СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник практических занятий по литературе 20-23г.о.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сборник практических занятий по литературе 20-23г.о.»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ИГРИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
















СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ОУД. 02 ЛИТЕРАТУРА





























Игра

2020 г.


Сборник практических занятий по учебной дисциплине ОУД.02 Литература разработан на основе рабочей программы дисциплины ОУД.02 Литература по профессии 23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин




Организация-разработчик: БПОУ УР «Игринский политехнический техникум»

Разработчики: Малых Н.И., преподаватель русского языка и литературы БПОУ УР «ИПТ»

Сборник практических работ утвержден и рекомендован к использованию на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол № от «»_______________ 201



Пояснительная записка

Данное методическое пособие разработано в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Литература» и предназначено для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих программу подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин.

В методическом пособии представлены практические работы по всем темам учебной дисциплины. Для каждой работы сформулированы цели, даны рекомендации по выполнению работ. Оценка выставляется по универсальной шкале оценивания:

Количество набранных баллов

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

отлично

80-89

4

Хорошо

70-79

3

удовлетворительно

Менее 70

2

неудовлетворительно


Методическое пособие предназначено для обучающихся профессиональных образовательных учреждений. Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Личностных:

– сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

– толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– эстетическое отношение к миру;

− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

– сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

–сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

– владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

– владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

– владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

– знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

– сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

– способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

– владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

– сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.


Введение

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы до закрепления теоретического материала.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для допуска к дифференцированному зачету, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удаётся, необходимо обратится к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Желаем Вам Успехов!!!

Критерии оценивания практической работы

"ОТЛИЧНО": оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

"ХОРОШО": оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеров и поступков главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; об ограниченных навыках разбора и о недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трёх ошибок в содержании ответа или иных недостатков в композиции и языке ответа.

Критерии оценивания сочинения

"ОТЛИЧНО": может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста художественного произведения, а также умение пользоваться литературным материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли, писать правильным и выразительным литературным языком.

"ХОРОШО": ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться литературным материалом, делать необходимые выводы и обобщения, писать правильным литературным языком, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.

"УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала, нарушения последовательности изложения мыслей.

"НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО": ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, налицо плохое знание текста произведения, преобладают общие фразы, не подтвержденные литературным материалом; изложение носит трафаретный характер или сводится к простому пересказу произведения или учебника, имеются серьезные нарушения последовательности в выражении мыслей, отсутствуют выводы и обобщения.


Оглавление

  1. Основные темы лирики Пушкина

  2. Чтение и анализ стихотворений Пушкина

  3. Анализ стихотворения Лермонтова

  4. Анализ повести «Портрет».2ч

  5. Суд над «темным царством»

  6. Сочинение по драме «Гроза». 2 ч

  7. Обломов и Штольц

  8. Сочинение по роману «Обломов». 2ч

  9. Чтение и анализ глав романа «Отцы и дети»

  10. Чтение и анализ глав «История одного города».

  11. Анализ эпизода главы 4 части 4 из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 2ч

  12. Сочинение по роману «Преступление и наказание».2ч

  13. Чтение и анализ глав романа «Война и мир»

  14. Сочинение по роману «Война и мир».2ч

  15. Анализ главы пьесы «Вишневый сад» 2ч

  16. Чтение и анализ глав поэмы «Кому на Руси жить хорошо».2ч

  17. Рассказ «Чистый понедельник».2ч

  18. Анализ повести «Гранатовый браслет».2ч

  19. Анализ эпизода пьесы «На дне».2ч

  20. Тема Родины в лирике Блока.2ч

  21. Любовная лирика Маяковского.2ч

  22. Цветопись в лирике Есенина.2ч

  23. Чтение и анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире».2ч

  24. Анализ главы «Мастер и Маргарита»2ч

  25. Анализ эпизода романа «Тихий Дон».2ч

  26. Своеобразие лирики Ахматовой.2ч

  27. Своеобразие лирики Пастернака

  28. Э. Хемингуей «Старик и море»

  29. «Колымские рассказы» Шаламова.

  30. Поэзия Н. Рубцова 2ч

  31. Своеобразие лирики Твардовского



Практическая работа №1

Основные темы лирики Пушкина

Цель: научиться анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

Указания к работе: прочитайте задания и выполните их.

Оборудование: сборники стихотворений А.С. Пушкина

Задание 1. Соотнесите темы лирики со стихотворениями А.Пушкина.

1.Политическая

2.О дружбе

3.Природа

4.О любви

5.О назначении поэта

А)«Пророк»

Б)«Зимний вечер»

В)«Я встретил вас»

Г)«К Чаадаеву»

Д)« 19 октября 1827г.»

Задание 2. Прочитайте стихотворение «К ЧААДАЕВУ» и ответьте на вопросы.

1.Какая тема звучит в этом стихотворении?

2.Что Пушкин призывает отчизне посвятить?

3.Во что нужно верить по мнению Пушкина?

4. Назовите основные средства выразительности и приведите примеры.

Задание 3 Прочитайте стихотворение «К МОРЮ» и ответьте на вопросы?

1.Какая тема раскрывается в этом стихотворении?

2.Чем является море для Пушкина?

3.В каком направлении написано стихотворение?

4.С какими судьбами великих личностей связано море?

5. Назовите основные средства выразительности и приведите примеры.


Практическая работа №2

Чтение и анализ стихотворений Пушкина

Цель: сформировать устойчивый интерес к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; сформировать навыки различных видов анализа литературных произведений

Оборудование: текст стихотворения А. С. Пушкина «Когда за городом, задумчив , я брожу…»

Ход занятия

Прочитайте стихотворение А. С. Пушкина «Когда за городом, задумчив , я брожу…» и выполните задания:

1. Определите, в какой период творчества А.С. Пушкина оно было создано? Какие темы и мотивы преобладают в лирике Пушкина этого периода?

2. Определите, к какому жанру лирики относится это стихотворение, обоснуйте свой ответ.

3. Найдите в тексте стихотворения примеры сочетания «высокой» и разговорной лексики. Объясните, с какой целью поэт использует такие сочетания?

4. Найдите в тексте стихотворения сравнение, объясните его смысл.

5. Обратите внимание на образ, которым заканчивается стихотворение. Что этот образ символизирует? Какой смысл вкладывает в него поэт?


