СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русский язык Подготовка к ЕГЭ Задания 1-3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация помогает ученикам раобраться в выполнении заданий 1-3. 

Просмотр содержимого документа
«Русский язык Подготовка к ЕГЭ Задания 1-3»

Подготовка учащихся к Е Г Э по русскому языку в рамках  ФГОС Задания 1-3. Как работать с  микротекстом? Презентация создана на основе курса Юлии Александровны Мацкявичене, учителя русского языка и литературы, методиста, эксперта.

Подготовка учащихся к Е Г Э по русскому языку в рамках ФГОС

Задания 1-3. Как работать с микротекстом?

Презентация создана на основе курса Юлии Александровны Мацкявичене,

учителя русского языка и литературы, методиста,

эксперта.

Задания 1-3.

Прочитайте текст и выполните задания

  • На иллюстрациях к сказкам можно увидеть стилизованный образ рыбы-кита с огромной выпуклой головой и роговыми пластинками во рту, который скопирован более или менее точно с гренландского кита. (2)Среда обитания этого китаАрктика, зона дрейфующих полярных льдов, следуя за которыми гренландские киты плывут летом на север, а зимойна юг. (3)Сегодня сохранилось очень малое количество этих животных,

гренландский кит взят под охрану международным соглашением.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  • В наше время сохранилось много гренландских китов, но добывать их разрешено лишь коренным малочисленным народам. Сказочный образ рыбы-кита скопирован с гренландского кита, сохранившегося сегодня в малом количестве в Арктике в зоне дрейфующих льдов и взятого под охрану международным соглашением. На иллюстрациях к сказкам художники, как правило, изображают стилизованный образ рыбы-кита с огромной выпуклой головой и роговыми пластинами во рту. Гренландские киты, из года в год мигрирующие в Арктике одними и теми же путями, сохранились в небольшом количестве по обеим сторонам Атлантического океана. Гренландский кит, оставшийся в малом количестве в Арктике и взятый под охрану международным соглашением, является прообразом сказочной рыбы- кита.
  • В наше время сохранилось много гренландских китов, но добывать их разрешено лишь коренным малочисленным народам.
  • Сказочный образ рыбы-кита скопирован с гренландского кита, сохранившегося сегодня в малом количестве в Арктике в зоне дрейфующих льдов и взятого под охрану международным соглашением.
  • На иллюстрациях к сказкам художники, как правило, изображают стилизованный образ рыбы-кита с огромной выпуклой головой и роговыми пластинами во рту.
  • Гренландские киты, из года в год мигрирующие в Арктике одними и теми же путями, сохранились в небольшом количестве по обеим сторонам Атлантического океана.
  • Гренландский кит, оставшийся в малом количестве в Арктике и взятый под охрану международным соглашением, является прообразом сказочной рыбы- кита.
Алгоритм выполнения  задания 1.   Внимательно читаем  текст. Подчеркиваем ключевые слова в каждом предложении. Находим предложение, в котором  ключевые слова использованы по  максимуму. Среди остальных предложений находим идентичное по составу (ключевых слов) предложение. Записываем  ответ.

Алгоритм выполнения задания 1.

  • Внимательно читаем текст.
  • Подчеркиваем ключевые слова в каждом предложении.
  • Находим предложение, в котором ключевые слова использованы по максимуму.
  • Среди остальных предложений находим идентичное по составу (ключевых слов) предложение.
  • Записываем ответ.
Некоторые эксперты рекомендуют начинать работу с текстом со 2-го задания. Это помогает восстановить текст и увидеть смысловые отношения между предложениями.
  • Некоторые эксперты рекомендуют начинать работу с текстом со 2-го задания.
  • Это помогает восстановить текст и увидеть смысловые отношения между предложениями.
Прочитайте текст и выполните  задания.

Прочитайте текст и выполните задания.

Еще один текст. Тренируемся .

