СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские народные инструменты

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

История созданий оркестра. Имеются дидактические материалы , которые можно использовать на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Русские народные инструменты»



Урок музыки

по теме: Русские народные инструменты



учитель музыки МАОУ СОШ №4

г.Балаково Саратовской области

Мордовин Алексей Геннадьевич












Предмет: музыка

  1. УМК: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 2 класс. 8-е издание. Учебник. М.: .Просвещение, 2017.

Тема урока: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

Тип урока: урок открытия нового знания

Вид урока: экскурсия

Аудитория: 2 класс

Образовательный уровень: начальное общее образование

Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, музыкальный инструмент баян.













2. Цель и задачи.

Цель урока: формирование музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их духовной культуры на основе эмоционального и осознанного восприятия интонационно-образного языка русской народной музыки через звучание русских народных инструментов.



Задачи:

Предметные

  1. Учить различать тембры оркестра русских народных инструментов, запоминать их названия.

2. Обучать навыкам исполнения музыки с помощью имитирования (изображая игру), используя музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотка, бубен, треугольник, гармошка).

3. Откликаться на изменение характера музыки и средств музыкальной выразительности, исполняя мелодию или ритм игры на музыкальных инструментах.

Личностные

1. Развитие у детей музыкального слуха, чувства ритма, исполнительского мастерства.

2.Развивать у учащихся осознание значимости коллективного исполнения музыки.

3. Развивать память, умение работать в группе и индивидуально.

Метапредметные

  1. Формировать интерес к русской музыкальной культуре.

  2. Способствовать воспитанию эстетичности, здорового образа жизни.

3. Воспитывать любовь и уважение к традициям и истории России.

.











Технологическая карта урока музыки

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»



Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Осознание своей национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов русского фольклора;

  2. Повышение мотивации к музыкально-творческому процессу.

Метапредметные: использовать русскую народную музыку в личных, образовательных и государственных интересах.

Регулятивные: уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования.

Коммуникативные: уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности (хоровой, инструментальной);

Познавательные: овладеть навыками осознанного ритмического исполнения содержания, характера, знаниями особенностей интонационно-образного языка русской музыки,

Предметные:

знать и понимать роль народной музыки в жизни человека; тембровые возможности русских народных музыкальных инструментов;

уметь: передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях); определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к народной музыке в устных и письменных высказываниях.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные действия

Слушание русской народной музыки

«Светит месяц», «Калинка»

Исполнение игровой песни «Бояре, а мы к вам пришли»

Анализ музыки

У детей формируется общее понятие о русских народных инструментах, о русском народном оркестре

Привести учащихся к пониманию русской народной музыки, ее тематики и жанровых особенностей

У учащихся появляется интерес к народному творчеству и различным видам музыкально-творческой деятельности

метапредметные

Познавательные УУД


Общеучебные УД



Логические УД


Учащиеся ориентируются в учебнике: определяют знания, которые будут сформированы при изучении данной темы.

Учащиеся отвечают на простые вопросы учителя, находят нужную информацию в учебнике

Регулятивные УУД


Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его

Саморегуляция

Развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных жанров

Учащиеся способны мобилизовать силу и энергию для преодоления препятствий

Коммуникативные УУД


Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Учащиеся умеют сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач

Учащиеся слушают и понимают речь других, отвечают на вопросы учителя

Личностные

Самоопределение





Нравственно-эстетическое оценивание

У учащихся формируется эмоционально-ценностное отношение к искусству.

Учащиеся реализуют творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального творчества.

У учащихся формируется позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.






Музыкальный материал:

Русские народные песни

Исполнение учителя музыки

Совместное исполнение учителя музыки и учащихся

«Полянка», «Камаринская».

«Светит месяц», «Калинка», «Ах вы сени мои сени», «Камаринская»,








Содержание


Музыкальное приветствие учащихся и учителя.

Учитель: «Здравствуйте, ребята!»

(звукоряд вверх - до, ре, ми, фа, соль первой октавы)

Дети: «Здравствуйте!»

(звучит на основе мажорного трезвучия)

Учитель: "Прозвенел звонок"

Дети: "Начался урок!"

Звучит русская народная песня «Камаринская»

Актуализация знаний.

Учитель:

Дорогие ребята! В начале нашего урока вы услышали песенку. Куда приглашает её мелодия?

Учащиеся: сплясать, потанцевать.

Учитель: Правильно! Она нас приглашает в театр, где мы будем слушать, исполнять русские плясовые народные песни.

А кто же может помочь исполнить такую музыку, чтобы спеть или сплясать?

Слайд№2

Учитель: Например, на поляне в лесу?

Слайд№3

Учащиеся: гармошка, балалайка.

Учитель: Молодцы, правильно. А чем больше таких инструментов, тем радостнее и веселее. В нашей необъятной России душа желает и петь и плясать.

А когда собираются много инструментов, то как их можно назвать одним словом?

