СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"С. А. Есенин. Жизнь и творчество поэта". Урок литературы в 11 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"С. А. Есенин. Жизнь и творчество поэта". Урок литературы в 11 классе.»

План-конспект урока литературы в 11 классе

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Смирнова Дарья Алексеевна



Тема: «Сергей Александрович Есенин.

Судьба и творчество поэта»

Данный урок – один из пяти уроков литературы по жизни и творчеству С. А. Есенина в 11 классе.

Вид урока: усвоение нового материала.

Тип: урок-презентация.

Оборудование урока:

портрет С. А. Есенина, презентация, компьютер, экран, поэтические сборники С. А. Есенина;

Программное обеспечение: компьютер, проектор.

Цифровые ресурсы: материалы Интернета.

Аннотация.

Этот урок – первый из пяти уроков о судьбе и творчестве Сергея Александровича Есенина.

45 урок. «С. А. Есенин. Судьба и творчество поэта»

46 урок. «Тема Родины и природы в творчестве С. А. Есенина»

47 урок. «Любовная лирика С. А. Есенина»

48 урок. « С. А. Есенин. Поэма «Анна Снегина»

49 урок. «Классное сочинение по творчеству С. А. Есенина»

На уроке учащиеся знакомятся с личностью поэта, его жизнью, поэтическим творчеством. Для того, чтобы информация лучше усваивалась, необходимо использование ИКТ. Презентация, сообщения учащихся, слово учителя, выразительное чтение стихов, прослушивание стихотворения, которое читает сам С. А. Есенин, самостоятельное конспектирование материала учащимися – вот все те приемы и виды работ, которые помогают учащимся лучше усваивать новый материал, создать атмосферу на уроке, чтобы стимулировать интерес и творческие способности. Не обязательно использовать именно те стихотворения, которые я выбрала. Можно использовать другие произведения, которые подходят к данной тематике.





План урока.

1. Детство и юность поэта.

2. Переезд в Москву. Ранняя лирика Сергея Александровича Есенина. Встреча с Александром Блоком и её значение.

3. Восприятие поэтом первой мировой войны и революции.

4. С. А. Есенин за границей. Встреча поэта с Айсидорой Дункан. Возвращение на родину известного поэта.

5. При каких обстоятельствах погиб С. А. Есенин. С. Толстая в жизни поэта.

Конспект урока.

Цели:

  • обучающая:

  • познакомить с личностью и творчеством С. А. Есенина; показать, как развивался поэтический талант С. А. Есенина; пробудить у учащихся интерес к изучению жизни и творчества поэта.

  • развивающая:

  • обогатить представление учащихся о личности поэта С. Есенина;

развивать навыки выразительного чтения поэтического текста, анализа

поэтического текста.

  • воспитывающая:

  • воспитывать любовь к природе, к родине через творчество русских поэтов.

Ход урока

I. Слово учителя с использованием презентации. (Слайд №1)

Сергей Есенин – неповторимое явление не только русской литературы, но и мировой поэзии. М. Горький, послушав Есенина, а читал он, по словам писателя, «потрясающе», писал: «После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии…». В творчестве С. А. Есенина стихи о России невозможно выделить в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве».

Есть в стихах С. А. Есенина тот магический свет подлинной поэзии, что живит и одухотворяет душу, тревожит её и волнует, пробуждает думы о непреходящих ценностях жизни – о Родине, о народе, о человеке, об их судьбах, в дни великих потрясений, исторических свершений.

Великие поэты – это голос своего времени. Поэт жил в эпоху значительную по социальным потрясениям, преобразованиям, связанную с расколом старого мира. И этот раскол прошёл через душу и сердце самого поэта. Так как же зарождался этот талант? Послушаем сообщение о детстве и юности поэта. (Учащиеся в тетрадях кратко фиксируют сообщение выступающего).

II. Доклад ученика. (Использование презентации, слайды №2, №3, №4, №5, №6).

Детство и юность.

21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных родился сын Сергей. Родители Сергея были крестьянами, но вскоре им пришлось уехать на заработки в город. «Детство прошло среди полей и степей», - писал он в автобиографии. Родником, питавшим поэта, были сказки, песни, частушки, которые он слышал от деда и бабки. Пяти лет Сергей выучился читать. Была в этом заслуга деда по материнской линии Фёдора Титова, в доме которого поэт провёл детские годы. Дед был человеком строгим, но справедливым, умудренным книжными знаниями.

С восьми-девяти лет Есенин начал писать стихи, подражая частушкам. Очень рано Есенин прочитал «Слово о полку Игореве». Это гениальное произведение безымянного автора древней русской литературы произвело на него «необычайное впечатление». Есенин, по его признанию, «был совершенно ошеломлён им, ходил как помешанный».

Есенин уже в начале своего творчества по-своему воспринимает самые простые вещи. «Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их рогов».

После окончания земской школы в Константинове поэт учится в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках.

