Учебный предмет: Русский язык.
Класс: 2
Тема урока: Однокоренные слова.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная.
Цель: формировать общее представление об однокоренных словах, корне как главной значимой части слова; учить распознавать и подбирать однокоренные слова среди других слов; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные: различать однокоренные слова среди других слов, учить писать одинаково корень в однокоренных словах, развивать умение определять значение однокоренных слов.
Материально - техническое обеспечение:УМК «Школа России» Русский язык 2 кл. Ч.1: учеб./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2016.
ПК для учителя, мультимедийный проектор, экран, доска.
Ход урока.
1.Оргмомент. Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
2. Актуализация знаний.
1. Чистописание. Слайд
Отгадайте загадку:
Весной – веселит, летом – холодит,
Осенью – питает, зимой - согревает. (Дерево)
- Назовите в слове «дерево» непарный согласный звук. [р]
Письмо по образцу: Рр рLр ….
2. Знакомство с новым словарным словом. Слайд
а) Учитель загадывает загадку:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)
- Прочитаем слово орфоэпически.
- Назовите опасное место в слове рябина.
(Рябина – дерево или кустарник семейства розовых с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко-красными ягодами.Считается, что слово рябина произошло от слова рябчик (рябой), т.к. ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков, и охотники часто видели эту птицу около рябины)
- Какую безударную гласную напишем?
- Прочитаем слово орфографически.
б) Звукобуквенный анализ слова рябина.
Рябина [ р’ и б‘ и н а ] – 3 слога, 6 букв, 6 зв.; сущ. (что?) неодуш., нариц, ед.ч., Ж.р..
3.Самоопределение к деятельности.
ВидеофрагментСлайд
Корень дерева и корень слова.
- Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- Я тоже корень, - отвечает другой.
- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живёшь?
- А я в словах, - ответил второй.
- Ну, какой же корень может жить в словах!?- усмехнулся первый. – Вот я корень так корень!
Посмотрите: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?
- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только от одного корня –лет-.
- Подумаешь! – не унимается первый. – Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно есть! А твоих слов не съешь.
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать –то нельзя! – не сдаётся второй.
Услышали люди их спор и говорят:
- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.
-Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об однокоренных словах)
-Назовите тему нашего урока. (Корень слова.Однокоренные слова).
- Чему будем учиться на уроке? (Формулируютцельурока)
4. Работа по теме урока. Слайд
1.Образавание однокоренных слов.
- Вернемся к слову рябина.
- Как вы думаете, какой корень в слове рябина?
- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить в слове корень? (Устнодетиподбираютоднокоренные словак слову рябина и сравнивают их по смыслу)
рябина
рябинка
рябинушка
рябиновый
рябинник (- заросль деревьев рябины;- большой серый дрозд)
- Запишите эти слова в тетрадь и выделите корень.
- Прочитайте только корень -рябин-. Вы поняли, что означает это слово?
- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова, их называют однокоренными или родственными.
2. Работа по учебнику. Слайд
- Сравните своё определение с тем, которое дали авторы учебника. Стр. 74 и 75.
5. Физминутка.
«Доскажи словечко»
Знает наша детвора:
Прятки - лучшая ( игра).
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы ( играть).
Наш щенок такой шалун,
Забияка и ( игрун).
Мой котенок шаловливый
Очень ласковый, ( игривый).
У малышки погремушка,
Очень шумная ( игрушка).
- Какие слова вы называли хором? Докажите.
6. Закрепление изученного материала.
1.Работа в парах.
-Найдите и подчеркните слова, в которых одинаковый корень:
мороз
морозный
заморозки
морж
морозильник
- Как называются данные слова? (однокоренные)
- Почему? (Потому что слова имеют общую часть – корень)
- А достаточно однокоренным словам иметь общую часть? (Нет)
- А что у них ещё должно быть? ( Общее значение)
- Найдите среди этих слов слово, лексическое значение которого я прочитаю:
Лёгкий утренний мороз осенью или весной. (Заморозки)
- Составьте предложение с этим словом.
2. Работа с предложениями.
Запись в тетрадях: В октябре были первые заморозки.
- В слове заморозки выделите корень. Укажите части речи над словами.
- Кто из вас пробовал ягоды рябины?
- Какие они на вкус?
- А что происходит с ягодами после первых заморозков?
- Кто любит лакомиться ягодами рябины?
Загадка:
Чернокрылый, красногрудый
Не боится он простуды!
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда. (Снегирь)
- Подберите однокоренные слова к слову «снегирь»:
снегирь
снегирёк
снегирёнок
- Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень. Слайд
-Составьте предложение по схеме:. Стайка каких? снегирей прилетела на р..бину
(Подбор прилагательных)
- Запишите предложение в тетрадь, произведите полный синтаксический разбор.
6. Физминутка
- Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, товы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы топаетеногами.
лес – лесник стена – степь сад – садовый
гриб – грибной река – озеро дом – домашний
дом – дым кот – котик обед – стол
- Молодцы.
7. Создание проекта.
Работа в группах.
Тема 1 проекта: составить рассказ, используя как можно больше однокоренных слов с корнем –сад-
Тема 2 проекта: составить рассказ, используя как можно больше однокоренных слов с корнем –лес-
Тема 3 проекта: нарисовать картину на тему «Зима», используя однокоренные слова с корнем –снег -
Тема 4 проекта: расселить друзей слова «друг» в многоэтажный дом.
(На данную работу отводится 10 минут. Работа выполняется на листе формата А4. Можноиспользовать цветные карандаши, фломастеры)
Защита проектов.
Вывод:
8. Рефлексия. Итог урока.
Игра «Верно ли что…». Если верно – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой.
Верно ли что …
Слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть?
Корень – общая часть родственных слов?
Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?
Дополните фразу:
Я постараюсь …..
Я понял, что …
У меня получилось…
Мне было интересно ….
Мне было трудно ...
9