Учащиеся: оркестр.

Слайд№4

Учитель: А какое слово нужно добавить к слову «оркестр», чтобы он соответствовал для русской песенно-танцевальной музыки?

Слайд№5

Учащиеся: Народный.

Учитель: Совершенно верно. Давайте целиком проговорим название: Оркестр русских народных инструментов. Нас интересует именно такой оркестр. А с чего всё начиналось?

Слайд№ 6

Учитель: Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п.

Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных песен и переложения сочинений, написанных для других составов, но также и произведения, написанные специально для них.

Учитель: А давайте создадим наш собственный народный оркестр! Создадим прямо на нашем уроке, да?

Учащиеся: Да!

Учитель: Но нам нужно знать: из каких же инструментов он состоит, что они из себя представляют?

Учитель: Для этого мы разделим наш класс на три группы:

первая группа- домристы, гусляры и балалаечники(учитель показывает как дети будут имитировать игру на инструментах);

вторая группа- исполнители на свистульках, рожке, свирели, флейте, жалейке, гобое (учитель показывает как дети будут имитировать игру на инструментах);

третья группа- исполнители на ложках, трещотках, бубне, барабане, колокольчиках чтобы легче было запомнить инструменты.

Слайд№ 7

Учитель: Струнная группа.

Домры: пикколо, малые, альтовые и басовые. Гусли клавишные и звончатые. Балалайки: примы, секунды, альтовые, басовые и контрабасовые.

Звучит русская народная песня «Светит месяц» (учитель показывает как дети будут имитировать игру на инструментах);Слайды № 8-11

Слайды 12-14

Группа духовых инструментов:

Русского происхождения — свирелижалейкиволынкивладимирские рожки (в настоящее время редки в составе оркестра) (учитель показывает как дети будут имитировать игру на инструментах);

Европейского происхождения — флейтыгобои (используются чаще, так как обладают тембром, почти идентичным русским инструментам, но бо́льшим диапазоном) (учитель показывает как дети будут имитировать игру на инструментах);

Оркестровые гармоники — в большинстве случаев используются современные баяны (от двух до пяти): обычно половина из них исполняет мелодию, остальные — басовые партии (появился инструмент Баян в честь певца-сказителя Бояна). В некоторых оркестрах могут также использоваться региональные варианты двухрядных гармошек: «ливенки», саратовские, «хромки» и т. д. (учитель показывает как дети будут имитировать игру на инструментах);



Звучит русская народная песня «Калинка».

Слайды 15-21

Группа ударных инструментов:

Русского происхождения — бубенцы, ложки, трещотки, бубен и т. п. (учитель показывает как дети будут имитировать игру на инструментах);

Европейские — литавры  колокольчики и другие (аналогично симфоническому оркестру). (учитель показывает как дети будут имитировать игру на инструментах);

Звучит русская народная песня «Ах вы сени мои, сени»

Дети исполняют хором. Слайды 22-27

4. Игра на музыкальных шумовых инструментах по Таблице счёта тактов ПРИЛОЖЕНИЕ 2

. Исполняются песни с помощью имитации или на «натуральных» инструментах «Светит месяц», «Калинка», «Ах вы сени мои сени» под аккомпанемент учителя.

Учитель: Музыканты каждый раз исполняя музыкальную мелодию старались немного изменить её, добавив в неё новые музыкальные краски: для этого, например, изменяли ритмическое сопровождение мелодии, исполняли её в разных регистрах.

Давайте и мы, попробуем исполнить нашу мелодию ещё раз, но по-другому, внеся в неё изменения.

Учитель: Повторное исполнение мелодии с изменениями в музыке, называется - вариацией.

Учитель: А те, кому в нашем «классном оркестре» не хватило музыкальных инструментов, поддержите, пожалуйста, мелодию песни хлопками в ладоши. Мне кажется, что это украсит наше оркестровое выступление и сделает повторное исполнение музыки, т.е. нашу вариацию, ещё интересней и придаст мелодии дополнительное развитие.

Примечание:

р.н.п. « Светит месяц» исполняется ещё раз с изменениями.

Добавляются «музыканты» из числа детей, изменяются ритмические партии в добавленных инструментах (трещотке и тамбурине), а ритмический рисунок мелодии песни прохлопывается ладошками.

5.Физминутка. Учащиеся делают хлопки в ритме русской народной песни «Полянка»

6.Заключительный этап. Приложение 4

Учитель: Ребята, настало время решить музыкальный кроссворд(дети отвечают или группой или хором)

1.То растянешь, то сожмешь,

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет – только тронь…

Как зовут ее?.. (гармонь)

2. Музыкальный инструмент узнаём в один момент.

С ней в оркестре веселей, развлекает малышей.

Деревянная на вид, из дощечек состоит

Длинных и коротких, и трещит (трещотка).

3. Деревянный инструмент

Зазвучит в один момент,

Струнам звонко подпевай-ка,

Заиграла ... (балалайка)

4. Деревянные, резные,

Расписные, озорные.

