Просмотр содержимого документа
«Русский язык Подготовка к ЕГЭ Задания 1-3»
Подготовка учащихся к Е Г Э по русскому языку в рамках ФГОС
Задания 1-3. Как работать с микротекстом?
Презентация создана на основе курса Юлии Александровны Мацкявичене,
учителя русского языка и литературы, методиста,
эксперта.
Задания 1-3.
Прочитайте текст и выполните задания
- На иллюстрациях к сказкам можно увидеть стилизованный образ рыбы-кита с огромной выпуклой головой и роговыми пластинками во рту, который скопирован более или менее точно с гренландского кита. (2)Среда обитания этого кита – Арктика, зона дрейфующих полярных льдов, следуя за которыми гренландские киты плывут летом на север, а зимой – на юг. (3)Сегодня сохранилось очень малое количество этих животных,
гренландский кит взят под охрану международным соглашением.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
- В наше время сохранилось много гренландских китов, но добывать их разрешено лишь коренным малочисленным народам. Сказочный образ рыбы-кита скопирован с гренландского кита, сохранившегося сегодня в малом количестве в Арктике в зоне дрейфующих льдов и взятого под охрану международным соглашением. На иллюстрациях к сказкам художники, как правило, изображают стилизованный образ рыбы-кита с огромной выпуклой головой и роговыми пластинами во рту. Гренландские киты, из года в год мигрирующие в Арктике одними и теми же путями, сохранились в небольшом количестве по обеим сторонам Атлантического океана. Гренландский кит, оставшийся в малом количестве в Арктике и взятый под охрану международным соглашением, является прообразом сказочной рыбы- кита.
- В наше время сохранилось много гренландских китов, но добывать их разрешено лишь коренным малочисленным народам.
- Сказочный образ рыбы-кита скопирован с гренландского кита, сохранившегося сегодня в малом количестве в Арктике в зоне дрейфующих льдов и взятого под охрану международным соглашением.
- На иллюстрациях к сказкам художники, как правило, изображают стилизованный образ рыбы-кита с огромной выпуклой головой и роговыми пластинами во рту.
- Гренландские киты, из года в год мигрирующие в Арктике одними и теми же путями, сохранились в небольшом количестве по обеим сторонам Атлантического океана.
- Гренландский кит, оставшийся в малом количестве в Арктике и взятый под охрану международным соглашением, является прообразом сказочной рыбы- кита.
Алгоритм выполнения задания 1.
- Внимательно читаем текст.
- Подчеркиваем ключевые слова в каждом предложении.
- Находим предложение, в котором ключевые слова использованы по максимуму.
- Среди остальных предложений находим идентичное по составу (ключевых слов) предложение.
- Записываем ответ.
- Некоторые эксперты рекомендуют начинать работу с текстом со 2-го задания.
- Это помогает восстановить текст и увидеть смысловые отношения между предложениями.
Прочитайте текст и выполните задания.
Еще один текст. Тренируемся .
- Без атмосферы – воздушной оболочки Земли – наша планета была бы такой же безжизненной, как и Луна. (2)Солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на неосвещённой стороне царил бы ледяной холод. (3)Атмосфера окутывает Землю, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает растительный и животный мир от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных и космических лучей.
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Атмосфера защищает растительный мир Земли от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.
- Атмосфера – воздушная оболочка Земли – обеспечивает жизнь на планете, сохраняя солнечное тепло и защищая всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. Атмосфера окутывает Землю, как и Луну, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает животный мир от вредного воздействия космических лучей. Без атмосферы солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на противоположной стороне царил бы мрак. Существование жизни на Земле обеспечивает атмосфера – воздушная оболочка, которая защищает всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняет солнечное тепло.
- Атмосфера – воздушная оболочка Земли – обеспечивает жизнь на планете, сохраняя солнечное тепло и защищая всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.
- Атмосфера окутывает Землю, как и Луну, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает животный мир от вредного воздействия космических лучей.
- Без атмосферы солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на противоположной стороне царил бы мрак.
- Существование жизни на Земле обеспечивает атмосфера – воздушная оболочка, которая защищает всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняет солнечное тепло.
Еще один текст. Тренируемся.
Задание 2
Для того чтобы правильно подобрать необходимое слово на месте пропуска в одном из предложений, нужно знать о средствах связи предложений в тексте и смысловых отношениях между частями текста.
Средства связи предложений в тексте:
- Морфологические (притяжательные, указательные, личные местоимения, наречия, частицы, союзы)
- Синтаксические (вводные слова)
- Лексические (лексический повтор, формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы) в 25 задании, во 2 их нет.
Смысловые отношения между частями текста (смысловая связь между примерами в комментарии сочинения)
Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем формулировку задания с указанием СРЕДСТВА связи.
- Читаем текст, выявляем смысловую связь предложения с пропуском с предыдущей и последующей информацией.
- Пишем слово.
Тренируемся
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении.
Тренируемся
- Если надо вставить подчинительный союз, он будет стоять в придаточной части. Найдите главную часть и задайте от нее вопрос к придаточной части. Это поможет правильно выбрать подчинительный союз
- Между частями причинно-следственные отношения: причина – этих животных осталось
- мало, следствие – кит взят под охрану. Предложение сложноподчиненное, с придаточным
- следствия, союз ПОЭТОМУ
Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска в третьем
предложении.
Предложение 3 по смыслу противопоставлено содержанию предыдущего текста: без
атмосферы Земля была бы безжизненной, но благодаря этой воздушной оболочке удается
защитить все живое на планете. Из противительных частиц подходит ЖЕ.
Ответ: же
Задание 3
Лексическое значение слова в контексте. Учимся работать со словарной статьей
- Лексическое значение слова – его содержание, соотнесенность с предметом или явлением действительности. Например, слово бордовый имеет значение темно-красный .
- В зависимости от количества лексических значений слово может быть однозначным (одно лексическое значение) или многозначным (два или более лексических значений).
- Контекст — законченный отрывок текста, общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов и предложений.
- Контекстуальность — это условие осмысленного употребления того или иного слова в речи (письменной или устной), с учётом его языкового окружения и ситуации речевого общения.
Задание 3 .
- Задача – определить контекстное лексическое значение многозначного слова. Оно нацелено на выявление умения учащихся определять из контекста, какое из множества значений определенного слова используется в тексте.
- Алгоритм выполнения задания
- Внимательно читаем текст.
- Читаем все варианты предложенных значений, обращаем внимание на примеры другим шрифтом (именно в них кроется подсказка)
- Выбираем нужное значение.
- Записываем номер варианта ответа.
- Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДА. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
- Вещество, заполняющее пространство, а также телá, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на которой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.).
- ед . Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей среды.
- ед . Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар. и шутл.).
- Третий день недели. Расписание на среду.
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
МИР , -а, м .
- 1)Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле .
- 2)Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м .
- ед . Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).
- 3)Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м .
- 4)Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений .
- 5)ед . Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить в миру. Уйти из мира в монастырь.
- 6)Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке – голому рубашка (посл.). Решить на миру (на сельской сходке).