СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум Неудобные дети

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Название (тема) занятия: Неудобные дети

Форма проведения занятия: семинар-практикум

Целевая аудитория: педагоги начальной и средней школы

Обоснование выбора темы:

Гиперкинетический синдром (гиперактивность) является одной из основных причин нарушений социальной адаптации (прежде всего, школьной дезадаптации), а также рассматривается как один из факторов риска формирования зависимого поведения, стрессовых состояний и девиантных проявлений.  В настоящее время гиперкинетическим синдромом разных степеней проявления страдает каждый шестой ребенок и в классе из 25-30 человек может обучаться от 3 до 6 таких детей.  Конкретно в нашей школе в начальных классах число таких учащихся составляет более 16%, а в средней школе – 12%.

Таким образом, это поведенческое расстройство, требующее специального подхода и обусловленное медико-биологическими, а также социально-педагогическими факторами, является хоть и недостаточно изученным, но распространенным. Однако, находясь в комфортных для него условиях, ребенок быстрее адаптируется к школьной жизни, и за период обучения в начальной школе (3—4 года) при соответствующем режиме обучения (без переутомления) работа мозга полностью нормализуется. Поэтому существует необходимость создания единого информационного пространства в учреждении образования, расширения компетенций педагогов в рамках данного феномена, формирование единства подходов, форм и методов работы с учащимися, демонстрирующими гиперкинетический синдром, не только в целях интеграции этих учащихся в социум, но и в качестве ранней профилактики тревожных состояний, зависимого и девиантного поведения подростков.

Условия и особенности проведения занятия: занятие проводится в учебной аудитории

Временные рамки мероприятия: 45 минут

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум Неудобные дети»


Городской конкурс профессионального мастерства

«Столичный учитель – столичному образованию» 2016

в номинации «Педагог-психолог»






Методическая разработка

психопрофилактического занятия

«Неудобные дети »



Автор

Абрамович Инна Викторовна,

педагог-психолог

I квалификационной категории

Государственного

учреждения образования

«Средняя школа №66 г.Минска»





Минск

2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Название (тема) занятия: Неудобные дети

Форма проведения занятия: семинар-практикум

Целевая аудитория: педагоги начальной и средней школы

Обоснование выбора темы:

Гиперкинетический синдром (гиперактивность) является одной из основных причин нарушений социальной адаптации (прежде всего, школьной дезадаптации), а также рассматривается как один из факторов риска формирования зависимого поведения, стрессовых состояний и девиантных проявлений. В настоящее время гиперкинетическим синдромом разных степеней проявления страдает каждый шестой ребенок и в классе из 25-30 человек может обучаться от 3 до 6 таких детей. Конкретно в нашей школе в начальных классах число таких учащихся составляет более 16%, а в средней школе – 12%.

Таким образом, это поведенческое расстройство, требующее специального подхода и обусловленное медико-биологическими, а также социально-педагогическими факторами, является хоть и недостаточно изученным, но распространенным. Однако, находясь в комфортных для него условиях, ребенок быстрее адаптируется к школьной жизни, и за период обучения в начальной школе (3—4 года) при соответствующем режиме обучения (без переутомления) работа мозга полностью нормализуется. Поэтому существует необходимость создания единого информационного пространства в учреждении образования, расширения компетенций педагогов в рамках данного феномена, формирование единства подходов, форм и методов работы с учащимися, демонстрирующими гиперкинетический синдром, не только в целях интеграции этих учащихся в социум, но и в качестве ранней профилактики тревожных состояний, зависимого и девиантного поведения подростков.

Условия и особенности проведения занятия: занятие проводится в учебной аудитории

Временные рамки мероприятия: 45 минут






Цель:

- создание единого информационного пространства среди педагогов учреждения образования для формирования подходов, форм и методов работы с учащимися, проявляющими признаки гиперкинетического синдрома

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с понятиями «гиперактивность», «гиперкинетический синдром», с признаками его проявления; формами и методами работы с учащимися, проявляющими такие признаки.

