжато);

  • составлять простой план художественного произведения (или фрагмента), в том числе цитатный;

  • участвовать в беседе (при наличии возможности) о прочитанном, в том числе используя информацию о жизни и творчестве писателя; формулировать свою точку зрения и понимать смысл других суждений;

  • создавать собственный письменный текст: давать развернутый ответ на вопрос (объемом не менее 70 слов), связанный со знанием и пониманием литературного произведения; дорабатывать собственный письменный текст по замечаниям учителя.


2. Содержание учебного предмета

Введение

Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная па­мять). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).

Раздел 1. Из устного народного творчества

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в вол­шебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление пре­пятствий, счастливый финал. Сказочные образы. Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Бытовая сказ­ка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от вол­шебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок. Своеобразие лексики в сказках. Сказка и миф: сходства и различия. Сказки народов России. «Падчерицам.

Теория литературы: загадки, пословицы, поговорки (разви­тие представлений); антитеза, антонимы, иносказание. Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпи­теты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж.

Развитие речи: работа со словарями, составление словар­ной статьи; сказывание сказки; сочинение собственной сказки.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, книжная выставка, кинофильмы и мультипликации по мотивам сказочных сюжетов.

Краеведение: сказки и другие жанры фольклора в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, фольклорный праздник, предметная неделя и др.

Раздел 2. Древнерусская литература

Создание первичных представлений о древнерусской лите­ратуре.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические собы­тия, факты жизни государства и отдельных князей и их отраже­ние в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерус­ского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литера­туры;

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

Раздел 3. Из басен народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Ли­сица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы ди­дактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравствен­ная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просве­щение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Во­роной Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отно­шение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Те­матика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсце­нирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова.

Раздел 4. Из русской литературы IXX века

А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти­хотворение «Няне*. Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи бога­тырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народ­ной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от­личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, под­лость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людми­ла» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразитель­ных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной ли­рике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наи­зусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произ­ведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Поэзия XIX века о родной природе

А.А. Фет. «Чудная картина...»

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Весен­ние воды».

Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» И.З.Суриков. «В ночном».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворе­ние «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонто­ва. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письмен­ный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородин­ском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстра­циями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судь­бе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отраже­ние в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные моти­вы в художественном произведении; фантастика; сюжет; ху­дожественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор мате­риала для изложения с творческим заданием, формулировка уча­щимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные изда­ния повести Н.В. Гоголя».

Русская литература XIX века (вторая половина)

И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Мужу» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; об­раз Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Со­циальная несправедливость, бесправие, беззаконие, доброде­тельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставле­ние персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение авто­ра к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художе­ственном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, ра­бота со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Ясно­полянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедли­вость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жи­лин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. От­ношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка выво­да, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»', тема; приемы созда­ния характеров и ситуаций; отношение писателя к персона­жам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), ко­мическая ситуация, ирония; роль детали в создании художе­ственного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористическо­го произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Раздел 5. Из литературы XX века

И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влия­ние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема при­роды и приемы ее реализации; художественное богатство стихо­творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпи­зода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; состав­ление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное свое­образие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использо­ванием ключевых слов, альтернативное изложение.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху­дожественными и документальными фотографиями.

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Ни­кита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пере­сказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов. Развитие речи: пересказ.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе­туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре­бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспита­ние чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Родная природа в произведениях писателей XX века

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня Соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи век люби» (отрывок).

Раздел 6. Из зарубежной литературы

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию ми­ра. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

ГОМЕР

Поэма «Одиссея» («Одиссей на ос­трове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персо­наж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выбороч­ное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновен­ные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отры­вок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчи­вость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, ро­ман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представ­лений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный от­зыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ри­сунки учащихся.

М.ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобио­графические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма дет­ской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письмен­ный отзыв о герое.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоцио­нальный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная ха­рактеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Ска­зание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоя­тельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрос­лых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Итоговый урок

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал», или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Басня — на выбор.

А.С. Пушкин. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Н.А. Некрасов. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XIX века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений — по выбору.

С.А. Есенин. Одно из стихотворений — по выбору.

Одно из стихотворений о русской природе поэтов XX века.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олице­творение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, ху­дожественными и документальными фотографиями.


