СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык. Класс: 2 Тема урока: Однокоренные слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.

Просмотр содержимого документа
«Русский язык. Класс: 2 Тема урока: Однокоренные слова.»

Учебный предмет: Русский язык.

Класс: 2

Тема урока: Однокоренные слова.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, в группах, индивидуальная.

Цель: формировать общее представление об однокоренных словах, корне как главной значимой части слова; учить распознавать и подбирать однокоренные слова среди других слов; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты:

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Предметные: различать однокоренные слова среди других слов, учить писать одинаково корень в однокоренных словах, развивать умение определять значение однокоренных слов.


Материально - техническое обеспечение:УМК «Школа России» Русский язык 2 кл. Ч.1: учеб./В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2016.

ПК для учителя, мультимедийный проектор, экран, доска.


Ход урока.


1.Оргмомент. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.


2. Актуализация знаний.

1. Чистописание. Слайд

Отгадайте загадку:

Весной – веселит, летом – холодит,

Осенью – питает, зимой - согревает. (Дерево)

- Назовите в слове «дерево» непарный согласный звук. [р]

Письмо по образцу: Рр рLр ….

2. Знакомство с новым словарным словом. Слайд

а) Учитель загадывает загадку:

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина)


- Прочитаем слово орфоэпически.

- Назовите опасное место в слове рябина.

(Рябина – дерево или кустарник семейства розовых с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко-красными ягодами.Считается, что слово рябина произошло от слова рябчик (рябой), т.к. ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков, и охотники часто видели эту птицу около рябины)

- Какую безударную гласную напишем?

- Прочитаем слово орфографически.

б) Звукобуквенный анализ слова рябина.

Рябина [ р’ и б‘ и н а ] – 3 слога, 6 букв, 6 зв.; сущ. (что?) неодуш., нариц, ед.ч., Ж.р..



3.Самоопределение к деятельности.

ВидеофрагментСлайд

Корень дерева и корень слова.


- Послушайте сказку и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Встретились однажды корень куста и корень слова.

- Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?

- Я тоже корень, - отвечает другой.

- Я в земле живу, - сказал первый. – А ты где живёшь?

- А я в словах, - ответил второй.

- Ну, какой же корень может жить в словах!?- усмехнулся первый. – Вот я корень так корень!

Посмотрите: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?

- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. – От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только от одного корня –лет-.

- Подумаешь! – не унимается первый. – Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно есть! А твоих слов не съешь.

- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать –то нельзя! – не сдаётся второй.

Услышали люди их спор и говорят:

- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Как у всех веток куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.

-Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об однокоренных словах)

-Назовите тему нашего урока. (Корень слова.Однокоренные слова).

- Чему будем учиться на уроке? (Формулируютцельурока)


4. Работа по теме урока. Слайд

1.Образавание однокоренных слов.

- Вернемся к слову рябина.

- Как вы думаете, какой корень в слове рябина?

- Что нужно сделать, чтобы правильно выделить в слове корень? (Устнодетиподбираютоднокоренные словак слову рябина и сравнивают их по смыслу)

рябина

рябинка

рябинушка

рябиновый

рябинник (- заросль деревьев рябины;- большой серый дрозд)

- Запишите эти слова в тетрадь и выделите корень.


- Прочитайте только корень -рябин-. Вы поняли, что означает это слово?

- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?


Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова, их называют однокоренными или родственными.


2. Работа по учебнику. Слайд

- Сравните своё определение с тем, которое дали авторы учебника. Стр. 74 и 75.

5. Физминутка.

«Доскажи словечко»

Знает наша детвора:

Прятки - лучшая ( игра).

Всех ребят хотим собрать,

В прятки будем мы ( играть).

Наш щенок такой шалун,

Забияка и ( игрун).

Мой котенок шаловливый

Очень ласковый, ( игривый).

У малышки погремушка,

Очень шумная ( игрушка).

- Какие слова вы называли хором? Докажите.


6. Закрепление изученного материала.

1.Работа в парах.

-Найдите и подчеркните слова, в которых одинаковый корень:

мороз

морозный

заморозки

морж

морозильник

- Как называются данные слова? (однокоренные)

- Почему? (Потому что слова имеют общую часть – корень)

- А достаточно однокоренным словам иметь общую часть? (Нет)

- А что у них ещё должно быть? ( Общее значение)


- Найдите среди этих слов слово, лексическое значение которого я прочитаю:

Лёгкий утренний мороз осенью или весной. (Заморозки)

- Составьте предложение с этим словом.


2. Работа с предложениями.

Запись в тетрадях: В октябре были первые заморозки.

- В слове заморозки выделите корень. Укажите части речи над словами.

- Кто из вас пробовал ягоды рябины?

- Какие они на вкус?

- А что происходит с ягодами после первых заморозков?

- Кто любит лакомиться ягодами рябины?


Загадка:

Чернокрылый, красногрудый

Не боится он простуды!

Как начнутся холода,

Прямо с севера – сюда. (Снегирь)

- Подберите однокоренные слова к слову «снегирь»:

снегирь

снегирёк

снегирёнок


- Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень. Слайд

-Составьте предложение по схеме:. Стайка каких? снегирей прилетела на р..бину

(Подбор прилагательных)

- Запишите предложение в тетрадь, произведите полный синтаксический разбор.


6. Физминутка

- Сейчас я буду называть вам пары слов. Если я называю пару однокоренных слов, товы хлопаете в ладоши, а если слова не являются однокоренными, то вы топаетеногами.

лес – лесник стена – степь сад – садовый

гриб – грибной река – озеро дом – домашний

дом – дым кот – котик обед – стол

- Молодцы.



7. Создание проекта.

Работа в группах.

Тема 1 проекта: составить рассказ, используя как можно больше однокоренных слов с корнем –сад-

Тема 2 проекта: составить рассказ, используя как можно больше однокоренных слов с корнем –лес-

Тема 3 проекта: нарисовать картину на тему «Зима», используя однокоренные слова с корнем –снег -

Тема 4 проекта: расселить друзей слова «друг» в многоэтажный дом.

(На данную работу отводится 10 минут. Работа выполняется на листе формата А4. Можноиспользовать цветные карандаши, фломастеры)

Защита проектов.

Вывод:


8. Рефлексия. Итог урока.

Игра «Верно ли что…». Если верно – хлопните в ладоши, а если нет – помашите головой.

Верно ли что …

  1. Слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть?

  2. Корень – общая часть родственных слов?

  3. Чтобы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть?

Дополните фразу:

Я постараюсь …..

Я понял, что …

У меня получилось…

Мне было интересно ….

Мне было трудно ...







9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!