Практическая работа №3

Анализ стихотворения Лермонтова

Цель : познакомиться с содержанием стихотворения М.Ю. Лермонтова, проанализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, выявить в художественном тексте образы, темы и проблемы и выразить свое отношение к ним в развернутых аргументированных письменных высказываниях

Ход занятия

Прочитайте стихотворение «И скучно, и грустно» и ответьте на вопросы

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

(1840)


1. Определите, в какой период творчества М.Ю. Лермонтова оно написано, с какими фактами биографии оно соотносится? Какие темы и мотивы, характерные для лирики М.Ю. Лермонтова, звучат в этом стихотворении?

2.Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения, его состояние. Какие чувства и ассоциации вызывает это стихотворение у вас?

3.Можно ли определить жанр этого стихотворения как элегию? Обоснуйте свой ответ. (Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.)

4.Обратите внимание на интонацию стихотворения. Как передается драматизм состояния лирического героя? Почему текст так насыщен вопросительными и восклицательными предложениями? Какой эффект этим достигается?

5.Обратите внимание на авторскую пунктуацию: какие знаки препинания использует поэт, как это влияет на звучание стиха, на ваше восприятие?

6.В.Г. Белинский назвал это стихотворение «похоронной песней всей жизни». Как вы понимаете слова критика? Согласны ли вы с эти м утверждением? Обоснуйте свой ответ.


Практическая работа №4

Повесть «Портрет»

Цель: анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

Оборудование: текст повести «Портрет» Н.В.Гоголя

Указания к работе: прочитайте повесть Гоголя «Портрет» и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  1. Кто является главным героем повести?

  2. Почему Чартков купил портрет старика на последний двугривенный?

  3.  Почему купленный портрет тревожит Чарткова и не кажется ему произведением высокого искусства?

  4. Какова дальнейшая судьба героя после приобретения картины?

  5.  Чем странен ростовщик, с которого писался портрет?

  6. Какие перемены происходят в людях, которые связывают себя с ростовщиком?

  7. Зачем ужасный ростовщик заказывает портрет художнику и почему тот соглашается его писать?

  8. Какие несчастья принес художнику портрет ростовщика и как он очистил душу от скверны?

  9. Что губит и что спасает талант художника?

  10. Чем встревожила вас повесть Гоголя «Портрет»?


Практическая работа №5

Суд над «темным царством»

Цель: обобщить знания по драме Островского «Гроза», уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в письменных высказываниях, формулировать выводы.

Оборудование: бейджи с именами героев «суда», раздаточный материал со словами героев «суда»

Ход занятия

Обучающиеся должны быть готовы ответить на следующие вопросы:

Марфа Игнатьевна Кабанова.
- Считаете ли вы себя виновной в смерти Катерины?
- Расскажите, как в ваш дом попала Катерина?
- Какие отношения были между супругами? (Катериной и Тихоном.)
- Как вы относились к снохе?
- Какой повод давала вам Катерина гневаться на нее? (Не уважала? Грубила? Не выполняла работу?) 
- Вы верующий человек?
- Какие добрые дела вы делаете для других?.
Тихон – муж Катерины.
- Вы женились по любви?
- Любили свою жену?
- Почему она вызывала жалость? Кто ее обижал?
- Вы часто уезжали из дома? Зачем? Что вы делали там?
- Когда вы возвращались, интересовались ли тем, что произошло в ваше отсутствие? 
- Как вы отнеслись к тому, что Катерина изменила вам, покаялась?
- Считаете ли вы себя виновным в смерти Катерины?
Варвара Кабанова.
- Где вы сейчас находитесь? Почему ушли из дома?
- В каких отношениях вы находились с Катериной?
- Как к ней относились в доме?
- Не показалось ли в ее поведении что-то странным?
- Говорила ли она вам когда-нибудь о самоубийстве?
- Кого считаете вы виновным в ее смерти?
Борис Григорьевич.
- Как вы попали в этот город?
- Когда и где познакомились с Катериной Кабановой?
- Почему именно ее вы выделили из всех девушек и женщин города?
- Вы любили ее?
- Почему вы не взяли ее с собой, почему не уехали?
- Где проходили ваши встречи?
- Говорила ли вам Катерина о тяжелой жизни, о самоубийстве?
- Хотели ли вы чем-то ей помочь?
- Считаете ли вы себя виновным в смерти Катерины?
Дикой Савел Прокофьевич
- Какого вы мнения о жизни в городе? По каким законам и правилам она строится?
- Знакомы ли вы были с Катериной?
- Как протекала жизнь в семье Кабановых? Никто не обижал Катерину?
- Как вы думаете, почему ваш племянник Борис влюбился в Катерину?
- Вы могли бы им чем-то помочь?
- Кто виновен в смерти Катерины?
Феклуша
- Вы часто бываете в городе? Каков он по сравнению с другими?
- В доме Кабановых вам ничего не показалось странным?
- Почему вы врете, распространяете неправильные слухи о жизни в других городах?
- Вы не считаете себя причастной к гибели Катерины?
Кулигин
- Ваше образование?
- Род занятий?
- Ваше мнение о городе?
- Знали ли вы об отношениях Бориса и Катерины?
- Как вы считаете, почему она бросилась в Волгу?
Кудряш, Глаша, несколько жителей.
- Довольны ли вы своей жизнью?
- Чем занимаетесь в свободное время?
- Каково мнение о самоубийстве Катерины?

Распределение ролей и ведение заседания.


Практическая работа №6

Сочинение по драме «Гроза». 2 ч

Цель: обобщить знания по драме Островского «Гроза», уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в письменных высказываниях, формулировать выводы.

Напишите сочинение, выбрав одну из предложенных тем.

Образы купцов-самодуров в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Душевная драма Катерины. (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?

Смысл названия драмы А.Н. Островского «Гроза».

Мое отношение к Катерине.

Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ сцены из 5-го действия драмы А.Н. Островского «Гроза».)

Напишите сочинение по плану:

I. Вступление. 
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов). 
III. Заключение.

Но сами слова "вступление", "основная часть", "заключение" не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане. 
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задаёт тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем. 
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. 
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.


Практическая работа №7

Обломов и Штольц

Цель: проанализировать образ Обломова; проанализировать образ Штольца; сделать выводы и сформулировать их. Развивать навык анализа персонажа художественного произведения; совершенствовать логическое и творческое мышление учащихся. Продолжать прививать чувство уважения к русской литературе 19 века.

Ход занятия

Ознакомьтесь с предложенной таблицей. Заполните таблицу, записав вывод по каждому критерию, кем являются герои друг другу: антиподом или двойником (См. приложение) и перепишите ее в тетрадь. Ответьте на вопрос.