А в руках как застучат −

Всех порадуют ребят. (ложки)



5. Я играю от души,

Ритм очень труден.

Что звучит? Скорей скажи!

Непоседа… (бубен)

Учитель: Наш музыкальный урок подошёл к своему завершению. Мы были настоящими исполнителями и слушателями музыки нашего русского народа.  Наш музыкальный театр исполнял поистине главный жанр народной музыки-русские народные песни. А помогал исполнять музыку с вариациями наш уже созданный «оркестр», т.е. вы все добавляли нечто новое в его звучание. Это и есть русское народное песенное искусство.

С помощью инструментов вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать инструментам сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научили. А что может быть лучше, чем песня о русском инструменте в вашем исполнении?

Исполняется песня «Подай балалайку»

Работа над песней:

1.повторение текста припева;

2. интонирование мелодии припева со словами и исполнение песни в ансамбле с учителем.

Запев исполняет учитель, припев – ученики.

Учитель: Наш урок окончен. До новых встреч со сказкой.

Домашнее задание: нарисовать русский народный инструмент, исполнить ритмическое сопровождение, изменяя его при повторении одной и той же мелодии

Звучит мелодия «Камаринской».



ПРИЛОЖЕНИЕ 1









«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

(музыкально-игровой материал)











































Таблицы счёта тактов ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Название русской народной песни - танца

«Светит месяц»

ВНИМАНИЕ

в мелодии куплета 8 тактов


№ такта

1

2

3

4

5

6

7

8

Размер:4/4



(1- и 2-и)


(3-и 4-и)

(1- и 2-и)


(3-и 4-и)

(1- и 2-и)


(3-и 4-и)

(1- и 2-и)


(3-и 4-и)

(1- и 2-и)


(3-и 4-и)

(1- и 2-и)


(3-и 4-и)

(1- и 2-и)


(3-и 4-и)

(1- и 2-и)


(3-и 4-и)

Название русской народной песни - танца

«Калинка»

ВНИМАНИЕ

в мелодии куплета 32 такта(16+16)

в мелодии припева 16 тактов(8+8)


№ такта

1

2

3

4

5

6

7

8…

Размер:2/4

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)

(1-и 2-и)

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)

Название русской народной песни - танца

«Ах вы сени мои, сени»

ВНИМАНИЕ

в мелодии куплета 8 тактов


№ такта

1

2

3

4

5

6

7

8

Размер:2/4

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)

(1- и 2-и)



Карточки «Всё об инструменте» ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карточка №1 струнная группа

Балалайка — русский народный струнный инструмент. Слово «балалайка» произошло от слов «балакать» или «балаболить»,  что означает болтать или пустозвонить. Балалайка имеет треугольную форму и три струны.

ХАРАКТЕР ЗВУКА:



Карточка №1 струнная группа

Гусли – русский народный струнный инструмент. Под гусли исполняли былины, а также народные песни. Гусли отличаются по форме, количеству струн, размеру и настройке.  Самое малое количество струн на гуслях– 5, самое большое 66.

ХАРАКТЕР ЗВУКА:




Карточка №1 струнная группа

Домра - русский народный струнный инструмент. Имеет круглую форму, три (иногда четыре) струны, играют на ней с помощью медиатора (маленькая пластиночка). Домра – любимый инструмент музыкантов скоморохов.

ХАРАКТЕР ЗВУКА:






Карточка №2 группа духовых инструментов

Гармошка – это кнопочно - духовой инструмент, к которому относится и гармонь, и баян, и аккордеон.

ХАРАКТЕР ЗВУКА:


Карточка №2 группа духовых инструментов

Свирель – инструмент похожий на флейту. В древней Руси на свирели играл сын богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель и прутиков березы.

ХАРАКТЕР ЗВУКА:



Карточка №2 группа духовых инструментов

Рожок – пастуший муз. инструмент. Известны были сигнальный рожок и почтовый.

ХАРАКТЕР ЗВУКА:












Карточка №3 группа ударных инструментов

Ложки – они мало чем отличаются от обычной деревянной ложки, только крепче древесина. Славились в прошлом веке ложечники своей игрой.

ХАРАКТЕР ЗВУКА:


Карточка №3 группа ударных инструментов

Бубен – инструмент, где ударять надо по стороне, где натянута кожа, а в прорезях

звенят металлические пластинки.


Карточка №3 группа ударных инструментов

Трещотки – ударный инструмент, где от резкого удара деревянные пластины издают звук.











ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Кроссворд









1/ г










5/ б


А










у


Р










б


М



3/ б





2\ т

р

е

щ

О

т

к

а







н


Н



л









ь



а












4/ л

о

ж

к

и








а












й












к












а









Список использованных источников



https://nsportal.ru

https://yandex.ru/images/search

https://nsportal.ru

https://ru123.iplayer.info

http://muz-color.ru

https://infourok.ru

https://ru.wikipedia.org






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!