Для домашнего чтения

Античные мифы

Ночь, Луна, Заря и Солнце. Нарцисс.

Сказания русского народа

Устроение мира. Первая битва Правды и Кривды. Рожде­ние Семаргла, Стрибога. Битва Семаргла и Черного Змея.

Детская Библия

Русское народное творчество

Сказки: «Лиса и журавль», «Ворона и рак», «Иван кре­стьянский сын и чудо-юдо», «Поди туда не знаю куда, при­неси то не знаю что».

Загадки, частушки, пословицы, поговорки.

Литературные сказки

В.Ф. Одоевский, Л.Н. Толстой, А.Н.Толстой (1—2 по выбору).

Сказки братьев Гримм, Ш. Перро, Х.К.Андерсена (1—2 по выбору).

Из древнерусской литературы

Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

Из «Хождения за три моря » Афанасия Никитина.

Из литературы XVIII века

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум умолк...»

Из литературы XIX века

И.А. Крылов. «Ларчик», «Обоз». К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Е.А. Баратынский. «Водопад». А.С.Пушкин. «Кавказ», «Выстрел». М.Ю. Лермонтов. «Ветка Палестины», «Пленный ры­царь», «Утес».

А.В. Кольцов. «Осень», «Урожай». Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Н.А. Некрасов. «Накануне светлого праздника». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик». И.С. Тургенев. «Бежин луг», из «Записок охотника». В.М. Г а р ш и н. «Сказка о жабе и розе». А.А. Фет. «Облаком волнистым...», «Печальная береза». И.С. Никитин. «Утро», «Пахарь». Я.П. Полонский. «Утро».

А.Н. Майков. «Весна», «Осенние листья по ветру кру­жат...».

Ф.И. Тютчев. «Утро в горах».

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из ка­детских воспоминаний». А.Н. Островский. «Снегурочка».

Из литературы XX века

М. Горький. «Дети Пармы», из «Сказок об Италии». А.И. Куприн. «Чудесный доктор». И.А. Бунин. « Шире, грудь, распахнись...», «Деревен­ский нищий», «Затишье», «Высоко полный месяц сто­ит. ..», «Помню долгий зимний вечер...». И.С. Соколов-Микитов. «Петька», «Зима». М.М. Пришвин. «Моя родина». А.Т. Твардовский. «Лес осенью». К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» Е.И. Носов. «Варька». В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка» — по выбору.


4. Тематическое планирование.

п/п

Название разделов и тем

Кол-во часов

В том числе на:

Уроки

Контроль-ные работы

Лаборат.-практические, развитие речи, творч. работы, экскурсии, внекл. чтение

Примерное кол-во часов на самостоят. работы учащихся


Введение. Книга – твой друг

1

1




Раздел 1. Из мифологии. ( 1ч.)

1

Миф «Олимп

1

1

1



Раздел 2.Из устного народного творчества(3 ч.)

1

Из устного народного творчества

3

2


1(сочинение)


Раздел 2. Из древнерусской литературы (2 ч.)

2

Из древнерусской литературы

2

2




Раздел 3. Басни народов мира (2 ч.)

3

Басни народов мира

2

2




Раздел 4. Из литературы ХIХ века (15 ч.)

4

А. С. Пушкин

3

3

1



5

М. Ю. Лермонтов

3

2


1 сочинение


6

Н. В. Гоголь

2

2




7

И. С. Тургенев

2

2




8

Н. А. Некрасов

2

2




9

Л. Н. Толстой

2

2




10

А. П. Чехов

1

1




Раздел 5. Из литературы ХХ века (4 ч.)

11

И. А. Бунин

Л. Н. Андреев

А. И. Куприн

1

1




12

А. А. Блок

С. А. Есенин

А. П. Платонов

1

1




13

П. П. Бажов

Н. Н. Носов

В. П. Астафьев

1

1




14

Е. И. Носов

В. И. Белов

В. Г. Распутин

1

1




Раздел 6. Из зарубежной литературы (6ч.)

15

Д. Дефо

1

1




16

Х. К. Андерсен

1

1




17

М. Твен

1

1




18

Ж. Ронни-Старший

1

1




19

Дж. Лондон

1

1




20

Заключительный урок

1

1

1



Итого

34

32


2



Приложение № 1

Тематическое планирование. 5 класс. Обучающийся ГОНЧАРОВ АЛЕКСЕЙ.

