Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«КУМЕЙСКАЯ ОСНОВНАЯ общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО _________/ХрушковаГ.М./ Протокол №__ «____» сентября 2022г | | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________________/Гнутова Л.А../ Приказ №___ от «____» сентября 2022г |
Тематическое планирование
по русскому языку в 3 классе
2022-2023учебный год
Составитель:
Максимова Светлана Ивановна,
учитель начальных классов
д. Кумейка
2022 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование по предмету «Русский язык» составлено на основе:
1.Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образова
тельных учреждений с русским языком обучения;
2.Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык. 1-4 классы» (авторы В.Г.
Горецкий, В.П. Канакина; учебно-методический комплект «Школа России»).
Тематическое планирование соответствует нормативным документам:
1.Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного
общего образования;
3.Образовательной программе основного общего образования МКОУ «Кумейская основная
общеобразовательная школа»;
4.Учебному календарному графику и учебному плану основного общего образования МКОУ
«Кумейская основная общеобразовательная школа»;
5.Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года
№253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального, общего, среднего общего образования»;
6.Гигиеничесим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях
СанПин 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189 (с изменениями на 22 мая 2019 года).
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной
и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Тематическое планирование определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• развитие речи, мышления, воображения школьников, способности к творческой деятельности, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение русского языка в 3 классе отводится - 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели). УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Диктант | Изложение | Сочинение | Проект |
1 | Наша речь и наш язык | 3 | - | - | 1 | - |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 16 | - | - | 3 | - |
3 | Слово в языке и речи | 21 | 1 | 1 | 2 | 1 |
4 | Состав слова | 41 | 3 | 1 | 2 | 2 |
5 | Части речи | 76 | 6 | 4 | 5 | 3 |
6 | Повторение | 13 | 3 | 1 | - | - |
| ИТОГО: | 170 | 13 | 7 | 13 | 6 |
1. Литература.
1. Канакина, В. П. Русский язык. Рабочие программы. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федеосова, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2017.
2. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2017.
3. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М. : Просвещение, 2017.
4. Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций : в 2 ч. / В. П. Канакина. – М. : Просвещение, 2019.
5. Канакина, В. П. Русский язык : сборник диктантов и самостоятельных работ для начальной школы : 1–4 классы / В. П. Канакина, Г. С. Щеголева. – М. : Просвещение, 2018.
6. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2015.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2014.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа : www.festival.1september.ru
4. www.km.ru/education
5. www.uroki.ru
.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Наша речь и наш язык (3 ч) |
1 | Наша речь и наш язык. Знакомство с учебником «Русский язык». Виды речи. | 1 |
2 | Для чего нужен язык? | 1 |
3 | Развитие речи. Составление текста по рисунку | 1 |
Текст. Предложение. Словосочетание (17 ч) |
4 | Текст. Что такое текст? | 1 |
5 | Какие бывают тексты? | 1 |
6 | Предложение. Что такое предложение? | 1 |
7-8 | Виды предложений по цели высказывания | 2 |
9 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | 1 |
10-11 | Виды предложений по интонации | 2 |
12 | Что такое обращение? | 1 |
13 | Развитие речи. Составление предложений по рисунку с включением диалога и слов-обращений | 1 |
14 | Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нерапространенные предложения | 1 |
15 | Упражнение в разборе предложений по членам предложений | 1 |
16 | Простое и сложное предложение. Упражнение в различении сложного и простого предложения | 1 |
17 | Союзы в сложном предложении. Составление сложных предложений из двух простых | 1 |
18-19 | Словосочетание. Что такое словосочетание? Из чего состоит словосочетание? | 2 |
20 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» | 1 |
Слово в языке и речи (19 ч) |
21 | Слово в языке и речи. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | 1 |
22 | Слово в языке и речи. Синонимы и антонимы | 1 |
23 | Слово в языке и речи. Что такое омонимы? | 1 |
24 | Слово в языке и речи. Слово и словосочетание. Чем словосочетание отличается от слова | 1 |
25 | Слово в языке и речи. Слово и словосочетание. Что такое фразеологизмы? | 1 |
26 | Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста | 1 |
27 | Слово в языке и речи. Части речи. Что такое части речи? Имя существительное. Местоимение | 1 |
28 | Слово в языке и речи. Части речи. Имя прилагательное. Глагол | 1 |
29 | Слово в языке и речи. Части речи. Имя числительное | 1 |
30 | Развитие речи. Составление текста-натюрморта по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» | 1 |
31 | Слово в языке и речи. Однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными | 1 |
32 | Слово в языке и речи. Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки | 1 |
33-34 | Слово в языке и речи. Слово и слог. Звуки и буквы. Согласные звуки | 2 |
35-36 | Слово в языке и речи. Слово и слог. Звуки и буквы. Разделительный мягкий знак | 2 |
37 | Развитие речи. Сочинение по материалам экскурсии в парк (лес) (изложение текста со свободной передачей его содержания) | 1 |
38 | Слово в языке и речи. Проект «Рассказ о слове» | 1 |
39 | Проверочный диктант | 1 |
Состав слова (41 ч) |