  2. Способствовать формированию гибкой и результативной системы взаимодействия с гиперактивными учащимися.

  3. Способствовать организации учебного процесса с учетом психофизических особенностей учащихся.

  4. Способствовать повышению комфортности и качества обучения.

Тип занятия: комбинированный

Форма занятия: семинар-практикум

Формы контроля: выполнение заданиия «Рецепт успеха», обратная связь

Наглядность и оборудование: видеоролик, презентация, заготовки ситуаций, алгоритмов работы, тестового материала, цветная бумага для распечатки фигурок, фасоль, вазочка, , ручки.








ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАСТНИКОВ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ


Представление и приветствие.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим наших тренингов, посвященных психологизации образовательного процесса.. Для того, чтобы создать нашему занятию доверительную атмосферу и начать наш семинар, давайте встанем и поздороваемся. На этот раз я предлагаю поздороваться по-грузински «ГамАрджоба»

Спасибо, прошу всех присесть.

Постановка цели и задач занятия. Мотивация к деятельности

Итак, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

(демонстрируется видеофрагмент)

А сейчас, после просмотра, как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча?

Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями тех, кого часто называют «неудобные дети», «дети индиго», «вожди краснокожих» или же просто бандиты. Вспомним, почему они такие и разберемся, как с ними взаимодействовать. Итак, гиперактивные дети – признаки, проблемы… успех!

I. Актуализация знаний и фиксация затруднений.

Цель: выявить текущий уровень знаний педагогов по теме занятия, акцентировать затруднения

Коллеги,, скажите, что вы знаете о гиперактивности? Отличаются ли понятия гиперактивность и гиперкинетический синдром?


Встают и произносят «гамарджоба»




Готовятся к работе и погружаются в рабочий процесс




Просматривают видеофрагмент


Высказывают мнения и предположения.







Отвечают на вопросы педагога-психолога.

Обосновывают ответы


Упражнение

«Здороваемся на разных языках»





















Обсуждение

Формирование позитивной атмосферы и настроения, готовности работать, понимание необходимости изучения данной темы в контексте организации учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся.















Осознание необходимости расширения психолого-педагогических компетенций

5 минут























5 минут






ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧСТНИКОВ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ

ПЛАНИРУЕМЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ


ВРЕМЯ

ПРОВЕДЕНИЯ

ОСНОВНОЙ

II. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель: формирование единого информационного пространства психологических знаний по теме гиперативности, дифференциация понятий «гиперактивность» и «гиперкинестетический синдром», функциональное наполнение новых понятий

Мини-лекция

Гиперактивностью называют состояние, при котором процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, а в случае, если подобное поведение является проблемой для окружающих, трактуется как поведенческое расстройство. Гиперактивность является минимальной дисфункцией головного мозга, формируется у детей по ряду причин, как медико-биологических, так и социально-поведенческих, от патологии беременности и родовой травмы до курения родителей или неблагоприятного климата в семье. Она связана с дефицитарностью внимания и управленческих функций и избыточностью кинетичности ребенка.

Почему гиперактивность? Потому что гиперкинетический синдром (гиперактивность) является одной из основных причин нарушений социальной адаптации (прежде всего, школьной дезадаптации), а также рассматривается как один из факторов риска(возрастает в 9 раз) формирования зависимого поведения, стрессовых состояний и девиантных проявлений. В настоящее время гиперкинетическим синдромом разных степеней проявления страдает каждый шестой ребенок и в классе из 25-30 человек может обучаться от 3 до 6 таких детей. Конкретно в нашей школе в начальных классах число таких учащихся составляет более ХХ %, а в средней школе – ХХ %.

Итак, гиперактивность имеет биологическую природу, является медицинским вопросом, представляет собой анормальное состояние и требует особого подхода со стороны педагога.


Обмениваются

мнениями

Мини-лекция


Расширение базовых знаний по теме гиперактивности, усвоение новых понятий,

Осознание необходимости уделять внимание данному вопросу.

