СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семантика геометрических фигур в образовательном пространстве гимназии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная работа  представляет результаты исследования  психологических типов и особенностей энергетики геометрических фигур, определяет  возможность и способы применения их психосемантики с целью оптимизации учебного процесса в учреждениях среднего образования.

Просмотр содержимого документа
«Семантика геометрических фигур в образовательном пространстве гимназии»

Международная научно-практическая конференция учащихся и педагогов

«Первые шаги в науку»

по учебному предмету «ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ»













«Семантика геометрических фигур в образовательном пространстве школы»















Автор:

Королёва Анастасия Дмитриевна,

учащаяся 11 класса






Климовичи, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение

4

1.1. Объект исследования

4

1.2. Предмет исследования

4

1.3. Цель научно-исследовательской работы

4

1.4. Задачи научно-исследовательской работы

4

1.5. Методы исследования

4

1.6. Актуальность научно-исследовательской работы

5

1.7. Практическая значимость исследования

5

1.8. Возможность продолжения исследования по теме

5

2. Основная часть

6

2.1. Семантика и способы применения геометрических фигур в окружающем мире


6

2.2.Возможность использования психосемантических особенностей геометрических фигур с целью оптимизации учебного процесса


15

3. Заключение

21

Литература

23

Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3


Приложение 4


Приложение 5


Приложение 6


Приложение 7


Приложение 8


Приложение 9


Приложение 10


Приложение 11


Приложение 12


Приложение 13


Приложение 14


Приложение 15


Приложение 16


Приложение 17


Приложение 18


Приложение 19


Приложение 20


Приложение 21


Приложение 22


Приложение 23


Приложение 24


Приложение 25


Приложение 26


Приложение 27


Приложение 28


Приложение 29





  1. ВВЕДЕНИЕ

Ни для кого не секрет, что различные цвета и геометрические формы вызывают у нас определённые эмоции. Надёжно закрепились в сознании людей целые ряды ассоциаций, связанных с теми или иными геометрическими фигурами. Насколько они позитивны, практичны и необходимы в повседневной жизни и учебе я постараюсь ответить в данной научно-исследовательской работе. 1.1.Объект исследования – семантика и энергетика геометрических фигур в окружающем нас мире, психологические типы геометрических форм.

1.2.Предмет исследования – геометрические фигуры в практическом и эмоциональном восприятии, эффективность использования их энергетики в общеобразовательном процессе.

1.3. Цель научно-исследовательской работы – изучить психологические типы и особенности энергетики геометрических фигур, определить возможность и способы применения их психосемантики с целью оптимизации учебного процесса в учреждениях среднего образования.

1.4.Задачи научно-исследовательской работы

1. Изучить теоретический материал по исследуемой теме.

2. Составить ассоциативные и продуктивные ряды для каждой геометрической формы.

3. Определить актуальность использования геометрических фигур в оформлении современных рекламных плакатов, логотипов, в веб дизайне, модельном и ландшафтном делопроизводстве.

4.Предложить и апробировать варианты и способы применения полученных данных в учреждениях образования среднего звена с целью оптимизации учебного процесса и повышения мотивации учащихся к познавательной деятельности.

1.5. Методы

В ходе научного исследования были использованы такие методы, как теоретический, аналогия, ассоциация, аргументация, анкетирование.

1.6. Актуальность научно-исследовательской работы

Актуальность данного исследования заключается в том, что в последнее десятилетие понятие «оптимизация учебно-воспитательного процесса» сместилось в сторону педагогической психологии и развивается уже как совокупное явление на стыке научных дисциплин. Введение в научный оборот этого понятия связано с необходимостью совершенствования форм и методов организации учебной деятельности.

Таким образом, выявление и использование новых технологий, психолого-педагогических идей позволят не только улучшить учебную деятельность, но и будут способствовать рациональному распределению энергозатрат учащихся в процессе обучения, более комфортному, «щадящему» режиму воздействия на основные проявления детской и подростковой психики.

1.7.Практическая значимость работы

Данные, полученные в результате научного исследования, могут быть использованы учителями, методистами, завучами по учебной и воспитательной работе в среднем звене обучения, педагогами дошкольного и дополнительного образования с целью оптимизации учебно-воспитательной деятельности.