  • Без атмосферывоздушной оболочки Землинаша планета была бы такой же безжизненной, как и Луна. (2)Солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на неосвещённой стороне царил бы ледяной холод. (3)Атмосфера окутывает Землю, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает растительный и животный мир от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных и космических лучей.

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Атмосфера защищает растительный мир Земли от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.

  • Атмосфера – воздушная оболочка Земли – обеспечивает жизнь на планете, сохраняя солнечное тепло и защищая всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. Атмосфера окутывает Землю, как и Луну, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает животный мир от вредного воздействия космических лучей. Без атмосферы солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на противоположной стороне царил бы мрак. Существование жизни на Земле обеспечивает атмосфера – воздушная оболочка, которая защищает всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняет солнечное тепло.
  • Атмосфера – воздушная оболочка Земли – обеспечивает жизнь на планете, сохраняя солнечное тепло и защищая всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.
  • Атмосфера окутывает Землю, как и Луну, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает животный мир от вредного воздействия космических лучей.
  • Без атмосферы солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на противоположной стороне царил бы мрак.
  • Существование жизни на Земле обеспечивает атмосфера – воздушная оболочка, которая защищает всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняет солнечное тепло.
Еще один текст.  Тренируемся.

Еще один текст. Тренируемся.

Задание 2 Для того чтобы правильно подобрать необходимое слово на месте пропуска в одном из предложений, нужно знать о средствах связи предложений в тексте и смысловых  отношениях между частями  текста. Средства связи предложений в  тексте: Морфологические (притяжательные, указательные, личные местоимения, наречия, частицы,  союзы) Синтаксические (вводные  слова) Лексические  (лексический повтор,  формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы) в 25 задании, во 2 их  нет.

Задание 2

Для того чтобы правильно подобрать необходимое слово на месте пропуска в одном из предложений, нужно знать о средствах связи предложений в тексте и смысловых отношениях между частями текста.

Средства связи предложений в тексте:

  • Морфологические (притяжательные, указательные, личные местоимения, наречия, частицы, союзы)
  • Синтаксические (вводные слова)
  • Лексические (лексический повтор, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы) в 25 задании, во 2 их нет.
Смысловые отношения между частями  текста (смысловая связь между примерами в комментарии  сочинения)

Смысловые отношения между частями текста (смысловая связь между примерами в комментарии сочинения)

Алгоритм выполнения  задания Внимательно читаем формулировку задания с указанием СРЕДСТВА  связи. Читаем текст, выявляем смысловую связь предложения с пропуском с предыдущей и последующей  информацией. Пишем  слово.

Алгоритм выполнения задания

  • Внимательно читаем формулировку задания с указанием СРЕДСТВА связи.
  • Читаем текст, выявляем смысловую связь предложения с пропуском с предыдущей и последующей информацией.
  • Пишем слово.
Тренируемся Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем  предложении.

Тренируемся

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.

Тренируемся

Тренируемся

Если надо вставить подчинительный союз, он будет стоять в придаточной части. Найдите главную часть и задайте от нее вопрос к придаточной части. Это поможет правильно выбрать подчинительный союз
  • Если надо вставить подчинительный союз, он будет стоять в придаточной части. Найдите главную часть и задайте от нее вопрос к придаточной части. Это поможет правильно выбрать подчинительный союз
Между частями причинно-следственные отношения: причина – этих животных осталось мало, следствие – кит взят под охрану. Предложение сложноподчиненное, с придаточным следствия, союз ПОЭТОМУ
  • Между частями причинно-следственные отношения: причина – этих животных осталось
  • мало, следствие – кит взят под охрану. Предложение сложноподчиненное, с придаточным
  • следствия, союз ПОЭТОМУ
Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем предложении.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем

предложении.

Предложение 3 по смыслу противопоставлено содержанию предыдущего текста: без атмосферы Земля была бы безжизненной, но благодаря этой воздушной оболочке удается защитить все живое на планете. Из противительных частиц подходит ЖЕ. Ответ: же

Предложение 3 по смыслу противопоставлено содержанию предыдущего текста: без

атмосферы Земля была бы безжизненной, но благодаря этой воздушной оболочке удается

защитить все живое на планете. Из противительных частиц подходит ЖЕ.

