СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сельский праздник "Бабушкин сундук"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение народных традиций - это одна из важных составляющих духовного воспитания молодежи. Это передача опыта от старших поколений молодым. 

Просмотр содержимого документа
«Сельский праздник "Бабушкин сундук"»


Сценарий

сельского праздника «Бабушкин сундук»

Участники: жители сел Махов Колодезь и Растворово,

педколлектив и учащиеся

МКОУ «Маховоколодезская ООШ» Большесолдатского района Курской области.

Дата проведения: 28 апреля 2018 г,

Место проведения: школьный двор

Ведущие:Черножукова - учитель русского языка и литературы, руководитель кружка

«Моя малая родина»,

учащиеся

Начало праздника: 12-00 часов.













Начало праздника: звучит песня в исполнении учащихся «От людей на деревне не спрятаться».

1-Здравствуйте, уважаемые гости, жители деревни Растворово и села Махов Колодезь, коллеги и ученики нашей школы. Сегодняшнюю нашу встречу мы посвятим народному костюму Курского края и русским песням, а назвали мы наш праздник «Бабушкинсундук»и это не случайно.

Открываю бабушкин сундук

В ожиданьи сердце замирает

На мгновенье, позабыв все вдруг

Окунуться в прошлое желает

Шаль с кистями, вышитый кисет

Старая с щербинками шкатулка

Вмиг проносят нас сквозь толщу лет

В прошлое свершается прогулка

2 -Мы живём в сложное время, на многое смотрим по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Это относится и к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Только изучая историю своего народа, его традиции, можно вернуть утерянные ценности. Только знание своего прошлого может осветить духовный мир человека, его чувства, мысли, переживания.
Для каждого времени, каждого народа характерен свой костюм. Он отражает специфику культуры и художественный вкус народа.


1-Хороводы, хохот, песни, пляски!
Яркие насыщенные краски!

У меня давно возник вопрос.
И теперь в наш праздник перерос:
В чём же раньше ходили?
Что же раньше на Руси носили?

Я спросила у своих друзей,
И сходила в районный музей,
В книгах я ответы искала,
Очень много их перелистала.

А потом копалась в интернете,
Там ответ найдёшь про всё на свете:
В чём же раньше ходили?
Что наши прабабушки носили?



Наша задача познакомить вас с процессом изготовления и внешним видом русского народного костюма нашего региона. К примеру, откуда брали одежду наши прабабушки в 19 веке? Они были крепостными крестьянками и у них не было возможности купить ее в магазине, а был один единственный путь – сделать ее самой. Это был очень длительный процесс.

2- Все начиналось с того, что весной на поля высевались такие культуры как лен и конопля. А еще в домашнем хозяйстве в это время года на свет появлялись маленькие ягнята, которые росли и вырастали в овечек, с которых периодически состригали шерсть.

  1. Вторым шагом было то, что в конце лета собирали урожай конопли и льна и начинался процесс их вымачивания, отбивания и скручивания.

  2. Третий шаг – непосредственно прядения. На нем мы остановимся поподробнее. Он начинался после окончания полевых работ. Долгими зимними вечерами, управив работу по хозяйству, садились крестьянки за нелегкий, но радостный труд – прясть, ткать, вышивать, шить, вязать.

1 -Всем видам женского домашнего рукоделия учились девочки в крестьянских семьях, начиная лет с пяти от роду. Учились прилежно, мать да бабушка не допускали лени, хвори, отнекивания, ведь они должны вырастить мастерицу, чтобы люди добрые да будущие сваты ничего дурного не могли сказать о мастерстве и рукодельных навыках девушки.

2-Самым ранним способом прядения было скручивание ниток вручную при помощи прялки. Этот процесс был трудоемким и сложным. И чтобы было немного веселее женщины пели песни.

Учитель – Сегодня у нас в гостях члены сельского ансамбля «Тимоня» - хранительницы и свидетельницы тех давних традиций. Их мамы и бабушки ткали себе наряды сами.

Валентина Борисовна, что вы помните о том, как перерабатывала ваша мама коноплю лен и шерсть овец к пряже?

(Отвечает Бабкина Валентина Борисовна)

В праздники деревня наряжалась,

Вся одежда в миг преображалась.

Хороводы, хохот, песни, пляски!

Яркие насыщенные краски!



Учитель – А теперь мы попросим вас спеть несколько старинных песен, которые пели ваши бабушки и мамы во время прядения.

( Члены ансамбля «Тимоня» исполняют две песни: «Под лесом, под темным» и «Ковано –обушевано колесо») следующим прорывом после веретена в этой области стало изобретение ручной прялки. Вот образец ее стоит перед вами.