1.8. Возможность продолжения исследования

Изучение психосемантики и энергетики геометрических фигур, безусловно, может быть продолжено. Данную тему интересно исследовать в ракурсе взаимосвязи судьбы человека с его фамилией-геометрической фигурой. Многие родовые имена - это производные от названий геометрических форм: Шаров, Шаповалов, Круглов, Скубин, Подлучная, Уголькова. Также весьма увлекательным может стать исследование судьбы и карьеры известных людей с фамилией с геометрическим акцентом. Например, Михаил Круг, Леонид Якубович, Игорь Лученок, Игорь Угольников и другие.




2.Основная часть

2.1. Семантика и способы применения геометрических фигур в окружающем мире

2.1.1. Геометрическая фигура квадрат

Квадрат означает порядок, прямоту, честность. В христианской символике квадрат является фигурой земной жизни и понимается как знак власти, мощи, но он имеет и негативное значение — нередко трактуется как подавление.

К квадрату легко подбирается ассоциативный ряд: дом, табурет, сундук, пол, стена, потолок и так далее. В любом метафорическом переносе выделяются такие признаки как основа, фундамент, крепость, надёжность, стабильность.

По данным психогеометрии, науки, которая сложилась в США, человек-Квадрат - неутомимый труженик. Обладает усердием, упорством, позволяющими всегда добиваться завершения работы. Терпение и методичность делают из Квадрата высококлассного специалиста. Заслуженно слывет эрудитом в своей области. Квадрат скорее вычисляет результат, чем догадывается о нем. Идеал человека-Квадрата – распланированная, размеренная жизнь, где все предсказуемо. Он не любит неожиданностей и сюрпризов, равновесие – это основа жизни людей – Квадратов.

Сотрудничество возможно или с таким же Квадратом на основе полного взаимопонимания и общности привычек или Квадраты выбирают полную противоположность себе - Зигзага. В первом случае сотрудничество будет надежным, спокойным и рациональным, но без активности и творческого подъема, а во втором, Зигзаг будет несколько раздражать, но в тоже время и привлекать своей неординарностью. Он способен развить Квадрата духовно [8, с.1].

Квадрат не приобрёл популярности как основа для корпоративных символов и промышленного дизайна. Из-за своей симметричности он не привлекает внимания и не производит сильного впечатления, т.к. является слишком однообразной и соразмерной формой – скучной, застывшей, «мертвой». Несмотря на визуальную слабость квадрата, его все же используют в рекламе. Делают это, видимо, в стремлении выделиться среди других «неквадратных» объявлений.

Интерес к квадрату (как и к кресту) объясняется в первую очередь желанием разобраться в хаотически проявляющем себя мире посредством введения направлений и координат. Психологически его форма вызывает ощущение прочности, стабильности и некоторой консервативности. Логотип квадратной формы хорошо подходит для больших и солидных организаций (приложение 1).

В отличие от большинства других государственных флагов, флаг Швейцарии имеет форму квадрата (приложение 2).

Наибольшую популярность и славу квадрат получил в искусстве благодаря известной картине Казимира Малевича «Чёрный квадрат». Также в психологии используется коммуникативная игра с аналогичным названием (приложение 3) .

В модельном бизнесе геометрические фигуры также достаточно актуальны. В 2014 году квадрат - это тренд сезона.

Широко применяются квадратные формы в орнаменте, витражной и фундаментальной отделке, легко узнаваем квадрат в логотипной ленте такси, а также на шахматно-шашечном поле (приложение 4).

2.1.2. Геометрическая фигура прямоугольник

Прямоугольник – геометрическая фигура, у которой все углы равны, и противоположные стороны тоже равны.

К прямоугольнику подбирается один из самых многочисленных ассоциативных рядов: стол, кровать, ковёр, портфель, тетрадь, альбом, фотография, рамка, кирпич, многоэтажный дом, ноутбук, мобильный телефон, кошелёк, герб, флаг и так далее.

Прямоугольник всегда был и остаётся излюбленной геометрической формой человека, которая символизирует надёжность и рациональность.

Прямоугольником воспринимают себя люди, не удовлетворенные своей жизнью и поэтому занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояние человека-Прямоугольника – осознаваемое ощущение замешательства, запутанности в проблемах, неопределенности. Наиболее значимые черты – непоследовательность, непредсказуемость поступков, низкая самооценка. Положительные качества – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, смелость. Стремится делать то, что никогда не делал, задает вопросы, на которые прежде у него не хватало духа. [8, с.2].

