СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Русские хоромы: конструкция, внешнее и внутреннее убранство

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все знают слова "хоромы", "светлица", "клеть", "горница","сени", но точное их значение известно не всем. Интересно познакомиться с конструкцией  и убранством древнерусских хором.

Просмотр содержимого документа
«Русские хоромы: конструкция, внешнее и внутреннее убранство»

Русские хоромы: конструкция,

внешнее и внутреннее убранство



Слово «хоромы» в древности означало жилой дом («хоромъ», «хоромина»), а позже – большой жилой дом богатого владельца, деревянный или наполовину деревянный, в отличие от каменных палат.

Сведения о хоромах содержатся в археологических, письменных и графических источниках, фольклоре, древнерусской живописи. Археологические раскопки в Новгороде, Киеве и некоторых других русских городах дают представление о планировке и конструкции древнерусских хором.

Хоромы имели в своей основе срубную столбовую конструкцию, которая была известна русским мастерам с самых древних времен. Эта конструкция преобладала в центре и на севере Европейской части России.

Прототипом хором ещё в X веке была клеть, которая, смотря по назначению, получала различные наименования. Если клеть ставилась на подклети (нижнем ярусе клети), то называлась горницей. Подклети или мшанники представляли собой кладовые, людские и т. п. Иногда несколько клетей связывались сенями и назывались двойнями, тройнями и т. д. В более богатых хоромах горница соединялась сенями с повалушею, которая всегда ставилась особняком от жилых хором и соединялась с ними сенями — крытым переходом. Кроме горницы и повалуши, в состав старинных хором входили еще светлицы и сенники. В состав хором входили также и дворовые постройки: погреба с погребищами, бани с предбаньями, хлевы, амбары и проч.

Профессор Забелин считает, что жилище богатого владельца отличалось только тем, что для каждой статьи его бытового обихода отделялся не угол в избе, а ставилась особая клеть или особая связь клетей, смотря по широте потребностей.


Срубы эти были значительной высоты и вмещали в себе несколько этажей, о чем можно судить по нескольким ярусам окон различной величины и формы.

Лицевая сторона многих древних хором состояла из трех самостоятельных частей: посередине находились сени, с одной стороны которых были покоевые горницы, а с другой — горницы приемные.

Над сенями даже в бедных хоромах (приблизительно с конца XIII века) строилась вышка, а у богатых — непременно терем, иначе называемый «чердаком» (со светлыми окнами на все четыре стороны).


При постройке хором не соблюдалось никакого плана, никакой симметрии; по-видимому, в своеобразности частей, в их разновидности и самостоятельности и заключалась, по понятиям старинных русских зодчих, красота хором.

Как во дворе крестьянина, так и в обширном дворе великого князя, клети ставились по деревенской идее, особняком друг от друга, смотря по надобностям жилого простора и по удобству места. Все такие отдельные и независимые друг от друга хоромины соединялись между собой сенями.

 Сени - это было крытое пространство (сень — покрытие вообще) между стенами отдельных клетей, поэтому устройство сеней зависело от количества и от известного размещения отдельных хоромин.

 В обширном хоромном строении всегда бывало по несколько сеней, так что клети и сени шли вперемежку и, кроме того, неизменно существовали передние и задние сени, которые во всем составе хором отделяли покоевые помещения от приемных или гостиных.

Вообще, если клеть была основой хоромных построек, то и сени, как общая связь хором, представляли тоже самую необходимую и типичную черту древнего жилого размещения. В сущности это был крытый и притом чистый, светлый двор между клетей; поэтому естественно, что сени, в качестве наших зал, служили и для приема гостей, и для прогулок, и для всяких домашних игр.

Само собой разумеется, что, состоя из отдельных и разнородных клетей, по большей части неравных даже и по своему объему, древнее хоромное здание, конечно, не могло иметь правильного плана. Линиями размещения построек своенравно управляла сама жизнь, а не чертеж какого-либо художеского устава».

Подобно тому, как в плане русские зодчие не стремились к симметрии, не втискивали план в заранее придуманную схему, так и во внешней композиции они вовсе не считались с симметрией и не находили нужным как-нибудь замаскировать фасадом разбросанность очертаний плана. Поэтому хоромы внешним своим видом обыкновенно представляли сложную и на современный взгляд, быть может, несколько пеструю группу разновидных частей, то высоких, то низких, то тесно прижатых друг к другу, то отдельно стоящих и соединенных в одно целое лишь переходами, причем почти каждая из них носила отпечаток своеобразного склада красоты.