Учитель Базаева Л.В.

№ п/п

Дата

Тема, содержание урока

Ко-во

часов

Планируемые результаты

Примечание

План

Факт



УУД

Предметные

(- научится;

- получит возможность научиться)


Личностные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные

1-я четверть ( 8 ч. )

Введение (1 ч.)

1.

7.09

7.09

Книга – твой друг

1

Формирование представлений о познании как гуманистической ценности, роли книги как духовного завещания, способа познания прошлого, осмысления настоящего и будущего.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития.

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Научится: создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.


Раздел 1. Из мифологии (2 ч.)

2.

14.09

14.09

Миф «Олимп»

1

Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности, понятиях нравственные принципы и авторитеты. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.

Ученик научится: понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Использовать литературоведческий терминпредание.

Получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;


Раздел 2. Из устного народного творчества (7 ч.)

3

21.09

21.09

Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. Пословицы и поговорки


1

Формирование представлений о высших ценностях.

Осмысление сущности мифологических представлений, культовой, мистической и социальной роли загадок.

Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Формирование умения осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Ученик научится: выявлять ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора. Овладеть литературоведческим термином загадка.

Воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие.

Получит возможность научиться: формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка.



4

28.09

28.09

Р.Р. Сочинение-рассказ по пословице.Анализ письменных работ






5

5.10

5.10

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

1

Формирование представлений об эстетических ценностях гуманизма, о красоте внешней и внутренней, справедливости, счастье настоящих людских отношений, неомраченных помыслами о знатности и богатстве, , достоянного душевных качеств человека, о торжестве справедливости. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).

Научится: понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора. Овладеть литературоведческими терминами:сказка, типы сказок, образы животных, образ-пейзаж, композиция волшебной сказки.

Определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа)

Получит возможность научиться : строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


Раздел 3. Из древнерусской литературы(3 ч.)

6

12.10

12.10

Из «Повести временных лет»: «Расселение славян».

1

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства; осмысление образа коня в магических представлениях и верованиях разных народов; противопоставление Олегу волхва как представителя местного общества.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Научится: осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст, выбирать ключевые слова.

Получит возможность научиться: сравнивать древнерусский язык и современный русский язык; понимать связь литературных произведений с эпохой их написания.


7

19.10

19.10

«Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».

1

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности в процессе осмысления идеи объединения славянских племён;


Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Научится: понимать ключевые проблемы изученных произведений древнерусской литературы; владеть литературоведческим термином «летопись»;


Получит возможность научиться: формулировать собственноеотношение к произведениям русской литературы, их оценка; понимание русского слова в его эстетической функции.


Раздел 4. Басни народов мира (6 ч.)

8

26.10

26.10

Из басен народов мира. Эзоп «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград», Ж.де Лафонтен «Лисица и виноград».

1

Формирование представлений об обмане как антиценности в процессе осмысления понятий «мудрость истинная и ложная».

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений мировой литературы;

Научится: литературоведческими терминами «басня», «притча», «эзопов язык»; приобщатся к духовно-нравственным ценностям мировой литературы; эстетическое восприятие произведений литературы; заложат основы формирования эстетического вкуса.


2-я четверть 7 ч. )

9

9.11

16.11

М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…».

1

Формирование представлений о познании как гуманистической ценности;


Умение задавать вопросы и отвечать на вопрос; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;


Научитсяосновам анализа басни, доказывать особенности басни, объяснять отличие басни от сказки; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;


Раздел 4. Из литературы XIX века (39 ч.)

Тема 1. А. С. Пушкин (7 ч.)

10

16.11

17.11

Краткие сведения об А.С. Пушкине.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

Совершенствование духовно-нравственные качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.


Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе; развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности; осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Научится понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;


Получит возможность научиться создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.


11

23.11

23.11

А.С. Пушкин «Няне».

1

Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; внутренняя несостоятельность и обреченность зла; беззащитность и доверчивость доброты перед жестоким и коварным злом; противопоставление мягкости и надменности, любви и эгоизма; нравственная красота, взаимное уважение и целомудрие – моральный идеал народа; истинная красота человека – красота души.

Формирование умения отбирать нужный материал;умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста.