Прямоугольник как геометрическая форма основательно закрепился в делопроизводстве пошива одежды, более того является одним из стилей кройки и шитья (приложение 5). 

Прямоугольник часто встречается и как основа, и в качестве составной части многих логотипов, что лишний раз подчёркивает его универсальность (приложение 6).

2.1.3. Геометрическая фигура треугольник

Треугольник – геометрическая фигура, которая имеет три угла и три стороны. В окружающем мире ассоциируется с крышей дома, ёлкой, морковью, письмом-похоронкой в годы ВОВ, символикой женского и мужского в местах общего пользования, вигвамом.

Это один из наиболее мощных и универсальных символов. Треугольник — мужской и солнечный знак, представляющий божество, огонь, жизнь, сердце, гору и восхождение, благополучие, гармонию и королевскую власть. Перевернутый треугольник — женский и лунный символ, отождествляющий воду, плодовитость, дождь, божественную милость. Равносторонний треугольник символизирует завершение.

В психологии эта форма символизирует лидерство, и многие люди-Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они энергичные, сильные личности, быстро и успешно учатся. Правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации.

Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря, - сделать карьеру.

Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество "треугольной" личности: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя [8, с.3].

Многие Треугольники способны выдерживать большой стресс, работать в экстремальных условиях, преодолевать себя и тысячи проблем. Треугольники часто работают пожарными, спасателями, врачами на скорой помощи. Сотрудничество возможно с Кругом или Квадратом, которые способны как-то уравновесить яркий эмоциональный Треугольник. С Зигзагом будут конфликты и неразрешимые противоречия.

В рекламном делопроизводстве треугольник хорошо привлекает внимание. В зависимости от того, как он расположен, может производить разное впечатление. Когда треугольник «базируется» на двух точках – то это устойчивость, равновесие. Если же его поставить на одну из вершин, то он будет ассоциироваться с неустойчивостью, с движением, падением.

Стоит иметь в виду, что в треугольнике так же, как и в неправильных многоугольниках, особое внимание будет привлекать наиболее выступающий угол. Например, в нижеследующем рисунке самыми визуально привлекательными являются: в треугольнике – правый нижний, а в пятиугольнике – левый верхний углы.

Рисунок 2.1 – Особенности восприятия геометрических форм


Часто используется треугольник и на тканевых рисунках, и в ритмике орнаментных полос, и в бижутерии. В модельной сфере выделяют тип фигуры «Перевёрнутый треугольник» (приложение 7).

Треугольник на этикетке одежды означает можно отбеливать, зачеркнутый треугольник - нельзя отбеливать.

Также эта геометрическая форма используется в знаковой системе на упаковке и таре (приложение 8).

Невероятную славу приобрёл треугольник в географии под термином «Бермудский» (приложение 9).

В социуме эта геометрическая фигура бытует в контексте любовных взаимоотношений между людьми (приложение 10).

2.1.4. Геометрическая фигура круг

Круг и кривые геометрические формы ассоциируются с живой природой. Круг — это солнце, колесо, зрачок, планета — символы движения жизни, непрерывного превращения. В окружающем нас мире множество предметов, имеющих округлые формы: голова человека, плоды овощей и фруктов, предметы одежды и бижутерии (шляпа, резинка, колье, браслет, кольцо и так далее), посуда, мебель, игрушки, продукты, медали…

Круг — одна из самых распространённых геометрических форм. У круга нет ни начала, ни конца, ни ориентировки, ни направления, поэтому он ассоциируется и с бесконечностью и в тоже время с завершённостью. В традиционной астрономии круг с отмеченным центром символизирует солнечную систему, где центр — солнце, а в магии он помогает оградиться от злых духов (приложение 11).

Круг - это символ гармонии. Тот, кто выбрал эту фигуру, заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди и их благополучие. Это самая благожелательная из пяти фигур. Круг служит своего рода клеем, который скрепляет коллектив, семью, стабилизирует группу, обладает высокой способностью сочувствия, сопереживания. Круг ощущает чужую радость и чужую боль как свою собственную. Никакие трудности не способны заставить его потерять присутствие духа и впасть в уныние. Человек – Круг легок в общении, ему не составляет труда заводить новые знакомства и с непринужденностью поддерживать прежние. Круг нравится людям, с ним хотят и любят общаться. Он никогда не обостряет отношений, наоборот, миролюбиво сглаживает все острые углы.

