МБОУ «Б-Болдинская средняя школа имени А.С. Пушкина»
Рабочая программа
по окружающему миру
1 класс УМК «Школа России»
2021-2022
Аннотация к рабочей программе
по окружающему миру
1 класс
УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова (УМК «Школа России») и Рабочей программы по воспитанию.
Обучение ведётся по учебникам «Окружающий мир», 1 класс, в 2-х частях, автор А.А. Плешаков.
Цели:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
воспитание интереса к изучению окружающего мира, бережного отношения к природе и экологической культуры.
Задачи:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч. в неделю. Программа рассчитана на 66 ч. (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Что и кто? (21 ч)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.
Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.
Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (10 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.
Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание воспитания РПВ |
1 | Что и кто? | 21 ч. | Воспитание любви к своей Родине, интереса к изучению окружающего мира, бережного отношения к природе. Формирование безопасного поведения дома и в природе. |
2 | Как, откуда и куда? | 13 ч. | Воспитание любви и уважения к своей семье. Формирование экологической культуры и бережного отношения к живой природе. |
3 | Где и когда? | 10 ч. | Воспитание интереса к изучению окружающего мира. Формирование общей культуры поведения. Воспитание дружеских отношений в классе, в школе. |
4 | Почему и зачем? | 22 ч. | Формирование любознательности. Воспитание гигиенической и экологической культуры. Формирование безопасного поведения на улице и в транспорте. Воспитание ответственного поведения к животным. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата |
1. | Вводный урок. Задавайте вопросы! | |
Раздел 1. «Что и кто?» (20 ч.) |
2. | Урок-экскурсия. Что такое Родина? Проект «Моя малая Родина» | |
3. | Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?» | |
4. | «Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?» | |
5. | Что у нас над головой? | |
6. | Что у нас под ногами? | |
7. | Что общего у разных растений? | |
8. | Что растёт на подоконнике? | |
9. | Что растёт на клумбе? | |
10. | Что это за листья? | |
11. | Что такое хвоинки? | |
12. | Кто такие насекомые? | |
13. | Кто такие рыбы? | |
14. | Кто такие птицы? | |
15. | Кто такие звери? | |
16. | Что окружает нас дома? | |
17. | Что умеет компьютер? | |
18. | Что вокруг нас может быть опасным? | |
19. | На что похожа наша планета? | |
20. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | |
Раздел 2. «Как, откуда и куда?» ( 13 ч.) |
21. | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | |
22. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | |
23. | Откуда в наш дом приходит электричество? | |
24. | Как путешествует письмо? | |
25. | Куда текут реки? | |
26. | Откуда берутся снег и лёд? | |
27. | Откуда в снежках грязь? | |
28. | Как живут растения? | |
29. | Как живут животные? | |
30. | Как зимой помочь птицам? | |
31. | Откуда берётся и куда девается мусор? | |
32. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | |
33. | Презентация проекта «Моя семья» | |
Раздел 3. « Где и когда?» (10 ч.) |
34. | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | |
35. | Когда придет суббота? | |
36. | Когда наступит лето? | |
37. | Где живут белые медведи? | |
38. | Где живут слоны? | |
39. | Где зимуют птицы? | |
40. | Когда появилась одежда? | |
41. | Когда изобрели велосипед? | |
42. | Когда мы станем взрослыми? | |
43. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | |
Раздел 4. «Почему и зачем?» (22 ч.) |
44. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | |
45. | Почему Луна бывает разной? | |
46. | Почему идёт дождь и дует ветер? | |
47. | Почему звенит звонок? | |
48. | Почему радуга разноцветная? | |
49. | Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы» | |
50. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | |
51. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | |
52. | Зачем мы спим ночью? | |
53. | Почему полезно есть овощи и фрукты? | |
54. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа «Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук» | |
55. | Зачем нам телефон и телевизор? | |
56. | Зачем нужны автомобили? | |
57. | Зачем нужны поезда? | |
58. | Зачем строят корабли? | |
59. | Зачем строят самолёты? | |
60. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | |
61. | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | |
62. | Зачем люди осваивают космос? | |
63. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | |
64. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | |
65. | Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по итогам года | | |
Формы контроля и варианты его проведения
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах: тестирование; практические работы; творческие работы учащихся; контрольные работы (комплексная работа по итогам обучения, стандартизированная контрольная работа).
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Формы и виды контроля
Текущий | Тематический | Итоговый |
индивидуальный опрос | проверочная работа | контрольная работа |
фронтальный опрос | тестирование | проектная деятельность |
| самостоятельная работа | диктант |