Научится литературоведческим термином «фольклорные элементы»; сумеет понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;


Получит возможность научиться создавать устные монологические высказывания разного типа; эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса.


12

30.11

30.11

Образы природы в стихотворениях

А.С. Пушкина. «Зимняя дорога», «Зимнее утро»

1

Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; истинные ценности человека: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение устной и письменной речью; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом.

Научится определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение литературоведческими терминами «литературная сказка», «народная сказка»;

Получит возможность научиться вести диалог; понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.


Тема 2. М. Ю. Лермонтов (6 ч.)

13

7.12

07.12

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове.

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

1

Формирование представлений о творчестве, о свободе выражения своих чувств.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи, познавать новое, сочетать познавательную деятельность и умение анализировать прочитанное.

Научится понимать ключевые проблемы изученных произведений, их связи с эпохой написания и нравственными ценностями.


14

14.12

14.11

Р/р Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Повествование о событии от лица участника

1


Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Научится выявлять авторскую позицию, определять своё отношение к ней и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;


15

21.12

17.12

Средства художественной выразительности в стихотворении.

1

Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности; патриотизм, мужество, единство русского народа.


Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей; воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Научится литературоведческим терминам «метафора», «звукопись», «диалог», «монолог», «аллитерация», «ассонанс»; сумеет понять и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения;

Получит возможность научиться формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка; понимание изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов.


3-я четверть

Тема 3. Н. В. Гоголь (3ч.)

16

11.01

18.01

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».

1

Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; становление творческой личности писателя; увлечение литературой и театром, интерес к этнографии, к украинской старине, к фольклору; осуждение образа жизни «существователей»; утверждение роли искусства в жизни общества.

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Научится понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей XIX века; формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;

Получит возможность научиться создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.


17

18.01

19.01

Образы и сюжет повести. Зло и добро в повести.

1

Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; победа добра над злом в фантастическом мире, созданном в воображении художника слова; открытый финал повести как перспектива реального мира.


Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом; формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как способа познания жизни.

Научится характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; овладеет литературоведческими терминами «фантастика», «сюжет», «художественная деталь», «портрет», «речевая характеристика»; сумеет пересказывать прозаические отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

Получит возможность научиться пониманию роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов.


Тема 4. И. С. Тургенев (7 ч.)

18

25.01


Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. И.С. Тургенев «Муму».

1

Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; взаимоотношение народа и государства; выявление причин чувства одиночества, ощущение несправедливости окружающего мира; личные обиды как отголосок всенародной беды – крепостного права.

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учении и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Научится подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; овладеет литературоведческим термином «прототип»; приобщится к духовно-нравственным ценностям литературы и культуры; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту.

Получит возможность научиться создавать устные монологические высказывания разного типа.


19

1.02


Рассуждение«Мог ли Герасим поступить иначе?»

1

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; отражение уродливых явлений русской жизни начала XIX в., порожденных крепостным правом, в образах барской дворни; нравственное превосходство Герасима над окружающими; внутренний протест, стремление к независимости героя.

Формирование умения правильно отбирать материал; формирование умений воспринимать, анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении.

Научится делать сравнительную характеристику персонажей; художественно пересказывать эпизоды.


Тема 5. Н. А. Некрасов (5 ч.)

20

8.02


Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта.

Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.

1

Формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма.


Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Научится подбирать материал о биографии и творчестве писателя.


21

15.02


Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения.

Н.А.Некрасов «Тройка»

1

Формирование представлений о социальных ценностях гуманизма; взаимоотношение народа и государства; серьезное и строгое отношение к труду русского крестьянства; сознание своего долга перед семьей; чувство любви к России, соединенное с чувством боли за неё.

Формирование умений воспринимать и анализировать, критически оценивать прочитанное; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Научится понимать и формулировать тему и идею литературного произведения; владеть литературоведческими терминами «строфа», «эпитет», «сравнение», «оксюморон»;

Получит возможность научиться понимать авторскую позицию и своего отношения к ней; умение вести диалог.


Тема 6. Л. Н. Толстой (5 ч.)

22

22.02


Л.Н. Толстой. Сведения о писателе.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену.

1

Формирование представлений об агрессивности как антиценности; осуждение жестокости, национальной розни.


Умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

Научится подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения;

Получит возможность научиться пониманию связей литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания.