Из Кругов выходят неплохие профессионалы в сфере услуг, здравоохранения, образования. Получаются замечательные психологи. Люди — Круги могут без затруднений общаться со всеми остальными типами, но больше всего ценят миролюбивость и дружелюбие. Конфликтный партнер действует удручающе. Из всех типов наиболее напряженные отношения с Треугольником [8, с.4].

В рекламной сфере круг не приобрёл особой популярности. Наиболее удачное использование круга в объявлениях и плакатах представляется на фоне прямоугольных форм.

В противовес своей не востребованности в оформительском дизайне круг весьма актуален в модельном бизнесе. Он очень редко сдает лидерские позиции, уступая подмостки подиумов другим геометрическим фигурам (приложение 12).

С XX века в общественной жизни прочно закрепилось понятие «круглый стол», что означает обмен мнениями, вопросами, ответами между представителями избирательных блоков, кандидатами в депутаты и представителями СМИ, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых агитационных мероприятий (приложение 13).

2.1.5. Геометрическая фигура зигзаг

Зигзаг – очерёдность коротких линий, следующих друг за другом под одинаковыми углами, в которой каждая вторая линия является параллельной.

Ассоциативно зигзаг – это ломаная прямая, молния, прототип советской металлической рулетки.

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Человек – Зигзаг – «правополушарный" мыслитель, ему свойственна образность, интуитивность, мозаичность. Мысль таких людей делает отчаянные прыжки от "а" к "я", мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Они просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг "оживает" и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы

Зигзаги - идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность. Это самый возбудимый тип из пяти фигур. Они не сдержанны, очень экспрессивны, речь образна и ассоциативна. Рабочее место - внешний беспорядок, но человек хорошо в нем ориентируется. Язык тела – стремительный, пластичный; Зигзаг не может долго находиться в одной позе. Из них выходят отличные акробаты, гимнасты. Если Зигзаг не будет человеком искусства, то он в любую деятельность привнесет много креатива [8, с.5].

Сотрудничество может быть долгим, как не странно, со спокойным стабильным Квадратом. Он будет для Зигзага надежной гаванью, крепостью, в которой набираются сил для новых свершений.

Зигзаги практически не используются в рекламе и логотипах. В противовес этому весьма активно внедрились в рисунки на одежде, в бижутерию и в схемы для вязания (приложение 14).

2.1.6. Геометрическая фигура ромб

Ромб — это параллелограмм, у которого все стороны равны

Термин «ромб» происходит от древнегреческого «бубен». Если сейчас бубны в основном делают круглой формы, то раньше их делали как раз в форме квадрата или ромба. Поэтому название карточной масти бубны, знаки которой имеют ромбическую форму, происходит ещё с тех времён, когда бубны не были круглыми.

Ромб ассоциируется с лодкой, озером, глазом, зерном. Это графический символ плодородия. В христианском искусстве ромб стал символом непорочности Девы Марии. Да и сам Покров Пресвятой Богородицы на русских иконах изображается как большой ромбовидный платок.

В Новый Свет этот символ был «завезен» переселенцами из Европы, где ромб нередко присутствовал как эмблема в гербах небольших, но активных торговых городов, например в гербе немецкого города Дуттвейлера. В настоящее время ромб также используется в государственных гербах и флагах (приложение 15).

Благодаря симметричности относительно любой из своих диагоналей, ромб часто берётся за основу в орнаментах и паркетах (приложение 16).

Ромб – излюбленная фигура для логотипов и в оформительском дизайне (приложение 17).

В психологии ромб является самой «везучей» и удачливой фигурой.

2.1.7. Геометрическая фигура прямая линия

Пряма́я линия  — одно из фундаментальных понятий геометрии, это путь между двумя точками пространства. Прямая ассоциируется с горизонтом, дорогой, линией электропередач, рекой.