Самое первое, как сам поэт помнил, было стихотворение:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Эта самая миниатюра и есть зачаток всей будущей поэзии С. А. Есенина. Здесь метафоричность, красота природы, любовное, интимное отношение к ней.

Учитель:

– Вот мы с вами и узнали когда и как родился на Рязанской земле поэт, продолжим рассказ о дальнейшей жизни и становлении поэтического мастерства Сергея Александровича Есенина. Давайте послушаем сообщение на тему «Переезд в Москву. Ранняя лирика Сергея Александровича Есенина. Встреча с Александром Блоком и её значение».





III. Доклад ученика. (Презентация, слайд №7, №8).

В 1912 году Сергей Есенин в 17 летнем возрасте приехал покорять Москву. Считая себя поэтом, Есенин отказался работать с отцом в мясной лавке приказчиком и сам выбрал место с крохотным жалованьем в типографии, рассчитывая здесь печатать свои стихотворения. В корректорской никто из сотрудников его поэтом не признаёт (ещё бы, они готовят к изданию произведения великих русских поэтов!), а редакции газет и журналов, где юноша показывает свои стихи, отказываются их публиковать. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта.

Для Есенина этот период стал самым изобильным в его творчестве. Он написал 70 прекрасных стихотворений. Именно с этого времени он состоялся как поэт. Несомненно, его творческому росту способствовало проживание в Москве, общение с литераторами и издателями, занятия в университете Шанявского, работа в корректорской, но главное — его любовь к Анне. Это соединение таланта и любви в жизни поэта следует считать «изрядновским» периодом. И совсем не случайно в это время появились главные строки:

Если крикнет Рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая.

Дайте родину мою».

В декабре 1914 года у Есенина и Изрядновой родился сын. Есенин страшно гордился, когда родился сын. Назвали малыша Георгием, Юрочкой.

В своих воспоминаниях Анна Романовна писала:

«...В конце декабря у меня родился сын. Есенину пришлось много канителиться со мной (жили мы только вдвоём). Нужно было меня отправить в больницу, заботиться о квартире. Когда я вернулась домой, у него был образцовый порядок: везде вымыто, печи истоплены, и даже обед готов и куплено пирожное, ждал. На ребёнка смотрел с любопытством, всё твердил: «Вот я и отец». Потом скоро привык, полюбил его, качал, убаюкивал, пел над ним песни. Заставлял меня, укачивая, петь: «Ты пой ему больше песен». В марте 1915 года поехал в Петроград искать счастья. В мае этого же года приехал в Москву, уже другой. Немного побыл в Москве, уехал в деревню, писал хорошие письма. Осенью заехал: «Еду в Петроград». Звал с собой... Тут же говорил: «Я скоро вернусь, не буду жить там долго». Но Есенин к Анне не вернулся. Вскоре вышла первая книжка стихов «Радуница».

Весной 1915 года произошла встреча с Блоком в Петрограде. Как вспоминал сам поэт, «когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». Блок дал такую оценку стихам: «Стихи свежие, чистые, голосистые…». Назвав Есенина в одной из записок «талантливым крестьянским поэтом-самородком», Блок писал Есенину: «…путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придётся дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее. Я всё это не для прописи Вам хочу сказать, а для души: сам знаю, как трудно ходить, чтобы ветер не унес и чтобы болото не затянуло». (Из книги «Сергей Есенин. Избранное». Дальневосточное книжное издательство, 1971 год, статья

С. Крившенко).

IV. Сообщение ученика. Восприятие первой мировой войны и революции. (слайды №9, №10, №11, №12).

В январе 1916 г. Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара.

Вскоре после этого вышла первая книга стихов Есенина «Радуница». А уже весной он был приглашен к императрице читать стихи. «Придворная» история поэта завершилась тем, что он благополучно избежал фронта и, судя по всему, «завязал очень важные связи», оказавшиеся столь некстати в дни революции. Войну поэт воспринимает как народное горе.

Есенин принимал участие в издаваемых Ивановым-Разумником альманахах «Скифы» (1917-1918), ориентированных на идею преображения России, которая имеет свой особый путь. Весной 1917 г. в редакции газеты «Дело народа» Есенин познакомился с молоденькой секретаршей Зинаидой Райх, и 30 июля они обвенчались.

Октябрьскую революцию Есенин принял безоговорочно. Как он сам писал в своей автобиографии: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Произведения, написанные Есениным в то время («Преображение», «Инония»», «Небесный барабанщик»), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: «Мать моя — родина, я — большевик!» Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме «Инония» он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным «мужицким раем». Такие представления сказались и в других произведениях









Есенина того времени:

Вижу вас, злачные нивы,

С стадом буланых коней.

С дудкой пастушеской в ивах

Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город. «Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал», — заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать «железного гостя», несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую «деревянную Русь».

Меньше чем через год, в апреле 1918 г., Есенин расстается с З. Райх

и перебирается в Москву, ставшую литературным центром России. В мае выходит в свет второй поэтический сборник Есенина «Голубень» со стихами 1915-1916 гг. Есенин пока не поднимается до социального протеста, поэзия предреволюционного периода наполнена мотивами любви к родной земле, природе, к героике прошлого, мотивами вольнолюбия, русской удали.

V. Доклад ученика. Поездка за границу. Айседора Дункан. (Презентация, слайды №13)

Значительную роль в творческом развитии Есенина сыграла его большая зарубежная поездка в 1922-1923 годах. Он совершил путешествие по Германии, Франции, Бельгии, Италии, четыре месяца пробыл в США. А оказался за границей С. Есенин так. Всё началось со знакомства Есенина с А. Дункан.

Однажды великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер… Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи. Айседора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Казалось, что в комнате больше никого нет. Закончив читать, Есенин спустился с возвышения и попал в ее объятия.

«Изадора! Моя Изадора!» — Есенин опустился перед танцовщицей на колени. Она поцеловала его в губы и произнесла: «За-ла-тая галава, за-ла-тая га-ла-ва». Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского, и что она была старше его намного. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи — талантливы, эмоциональны, бесшабашны…

2 мая 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак. "Теперь я — Дункан!" — кричал Есенин, когда они вышли из загса. Злые языки утверждали, что он был влюблен не столько в Дункан, сколько в ее мировую славу, и уехали сначала в Европу, затем в Америку.

Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви.

В Советской России ему было очень тяжело, а без России — невозможно. И чета Есениных — Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин».

Этой другой стала его поклонница Галина Бениславская.

Айседора пережила Сергея на полтора года — кончина наступила в веселой курортной Ницце. Соскользнув с ее плеча, длинный шарф попал в колесо со спицами набиравшего скорость автомобиля, в котором сидела танцовщица, намотался на ось и мгновенно удушил Дункан.

После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит. «...Я разлюбил нищую Россию…». Многое изменилось. Поэт принимает новую жизнь и провозглашает верность родной стране.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть, –

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Поэт развивается стремительно. 1924-1925 годы были ознаменованы небывалым подъёмом. Он написал около ста стихотворений – вдвое больше, чем за 6 предшествующих лет.

Лирика его становится художественно совершеннее, появляются такие стихи: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Собаке Качалова», «Отговорила роща золотая» и многие другие.

Многие из них стали песнями.

Сквозь всё творчество С. Есенина проходит светлый образ матери поэта. (Выразительное чтение наизусть стихотворения «Письмо матери», читает ученик).

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение – всё это обобщено в образе матери: «О моя терпеливая мать!» Это восклицание у поэта вырвалось не случайно: много волнений принёс сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает мотив вины сына и любви его к матери. «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Итогом исканий поэта стала поэма «Анна Снегина». Прототипом главной героини стала помещица Л. Кашина. (Презентация, слайд №14)

VI. Сообщение ученика о смерти поэта. Софья Толстая. (Презентация, слайды №14, №15, №16).

Есенин гордился тем, что породнился с Толстым, женившись на его внучке Софье.

5 марта 1925 года произошло знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Она была младше Есенина на 5 лет, в ее жилах текла кровь величайшего писателя мира. Софья Андреевна заведовала библиотекой Союза писателей. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи.

В 1925 году состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству.

Все было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива.

Есенин продолжал жить жизнью, к которой привык. В декабре 1925 года он уезжает в Ленинград. В ночь с 27 на 28 декабря в гостинице «Англетер» поэт покончил с собой. Известно, что за последние годы авторами многочисленных газетных и журнальных публикаций, рассчитанных на шумную сенсацию и саморекламу, официальная версия о самоубийстве Сергея Есенина отвергнута: мол, поэт в последние месяцы 1925 года был абсолютно здоров, никаких оснований кончать жизнь самоубийством у него не было, убили его «враги» — власть предержащие и чекисты. За день до своего трагического конца поэт кровью написал стихи – не было чернил.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

VII. Слово учителя. (Слайд №17).

Творчество Сергея Александровича Есенина — одна из ярких страниц истории русской литературы. Поэзия С. А. Есенина продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому, родному. Нас волнует искренность поэта. Для него самым дорогим была Русь. «Есенин – это вечное…», – сказал Н. Тихонов. А сейчас мы с вами послушаем отрывок из стихотворения «Исповедь хулигана», которое читает сам С. А. Есенина.

VIII. Выставление оценок.

IХ. Рефлексия.

Ваши впечатления от урока?

Как вы считаете, актуальна ли поэзия С. А. Есенина в наши дни?

Свои ответы на вопросы аргументируйте.

Х. Домашнее задание.

Учить стихотворение С. А. Есенина (по выбору учащихся), сделать письменный анализ выученного стихотворения.

Индивидуальное задание: найти сведения о Шаганэ Нерсисян.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!