23

1.03


Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

Формирование представлений о чистосердечии, чувстве товарищеского долга, ответственности за более слабого; противопоставление активной жизненной позиции пассивности и нерешительности.

Развитие способности понимать литературное художественное произведение, отражающее разные этнокультурные традиции; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств.

Научится определять литературоведческие термины «завязка», «кульминация», «развязка»; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; понимание авторской позиции и умение формулировать свое отношение к ней.


Тема 7. А. П. Чехов (6 ч.)

24

11.03


А.П. Чехов. Детские и юношеские годы. Чехов «Злоумышленник», «Пересолил».

1

Формирование представлений о свободе как экзистенциальной ценности гуманизма; чувство свободы и человеческого достоинства, непримиримое отношение к деспотизму, лжи, пресмыкательству.

Умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); умение перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осознание значимости литературы для своего дальнейшего развития.

Научится подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; эстетическое восприятие произведений литературы.


Раздел 6. Из литературы XX века (31 ч.)

Тема 1. И. А. Бунин (3 ч.)

25

15.03


И.А.Бунин, Н.Л.Андреев, А.И.Куприн

1

Совершенствование духовно-нравственныхкачеств личности, воспитание любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе.

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Научится подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.


4-я четверть

Тема 4. А. А. Блок (2 ч.)

26

29.03


А.А.Блок, С.А.Есенин, А.П.Платонов

1

Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма; любовь к родной земле, родному дому; доброта, высокое благородство, искренность и доверчивость – черты характера поэта.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

Научится духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

Получит возможность научиться понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.


27

5.04


П.П. Бажов. Н.Н.Носов, В.П.Астафьев

1

Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; служение народу – высшая цель творчества.

Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Научится подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; формирование собственного отношения к произведениям русской литературы.


28

12.04


Е.И. Носов, В.И.Белов, В.Г.Распутин


1

Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма. Интерес к традициям народной культуры и отечественной классики, в которых польза и красота, четкое жизненное намерение и бессознательное очарование жизнью совпадают.

Целеустремленность, энергичность.

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Научится понимать ключевые проблемы изученных произведений русских писателей ХХ века.


Раздел 6. Из зарубежной литературы (13 ч.)

Тема 1. Д. Дефо (2 ч.)

29

19.04


Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» (Отрывок).

1

Формирование представлений о труде как гуманистической ценности; творческий труд и созидание.

Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Научится понимать ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы;

Имеет возможность научиться сопоставлять духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры с духовно-нравственными ценностями других народов;


30

26.04


Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе и его детстве. «Соловей».

1

Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; творчество как урок человечности, доброты, любви к людям. Противопоставление подлинного и мнимого в жизни и искусстве.

Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических воздействий родного языка на основе изучения произведений мировой литературы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

Научится понимать ключевые проблемы изученных произведений зарубежной литературы; владеть литературоведческим термином «волшебная сказка».


31

4.05


М. Твен. Краткие сведения о писателе Роман «Приключения Тома Сойера». (Отрывок)..

1

Формирование представлений о творчестве как гуманистической ценности и свободе как условии творчества.


Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей и чувств.

Научится подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения; понимание ключевых проблем изученных произведений зарубежной литературы.


32

11.05


Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь».

1

Формирование представлений о совершенстве как нравственной ценности гуманизма; эволюция сознания человека; развитие благородных чувств и стремления защитить более слабых товарищей на фоне господства первобытных инстинктов.

Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умение составлять собственное суждение о предмете речи.

Научится пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста.


33

17.05


Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе. «Сказание о Кише».

1

Формирование представлений о смысле жизни как экзистенциальной ценности гуманизма; цельность характера, отвага и закаленность в борьбе за жизнь; протест против измельчания человеческой личности.

Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

Научится подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения.


34

24.05


Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения.

1

Формирование ответственного отношения к учению; готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Знакомство с ключевыми проблемами произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв., литературы народов России и зарубежной литературы, которые будут изучаться в 6 классе.




Приложение № 2

Нормы оценивания по литературе.

Критерии устного ответа по литературе:

Оценка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

5

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

4

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

3

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

2

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

Оценка письменных работ

Тест

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов:

  • Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%–100% от общего количества вопросов.

  • Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

  • Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%–70% правильных ответов.

  • Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%–50% правильных ответов.

  • Оценка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.

13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!