Прямую линию выбирают решительные целеустремленные люди, точно знающие, чего они хотят, куда идут, за что борются. Их трудно сбить с намеченного пути, в своих намерениях очень настойчивы. Люди такого типа всегда стремятся к развитию, добиваются успеха, в какой бы сфере они не находили себя. Очень часто человек — Прямая Линия, становится начальником, активно продвигается по служебной лестнице. Карьера для таких людей чрезвычайно важна и более приоритетна, чем личная жизнь. Новые контракты, новые проекты, новые компаньоны. Семья считает их трудоголиками и одержимыми карьерой.

С Прямой Линией способны гармонично сотрудничать Квадраты или Треугольники, а вот амбициозные Зигзаги с ними не сработаются.

Понятия «прямой», «прямота» в рекламном и деловом бизнесе имеют позитивное значение. Например, прямая дорога, по которой идет герой в ролике или на плакате (логотипе), символизирует его прямой и честный путь, истинность и открытость его намерений.

В модельном бизнесе понятие «прямая линия» заменено термином полоска, но это ничуть не умалило значение прямой относительно активности её применения. Также полоска или прямая линия – это лента, жалюзи, элементы строительных материалов, рисунок на обоях, постельном и другом белье. Использование прямой линии в жизни не ограничено. (приложение 18).

2.1.8. Геометрическая фигура гексагон

Гексагон — это правильный шестиугольник. Данная геометрическая форма часто встречается в природе: пчелиные соты, строение некоторых сложных молекул и т.д. Кроме того, гексаграмма — символ иудаизма.

Гексагон — символ изобилия, красоты, гармонии, свободы, брака, любви, милости, удовольствия, мира, взаимности, симметрии (таков же и символизм числа 6), также это образ человека (две руки, две ноги, голова и туловище). Наличие углов, во-первых, и форма близкая к кругу, во-вторых, позволяет соотносить гексагон с идеей энергии и мира, покоя, а также с солнцем. В Древнем Китае с гексагоном связывалась идея целостности.

Во второй половине 1930-х годов польским инженером Владиславом Глинским были изобретены гексагональные шахматы (приложение 19).

А в 1910 году Клиффорд Адамс из Флориды первым составил магический гексагон, расположив числа от 1 до 19 в клетки шестиугольника со стороной три, чтобы их суммы по любым прямым линиям были равны (приложение 20).

Шестиугольник правильной формы часто используется в декоре интерьера, в схемах вязания, в оформлении одежды (приложение 21).

2.1.9. Геометрическая фигура трапеция

Трапеция – это четырёхугольник с двумя параллельными основаниями и двумя непараллельными боковыми сторонами. Различают трапецию равнобедренную и прямоугольную.

В форме трапеции может быть крыша дома, одежда, сумка или портфель, предметы мебели (стол, стул, сервант, шкатулка), бижутерия. Трапецией является нижняя часть Эйфелевой башни, внешняя сторона Египетских пирамид. Трапеция также имеет непосредственное отношение к спорту и цирку (приложение 22).

Особую популярность приобрела трапеция в сфере моделирования одежды, определив один из её силуэтов – трапециевидный (приложение 23).

В психологии жизнь человека – Трапеции сопровождается тяжёлыми сомнениями и борьбой, он постоянно испытывает посягательства на свою стабильность, однако многие бури просто проносятся над головой. Обладатель гороскопа с трапецией часто делает удачную карьеру. Трапеция даёт человеку защиту, но он должен научиться самостоятельно абстрагироваться от жизненных неудач, адекватно, даже «холодно», реагировать на все сюрпризы судьбы.

2.1.10 Геометрическая фигура эллипс

Эллипс – это замкнутая кривая, полученная сечением конуса или цилиндра плоскостью.

Ассоциируется с яйцом, жёлудем, огурцом, дыней, воздушным шаром, синонимичен словам овал, долгокруг, безугольник.

Эллипс также символизирует Космическое Яйцо, йони. Две его стороны олицетворяют снижение и восхождение, инволюцию и эволюцию. Наклоненный эллипс — это динамика и напор, современность и инновация. Такая форма логотипа хорошо подходит для предприятий новой экономики.

Интересные факты о происхождении эллипса и его свойствах представлены в «Паспорте эллиптической фигуры» (приложение 24).

