СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РП по окружающему миру, 1 класс, УМК "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РП по окружающему миру, 1 класс, УМК "Школа России"»

МБОУ «Б-Болдинская средняя школа имени А.С. Пушкина»













Рабочая программа

по окружающему миру





1 класс УМК «Школа России»



















2021-2022

Аннотация к рабочей программе

по окружающему миру

1 класс

УМК «Школа России»


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Окружающий мир» под редакцией А.А. Плешакова (УМК «Школа России») и Рабочей программы по воспитанию.


Обучение ведётся по учебникам «Окружающий мир», 1 класс, в 2-х частях, автор А.А. Плешаков.


Цели:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;

  • воспитание интереса к изучению окружающего мира, бережного отношения к природе и экологической культуры.


Задачи:

    • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

    • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

    • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

    • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.


В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе отводится 2 ч. в неделю. Программа рассчитана на 66 ч. (33 учебные недели).


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание учебного предмета

Что и кто? (21 ч)

Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.

Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.

Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).

Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям.

Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.

Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.

Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.

Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.

Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.

Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.

Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.

Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника.  Что такое зоопарк?

Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.

Как, откуда и куда? (12 ч)

Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом.

Канализация и очистные сооружения.

Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи (по усмотрению учителя).

Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.

Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.

Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).

Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.

Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.

Где и когда? (10 ч)

Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.

Холодные и жаркие районы Земли.

Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.

Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.

Одежда людей в прошлом и теперь.

История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.

Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.

Почему и зачем? (22 ч)

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.

Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.

Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.

Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.

Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.

Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.

Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.

Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.

Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.

Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.

Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.

Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.

Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение.

Космические станции.

Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.

Практическая работа: Простейшие правила гигиены.

Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.



Тематическое планирование по окружающему миру

п/п

Название раздела

Кол-во

часов

Содержание воспитания РПВ

1

Что и кто?

21 ч.

Воспитание любви к своей Родине, интереса к изучению окружающего мира, бережного отношения к природе.

Формирование безопасного поведения дома и в природе.

2

Как, откуда и куда?

13 ч.

Воспитание любви и уважения к своей семье.

Формирование экологической культуры и бережного отношения к живой природе.

3

Где и когда?

10 ч.

Воспитание интереса к изучению окружающего мира.

Формирование общей культуры поведения.

Воспитание дружеских отношений в классе, в школе.

4

Почему и зачем?

22 ч.

Формирование любознательности.

Воспитание гигиенической и экологической культуры.

Формирование безопасного поведения на улице и в транспорте.

Воспитание ответственного поведения к животным.







Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата

1.

Вводный урок. Задавайте вопросы!


Раздел 1. «Что и кто?» (20 ч.)

2.

Урок-экскурсия. Что такое Родина? Проект «Моя малая Родина»


3.

Экскурсия «Что у нас на школьном дворе?»


4.

«Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве?»


5.

Что у нас над головой?


6.

Что у нас под ногами?


7.

Что общего у разных растений?


8.

Что растёт на подоконнике?


9.

Что растёт на клумбе?


10.

Что это за листья?


11.

Что такое хвоинки?


12.

Кто такие насекомые?


13.

Кто такие рыбы?


14.

Кто такие птицы?


15.

Кто такие звери?


16.

Что окружает нас дома?


17.

Что умеет компьютер?


18.

Что вокруг нас может быть опасным?


19.

На что похожа наша планета?


20.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина»


Раздел 2. «Как, откуда и куда?» ( 13 ч.)

21.

Как живёт семья? Проект «Моя семья»


22.

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?


23.

Откуда в наш дом приходит электричество?


24.

Как путешествует письмо?


25.

Куда текут реки?


26.

Откуда берутся снег и лёд?


27.

Откуда в снежках грязь?


28.

Как живут растения?


29.

Как живут животные?


30.

Как зимой помочь птицам?


31.

Откуда берётся и куда девается мусор?


32.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»


33.

Презентация проекта «Моя семья»


Раздел 3. « Где и когда?» (10 ч.)

34.

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»


35.

Когда придет суббота?


36.

Когда наступит лето?


37.

Где живут белые медведи?


38.

Где живут слоны?


39.

Где зимуют птицы?


40.

Когда появилась одежда?


41.

Когда изобрели велосипед?


42.

Когда мы станем взрослыми?


43.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»


Раздел 4. «Почему и зачем?» (22 ч.)

44.

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?


45.

Почему Луна бывает разной?


46.

Почему идёт дождь и дует ветер?


47.

Почему звенит звонок?


48.

Почему радуга разноцветная?


49.

Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы»


50.

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?


51.

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?


52.

Зачем мы спим ночью?


53.

Почему полезно есть овощи и фрукты?


54.

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа

«Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук»


55.

Зачем нам телефон и телевизор?


56.

Зачем нужны автомобили?


57.

Зачем нужны поезда?


58.

Зачем строят корабли?


59.

Зачем строят самолёты?


60.

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?


61.

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?


62.

Зачем люди осваивают космос?


63.

Почему мы часто слышим слово «экология»?


64.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»


65.

Презентация проекта «Мои домашние питомцы»


66.

Проверим себя и оценим свои достижения по итогам года




Формы контроля и варианты его проведения


Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах: тестирование; практические работы; творческие работы учащихся; контрольные работы (комплексная работа по итогам обучения, стандартизированная контрольная работа).

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.


Формы и виды контроля


Текущий

Тематический

Итоговый

индивидуальный опрос

проверочная работа

контрольная работа

фронтальный опрос

тестирование

проектная деятельность


самостоятельная работа

диктант






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!