Простое веретено теперь превратили в прядильное колесо. Это колесо у славян стало как бы олицетворением колеса судьбы – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце. Колесо крутится – жизнь, нить прядется – А солнышко по небу катится. Судьба человека воспринималась как нить, выпряденная на прялке и затем оформлена в конкретную рукодельную вещь с целью предначертания счастливого будущего другому человеку

Как же теперь обстоял непосредственно процесс прядения? Правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла его к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом, то наматывалась.

Учитель – А сейчас мы попросим Екатерину Ивановну показать нам как это делается на практике. (Она показывает на практике как это делалось)

1 - Следующим этапом в истории прялок стало изобретение самопрялки (1530г.) Суть его заключалась в ножном приводе, с помощью которого прялка приводилась в действие. При этом обе руки освобождались от работы.

В сравнении с обычной ручной прялкой, самопрялка дала возможность одновременно делать 3 действия: вытягивать, скручивать и наматывать нить. История прялок на этом этапе впервые получила частичную механизацию процесса прядения

2 –После процесса прядения наступал следующий важнейший этап – ткачество. Мастерицы ткали свои изделия на простейшем стане, представляющем собой деревянную раму с натянутыми по вертикали нитями – основой ткани, сквозь которую в горизонтальном направлении пропускали нити «утка», переплетавшие основную ткань. Эти ткани использовались в быту: для пошива одежды, затем ткали на таких станках полотенца, скатерти и другие необходимые такани.

1-После того как ткани были готовы, начинался процесс шитья, вязания из овечьей шерсти, и вышивания одежды.

Прядение, ткачество и шитье у женщин продолжалось весь осеннее-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники

2 - С ранней поры привыкали к работе:

Ткали и пряли, вязали и шили,

Сеяли, жали и тесто месили.

В трудной работе сгибалась спина...

Но выходила на праздник она

 В дивном наряде крестьянской одежды,

Где весь узор о мечте и надежде

1-Народный костюм нашего региона интересен тем, что складывался на территории сложных колонизационных процессов, в среде разнородной по этническому, сословному, социальному составу. Многообразие вариантов одежды обусловлено тем, что

что в Курский край приезжало в разные времена много переселенцев из других регионов России, Украины и Белоруссии. А они приносили с собой традиции, обычаи, обряды своих областей. Этими процессами объясняется тот факт, что Курский брат богат различными вариативными особенностями видов, состава, способов ношения народного костюма. Причем характерно наличие и общих черт, и специфических локальных особенностей, особенно в женской одежде.



2 -Народный костюм красив и наряден, продуман во всех деталях, отражает колорит и самобытность местности, тонкая ручная работа, по своему оригинальная и неповторимая. Одежда подразделялась по основному ее назначению и роду в быту: на нательную, домашнюю, комнатную и верхнюю.



1 - Нёс костюм характер благочинный,
Был для всех свободным, строгим, длинным.
На Руси короткие одежды
Надевать не смели и невежды.

Из полотен вырубали пряхи
Длинные холщовые рубахи.
Ворот и подолы украшали,
Дивные узоры вышивали.



2-В южнорусских районах единственной одеждой девочки до 14-15 лет была рубаха. Подчеркнем, что и основой мужского костюма также была рубаха. 1 – история славянской рубахи началась с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабженного отверстием для головы и скрепленного поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Ученые называют таой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только характер отделки. Мужская рубаха древних славян была длиной примерно по колено. Ее всегда подпоясывали.

1 -Простой народ носил рубахи из льняного полотна, богатые, знатные люди могли себе позволить рубахи из привозного шелка или атласа.

(Выносят 2 манекена с рубахами)

2-В Курской губернии была популярна конопляная ткань. Рубаха прямого покроя с цельнокроеным рукавом и отложным воротничком изготавливалась из домотканой конопляной ткани, клетчатой (повседневные рубахи) или белой (праздничной). Верхняя часть рубахи – стан- изготавливалась из более тонкой, отбеленной ткани – льна. Нижняя часть – подстава – из небеленого грубого холста. У воротника и на манжетах рубаха собиралась в мелкую сборку.



1 -На узорах — травы, кони , птицы...
Выводили тонко мастерицы.
Вышивка людей оберегала -
Нечисть и болезни отгоняла. ».



2 -Вышивка служила оберегом, она содержала в себе священные изображения и магические символы.Была еще и праздничная рубаха, она украшалась кружевом и шилась из миткаля.

Красным расшиты запон и рубаха

(Черное — скорбь, что на родине свято),

По подолУ, как на вспаханном поле,

Ромбы узорной легли полосою;

 Символы солнца и знаки земли.

Матери-жизни и птицы любви.







1 -Пояс на рубахи надевали,
Им себя от зла остерегали.
Ну, а распоясаться, конечно,
Было стыдно да и просто грешно.