2.2. Возможность использования психосемантических особенностей геометрических фигур с целью оптимизации учебного процесса

После изучения теоретического материала по теме исследования, были разработаны и апробированы следующие варианты применения психосемантических данных геометрических фигур с целью оптимизации учебного процесса в среднем звене обучения:

* рассадка учащихся за партами с учетом психологической совместимости их геометрических типов;

* рекомендации учителям по использованию раздаточного и наглядного материала в форме геометрических фигур и акцентом на их цветовое оформление;

* усовершенствование оформления учебных кабинетов (особенно математического цикла) с помощью изображения магического гексагона;

* предложения о дополнении делового стиля ученической формы, символической эмблемой удачи в виде ромба и орнаментной отделкой некоторых элементов одежды и школьных принадлежностей;

* замена стандартных табличек с названиями учебных кабинетов на соответствующие логотипы с использованием семантики геометрических фигур;

* дизайн школьных двориков.

2.2.1. Рассадка учащихся за партами с учетом психологической совместимости геометрических типов

С целью повышения работоспособности учащихся был проведен психологический тест Сьюзен Деллингер «Геометрические фигуры», позволяющий выявить совместимость отдельных психотипов (приложение 25).

В ходе тестирования определились два направления оптимального сотрудничества геометрических фигур: математическое (точное) и гуманитарное (творческое). К математическому циклу относятся такие предметы, как алгебра, геометрия, информатика, химия, физика, астрономия, черчение; к гуманитарному – лингвистика и литература, история, география, изобразительное искусство, трудовое обучение.

На занятиях математического цикла оптимальной (т.е. наиболее работоспособной) будет следующая рассадка учащихся – геометрических типов: Квадрат + Квадрат, Прямоугольник + Квадрат, Треугольник + Квадрат, Круг + любая фигура (кроме Треугольника), Зигзаг + Квадрат, Прямая Линия + Квадрат или Треугольник.

Для гуманитарных и творческих дисциплин самые благоприятные дуэты Прямоугольника и Зигзага, Зигзага с Зигзагом.

Абсолютная несовместимость, по результатам теста, наблюдается у Круга с Треугольником и Прямой Линии с Зигзагом.

Функциональность использования знаний психологической совместимости геометрических типов была подтверждена данными двух проверок: изучением мотивации учащихся 5 «А» класса и сравнительным анализом рейтинга их успеваемости по русскому языку и литературе по итогам двух учебных четвертей (приложение 26).

2.2.2. Рекомендации учителям по использованию раздаточного и наглядного материала (карточек с заданиями, таблиц, схем) в форме геометрических фигур определённого цвета

Цветовое и геометрическое видение предметов, возникающее в глазах и сознании человека, несет в себе смысловое содержание. Однако глаза и мозг могут прийти к активному различению цвета и формы лишь с помощью сравнений и контрастов. Традиционно используемая форма и цвет наглядных пособий и карточек с заданиями (белый прямоугольник с черным текстом) значительно снижают психологическую активность восприятия содержащегося в них материала, а, следовательно, ослабляют мотивацию ученика и значимость поставленных задач. Насколько новым и рациональным будет решение по выбору цвета и формы учебных карточек и иллюстраций, настолько активным и значимым станет их восприятие.

Оптимальным вариантом может стать использование цветовой гармонии. Основной принцип гармонии – это порядок. Приятны те цвета, между которыми существует закономерная связь. Для того чтобы определить все возможные гармоничные сочетания, необходима система порядка, предусматривающая все их варианты. Самой популярной системой такого порядка являются цветовые круги, соединяющие цвета, обладающие одинаковой степенью яркости или затемнения.

Рисунок 2.2 Цветовой круг



На рисунке 2.2 в круге все двенадцать цветов имеют равные отрезки, поэтому цвета, занимающие диаметрально противоположные места по отношению друг другу, являются дополнительными. Эта система даёт возможность мгновенно и точно представить себе все двенадцать цветов и легко расположить между ними все их вариации [8, с. 2-6].