5 минут











ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ


ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


ВРЕМЯ

ПРОВЕДЕНИЯ

СНОВНОЙ


III.УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ ОН»

Цель: способствовать развитию умения сопоставлять информацию и выделять проявления гиперактивности

Давайте, с учетом всего сказанного, попробуем набросать штрихи к портрету гиперактивного ребенка.

А теперь подытожим сказанное: в нем много чересчур и слишком. Слишком невнимательный и импульсивный. Чересчур подвижный и эмоциональный. Движение – его жизнь. Когда вы останавливаете движения его тела, начинает двигаться лицо. Мелкая и точная работа не для него. Писать и рисовать и даже просто завязывать шнурки, у него получается немного хуже, чем плохо. Он всегда кажется себе меньше, чем он есть на самом деле, не умеет рассчитывать движения и расстояния, задевает столы и стулья, спотыкается, часто падает Не умеет терпеть и ждать, быстро устаёт.

Добавлю немного цифр: по данным академика Заваденко, у гиперактивных детей в 66% случае наблюдается дислексия и дисграфия, а в 61% случаев – дискалькулия.

Составляют коллективный психологический портрет гиперактивного ребенка

Упражнение «Какой он»

Формирование умения выделять признаки гиперактивности у учащихся

5 минут

Итак, мы пришли к тому, что гиперактивность – это дисфункция, дисбаланс, состояние, которое нельзя изменить, но с которым можно и нужно работать. С чего же начать? А начинать нужно с выявления таких детей. Для этого д-р биол. наук, проф., акад. РАО, директор Учреждения Российской академии образования «Институт возрастной физиологии» Безруких Марьяна Михайловна разработала опросник определения развития гиперкинетического синдрома, который вы найдете в раздаточном материале (Приложение 1). Если по данной диагностике мальчик наберет более 14, а девочка более 11 баллов и этот результат останется неизменным в течение 6-8 месяцев, то родителям такого ребенка рекомендовано обращение к врачу, а нам с вами – поиски того самого особого подхода, который поможет такому ребенку чувствовать себя в школе комфортно, полностью реализовать свой немалый потенциал и радовать родителей и нас с вами, уважаемые коллеги, так как привычные и знакомые способы и методы здесь не сработают и не повлияют на биологические факторы.


Ознакамливаются с методикой диагностики




















Мини-лекция

Снабжение диагностическим инструментарием

2 минуты



ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАСТНИКОВ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ


ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


ВРЕМЯ

ПРОВЕДЕНИЯ

СНОВНОЙ


IV. УПРАЖНЕНИЕ «ФОРМИРУЕМ ПОДХОД»

Цель: содействовать развитию умения подобрать и реализовать индивидуальный, своевременный и результативный подход ко взаимодействияю с гиперактивным учащимся.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам разбиться на группы. При входе каждый из вас взял фигурку определенной формы. Пожалуйста, составьте группы так, чтобы в каждой из них были представлены все формы фигурок.

А теперь я предлагаю каждой из групп некую ситуацию, связанную с поведением гиперактивного ребенка и прошу оценить её по приведенной шкале сложности, предложить способ её решения и дать наиболее вероятный с вашей точки зрения прогноз (Приложение 2)


Работают в группах, анализируя ситуации и вырабатывая способы решения

Обсуждают и обмениваются мнениями

Упражнение

«Формируем подход»

Формирование умения подбирать и реализовывать индивидуальный, своевременный и результативный подход к работе с гиперактивными учащимися.

10 минут

А сейчас я предлагаю вам некоторые психологические методы работы с гиперактивными детьми. Можно использовать алгоритм «Используем достоинства, чтобы устранить недостатки», а можно «Вспомните - сделайте»

(приводятся примеры алгоритмов, приложение 3)


IV. УПРАЖНЕНИЕ «РЕЦЕПТ УСПЕХА»

Цель: способствовать применению сформированного подхода

Уважаемые коллеги, обратите внимание, что ваши фигурки разных цветов. Я прошу вас перегруппироваться так, чтобы в каждой группе были фигурки одного цвета.