1) Почему Андрею Штольцу не удалось изменить образ жизни Ильи Обломова?

Приложение:

Антипод –Человек противоположных свойств, вкусов или убеждений (книжн.).

Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.


критерии

воспитание

цель жизни

содержание

деятельности

отношение

к женщине

семейная

жизнь

жизненная

позиция

Обломов.

“Я – барин, и делать ничего не умею.”

Обломовка-идеал жизни. Любовь и ласка родных.

“поэтический идеал жизни;” цель была -

“вся жизнь есть мысль и труд”; Сейчас:”Какая у меня цель? Нет её.”

Нет высокой цели.

Составление плана переустрой-ства поместья; “вулканическая работа пылкой головы”; “не привык к движе- нию.”

“не был их рабом,

поклонялся изда-

ли”; ”признавал её

власть и права”;

женщина-мать и

никогда-любовни-

ца.

жена,дети,добрые со-

седи,хлопоты по хо-

зяйству – это в меч-

тах; “ему некуда больше идти,нечего искать,идеал его жиз-

ни осуществился,хотя

без поэзии”-жизнь с Пшеницыной.

“…душа не рвёт-

ся,ум спит спо-

койно.”

Штольц.

“трудовое, практи-

ческое воспитание”;

“некому благосло-

вить”; возможность

самостоятельно определить свою дорогу жизни.

“труд-цель жизни”;

жизнь Штольца с

точки зрения Обло-

мова :”ежедневная

пустая перетасовка

дней.”

Нет высокой цели.


“Лишних движе-

ний у него не

было”;”ехал поси-

деть на широком

диване Обломова

и отвести и успо-

коить встревожен-

ную или усталую

душу…”пустая су-

ета, в итоге-“как будто жил вторич-

но”.

“Сама жизнь и труд есть цель жизни,а не жен-

щина”;”он не хо-

тел бы порывис-

той страсти,как не

хотел её Обло-

мов”; “ему грези-лась мать-созида-

тельница”; “не был рабом,не ис-

пытывал огнен-

ных радостей”.

“настала и тишина,

улеглись и порывы”;

“всё как мечтал и

Обломов.”

“мы не титаны…

мы не пойдём на

дерзкую борьбу

с мятежными воп-

росами,не примем

их вызова,скло-

ним головы и

смиренно пережи-

вем трудную ми-

нуту.

Вывод.







Андрей Штольц – антипод или двойник Ильи Обломова?





Практическая работа № 8

Сочинение по роману «Обломов». 2ч

Цель: обобщить знания по роману Гончарова «Обломов», уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в письменных высказываниях, формулировать выводы.

Ход занятия

Напишите сочинение по теме «Я и Обломов». Прочитайте руководство по написанию сочинения.

1. Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (С. И. Ожегов)
Сочинение по литературному произведению - это знание текста, мысли и грамотность.
2. Композиция сочинения:
Вступление

Основная часть

Заключение

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
Композиция сочинения должна быть продуманной и четкой.
Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
Все части сочинения должны быть логически взаимосвязаны, каждая предыдущая часть плавно переходит в следующую.
3. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.
Во вступлении может:

  • содержаться ответ на заданный по теме вопрос

  • содержаться факт из биографии автора или охарактеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста

4. Основная часть сочинения представляет собой анализ основных характеристик Обломова и их сравнение с собственными. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли.
Критерии сравнения

  • воспитание

  • образование

  • активность

  • взгляды на жизнь

  • цель в жизни

  • содержание деятельности

  • свои критерии

5. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.
Заключительная часть должна быть:

  • короткой, но емкой

  • органически связана с предыдущим изложением

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме.


Практическая работа №9

Чтение и анализ глав романа «Отцы и дети»

Цели :1) рассмотреть роль данного эпизода для понимания идейного своеобразия романа;2) проанализировать отношение автора к своему герою.

Оборудование: текст 10 главы романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева

Ход занятия

1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.

2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)

3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?


Практическая работа №10

Чтение и анализ глав «История одного города»

Цель: владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

Оборудование: текст 1 главы «Истории одного города»

Ход занятия

      1. Прочитайте 1 главу «О корени происхождения глуповцев» составьте ее план.

      2. Назовите жанр «Истории одного города»

      3. При помощи каких художественных приемов автор изображает жителей города

      4. Какому произведению древнерусской литературы подражает летописец, начиная свой рассказ:




Практическая работа №11

Анализ эпизода главы 4 части 4 из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цель: владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации

Оборудование: текст главы 4 части 4 из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Ход занятия

Прочитайте главу 4 части 4 из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и выполните задания

  1. Зачем Раскольников расспрашивает Соню о Катерине Ивановне, какие чувства он пытается вызвать в Соне и с какой целью?

  2. Прочитайте разговор между Соней и Раскольниковым о Боге, предшествующий чтению Евангелия. С какой целью Раскольников задает Соне вопросы о Боге? К какому выводу приходит он относительно Сони?

  3. Почему Раскольников, по его собственным словам, «выбрал» именно Соню, чтобы ей все рассказать?

  4. Составьте план главы.


Практическая работа №12

Сочинение по роману «Преступление и наказание».2ч

Цель: обобщить знания по роману Достоевского «Преступление и наказание», уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в письменных высказываниях, формулировать выводы.

Напишите сочинение, выбрав одну из предложенных тем.

Мое отношение к Раскольникову.

Раскольников и его теория.

Почему Раскольников совершает убийство.

Напишите сочинение по плану:

I. Вступление. 
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов). 
III. Заключение.

Но сами слова "вступление", "основная часть", "заключение" не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане. 
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задаёт тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем. 
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. 
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.



Практическая работа №13

Чтение и анализ главы романа «Война и мир»

Выполнив данную практическую работу, вы узнаете, как раскрыта тема семьи в романе Толстого «Война и мир». Вы научитесь: совершенствовать исследовательские способности, углубите умения и навыки, необходимые для самостоятельного творчества.

Цель работы:

Знакомство с романом Л.Н.Толстого «Война и мир». Формирование умения анализировать произведения.

Указания к работе:

Для выполнения данной практической работы Вам необходимо прочитать роман Л.Н.Толстого «Война и мир».

Ход работы:

Прочитайте эпизод главы XVI части III тома II из романа –эпопеи романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (первый бал Наташи Ростовой и выполните задание:

Подготовьтесь к анализу эпизода, пользуясь вопросами и заданиями.