Также можно создать определенный рейтинг сложности (успешности) тематических заданий с помощью геометрических фигур. Например, карточки первого уровня сложности будут круглыми, второго – треугольными, третьего – в форме квадрата или прямоугольника (количество углов акцентируют на усложнение заданий), четвертого – пятиугольными, пятого (самого высокого) – в форме гексагона. У учащихся, таким образом, будет активизироваться учебная мотивация, желание перейти на следующий, более высокий уровень сложности, чтобы получить карточку другой геометрической формы. Также карточки в виде геометрических фигур могут выгодно разграничивать задания для ученических микроколлективов при работе в группах. Содержать информацию определённой тематики: словари, формулы, даты, цитаты и ключевые слова по разделам учебного предмета (приложение 26).

Использование этой системы на уроках русского языка и литературы в пятом классе в течение II четверти показало увеличение рейтинга успеваемости на 3,7% , почти 80% учащихся повысили свой уровень успешности в изучении предмета на 1-2 «фигуры».

2.2.3. Усовершенствование оформления учебных кабинетов (особенно математического цикла) с помощью изображения магического гексагона с целью создания благоприятной, работоспособной ауры.

Магическим называется правильный шестиугольник со стороной три сантиметра, в клетках которого числа от 1 до 19 расположены так, чтобы их суммы по любым прямым линиям были равны. Решение этого гексагона было найдено американским грузчиком Клиффордом Адамсом в 1962 году. Поиск магической фигуры продолжался 47 лет, с учётом симметрии у Адамса было более трёхсот триллионов вариантов (приложение 22).

Магия чисел, энергетика поиска, стремление познать, решить, добиться, заключенные в единственном нормальном магическом шестиугольнике, будут посылать в атмосферу учебного кабинета психологические заряды деятельности, работоспособности, активного познания предмета.

В рамках исследования изображение магического шестиугольника было добавлено к оформлению учебных кабинетов математики и физики. В ходе опроса учителей было выявлено следующее:

- 90% учащихся на первых же уроках заметили нововведение в кабинете;

- абсолютно всех вдохновила история создания магической фигуры;

- 20 % старшеклассников попросили временно закрыть изображение гексагона, чтобы попробовать самостоятельно найти его решение;

- не смотря на некоторое расслабление после летних каникул в начале учебного года и определенную усталость в конце первого полугодия, в классе всегда оставалась хорошая рабочая атмосфера.

2.2.4. Изменения в деловом стиле ученической формы с помощью эмблемы удачи в виде ромба и орнаментной отделкой некоторых элементов одежды

В психологии ромб является самой удачливой фигурой. Его семантика благоприятствует науке и знаниям. Ведь неспроста же шапка гимназиста имеет ромбическую форму. Поэтому весьма уместно будет использовать энергетику «везения» и «благодати» в дизайне ученической формы. В виде ромба может быть нагрудной значок с девизом или философским афоризмом, эмблема учебного заведения, бэйджик с именем и классом ученика (приложение 31) .

Неплохим решением станет орнаментная отделка изображением ромба воротника, манжетов, пояса, планок или карманов на костюмах учеников. Ромбовидные композиции удачно украсят также и ученические портфели, обложки для книг и тетрадей, папки и пеналы, альбомы и, конечно же, дневники.

2.2.5. Замена стандартных табличек с названиями учебных кабинетов на креативные логотипы с использованием семантики геометрических фигур

Стандартные таблички прямоугольной формы с номерами и названиями кабинетов лишний раз подчеркивают типичность и скудность оформительской деятельности в учреждениях образования. Они никаким образом не ассоциируются с внутренним содержанием учебного помещения, не создают, так сказать, первого позитивного восприятия посещаемого объекта. Совершенно иное представление будет складываться у учащихся, учителей и гостей школы, если шаблонные надписи заменить креативными логотипами, отражающие суть учебного предмета с помощью семантики геометрических фигур. В рамках эксперимента был разработан примерный вариант таких логотипов и проведен опрос учащихся, учителей и родителей на тему «Какой вариант табличек на учебных кабинетах вам кажется более интересным, современным и содержательным». Результаты говорят сами за себя: 97% опрошенных отметили актуальность и новаторство наших креативных логотипов, пожелали даже оказать финансовое содействие для скорейшей замены «серых» прямоугольников на новые эмоционально привлекательные названия. Мнение 3-х % респондентов было нейтральным: им все равно, что и как висит на дверях учебного кабинета (приложение 32).




