Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" для 9 класса составлена на основе материалов ОГЭ, онарассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.
Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА. В данной программе элективного курса большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).
Программа элективного курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению третьей части.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.
Программа курса рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Формы занятий: групповые, индивидуальные практикумы.
Итоговый контроль: проведение пробного экзамена по русскому языку по материалам ОГЭ.
Планируемые результаты:
Личностные:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
осознание эстетической ценности русского языка;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
готовность к самостоятельной творческой деятельности;
толерантное сознание и поведение в обществе;
навыки сотрудничества со сверстниками;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
умение ориентироваться в различных источниках информации;
умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Содержание программы
Элективный курс состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы:
написание сжатого изложения;
выполнение тестовых заданий формата ОГЭ;
написание сочинения на лингвистическую тему.
Введение. Значение курса, его задачи (1 час).
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2018 года. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.
Текст. Сжатое изложение (7 часов).
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Понятие микротема. Микротемыисходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной ин-формации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
3. Выполнение тестовых заданий (17 часов).
Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
4. Сочинение на лингвистическую тему (10 часов).
Критерии оценки задания 9. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Диагностические работы. Анализ ошибок.
Тематическое планирование
Программа по внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" для 9 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата план | Дата факт |
Подготовка к написанию изложения (8 часов) |
1 | Введение, задачи курса. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. | 1 | | |
2 | Тема, идея, проблема текста. Композиция, логическая, грамматическая структура текста | 1 | | |
3 4 | Написание сжатого изложения | 2 | | |
5 | Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке | 1 | | |
6 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сжатия текста: грамматические, логические, синтаксические | 1 | | |
7 8 | Написание сжатого изложения | 2 | | |
Подготовка к выполнению тестовых заданий (17 часов) |
9 10 | Художественные средства выразитель-ности: эпитеты, метафоры, олицетворения | 2 | | |
11 12 | Орфограммы в корнях слов. Правописание приставок. | 2 | | |
13 14 | Правописание Н, НН в разных частях речи | 2 | | |
15 16 | Виды связи слов в словосочетании (СУП). Синонимы и фразеологизмы | 2 | | |
17 18 | Предложение. Грамматическая основа предложения | 2 | | |
19 20 | Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение | 2 | | |
21 22 | Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения | 2 | | |
23 24 | Виды сложных предложений. Сочинительная и подчинительная связь в предложении | 2 | | |
25 | Причастный и деепричастный обороты | 1 | | |
Подготовка к написанию сочинения (10 часов) |
26 | Критерии оценки сочинения-рассуждения | 1 | | |
27 | Особенности сочинения-рассуждения | 1 | | |
28 | Толкование и лексическое значение слова | 1 | | |
29 | Написание сочинения-рассуждения | 1 | | |
30 | Написание сочинения-рассуждения | 1 | | |
31 | Написание сочинения-рассуждения | 1 | | |
32 | Написание сочинения-рассуждения | 1 | | |
33 | Написание сочинения-рассуждения | 1 | | |
34 | Написание сочинения-рассуждения | 1 | | |
35 | Написание сочинения-рассуждения | 1 | | |