  1. С какими событиями романа перекликаются события эпизода первого бала Наташи Ростовой?

  2. Как связаны события эпизода первого бала Наташи Ростовой с сюжетом романа-эпопеи?

  3. Как повлияли события эпизода бала на судьбы Наташи и князя Андрея?

  4. Как раскрываются характеры героев в эпизоде бала?

  5. Определите место героев романа- участников эпизода в системе персонажей и их роль в эпизоде?

  6. Дайте свою оценку событий и поведения героев в эпизоде бала и в романе «Война и мир» в целом.


Практическая работа №14

Сочинение по роману «Война и мир».2ч

Цель: обобщить знания по роману Л.Н. Толстого «Война и мир», уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в письменных высказываниях, формулировать выводы.

Написание сочинения по роману «Война и мир»

Напишите сочинение, выбрав одну из предложенных тем.

О чем заставил меня задуматься роман «Война и мир»

Любимый герой Толстого

Напишите сочинение по плану:

I. Вступление. 
II. Основная часть (включающая несколько подпунктов). 
III. Заключение.

Но сами слова "вступление", "основная часть", "заключение" не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане. 
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задаёт тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем. 
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. 
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.



Практическая работа №15

Анализ главы пьесы «Вишневый сад»

Цель: сформировать навыки анализа литературных произведений; владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации.

Оборудование: тексты с пьесой А.П. Чехова «Вишневый сад»

Ход занятия

Прочитайте второе действие и ответьте на вопросы.

Вопросы и задания:

1. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину ХIХ века и принципы которого нашли своё отражение в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

2. Каково авторское определение жанра «Вишнёвого сада»?

3. Приведённая сцена передаёт разговор героев между собой. Каким термином обозначается данная форма общения персонажей в художественном произведении?

4. Как называется значимая подробность, служащая средством характеристики персонажа (например, портмоне, в которое неоднократно заглядывает Любовь Андреевна)?

5. Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Гаев (возмущаясь) и т. п.)?

6. В основе спора о судьбе имения и сада лежит столкновение позиций, мнений. Укажите термин, которым обозначается подобное столкновение, лежащее в основе сюжета.

7. Что предлагает Лопахин Раневской и Гаеву?

8. Дайте краткую характеристику Раневской.

9. Дайте краткую характеристику Гаеву.

10. Чем объясняется негативная реакция Раневской и Гаева на лопахинский проект спасения имения?



Практическая работа №16

Чтение и анализ глав поэмы «кому на Руси жить хорошо»

Цель: сформировать навыки анализа литературных произведений; владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; выявлять в текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в письменных высказываниях.

Оборудование: тексты с поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова

Ход занятия

А. Прочитайте пролог и ответьте во вопросы

1. О чем заспорили мужики?

2. Откуда идут мужики? [Назвать губернию, уезд, волость, деревни.]

3. Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную?

4. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в “Прологе”?

5. Каково композиционно-сюжетное значение “Пролога”?

Б. В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” перечитать часть “Крестьянка”; используя данный план, подготовить художественный рассказ Некрасов — певец печальной женской доли

1. При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну?

2. Портрет Матрены Тимофеевны

3. За что народ считает ее счастливой?

4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее?

5. Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой?

6. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье?


Практическая работа №17

Рассказ «Чистый понедельник»

Цель: сформировать навыки анализа литературных произведений; владеть умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; выявлять в текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в письменных высказываниях.

Оборудование: текст рассказа Бунина «Чистый понедельник»

Ход занятия

Прочитайте рассказ Бунина «Чистый понедельник» и ответьте на вопросы.

Вопросы:

1. О чём рассказ? Определите тему произведения.

2. Выписать эпитеты, метафоры, оксюмороны. Какова их роль?

3. Найти в тексте портреты героев.

4. Какие религиозные праздники описаны в рассказе?

5. Составьте меню героев (пристрастия в еде героев)

6. Символично ли название рассказа?

Практическая работа №18

Анализ повести «Гранатовый браслет».

Цель: Освоение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет», выяснив особенности представления любви, как о таинственном даре, в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.

Ход занятия

Прочитайте статью и ответьте на вопросы

«Гранатовый браслет» (1911) - печальная красота неразделенной любви

Куприн мучительно переживал процесс измельчания человеческих чувств. Тонкий и наблюдательный психолог, он видел - и показал это в романе «Яма», повествующем о тех женщинах, для которых пристанищем стал публичный дом, - что в обществе исчезает поклонение красоте, ее обожествление. Что же происходит в рассказе «Гранатовый браслет »?

В с е очарование рассказа в том, что никакого очевидного события, прямого действия в нем нет, а есть только два независимых друг от друга душевных состояния.

Главная героиня Вера Николаевна Шеина живет в своем прекрасном доме, наедине с осенним садом, клумбами, перед безмолвным морем, в кругу почтенных и богатых людей. Она, оберегаемая мужем, всем окружением, живет «независимой и царственно спокойной» жизнью. Все в ее жизни как бы приготовлено к красивому, медленному увяданию: даже в праздничных сборах гостей, в чаепитиях на роскошных террасах ощущается привкус повторения, будничности. Это красота в теплице, в оранжерее.

Другой герой рассказа, мелкий почтовый служащий Желтков (П . П. Жолтиков - реальный телеграфный чиновник) , о существовании которого Вера Николаевна и люди из ее окружения даже и не подозревают, живет в состоянии «громадного счастья» - влюбленности в нее, в божество. Каждый шаг божества в мире для него священен. Бедность домашней обстановки, прозаизм служебных занятий как бы не существуют для Желткова. И ему не важно, что он даже не смеет приблизиться к дому Веры Николаевны, боясь бросить тень на нее. Единственное его послание ей - оно резко изменило душевное состояние героини, заставило почувствовать холод увядания, пустоту безлюбовного «счастья» - это передача подарка, гранатового браслета.

Других ярких событий в рассказе нет: все остальное - и предложение Желткову исчезнуть из города, исходящее от брата Веры Тугановского, и смерть Желткова, и своего рода поминовение его исполнением одной из частей сонаты Л. Бетховена - только «окрестность» не событий, а состояния «громадного счастья», которым жил герой. Это громадное счастье присутствовало в мире и исчезло, «задев» Веру Николаевну. А может быть, не исчезло, ведь истинная любовь сильнее смерти - вспомните, например, позднюю повесть И. С. Тургенева «Клара Милич» (1883).

Писатель признавался, что плакал над рукописью «Гранатового браслета. Он словно заново переживал прозорливые догадки, сентенции несчастного «философа поневоле; Назанского из «Поединка: «Понимаете ли вы, сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в неразделенной безнадежной любви? ; Такая любовь - лишенная эгоизма, соединенная с молитвенным поклонением, обречена на то, чтобы быть «трагедией, величайшей тайной в мире;,; . Не все, однако, понимают, над чем, над какой безысходностью, несоединимостью плакал писатель.

Секрет «Гранатового браслета» - и прежде всего величайшего целомудрия Желткова в отношении предмета поклонения и обожествления -в маленьком рассказе «Телеграфист», написанном в этом же, 1911 году.

О чем говорит рассказ «Телеграфист», и в особенности образ его главного героя Саши Врублевского, горбатого телеграфиста на провинциальной станции? Было и у этого маленького человека, собрата Желткова, великое ожидание, мечта о великой любви. И природная рамка для нее была готова, как и в «Олесе», - лунная ночь с соловьями, ароматами сирени, с далекой музыкой. Но вдруг все рухнуло, вернее, было сломано самим героем.

Рассказ «Телеграфист» очень многое объясняет. Любовь - это всегда сопоставление желаемого и возможного, драматичное единство духовного и чувственного в человеке. Когда что-то исчезает в пути от одной души к другой, то возникает надрывный мотив бегства, ухода. И это не малодушие, а величие.

Саша Врублевский, этот горбун-телеграфист (т.е. почтовый служащий, как и Желтков в «Гранатовом браслете») , рассказывает о своем последнем, подлунном свидании : «Луна светила нам в спину, и на утоптанной гладкой земле легли две резкие тени : одна - длинная, стройная, с прелестной, немного склоненной набок головкой, с высокой шеей, с тонкой талией, а другая - моя . Ну, вот . . . Тогда я закрыл лицо руками, забормотал что-то и убежал . . . Да , убежал, не прощаясь».

Герой увидел свой горб. " выпрямить его невозможно. Куприн хотел сказать этим решением: если ты заметил свою ущербность, несовершенство, способное оскорбить предмет обожествления, то лучше . . . убежать! Так чаще всего и делали наиболее стыдливые из героев писателя.

Собственно, точно так же «убежал», похоронил в себе и спас глубокое чувство и герой «Гранатового браслета». Он убежал, стесняясь своей бедности, невысокого положения на социальной лестнице, способного обидеть объект его поклонения. Но эта утаенная, скрытая, не приблизившаяся к ней любовь в итоге глубоко потрясла героиню.


Вопросы:

  1. Что тревожило Куприна в человеческих взаимоотношениях?

  2. Кем была Вера Николаевна для Желткова?

  3. Что почувствовала Вера Николаевна после того, как получила послание Желткова?

  4. В каком состоянии жил Желтков, став тайным поклонником Веры Николаевны?

  5. Почему Куприн заставляет убегать своих героев от любви?

Контрольные вопросы:

  1. К какому жанру относится произведение А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?

1) рассказ

2) повесть

3) поэма

4) роман

2. Кому принадлежат слова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»?

1) генералу Аносову

2) графу Шеину

3) Николаю Николаевичу

4) Желткову

  1. Как называется приём сопоставления, соотнесения разных предметов, выделенный в приведённом ниже отрывке?

«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнём электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни. "ТОЧНО КРОВЬ!" - подумала с неожиданной тревогой Вера.»

1) метафора

2) сравнение

3) эпитет

4) оксюморон

4. Какую идейную нагрузку не несет в себе гранатовый браслет?

1) Является дорогим подарком любимой женщине на день рождения.

2) Является символом настоящей любви.

3) Отражает сущность Желткова: камни плохо отшлифованы, но они настоящие, как и чувства этого человека.

4) Является отражением мотива гибели («точно кровь»).

5. Какая проблема не поднята в повести?

1) чести

2) истинной любви

3) самопожертвования ради любви

4) разрушающего влияния денег


Практическая работа №19

Анализ эпизода пьесы «На дне»

Цель: освоение пьесы М. Горького «На дне» в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний

Оборудование: пьеса «На дне» М. Горького

Ход занятия

Прочитайте 1 действие пьесы «На дне» и выполните задания

Вопросы и задания:

1. Где происходят события, описанные в данной сцене?

2. Как называется обмен репликами героев драматического произведения?

3. Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их

личности и характера?

4. Кем в пьесе является героиня, которую упоминают участники приведённой сцены?

5. Как в литературоведении называется авторское указание на жесты, мимику,

Интонацию, движения актёров в драматическом произведении.

6. Как называется элемент сюжета, характеризующий действующих лиц, их взаимоотношения и предшествующий завязке?

7. В чём смысл слов Сатина: «Дважды убить нельзя»?

8. В каких произведениях русской классики герои обращаются к воспоминаниям о прошлом и в чём этих героев можно сопоставить с персонажами пьесы «На дне"?

9.  Установите соответствие между персонажами пьесы и обстоятельствами, которые привели их в ночлежку.



  

ПЕРСОНАЖИ

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

А) 

Сатин

Б) 

Барон

В) 

Бубнов

 

 

   

1) 

служил в Казённой палате, за растрату денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке

2) 

был скорняком, владельцем мастерской; уйдя от жены, лишился «своего заведения» и оказался в ночлежке

3) 

был сторожем на даче в Сибири; ночлежка – один из пунктов его странствий

4) 

из-за сестры «убил подлеца в запальчивости и раздражении», попал в тюрьму, после тюрьмы оказался
в ночлежке



10. Дайте характеристику одному из представленных героев.



Практическая работа №20

Тема Родины в лирике Блока.

Цель: освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.

Ход занятия

Прочитайте статью о теме Родины в лирике А. Блока, стихотворение из цикла « На поле Куликовом» и выполните задания.

Тема родины появляется у Блока уже во второй книге трилогии в стихотворении «Осенняя воля» (1905), где грустное, щемящее чувство любви к родине соединяется с желанием теснее соприкоснуться, слиться с нею.

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Тема родины знаменовала собой уже окончательный приход лирического героя к «общественному человеку». В письме к К.С. Станиславскому в 1908 году Блок писал: «Стоит передо мной моя тема, тема о России (вопрос об интеллигенции и народе, в частности). Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это –первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни.»

В цикле «На поле Куликовом», включающем в себя пять стихотворений, тема родины раскрывается в исторической перспективе. Весь цикл- это думы поэта о прошлом, настоящем и будущем страны. В основе цикла- важное событие в истории России- Куликовская битва 1380 года, где русские под предводительством великого князя Дмитрия Донского одержали победу над полчищами хана Мамая:

Наш путь- стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Все пять стихотворений цикла объединены конкретным сюжетом: ожидание битвы с полчищами Мамая, затишье после битвы. Но главное в нем- это лирические раздумья о России, мистическое ощущение ее трагического пути.

Символический образ Руси – «степной кобылицы», несущейся вдаль, ассоциируется с гоголевским образом Руси – «птицы-тройки». При все своеобразии каждого из этих символических образов общим для них является динамизм, движение вперед, хотя нельзя не заметить, что образ степной кобылицы» намного драматичнее: поэт словно предвидел все, что выпало на долю России в 20 веке.

Из цикла «На поле Куликовом»

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.


О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.


Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной -

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь.


Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь...


И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...


И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

7 июня 1908

Задания:

1. В каких ярких художественных образах дан лик России, как осмысляется поэтом ее исторический путь, ее будущая судьба?

2. Какими художественными средствами создается в стихотворении яркий, динамичный образ России?

3. Лирический герой стихотворения как бы предвидит будущие катастрофы, которые ожидают Россию в 20 веке, и с тоской, сжимающей сердце, обращается к родине. Найдите в тексте эти риторические обращения к России.

4. В стихотворении звучат мотивы тоски, плача, крови. Проследите, как они обыгрываются в контексте стихотворения? Какую роль играет эпитет безбрежная в словосочетании безбрежная тоска?

5. Через все стихотворение проходит антитеза бой-покой, усиливая ощущение трагичности исторического пути России. Какие строки стихотворения позволяют утверждать, что, несмотря на всю сложность, весь трагизм исторического пути России, герой верит в ее могучие силы, которые приведут Россию к светлому будущему?

6. Найдите все слова в стихотворении, передающие движение?



Практическая работа №21

Любовная лирика Маяковского

Цель: освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет

Указания к работе: для выполнения данной практической работы Вам необходимо ознакомиться с приложением №1 и выполнить задания.

Задание 1. Ответьте на вопросы:

1. Перечислить стихотворения Маяковского о любви.

2. Почему стихотворения Маяковского считаются автобиографичными?

3. Что стало препятствием в отношениях с Марией и в каком произведении мы можем узнать об этой безответной любви?

4. Почему стихотворение «Люблю» считается самым светлым произведением о любви?

5. Чем важны для Нас стихотворения Маяковского о любви?

Задание 2. Прочитайте одно из стихотворений Маяковского о Любви и напишите мини-сочинение по тексту.


Практическая работа №22

Цветопись в лирике Есенина.

Цель: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса;

Ход занятия

Прочитайте статью о цветописи в лирике С. Есенина и выполните задания.

Цветопись - способ передачи цвета, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.

Обычно цветопись выражается с помощью прилагательных, однако цветопись может выражаться и в существительных, и в других частях речи.

Персидские мотивы (отрывок)

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий,

Ты не дойдешь до пустыни.

Воздух прозрачный и синий.

С.Есенин.

     В 1905 году Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что современные писатели не обращают внимания на зрительное восприятие. Тоска по цвету была реакцией на символизм, который становился всё глубокомысленнее. Блок предсказывал появление поэта, который принесёт в русскую поэзию русскую природу со всеми её «далями» и «красками». Этим поэтом стал Сергей Есенин. 
        «Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь» - Есенин залил родные пейзажи голубизной, стремясь показать нам просторы Родины. Впечатление синевы Есенин создаёт настойчиво и последовательно: «В прозрачном колоде заголубели долы», «летний вечер голубой», «синяя вьюга». 
    Голубой цвет – это любимый цвет Есенина. И совпадение это, очевидно, неслучайно, так как синий цвет «голубой» считался цветом символическим, «божественным». 
    А когда надо предать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску: «О Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку». Правда, пользуется он ею редко и бережно, словно бережёт эффект «малинового звона». Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными – рябинно-красными: «Покраснела рябина, посинела вода». 
    Очень характерно для поэта и пристрастие к жёлто-золотому. В этой гамме выдержаны все его «автопортреты». И это не случайно. В образе, запёртом на замок тайного слова его «языческой» фамилии, образе, который расшифровывался как осень – есень – ясень – весень, Есенин видел как бы указания на своё предназначение в мире. 
    И поскольку молодому Есенину его судьба видится в «золототканом цветении», то, естественно, акцент делается на значении весень: жёлтая, осенняя появляется редко, мельком, а там, где не обойтись без жёлтого, он употребляет, не жалея, золота: «Луна над крышей, как злат бугор», «Не снились реки златых долин», «Где златятся рогожи в ряд», «Лижут сумерки золото солнца…», «Хвойная позолота», «Зелень золотистая». Нет ни увядания, ни смерти, осень – золотых дел мастер –» златит холмы». Увядающие листья приравниваются к плодам («На шёлковом блюде опада осин»), и тем самым снимается пронзительность «тоскования», с которым у зрелого Есенина связано переживание и изображение умирающей природы. Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души», в перламутровую, ясеневую «свежесть» врывается горький жёлтый цвет: Весной и солнцем на лугу Обвита жёлтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога. Жёлтая дорога – дорога в никуда. Жёлтая, потому что замкнулся жизненный круг, окончен жизненный цикл – от зимы до осени, - по жёлтой дороге возвращаются: умирать… Жёлтая, несмотря на то, что обвита весной и солнцем! Есенин доказал, что цветовой образ может быть «тучным»; с помощью слов, соответствующим краскам, поэт сумел передать самые тончайшие эмоциональные оттенки души. Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый складывается из множества оттенков: рыжие щенята, ржаной закут, злотые глаза – в «Песне о собаке», багряные кусты, алый сок ягод, розовый закат – в «Не ходить, не мять в кустах багряных..».


 Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. Что такое цветопись?

  2. С помощью каких частей речи выражается цветопись?

  3. Назовите основные цвета С. Есенина.

  4. Какой смысл придавал С. Есенин желтому цвету?


Задание 2. Перед вами отрывки стихотворений С.Есенина. Какие цвета использует поэт?

Для чего поэт использует приём цветописи?

1. «Прячет месяц за овинами
Жёлтый лик от солнца ярого.
Высоко над луговинами
По востоку пышет зарево».