2-Мужская рубаха древних славян была длиной примерно по колено. Ее всегда подпоясывали. Женские рубахи обычно кроились до пола. Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посреди икр. Иногда, во время рабрты рубахи подтягивали и по колено.



1 -Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом? 
Возраст, ремесло и связь с народом.

Когда девочка подрастала и становилась девушкой, то она поверх рухи начинала носить сарафан. А мальчик, становясь парнем начинал носить штаны. Славянские штаны делались не слишком широкими. Кроили их из прямых полотнищ,соединенных посредине вставкой(ластовицей) для удобства ходьбы.



2 -Молодёжь в нарядах щеголяла,
Густо все костюмы украшала.
Лишь у стариков и у детишек
В украшеньях не было излишек.

1 – Мальчик, становясь парнем начинал носить штаны. Славянские штаны делались не слишком широкими. Кроили их из прямых полотнищ,соединенных посредине вставкой(ластовицей) для удобства ходьбы. –

Когда девочка подрастала и становилась девушкой, то она поверх рубахихи начинала носить сарафан. . Это значит, что данная девушка была на выданье и ее могли уже засватать. Он воспевался в песнях и романсах. Вот послушайте слова повзрослевшей дочери матушке из народной песни:

2 -Не шей ты мне, матушка,

Красный сарафан,

НЕ входи, родимая,

Попусту в изъян!

Рано моюкосыньку

На две расплетать!

Прикажи мне русую

В ленту убирать!

Пускай не покрытая

Шелковой фатой

Очи молодецкие

Веселит собой!...

1 – Сарафан – основной элемент русского национального женского костюма. Он известен в России с 16 века. Известно несколько различных видов сарафана. В селах Суджанского (а наше мело раньше относилось к этому району) девичьей одеждой был глухой косоклинный сарафан.Как он выглядел? Переднее и заднее полотнища соединяли по бокам двумя-тремя клиньями и довольно широкими лямками. Переднее полотнище не имело серединного шва. Первоначально сарафаны были из черного и темно-синего цвета и сшит из домотканого шерстяного материала. Орнамент нашивался по подолу, по лямкам, по верхней планке красными изелеными шелковыми лентами, бархатными нашивками, золотым шнуром. Задние и боковые полотнища плиссировали, гладкое переднее полотнище закрывали высоким запанном.

1 – Подпоясывали сарафан несколькими кушаками, что создавало сзади своеобразный пестрый хвост, его еще сравнивали с павлиньим хвостом. К концу 19 –началу 20 века широкое распостранение получили прямые или круглые сарафаны на лямках, сшитые из фабричной ткани,их называли «саян».



2-Обо всём одежда говорила,
По одёжке сразу видно было:
Холост ли, женат? Откуда родом? 
Возраст, ремесло и связь с народом.

Молодёжь в нарядах щеголяла,
Густо все костюмы украшала.
Лишь у стариков и у детишек
В украшеньях не было излишек.
В праздники деревня наряжалась,
Вся одежда в миг преображалась.
Девушки лебёдушками плыли,
Первыми красавицами слыли.
Надевали кольца, серьги, бусы,
Разноцветные платки-убрусы.


Учитель – Мы приглашаем в центр всех желающих потанцевать русский народный танец «Тимоня», без которого не обходился не один праздник в наших селах.

(Учащиеся танцуют)

1-Был и другой вид сарафана, который шили в Курской губернии, который назывался «шубка». Носили его вплоть до 40-х годов 20 века. Сарафан –«шубка» был нередко символом богатства: его одевали на свадьбу только самые состоятельные жители нашего края. Как правило он был из сизого или алого штофа – это такой вид декоративной гладкокрашенной ткани со сложным крупным тканым рисунком. Она изначально была из шелка или тонкой шерсти с различными переплетениями.

Украшали такие сарафаны, как и шерстяные, косоклинные полосы бархата, шелковыми лентами.

Учитель:Давайте рассмотрим подробнее саяны и шубки, которые одеты на участниках нашего ансамбля «Тимоня» и попросим их спеть для всех нас.

(Слушаем песни)

1 – Молодые замужние женщины носили, как правило яркую одежду, одним из основных ее элементов была понева. Современной молодежи это слово непонятно, могу сказать, что она чем-то напоминала юбку. Поневу шили из двух полотен, шириной примерно в 40-50 см, сзади поневы шла продольная полоса зашивки. Полоса, соединяющая полотнища поневы, называлась бедро. По верху понева была вздернута на замашном шнуре. Иногда концы этого шнура украшались бахромой.