3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. первые представления о геометрических телах человеку дают окружающие нас предметы. Солнце, колесо, каравай – это круг; ёлка, морковь, фронтон дома – треугольник; стол, флаг, кошелек – прямоугольник и т. д. Воображаемые объекты помогают определить функциональность и пространственные возможности геометрических форм и в последствии широко использовать в строительном деле, архитектуре, машиностроении, геодезии, во многих других областях науки и техники;
  2. в рекламном и оформительском делопроизводстве самыми популярными геометрическими фигурами являются прямоугольник, ромб и треугольник. Значительно реже используются квадрат, прямая линия и гексагон. Хотя именно эти формы свидетельствуют о солидности и надёжности корпоративного знака. Эти фигуры – символ уверенной, честной и прямой дороги в бизнесе. Наклоненный эллипс ассоциируется с динамикой и напором, современностью и инновацией. Такая форма логотипа хорошо подходит для предприятий новой экономики. Практически не применяются в сфере производства рекламы и логотипов круг и зигзаг.
В противовес своей невостребованности в оформительском дизайне круг, зигзаг, шестиугольник и полоска всегда в первых рядах на лучших подиумах мира, а также в интерьере домов и офисных помещений;
  1. данные исследований научной работы сходятся в едином результате: правильное и целенаправленное использование психосемантики геометрических фигур в учебно-воспитательном процессе способствует более эффективной, психологически благоприятной и менее энергозатратной работе учащихся в среднем звене обучения.

Возможно, отдельные варианты применения энергетики геометрических форм в учебном процессе покажутся несколько затратными и трудоёмкими в плане подготовки. Но это только на первый взгляд. Например, логотипы на учебные кабинеты, значки и бейджики-ромбы, орнаментные пояса, ленты и шарфы как элементы ученической формы, магический гексагон стоит оформить лишь единожды. Качественно сделанные учебно-методические инструменты на протяжении многих лет будут выполнять свою благородную службу. Думаю, что и родительский комитет, и предприятия-спонсоры, и районный отдел образования с удовольствием примут участие в практическом применении данных нашего научного исследования. Ведь польза и помощь детям очевидна.

Рассадка же учеников по парам согласно совместимости их геометрических психотипов, карточки с разноуровневыми заданиями в виде геометрических форм, их цветовое оформление вообще мало затратны. Бумага, цветной принтер и множительная техника в XXI веке уже стали такой же неотъемлемой частью нашей жизни, как, например, телефон или телевизор: они есть практически в каждом доме. От учителей потребуется только желание активней внедрять в свою работу новаторские предложения и не бояться экспериментировать.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТЧНИКОВ


  1. Большая книга мудрости. Золотые афоризмы на все времена: популярное издание / Сост. Ю. Ф. Подольский. – Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2013. - 192 с.

  2. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении / Сост. А. В. Ковалевская, З. Н. Ганчарик. - Минск: Зорны верасок, 2014. - 271 с.

  3. Сайт «Тайна Бермудского треугольника » [Электронный ресурс] / Статья «Бермудский треугольник». – Режим доступа: http://indworldes.ru/new/4587-bermudskiy-treugolnik.htm1/ Дата доступа 02.10.2014

  4. Сайт «Гексагональные шахматы Глинского» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.koschess.ru/chess-variation/663/ Дата доступа: 25.10 2014

  5. Сайт «Магия чисел» [Электронный ресурс] / Статья «Кросс-суммы: магический шестиугольник». – Режим доступа: http://vsemzagadki.narod.ru/agia_chisel/magicheskiy_shestiugolnik.html/Дата доступа: 18.08.2014

  6. Сайт «Модный форум» [Электронный ресурс] / Раздел «Модные фигуры в одежде». – Режим доступа: http://argusstar.com/modnye-cveta-v-odezhde-2013.html/ Дата доступа: 03.11. 2014

  7. Сайт «Психологические тесты» [Электронный ресурс] / Раздел «Психогеометрический тест». – Режим доступа: http://azps.ru/tests/stest/ behaviourmelo.html / Дата доступа: 10.09.2014

  8. Сайт «Цветовая гармония» [Электронный ресурс] / Статья «Цветовой круг: гармоничное сочетание цветов». – Режим доступа: http://dresshelp.ru/cvetovoj-krug-garmonichnye-sochetaniya-cvetov.html/Дата доступа: 20. 11. 2014



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!