Тема урока | РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ |
Тип урока | Изучение нового материала |
Дата урока | По учебному плану |
Образовательные ресурсы | • Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. • Презентация “Рыночные отношения в экономике” |
План урока | 1. Спрос и предложение. 2. Рыночные структура и инфраструктура. 3. Виды рынков. 4. Рыночные отношения в современной экономике. 5. Совершенная и несовершенная конкуренция. 6. Монополия. 7. Антимонопольное законодательство. 8. Современный рынок |
Цели урока | Создать условия для формирования представлений о действии рыночного механизма регулирования экономики, его достоинствах и недостатках; показать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; способствовать пониманию того, что в современных условиях в развитых странах существует “смешанная экономика”, в которой одновременно действуют невидимый рыночный механизм и государственное регулирование |
Методы и формы обучения | Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа |
Основные понятия | Традиционная, командная и рыночная экономика, спрос и предложение, фондовый рынок, биржа, монополия |
Планируемые образовательные результаты |
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-комнетентностного опыта/приобретенная компетентность |
Научатся: определять основные признаки свободного рынка, структуру и инфраструктуру рынка; чем рыночная экономика отличается от централизованной; объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; использовать приобретённые знания для решения практических жизненных проблем. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля |
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Записи в тетради |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме “Рыночные отношения в экономике” | Вопросы: - Рынок - это благо или зло? - Можно ли назвать российскую экономику рыночной? | Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников | Фронтальная работая | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения | Устный опрос |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация “Рыночные отношения в экономике”. 2. Работа с текстом учебника, с. 35, и школьным справочником. Заполнение таблицы “Экономические системы” подготовка к экзаменационному материалу 4. Работа с текстом учебника, с. 35-42. 5. Работа с документом, с. 43. | 1. Комментирует информацию презентации, отвечает на вопросы учащихся. 2. Знакомит с таблицей, организует самостоятельную работу по нахождению новой информации и заполнению таблицы. Обращает внимание на существование не только трёх указанных типов экономических систем, но и четвёртой - смешанной системы. Проводит обсуждение вопроса: - Почему же не прижилась рыночная экономика в чистом виде? 3. Делит учащихся на две группы, организует работу по определению положительных и негативных сторон рыночной экономики и командной экономики. 4. Организует самостоятельное изучение нового материала. 5. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу, с. 43. | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. 2. Читают вступление к параграфу и справочник, находят различия экономических систем, характеризуют их. Заполняют таблицу, записывая признаки каждой из систем. 3. Проводят коллективное обсуждение, заполняют таблицу. 4. Знакомятся с материалами учебника, конспектируют его. 5. Знакомятся с документом, анализируют текст документа, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная, фронтальная работа. 3. Групповая работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Фронтальная работа. 6. Индивидуальная работа | Познавательные: определяют познавательные цели, структурируют знания; моделируют социальные ситуации; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об экономических системах. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать в процессе изучения курса; выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | 1. Записи в тетради. 2. Письменная работа и устные ответы. 3. Письменная работа, устные ответы. 4. Письменная работа. 5. Устные ответы. |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 44 | Поясняет задания, выполняемые учащимися, организует дискуссию по вопросам учебника | Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения | Индивидуальная | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Задание в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: - Чем рыночная экономика отличается от плановой? - Перечислите основные признаки свободного рынка. - Какова структура и инфраструктура рынка? - Какую роль в экономике играет конкуренция? - Чем характеризуется современный рынок? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 3, вопросы для самопроверки, с. 34 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуально | | |