СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«САЛЮТ вне ПОБЕДЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поиск познавательной учебной информации, к тому же правдивой, - дело нелёгкое. Тому примером предлагаемая статья, в которой связаны воедино ИСТОРИЯ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО, ФИЛАТЕЛИЯ, ИНФОРМАТИКА...

Просмотр содержимого документа
««САЛЮТ вне ПОБЕДЫ»»

ВЗЯТЬ ЛИ, ЧТО ЛИ, МАРКИ В РУКИ…

или «САЛЮТ вне ПОБЕДЫ»


В «обойме» у многих учителей есть учащиеся, желающие под финиш четверти чуточку улучшить вовсе не свои знания, а только цифры в школьном журнале и в табеле. Часть такого контингента мудро предвидит, что их «заставят» пересказать, а то и просто переписать, лишь один из многих проштудированных одноклассниками параграфов – и баста! Тогда и детёныша-оболтуса дома похвалят, и «препод» останется с завышенными показателями успеваемости (а истина – да кому она нужна?).

В моём арсенале для желающих отметочной «добавки» – почтовые марки. В них ощущаю некий аромат доe-mailовой эпохи, постепенно уходящей в небытие.

Незадолго до написания этих строк дал старшекласснице (моей тёзке) задание – составить сообщение о марке, выпущенной к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне, на которой запечатлена миниатюрная репродукция картины с подписью: «К. ЮОН. САЛЮТ ПОБЕДЫ». Уточнил – информация нужна не о самом салюте, а о написании полотна художником.

В итоге – марка вернулась ко мне без пояснительной работы (якобы «не смогла отыскать в Инете…»). Конечно, не поверил. Взялся доказать, что лениво искала. Но… и сам не «поймал» желаемого, зато побочные находки заставили «сесть за перо».

Итак… В поисковик интернета ввёл единственную имеющуюся информацию – это текст с почтовой миниатюры. И вот первый сайт филателистического направления [1], похоже, тремя строчками расширяет мой кругозор (без правок):

«Салют победы.(Москва салютует).1945.

Вильнюс,Художественный музей.

(Картина не выставляется)»

Тот факт, что в Литве (при нынешнем политическом раскладе) подобная картина не экспонируется, поначалу вызвал к публикатору больше доверия, чем насторожило отсутствие пробелов после знаков препинания.

Следующий источник [2] поведал (без правок): «01 апреля (Soviet Union, USSR ) в рамках выпуска 20-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. выходит в обращение Почтовая марка "Салют Победы", 1945 (по картине К. Юона "Москва салютует") номиналом 16 к.». О чём говорит последнее число «1945» – не ясно: то ли это дата салюта, то ли дата написания картины, то ли… На прочих филателистических сайтах сообщения о картине не изобиловали разнообразием. Такое «слепое» копирование информации (даже без замены слов) схоже со списыванием учениками друг у дружки домашнего задания на перемене перед уроком («скорее дай скатать!»)…

Лаконичную подсказку выдала Википедия [3], где среди основных произведений К. Ф. Юона значится: «"Москва салютует", 1945».

Пришла мысль, что Москва-то салютовала не только в День Победы. Это заставило продолжить поиск. И не зря. На одном из интернет-аукционов [4] была выставлена старая репродукция (26 см х 21 см) с пропечатанным в типографии однословным названием: «САЛЮТ». Значит, встречающееся слово «ПОБЕДЫ» додумано посторонними умами, выдающими желаемое за действительное?

Новизну принёс сайт с краткой информацией о творчестве художника и с большим количеством (176) его работ [5]. Здесь показаны сразу две разноплановые картины с московским салютом. Рядом с одной оговорено: «Название – неизвестно. Год создания – неизвестно», около второй (как на нашей марке): «Название – Салют. Год создания – 1943». Составители каталога не претендуют на истину в последней инстанции, ибо не возражают против правок.