2. «За тёмной прядью перелесиц,
В неколебимой синеве,
Ягнёночек кудрявый – месяц
Гуляет в голубой траве.
А степь под пологом зелёным
Кадит черёмуховый дым
И за долинами по склонам
Свивает полымя над ним».

3. «Синее небо, цветная дуга,
Тихо степные бегут берега,
Тянется дым, у малиновых сёл
Свадьба ворон облегла частокол.
Снова я вижу знакомый обрыв
С красною глиной и сучьями ив,
Грезит над озером рыжий овёс,
Пахнет ромашкой и мёдом от ос».


4.«Покраснела рябина,
Посинела вода.
Месяц, всадник унылый,
Уронил провода».

5. «Прощай, родная пуща,
Прости, златой родник.
Плывут и рвутся тучи
О солнечный сошник».


 

Задание 3. Выпишите из хрестоматии примеры использования цветописи в лирике С.Есенина. (минимум 5 примеров)

Практическая работа №23

Чтение и анализ рассказа «В прекрасном и яростном мире»

Цель: освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет

Оборудование: текст рассказа А.Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Ход занятия

Прочитайте рассказ А.Платонова «В прекрасном и яростном мире» и напишите сочинение-миниатюру не тему «Быть человеком- значит бороться» (И.В. Гете)



Практическая работа №24

Анализ главы «Мастер и Маргарита»

Цель: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний

Оборудование: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Ход занятия

Прочитайте главу 2 романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и выполните задания.


1. К какой из сюжетных линий- московской или ершалаимской- принадлежит глава 2?

2. какие детали характеризуют Понтия Пилата»

Как развивается диалог Понтия Пилата и Иешуа? Как ведут себя герои?

3. Какой момент допроса является переломным? Почему?

4. Прочитайте монологи Иешуа. Как автор комментирует их? Как он передает чувство внутренней свободы арестованного?

5. Охарактеризуйте особенности речи Иешуа.

6. Какова роль образа ласточки в композиции романа?

7. Каковы мотивы поведения Понтия Пилата в сцене принятия решения?

8. какова роль эпизода, изображающего суд Понтия Пилата, в сюжетно-композиционной структуре романа?


Практическая работа №25

Анализ эпизода романа «Тихий Дон».2ч

Цель: совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний

Оборудование: Роман М. Шолохова «Тихий Дон»


Ход занятия

Прочитайте эпизод «Луговой покос» (т.1, гл.9) из романа Шолохова «Тихий Дон» и напишите сочинение по предложенному плану

План:
1. Что описывается, что происходит в данном эпизоде.
2. Главные участники эпизода (какие герои участвуют в данном эпизоде) .
2. Как этот эпизод помогает раскрыть характеры героев, что нового мы узнаем о героях из данного эпизода:
• из поступков героев;
• из речи персонажей (их интонация, слова, которые они употребляют и др.) ;
• из описания героев (их жестов, мимики, одежды, взглядов и т. д.) .
3. Роль данного эпизода в произведении (как он помогает осветить проблемы, затронутые в произведении; раскрыть его идею) .



Практическая работа№26

Своеобразие лирики Ахматовой.

Цель: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской

позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.

Ход занятия

Задание 1. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Мне голос был, он звал утешно,
Он говорил: "Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид".
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
1917 год

  1. Какова тема стихотворения?

  2. Какой предстает Россия в этом стихотворении?

  3. Почему лирический герой не принимает предложенные искушающего голоса?

  4. Что означает остаться в России?

Задание 2. Проанализируйте стихотворение по предложенному плану.

Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
              Навеки!
23 февраля 1942



Практическая работа №27

Своеобразие лирики Пастернака

Цель: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.

Ход занятия:

1 задание. Определите основные темы поэзии, прочитав отрывки стихотворений и соотнеся их предложенными темами:

  1. Тема природы

А. Любить иных — тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен.

  1. Тема искусства

Б. О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют,Что строчки с кровью — убивают,Нахлынут горлом и убьют!

  1. Тема поэта и поэзии

В. И блестят, блестят, как губы,Не утертые рукою,Лозы ив, и листья дуба,И следы у водопоя.

  1. Тема любви

Г. Что же сделал я за пакость,

Я, убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

2 задание. Прочитайте стихотворение «Зимняя ночь» ( см. приложение 1)и ответьте на вопросы:

  1. Какое слово повторяется в этом стихотворении? С какой целью автор использует лексический повтор?

  2. Случайно ли автор выбирает зиму, февраль?

  3. Есть ли связь между словами «свеча», «судьба»?

3 задание. Прочитайте стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» ( см. приложение 1) и ответьте на вопросы:

1. Какие мысли и чувства рождает это произведение? (Каждое его предложение передаёт чувство радости поэта, влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром природы).

2. С помощью каких изобразительно – выразительных средств достигается выразительность, импрессионичность?

4. задание. . Прочитайте стихотворение «Осень» ( см. приложение 1)и выполните задания:

  1. Найдите примеры использования красок, пейзажные зарисовки

  2. Найдите звуковые образы       

  3. Найдите примеры использования выразительных средств


Контрольные вопросы

    1. Кем были родители Б. Пастернака

    2. От каких видов искусства пришлось отказаться Б. Пастернаку ради поэзии?

    3. Какое событие в жизни Б. Пастернака предопределило его дальнейшую судьбу?


Практическая работа №28

Э. Хемингуей «Старик и море»

Цель: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса.

Оборудование: Мультфильм «Старик и море»

Ход занятия:

Внимательно просмотрите мультфильм «Старик и море» и составьте на него рецензию.

План написания рецензии на фильм

Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение» ) — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения.

  1. Описание произведения. О чем идет речь? (это полнометражный фильм, сериал, ролик или мультфильм) Указать режиссера, страну, год выпуска, жанр*.

  1. Смысловая часть отзыва:

-Почему ты пишешь именно об этом?

- В чем смысл названия?

-Кто главный герой(герои)? Он тебе нравится? Почему? Неужели ты одобряешь и разделяешь абсолютно все его поступки?

-Тебе понравился кто-нибудь из второстепенных персонажей? Какие? Почему? И если нет, тоже обосновать.

-Какой у фильма сюжет? Какое начало? Где кульминация? А где развязка?

-Отражает ли фильм современные события и проблемы? Возможно, таким образом режиссер хочет сказать о чем-то значительном... Постарайся «перенести» события фильма в жизнь (в историческое прошлое в том числе. Возможно такие события или ситуации случались. Вспомни их! Обязательно!) и сделай из этого выводы.