Вашим новым заданием будет, опираясь на психологический портрет гиперактивного ребенка, проанализировав ответы и прогнозы групп и учтя все ошибки, предложить сценарий беседы классного руководителя с родителями ученика из предложенной ситуации, дать им рекомендации, оказать педагогическую помощь и поддержку в многотрудном деле воспитания гиперактивных детей. Напоминаю вам про технику «Я-высказываний» и «+/-/+», которые мы осваивали на предыдущих занятиях.







Разрабатывают и представляют сценарий

















Упражнение

«Рецепт успеха»


10 минут







ЭТАП

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧСТНИКОВ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ

ФОРМИРУЕМЫЕ ЗУН

ПЛАНИРУЕМЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ

ВРЕМЯ

ПРОВЕДЕНИЯ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

РЕФЛЕКСИЯ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ).

Цель: получить обратную связь, оценить эффективность и результативность проведенного занятия.

Наш семинар подходит к концу.

Прежде, чем мы расстанемся до следующего раза, я хочу вам напомнить, что гиперактивность вовсе не приговор. Эти дети имеют природную редкую способность выражать свои чувства и контролировать себя посредством движения. Зачастую они становятся одаренными актерами, танцорами или спортсменами. Считается, что гиперактивность наблюдалась у множества известных людей прошлых лет, включая Моцарта, Александра Македонского, Авраама Линкольна, Бернарда Шоу, Александра Пушкина, Достоевского, Ньютона, Томаса Эдисона, Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Список успешных людей можно продолжить и вплоть до сегодняшнего дня:, и , может быть, в 3А учится будущий Генри Форд, а в 5В - Уолт Дисней или Дэвид Нилман…


А сейчас давайте поделимся впечатлениями об этом семинаре.


УПРАЖНЕНИЕ «ФАСОЛИНКА»

У меня в руках вазочка с фасолью. Я пущу ее по кругу, пусть каждая из вас возьмет себе фасолинку, как символ того нужного и полезного, что вы получили сегодня на семинаре и скажет, что же это было, может быть, новые знания, или чувства, или что-то еще.



Спасибо, уважаемые коллеги. Наш семинар закончен. Давайте станем и поблагодарим друг друга за работу и сделаем это снова по-грузински «мадлопт».























Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия



Встают и произносят «мадлопт























Упражнение

«Фасолинка»
























Оценка собственной деятельности, анализ качественных состояний, полученных от успешной (неуспешной) деятельности.























Самооценка

деятельности

5 минут



Список использованных источников литературы

  1. Безруких М, Мачинская Р., Крупская Е., О. Семенова О. - Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. – МОДЭК, 2009г. – 248 с.

  2. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. - Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб.: Речь, 2007. - 186 с.

  3. Автор: Ломакина Г.Р. - Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой . - Центрполиграф, 2009г. - 192 с.


Приложение 1.

Определение степени развития гиперкинетического синдрома опросник М.М. Безруких

ИНСТРУКЦИЯ: Пожалуйста, оцените поведение учащегося по следующей шкале:

  • 0 - отсутствие выраженности

  • 1 -присутствие в незначительной степени

  • 2 - присутствие в умеренной степени

  • 3 – присутствие в выраженной степени


УТВЕРЖДЕНИЕ

ОЦЕНКА

  1. Вертляв, не может оставаться на одном месте, покидает своё место в ситуациях, требующих усидчивости.


  1. Не дифференцирует социальные ситуации, слабо восприимчив к запретам и ограничениям.


  1. Отвлекает, беспокоит других детей.


  1. Забывчивый, неорганизованный, теряет вещи, легко отвлекается внешними стимулами.


  1. Перебивает, вмешивается в занятия, игры других детей.


  1. Не заканчивает занятие, которую начинает.


  1. Поведение ребёнка требует повышенного внимания учителя.


  1. Допускает при письме описки, начинает слова с середины, переставляет буквы, много зачеркивает.


  1. Демонстративен в поведении, возбудим, чрезмерно эмоционален.