Ответ: же

Задание  3 Лексическое значение слова в контексте.  Учимся работать со словарной  статьей Лексическое значение слова – его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. Например, слово бордовый имеет значение  темно-красный . В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических  значений). Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений. Контекстуальность — это условие осмысленного употребления того или иного слова в речи (письменной или устной), с учётом его языкового окружения и ситуации речевого  общения.

Задание 3

Лексическое значение слова в контексте. Учимся работать со словарной статьей

  • Лексическое значение слова – его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. Например, слово бордовый имеет значение темно-красный .
  • В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).
  • Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.
  • Контекстуальность — это условие осмысленного употребления того или иного слова в речи (письменной или устной), с учётом его языкового окружения и ситуации речевого общения.
Задание 3 . Задача – определить контекстное лексическое значение  многозначного слова.  Оно  нацелено на выявление умения учащихся определять из контекста, какое из множества значений определенного слова используется в  тексте. Алгоритм выполнения  задания Внимательно читаем  текст. Читаем все варианты предложенных значений, обращаем внимание на  примеры другим шрифтом (именно в них кроется подсказка) Выбираем нужное  значение. Записываем номер варианта  ответа.

Задание 3 .

  • Задача – определить контекстное лексическое значение многозначного слова. Оно нацелено на выявление умения учащихся определять из контекста, какое из множества значений определенного слова используется в тексте.
  • Алгоритм выполнения задания
  • Внимательно читаем текст.
  • Читаем все варианты предложенных значений, обращаем внимание на примеры другим шрифтом (именно в них кроется подсказка)
  • Выбираем нужное значение.
  • Записываем номер варианта ответа.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении  текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной  статьи. СРЕДА , -ы,  ж . Вещество,  заполняющее  пространство,  а  также  телá,  окружающие  что-н.  Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на которой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения  чего-н.). ед . Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с.  Охрана окружающей  среды. ед . Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также  совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и  шутл.). Третий день недели. Расписание на  среду.
  • Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
  • СРЕДА , -ы, ж .
  • Вещество, заполняющее пространство, а также телá, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на которой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.).
  • ед . Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей среды.
  • ед . Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.).
  • Третий день недели. Расписание на среду.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите  значение,  в  котором  это  слово  употреблено  в  третьем  (3)  предложении  текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной  статьи. МИР , -а,  м . 1)Согласие,  отсутствие  вражды,  ссоры,  войны.  Жить  в  мире.  В  семье  м.  Сохранить  м. на  Земле . 2)Соглашение  воюющих  сторон  о  прекращении  войны.  Заключить  м . ед .  Земной  шар,  Земля,  а  также  люди,  население  земного  шара.  Объехать  весь  м. Первые  в  мире.  Чемпион  мира.  М.  тесен  (о  неожиданно  обнаружившихся  общих знакомых, связях;  книжн.). 3)Объединённое  по  каким-н.  признакам  человеческое  общество,  общественная  среда, строй.  Античный  м.  Научный  м . 4)Отдельная  область  жизни,  явлений,  предметов.  М.  растений.  М.  звуков.  Внутренний м. человека. М.  увлечений . 5)ед .  Светская  жизнь,  в  противоп.  монастырской  жизни,  церкви.  Жить в  миру.  Уйти  из  мира  в  монастырь. 6)Сельская  община  с  её  членами  (устар.).  С  миру  по  нитке  –  голому рубашка  (посл.).  Решить  на  миру  (на  сельской  сходке).

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР , -а, м .

  • 1)Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле .
  • 2)Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м .
  • ед . Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
  • 3)Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м .
  • 4)Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений .
  • 5)ед . Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в миру. Уйти из мира в монастырь.
  • 6)Сельская община с её членами (устар.). С миру по ниткеголому рубашка (посл.). Решить на миру (на сельской сходке).
Спасибо за  внимание!
  • Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!