СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности  по русскому языку для обучающихся 9 классов

Просмотр содержимого документа
«"Русский язык и культура речи"»

Пояснительная записка


Программа по внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" для 9 класса составлена на основе материалов ОГЭ, онарассчитана на учащихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.

Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ГИА. В данной программе элективного курса большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).

Программа элективного курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению третьей части.

Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Программа курса рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Формы занятий: групповые, индивидуальные практикумы.

Итоговый контроль: проведение пробного экзамена по русскому языку по материалам ОГЭ.


  1. Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

  • осознание эстетической ценности русского языка;

  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • готовность к самостоятельной творческой деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в обществе;

  • навыки сотрудничества со сверстниками;

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

  • готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

  • умение ориентироваться в различных источниках информации;

  • умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

  • умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

  • владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

  • сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

  • способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

  • свободное использование словарного запаса;

  • сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

  • владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;

  • научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;

  • научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;

  • владеть формами обработки информации исходного текста;

  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

  • уметь работать с бланками экзаменационной работы;

  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.


  1. Содержание программы

Элективный курс состоит из трех частей, каждая из которых соответствует той или иной части экзаменационной работы:

  • написание сжатого изложения;

  • выполнение тестовых заданий формата ОГЭ;

  • написание сочинения на лингвистическую тему.


  1. Введение. Значение курса, его задачи (1 час).

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2018 года. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.


  1. Текст. Сжатое изложение (7 часов).

Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Понятие микротема. Микротемыисходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной ин-формации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

3. Выполнение тестовых заданий (17 часов).

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

4. Сочинение на лингвистическую тему (10 часов).

Критерии оценки задания 9. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Диагностические работы. Анализ ошибок.



  1. Тематическое планирование


Программа по внеурочной деятельности "Русский язык и культура речи" для 9 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю)


№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

план

Дата факт

Подготовка к написанию изложения (8 часов)

1

Введение, задачи курса. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка.

1



2

Тема, идея, проблема текста. Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1



3

4

Написание сжатого изложения

2



5

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1



6

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сжатия текста: грамматические, логические, синтаксические

1



7

8

Написание сжатого изложения

2



Подготовка к выполнению тестовых заданий (17 часов)

9

10

Художественные средства выразитель-ности: эпитеты, метафоры,

олицетворения

2



11

12

Орфограммы в корнях слов.

Правописание приставок.

2



13

14

Правописание Н, НН в разных частях речи

2



15

16

Виды связи слов в словосочетании

(СУП). Синонимы и фразеологизмы

2



17

18

Предложение. Грамматическая основа предложения

2



19

20

Обособленные члены предложения. Простое осложненное предложение

2



21

22

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения

2



23

24

Виды сложных предложений. Сочинительная и подчинительная связь в предложении

2



25

Причастный и деепричастный обороты

1



Подготовка к написанию сочинения (10 часов)

26

Критерии оценки сочинения-рассуждения

1



27

Особенности сочинения-рассуждения

1



28

Толкование и лексическое значение слова

1



29

Написание сочинения-рассуждения

1



30

Написание сочинения-рассуждения

1



31

Написание сочинения-рассуждения

1



32

Написание сочинения-рассуждения

1



33

Написание сочинения-рассуждения

1



34

Написание сочинения-рассуждения

1



35

Написание сочинения-рассуждения

1











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!