Было над чем задуматься. Ведь 1943-й – год первого салюта по случаю освобождения Орла и Белгорода от оккупантов! Так может быть этому салюту и посвящена картина Константина Фёдоровича? Зарылся в справочники. Узнал, что в 23 часа 30 минут диктор Юрий Левитан сообщил по радио: «Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины – Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орёл и Белгород, двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий» (ближе к полуночи в общую копилку добавили ещё четыре пушки). Оповещение прозвучало лишь за полчаса до салюта! Даже при включённых в домах радиоточках всем ли легко за полчаса добираться до Красной площади, изображённой Юоном? К тому же, диктором не было оговорено место салюта (а ведь в тот раз удалось синхронно салютовать в разных районах Москвы). И, что весьма важно, смотреть-то было не на что! 5 августа 1943 года были только залпы, грохот орудий! И комендантский час продолжал действовать после тех самых 24-х часов…

Лишь постепенно шумовой эффект пушек стали усиливать сначала стрельбой из пулеметов трассирующими пулями, лучами прожекторов, а потом ракетным фейерверком… В День Победы над фашистской Германией, 9 Мая 1945 года, был дан салют 30-ю залпами из 1000 орудий. Впечатляющими выглядели и фейерверк, сопровождавший эти залпы, и световой шатёр над центром Москвы, образованный лучами 160 прожекторов [6]. По фотографиям и кинохронике видно, что в то незабываемое 9 Мая главная площадь столицы была переполнена ликующими людьми. Ярко светились рубиновые звёзды на башнях Кремля.

На Юоновском же художественном полотне не видна звезда над Спасской башней. Людей, наблюдающих фейерверк, у Кремля не так уж много... Свободно, не сквозь толчею, направляются к Спасским воротам две машины ЗиС-101…

Дабы приблизить финал никому (кроме меня?) не нужным поискам, отправился к хорошим знакомым – сотрудникам Донецкого республиканского художественного музея (уж не ради мольбы о помощи, а желая удивить профессионалов своим проникновением в сферу их интересов). Там гостеприимные люди поначалу напоили чаем, после чего реставратор Е. Лактионов оперативно организовал доставку книги Ю. Осмоловского «Константин Федорович Юон» из серии «Выдающиеся отечественные художники» (М.: Советский художник, 1982). Там, в перечне творений мастера, числится: «"Москва салютует", холст, масло, 131 х 198 см. 1945 г. Художественный музей Литовской ССР, Вильнюс (под названием "На Красной площади в Москве")». Хочется верить, что сие и есть истина в последней инстанции, ибо цензура соцреализма сурово контролировала всякую печатную продукцию.

Вот в итоге и получается, что в каком бы году ни написал свою картину К. Ф. Юон (1943, 1945 или др.), она не отражает ни первый, ни завершающий салюты Великой Отечественной. Тут так и хочется малость отредактировать пушкинскую строчку из «Сказки о золотом петушке», чтобы получилось: «Марка ложь, да в ней намек!»

Эпилог: с течением времени слова САЛЮТ и ФЕЙЕРВЕРК стали чуть ли не синонимами, а подавляющее большинство авторов статей, излагающих информацию о любом из 355 салютов различной категории, данных в Москве в период Великой Отечественной войны, не заморачивая голову используют для иллюстраций фотографии, запечатлевшие именно салют 9-го мая 1945 года. Да, вот ещё: тёзке-ученице за тот безрезультатный (?) поиск отметку всё-таки нарастил, так ей, неумёхе, и надо.

___________________________________

  1. https://www.liveinternet.ru/users/gregoryh/post123663695

  2. https://touchstamps.com/Stamp/Details/426467/

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D0%BE%D0%BD,_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

  4. https://bitbazar.ru/lot/394485

  5. http://artchallenge.ru/gallery/ru/10.html

  6. http://chert-poberi.ru/interestnoe/pervyiy-salyut-pobedyi-11-foto.html

Александр ФЕДОНИН,

педагог-историк.

Донецк.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!