Над всем этим высились не менее богатые по разнообразию своих форм крыши, на художественную обработку которых русские люди обращали особенное внимание, считая их как бы головными уборами зданий; с одинаковой заботливостью и любовью отделывались крыльца и окна; первые — как одна из самых видных частей здания, ранее других останавливавшая на себе взоры входивших на двор, а окна — в силу того, что наши предки отождествляли их с очами хором и поэтому они, как людские глаза, должны были глядеть ясно и красиво.

 Для внешнего украшения хором с особой заботливостью возводили крыши. Обычно они покрывались тесом (по-старинному лемехом) и полицею.

Крыши хоромных комплексов приходилось делать гораздо круче, нежели в настоящее время, так как обычным материалом для кровель служило дерево (тес, дрань, гонт и лемех), которое при пологих крышах загнивало бы очень быстро. Наименее сложными были двухскатные крыши, устраивавшиеся как над квадратными, так и над прямоугольными в плане срубами. Обычно высота подъема двухскатной крыши равнялась приблизительно ширине помещения. Четырехскатные крыши устраивались очень часто и, в зависимости от их высоты, а также от формы их плана, носили различные наименования. Так, четырехскатная крыша над квадратным в плане срубом, имевшая высоту, равную стороне квадрата плана, называлась колпаком, если же высота крыш такой формы равнялась стороне квадрата основания, увеличенной в полтора или два раза, то такие крыши назывались шатрами. Однако шатрами же назывались также высокие пирамидальные крыши, имевшие в плане форму многоугольников, преимущественно шестиугольников или восьмиугольников. Многогранные шатры назывались круглыми. 

Такие многогранные шатры ставились по большей части над крыльцами, тогда как четырехгранные шатры венчали собой обыкновенно повалуши. Что же касается пирамидальных крыш над квадратными срубами, имевших высоту меньшую величины стороны квадрата, то такие крыши особого названия не имели, быть может, потому, что устраивали их, в силу указанной выше причины, сравнительно редко.

Очень красивый вид имели крыши, называвшиеся бочками. Такие крыши ставились обыкновенно над прямоугольными в плане частями хором и, действительно, имели вид бочек, положенных по длине строения и срезанных для этой цели в их нижних округлостях, а вверху заостренных ребром для предохранения от дождя и снега. Иначе говоря, контур торцовых частей бочкообразных кровель имел килевидную форму, вполне отвечая контуру церковных глав луковичной формы, причем плотники любили придавать ему определенные пропорции,

Если сруб имел квадратную в плане форму, то его иногда покрывали двумя крышами-бочками, поставленными крест-накрест, так что их обрезы приходились на все четыре стороны, образуя особые фронтоны («очелья»). Такие крыши устраивались также часто и над крыльцами, причем над ними иногда возвышались еще «круглые» шатрики, как, например, над крыльцом государевых хором в коломенском дворце.

 Над квадратными или многогранными помещениями устраивались также кровли в виде граненых куполов, называвшихся в первом случае «кубами», а во втором - шестигранниками и восьмигранниками; верх таких кровель всегда сводился в острие. Если же кубовастые крыши устраивались над прямоугольными в плане частями хором, то тогда верх их естественно должен был вытягиваться в горизонтальный конек.

Богатые хоромы ставились большей частью посреди двора. Переднее крыльцо выдвигалось на середину переднего двора, занимая место между входом в хоромы и воротами двора. Крыльцо обычно имело резные стойки. Верхний рундук (площадка) лестницы был закрытый, т.е. зашитый досками, с интересной формы окнами, резными подоконками и дверью на марше. Над нижней площадкой находился такого же вида полувисячий балкон, покрытый односкатной крышей, сливавшейся в одно целое с крышей верхнего рундука.


 В XVI и XVII столетиях точно так же, как и в более отдаленное время, крылец в каждых хоромах было несколько, иногда очень значительное число, что объясняется тем, выше указанным обстоятельством, что отдельные части хором имели совершенно самостоятельное назначение и, следовательно, должны были обслуживаться специально построенными для них крыльцами.


Назначение и планировка помещений хором

(покоевые, «непокоевые», служебные)


Все помещения большого хоромного здания делились на три главные категории: хоромы постельные или покоевые, непокоевые хоромы и, наконец, служебные помещения.

Помещения первых двух категорий распадались на хоромы самого владельца и на хоромы, составлявшие женскую половину.

В покоевых хоромах протекала интимная жизнь владельца и его семьи. Даже в самых богатых хоромах лично главе семьи принадлежало всего три-четыре комнаты, из которых самая дальняя была спальней («опочивальной, одриной, ложницей») и находилась рядом с моленной («крестовой»), затем шел кабинет, носивший название «комнаты», и, наконец, приемная для родственников и близких друзей, которая называлась «передней».