- Какова на твой взгляд главная мысль этого произведения? Несет ли фильм в себе какой-либо послание? Чему он учит? Порассуждай. Если нет, то почему не учит?

-Если фильм снят по книге, то возможно ты ее читал? Это было оригинальное издание автора или книга написанная по фильму? Если ли отличия между фильмом и книгой? Что тебе больше понравилось: фильм или книга? Почему?

  1. Техническая часть отзыва:

-Работа режиссера. Подумай о том, как режиссер изобразил и пояснил события сюжета. Если фильм был затянут, или лишен важных по вашему мнению эпизодов, это можно отнести на счет режиссера. Сравните просматриваемый фильм с другими работами (если ты их смотрели) этого же автора или похожего содержания или того же жанра.

-Сложность/предсказуемость сюжета? Оцени сценарий. Как  бы ты описал сюжет — оригинальный и непредсказуемый, или как скучный и слабый? Ты «веришь» героям фильма? Логичны ли поступки героев?

-Понравилась ли тебе актерская игра?

- Какова операторская работа? Какими приемами пользовался оператор для съемки? Какие декорации и элементы второго плана позволили добиться нужного эффекта?

-Монтаж. Фильм смотрелся гладко, или же переходы были грубыми?

-Костюмы. Подходит ли выбор одежды героев к общему стилю фильма? Не возникает ли диссонанс в этом смысле?

-Декорации. Подумай, как места действия фильма повлияли на другие его элементы. Усилили они общее впечатление или ослабили? Если кино снимали в реальных местах, были ли они хорошо выбраны?

-Музыкальное сопровождение или саундтреки. Была ли музыка подходящей? Не было ли ее слишком много или слишком мало? Была ли она тревожной? Удивительной? Раздражающей? Саундтрек может как «сделать» фильм, так и уничтожить его, особенно, если песни имеют особое значение в фильме.

-Была ли у фильма какая-то особенна атмосфера отличающая его от других?

  1. Заключение.

В заключении нужно сделать выводы и резюмировать свою оценку фильму. Разочаровал он тебя или нет? Дать рекомендации, стоит ли смотреть этот фильм, и для какой аудитории он больше подходит.


Практическая работа №29

«Колымские рассказы» Шаламова

Цель: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса.

Оборудование: Тексты рассказов В.Шаламова «Ночью», «Плотники»

Ход занятия:

Внимательно прочитайте рассказы В. Шаламова «Ночью», «Плотники» и ответьте на вопросы:

1.Какое впечатление оставили прочитанные вами рассказы?

2.Какие темы подняты в рассказах?

3.К каждому рассказу составьте по 5 вопросов с ответами.


Практическая работа №30

Поэзия Н. Рубцова

  1. Сформулируйте цель занятия.

  2. Прочитайте стихотворение «Звезда полей» и ответьте на вопросы:

Звезда полей

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

А)К какому жанру лирики относится это стихотворение? 

1. Ода – жанр воспевающий, торжественное лирическое стихотворения, воспевающее героический подвиг. Восходит к традициям классицизма.

Например ода «Вольность».

2. Элегия – жанр романтической поэзии, стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем о жизни, судьбе, своей мечте.

Например « Погасло дневное светило…».

3. Послание – обращение к другому лицу. Жанр, несвязанный с определенной традицией. У Пушкина в основе посланий лежит соединение начала личного с началом общественным, гражданским. По своей проблематике шире, чем конкретная жизненная ситуация.

Например « К Чаадаеву».

4. Эпиграмма – сатирическое стихотворение, адресованное определенному лицу.

Б)    О чем это стихотворение?

В)    Какие образы возникают при чтении стихотворения?

Г) Когда горит звезда?

Д) Где горит звезда?

Е) Для кого горит «звезда полей»?

Ж) Какие чувства испытывает лирический герой? Покажите это на примере строчек из стихотворения.

З) Соотнесите   из текста стихотворения примеры средств языковой выразительности, которые помогают автору передать свои эмоции, и заполните таблицу.

 

Средства языковой выразительности

Примеры

эпитеты

«Звезда полей» в стихотворении повторяется 5раз. Этот образ открывает стихотворение и завершает его. Глагол ГОРИТ повторяется также 5раз, создавая ощущение вечного источника тепла и света.

метафоры

Теплу осеннего золота, неугасимому свету звезды противопоставлена мгла заледенелая, полынья.

олицетворения

Во мгле заледенелой, лучом приветливым, для всех тревожных жителей земли, зимним серебром, золотом осенним.

антитеза

Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром…

анафора

Звезда.., остановившись, смотрит в полынью;  своим лучом приветливым касаясь.

 повтор

Горит над золотом осенним, горит над зимним серебром, сон окутал родину мою.

И) С какой целью Н. М. Рубцов использует различные средства художественной выразительности?

3. прочитайте стихотворение «Родная деревня» и ответьте на вопросы:

РОДНАЯ ДЕРЕВНЯ

Хотя проклинает проезжий
Дороги моих побережий,
Люблю я деревню Николу,
Где кончил начальную школу!

Бывает, что пылкий мальчишка
За гостем приезжим по следу
В дорогу торопится слишком:
- Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок
Храбрится, едва из пеленок:
- Ну что по провинции шляться?
В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...

1964


Вопросы к стихотворению:

А) С чем ассоциируется образ Родины у Рубцова?

Б) Почему стихотворение начинается строками «Хотя проклинает проезжий дороги моих

В) Какие мысли передает нам поэт, рассказывая о родине, вспоминая минуты особого состояния души?

Г) Выпишите имена существительные, которые создают образный ряд стихотворений.

Д) Какие картины детства встают перед глазами поэта?


4. Сделайте вывод по проделанной работе.


Практическая работа № 31

Своеобразие лирики Твардовского

Цель: – освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний.

Оборудование: Стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом»


Ход занятия

Прочитайте стихотворение «Я убит подо Ржевом» и выполните задания

Вопросы:

1. Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворения А.Т. Твардовского?

2. Какие исторические события в нем отразились?

3. Охарактеризуйте художественные средства создания образа в стихотворении А.Т. Твардовского: приемы звукописи, рифмовку стихотворный размер, ритм, лексику.

4. С каким заветом обращается лирический герой стихотворения (а вместе с ним и поэт) к героям, выжившим в годы Вов?

5. Определите принцип, на основе которого создан образ лирического героя – метонимия или метафора? Как этот принцип связан с реализмом?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!