2 –Сверху на сарафан всегда повязывался передник – фартук. Диалектные слова для названия фартука – «передник», «завеса», «завеска», «запон».Можно выделить три основных вида фартуков: поясной тип – длиной до талии. Высокий фартук, доходивший до груди,иногда у такого фартука была грудка – плотная полоска, шириной примерно 7-10 см и плечевой тип, у кот орого отверстия для рук, сзади для косы и горловина. «Запон» доходил почти до самой шеи и завязывался выше груди под мышками

  1. Передники шили из замашного холста, обычно для пошива брали тонкую материю как клетчатого холста, кисеи, шелка.. Больше всего можно было встретить завески с белым полем. Будничный фартук был чаще всегогладким, иногда нашивали одну или две полосы кружева.А праздничный передник расшивали цветными хлопчато-бумажными нитями, использовали вышивку, нашивали бахрому, оборки, кружево.

  2. Вместе с изменениями в укладе жизни менялся и народный костюм. Свою лепту вносил город. Еще в конце 19 века на селе стали появляться новые фасоны, а ткани стали чаще покупать. А в начачле 20 века приобретает популярность сатиновый сарафан – последний писк моды. В большинстве регионов сарафан становится не только девичьей одеждой, но и женской. Таким образом на стыке 19 и 20 веков происходило постепенное вытеснение домотканой одежды одеждой из фабричных тканей.






1 - Существенной деталью женской и мужской одежды были пояса.

Пояс на рубахи надевали,
Им себя от зла остерегали.
Ну, а распоясаться, конечно,
Было стыдно да и просто грешно



2-Пояса шили двух видов – в технике плетения и ткачества. Пояса встречаются разнообразные: узкие и широкие, тканые, плетеные, вязаные, праздничные и обыденные, мужские, женские, детские и старушечьи. В старину ношение пояса было обязательным, и вздумай кто либо появиться на улице без него, сразу же получал всенародное обсуждение.Вот куда уходят смысловые корни слова «распоясался», означающего укор человеку, который нарушает общепринятый порядок. К тому же, в те далекие времена пояса наделялись мифическим содержанием: они якобы предохраняли от порчи, сглаза, болезней, Мужчин наделяли силой и удалью, женщин берегли и охраняли. У славян красный цвет считался наиболее сильным, недаром праздничные обрядовые одежды имели много деталей красного цвета.

1--Завершал комплекс «саянского» костюма деталью народного костюма для женщин был головной убор.

Коль девица с голой головою,
Значит, не помолвлена с судьбою. 

После свадьбы косы убирались.
Без платка нигде не появлялись.

2-Головной убор замужней курской крестьянки полностью скрывал волосы и был одним из наиболее сложных.

Всех драгоценней убор головной –

Жемчугом шитый и битью златой:

 Кика, сорока — убор молодицы,

Косник , венец — украшенье девицы,

Сборник, повойник — убор для старухи...

Самый красивый — убор молодухи.



1- Он состоял из 18 предметов. Основными его элементами были кокошник,позатыльни прямоугольной формы, сороки в форме шапочки или чепца, рогатой кички и налобника. Отдавалось предпочтение светло-красным, зеленым и желтым цветам. Для украшения головных уборов молодых женщин использовались перья домашней птицы, вышивка, золотное шитье, бисер, искусственные цветы. Головной убор дополняется платком, который сворачивается полосой и обвязывается по лбу и затылку. За платок затыкаются цветы, впереди может быть бант из отрезков цветного шелка. Женщины зрелого возраста носили более скромный головной убор.

2 – Более простой вид головного убора – платок, повязываемый «под бороду». Один из концов платка при этом обращен вверх. Платки бытовали Барановские, шелковые полушалки.

Учитель – В завершение нашего разговора можно сказать, что интерес к народному костюму сегодня велик как никогда. Его изучают археологи, дизайнеры, историки моды, литературоведы. И мы с вами сегодня приоткрыли дверь в многоликий мир народного костюма.


1- Пусть с поры той пролетают годы.
Русь — законодательница моды,
Лучше древнерусского наряда
Не найдёшь нигде! Да и не надо.






Сегодня в наших двух селах почти в каждом доме бережно хранятся эти костюмы, которые надеваются на праздничные народные гулянья. Наш народный костюм использовали в 90-е годы члены ансамбля «Тимоня», которые выступали не только в нашем районе, а и в Курске, по центральному телевидению. Мы хотим в еще раз дать им слово. Татьяна Ивановна, расскажите пожалуйста о вашем ансамбле.

(рассказывает о выступлениях ансамбля, затем поют 2 песни)

2 – Уважаемые певицы фольклорного ансамля «Тимоня», благодарим вас за участие в нашем празднике. Мы хотим вам подарить свой музыкальный подарок.

(Звучит песня «Гуляй , Россия»

и дети танцуют танец)

Учитель-Закрываю бабушкин сундук,

Со щеки смахнув слезу рукою,

В тишине лишь слышен сердца стук

Да глаза наполнены тоскою.

До новых встреч, дорогие сельчане! Желаем вам крепкого здоровья и бодрости духа.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!