Такие же помещения, за исключением разве «передней», были и на женской половине для хозяйки, и в тесной связи с ними находились спальни маленьких детей и взрослых дочерей.

Помещения же взрослых сыновей, в особенности же женатых, выделялись в особые клети, соединявшиеся с другими хоромами при помощи сеней или переходов.

К числу покоевых помещений надо также отнести «сенники», то есть комнаты неотапливаемые, полутемные (исключительно с волоковыми окнами) и с холодными потолками, которые предназначались как летние спальни. Сенник играл видную роль во время свадеб, так как в нем стлали постель новобрачным, над которыми по обычаю не должно было быть земли, служившей для устройства потолочной смазки в покоях теплых.




Все такие жилые комнаты находились обыкновенно во втором ярусе хором и потому, вообще, назывались «горницами».


Среди непокоевых помещений хором самое видное место занимала «повалуша» («павалыша»), называвшаяся в более раннюю пору гридней. Это была большая, обычно не отапливаемая хоромина, предназначавшаяся для пиров и празднеств, а иногда также для приема особо почетных гостей. Повалуша всегда ставилась на подклете, иногда двухъярусном, а так как над нею устраивалась еще клеть, с возвышавшейся над ней вышкой, то вся эта часть здания имела вид башни, иногда круглой в плане, господствовавшей над всеми остальными частями хором. Следует заметить, что такие башни, по имени находившихся в них столовых, также назывались повалушами. В более раннюю пору повалуша называлась «вежею».


 Повалуша никогда не примыкала вплотную к покоевым хоромам хозяина, так как между ними всегда находились сени, игравшие роль наших зал или приемных. Сени поэтому делались поместительными, светлыми, по большей части, с холодными потолками (без смазки землей или глиной). К сеням вели крыльца с их лестницами и рундуками. Если между сенями, игравшими роль зала или приемной, и крыльцом устраивались вторые сени, обычно меньшего размера, то они в таком случае назывались «передними сенями» и играли роль нынешних передних. Передние сени именовались также иногда крыльцом, так как всегда находились в непосредственной связи с настоящим крыльцом.

 Далее, к числу непокоевых хором принадлежали светлицы, то есть просторные горницы, освещавшиеся красными окнами, размещенными в трех или даже во всех четырех стенах. Назначением светлиц было служить помещением для всевозможных чистых работ и занятий, поэтому они устраивались преимущественно на женской половине хором, где в них занимались различными рукоделиями.

 Кроме упомянутых выше сеней, имевших определенное назначение, существовали и другие сени, служившие соединительными звеньями между покоевыми комнатами и непокоевыми, а также для соединения как тех, так и других с помещениями служебными. На женской половине такие сени делались большего размера, чем на мужской, и служили местом для детских и девичьих игр.

 Все эти помещения устраивались обыкновенно во втором этаже, а над ними размещались терема и вышки, называвшиеся также чердаками, так как они находились под самой крышей хором. Это были также нежилые комнаты, без печей, но с большими красными окнами, устроенными во всех четырех стенах, если терем имел свою крышу, или устраивался между стропилами четырехскатной крыши. Если же терем устраивался между стропилами двухскатной крыши, то окна его делались в ее фронтонах.

 Терема и вышки имели такое же назначение, как и сени, над которыми они, по большей части, и устраивались. Обычно вышки по занимаемой ими площади были меньше нижележащих сеней, что давало возможность устраивать вокруг них балконы — «гульбища», как их тогда называли. В очень затейливых хоромах вышки устраивались иногда в несколько ярусов и увенчивались смотрильнями — маленькими башенками, из которых открывался широкий кругозор, то есть по современной терминологии — бельведерами.

 Что же касается служебных помещений, а именно кухонь, чуланов, кладовых, мыленок (бань) и жилья для прислуги, то они частью помещались в подклетном этаже, частью же в отдельных срубах, соединенных переходами или сенями, или же стоящих совершенно особняком.

В сенях очень часто отделяли переборками маленькие «чуланы» и «каморки», которые служили кладовыми, а в помещениях теплых такие же чуланы и каморки являлись спальнями тех прислуг, которых хозяева хотели

иметь всегда под руками.

 Наконец, в различных малозаметных местах хором прирубались отхожие места, называвшиеся «задцами» и «придельцами».

 Таковы были типичные богатые хоромы в отношении их внутреннего распорядка, насколько об этом можно судить по памятникам письменности и по тем, весьма немногим, чертежам, которые сохранились до нашего времени. Повторяем однако, что никаких шаблонов или нерушимых традиций для размещения отдельных помещений хором не существовало и каждый хозяин строился так, как находил для себя удобнее.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!