40 | Состав слова. Что такое корень слова? | 1 |
41 | Корень слова. Как найти в слове корень? | 1 |
42 | Корень слова. Сложные слова. Правописание сложных слов | 1 |
43 | Формы слова. Что такое окончание? | 1 |
44 - 45 | Формы слова. Как найти в слове окончание? | 2 |
46 | Что такое приставка? | 1 |
47 | Как найти в слове приставку? | 1 |
48 | Значения приставок | 1 |
49 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | 1 |
50-51 | Значения суффиксов | 2 |
52 | Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе» | 1 |
53 | Что такое основа слова? | 1 |
54 | Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова. Разбор слова по составу | 1 |
55 | Обобщение знаний о составе слова. Проверочная работа | 1 |
56 | Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом | 1 |
57 | Проект«Семья слов» | 1 |
58 | В каких значимых частях слова есть орфограммы? | 1 |
59-61 | Правописание слов с безударными гласными в корне | 3 |
62 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Исторические чередования в корне | 1 |
63-65 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне | 3 |
66 | Проверочная работа | 1 |
67-69 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | 3 |
70-71 | Правописание слов с удвоенными согласными | 2 |
72 | Составление текста по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» | 1 |
73-75 | Правописание суффиксов и приставок | 3 |
76-77 | Правописание приставок и предлогов | 2 |
78-79 | Правописание слов с разделительным твердым знаком | 2 |
80 | Контрольный диктант | 1 |
Части речи (77 ч) |
81-82 | Части речи. Повторение | 2 |
83-84 | Что обозначает имя существительное? | 2 |
85 | Части речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 |
86 | Развитие речи. Обучающее подробное изложение повествовательного текста | 1 |
87 | Части речи. Собственные и нарицательные имена существительные | 1 |
88 | Проект «Тайна имени» | 1 |
89 | Число имен существительных | 1 |
90 | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа | 1 |
91 | Развитие речи. Упражнение по развитию связной речи | 1 |
92-93 | Как определить род имен существительных? | 2 |
94 | Имена существительные общего рода | 1 |
95 | Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих | 1 |
96 | Упражнение в написании имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук | 1 |
97 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста | 1 |
98 | Проверочная работа по теме «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих» | 1 |
99- 100 | Что такое склонение имен существительных? | 2 |
101 | Несклоняемые имена существительные | 1 |
102 | Коллективное сочинение по репродукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 |
103 | Именительный падеж | 1 |
104 | Родительный падеж | 1 |
105 | Дательный падеж | 1 |
106 | Винительный падеж | 1 |
107 | Упражнение в распознавании изученных падежей | 1 |
108 | Творительный падеж | 1 |
109 | Предложный падеж | 1 |
110 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 |
111-112 | Обобщение знаний о падежах имен существительных | 2 |
113 | Проект «Зимняя страничка» | 1 |
114 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 |
115 | Коллективное сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 |
116 | Как определить имя прилагательное? | 1 |
117 | Сложные прилагательные | 1 |
118 | Роль имен прилагательных в тексте | 1 |
119 | Имя прилагательное. Текст-описание | 1 |
120 | Сочинение-высказывание по репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 |
121 | Изменение имен прилагательных по родам | 1 |
122 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных | 1 |
123 | Правописание родовых окончаний имен прилагательных. | 1 |
124-125 | Изменение имен прилагательных по числам | 2 |
126-127 | Изменение имен прилагательных по падежам | 2 |
128 | Упражнение в определении падежа имен прилагательных | 1 |
129 | Упражнение в выделении признаков имени прилагательного как части речи | 1 |
130 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
131 | Сочинение-отзыв по репродукции картины В. А. Серова «Девочка с персиками» | 1 |
132 | Проверь себя. Проект «Имена прилагательные в загадках» | 1 |
133 | Местоимения. Личные местоимения | 1 |
134 | Личные местоимения третьего лица | 1 |
135 | Наблюдение над употреблением местоимений в тексте | 1 |
136 | Местоимения. Наблюдение над особенностями текста - письма | 1 |
137 | Обобщение о знаний местоимений. Проверь себя | 1 |
138 | Глагол. Значение и употребление глаголов в речи | 1 |
139 | Упражнение в употреблении лексического значения глагола | 1 |
140 | Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов | 1 |
141 | Составление рассказа по сюжетным рисункам | 1 |
142 | Глаголы неопределенной формы | 1 |
143 | Упражнение глаголов в неопределенной форме | 1 |
144 | Число глаголов | 1 |
145 | Изменение глаголов по числам | 1 |
146 | Времена глаголов | 1 |
147 | Упражнение в определении времени глаголов. Текст - рассуждение | 1 |
148-149 | Упражнение глаголов по временам | 2 |
150 | Подробное изложение повествовательного текста | 1 |
151 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 |
152 | Род глаголов. Составление текста из деформированных предложений | 1 |
153-154 | Правописание частицы не с глаголами | 2 |
155 | Обобщение знаний о глаголе | 1 |
156 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
157 | Работа над ошибками. Проверь себя | 1 |
Повторение (13 ч) |
158-161 | Повторение. Части речи | 4 |
162 | Повторение. Текст | 1 |
163 | Повторение. Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. Текст | 1 |
164 | Повторение. Предлоги и приставки. Текст | 1 |
165 | Итоговая контрольная работа | 1 |
166 | Словосочетание, предложение, текст | 1 |
167 | Повторение. Однокоренные слова | 1 |
168 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 |
169 | Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 1 |
170 | Итоговое повторение | 1 |