  1. Шумен, многословен, не слушает других


ИТОГ



Интерпретация:


Мальчики – набрано более 14 баллов

Рекомендовано обращение к

специалисту

Девочки – набрано более 12 баллов



Приложение 2

СИТУАЦИЯ 1


Костя учится в 5 классе и, вместо того, чтобы учиться, у него всегда находятся какие-то другие дела. То одно, то другое, то третье. Читать не любит, пишет плохо, буквы у него кривенькие и косенькие, так, что и не понять, что написано. Часто он не дописывает слова или начинет писать слово с середины. Тетрадки его мятые и неаккуратные, исчерканные и перепачканные. А то и вовсе не было тетрадок, он их дома забывал. Дела свои он так же начинает и забрасывает. Домашние задания он делает с пятого на десятое, как придется. Если мать уйдет на работу, он и не думал за уроки взяться, а тянул: когда уже придет время спать ложиться, тогда он только начинал что-нибудь делать. Конечно, у него все получалось на скорую руку, кое-как, он ничего не выучивал как следует, но все-таки умудрялся получать как-то пятерки, иногда даже семерки. Впрочем, это бывало редко. Внезапно Костя начал прогуливать уроки, обманывая маму и учителей. Несколько раз он пропустил, но потом всё открылось и мальчика наказали: ему запретили гулять и отобрали сотовый телефон. После этого Костя учится лучше не стал, зато очень изменился, стал угрюмым и агрессивным. В школе все удивлялись, ведь Костя был добрым и отзывчивым мальчиком, охотно выполнял все поручения, всегда приходил на школьные мероприятия, часто придумывал увлекательные игры, с ним дружили одноклассники, а учителя хорошо к нему относились. Только учёба у него прихрамывала на обе ноги. Никто и подумать не мог, что с ним такое произойдет.


Вопрос: что происходит и как помочь Косте? Какой прогноз в данной ситуации и почему?


Перед ответом оцените сложность ситуации по следующей шкале:

- простая .

- затруднительная

- сложная

- нерешаемая.

СИТУАЦИЯ 2


Ученик 3 класса, Митя, не умеет вести себя в школе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает учителей, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи с парты, а иногда нарочно сбрасывает их на пол. Успевает болтать чуть ли не со всеми детьми вокруг, кривляется, смешит и отвлекает весь класс. А когда ему делают замечания, он или притворяется, что не слышит, или обижается, грубит и кричит. Такие способы воздействия на него как: ставить в угол, замечания, вызов родителей и запрет играть на перемене на него не действуют. Он много раз давал обещания хорошо себя вести, но уже через 5 минут их не помнил. Мама и бабушка, которые воспитывают Митю, иногда вынуждены по несколько раз в неделю приходить и выслушивать жалобы на него. Но и они не в состоянии изменить что-либо. Митя с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома.

Вопрос: что происходит и какие меры следует принять. Каков прогноз в данной ситуации? Почему?


Перед ответом оцените сложность ситуации по следующей шкале:

- простая, .

- затруднительная

- сложная

- нерешаемая.


СИТУАЦИЯ 3


Даника считают ленивым и несуразным. Он учится в 8 классе, но совершенно несамостоятельный, безответственный, неорганизованный, и кажется, что он ни с чем не в состоянии справиться без посторонней помощи. Учится Даник плохо, новыми знаниями не интересуется, считает, что учеба – это напрасная трата времени, верит в удачу и свою звезду, приводит в пример то, что Билла Гейтса выгнали из колледжа а он все равно стал милиардером. При всем этом, он совершенно безрассудный и увлекающийся. Увлекся готским движением, проколол уши, брови, посещает сборища и тусовки готов. Он враждебен по отношению к одноклассникам, считая их непосвященными, неразвитыми и намекая на некие особые ритуалы посвящения, которые прошел он в кругу готов. В школе такое поведение Даника никого не удивляет, все давно махнули на него рукой, ведь он чуть ли не с первого класса не умел себя вести, пререкался с учителями, мог устроить истерику. Его мама уже просто перестала не только отвечать на звонки классного руководителя, но и приходить в школу на собрания.

Только одно Даник умеет и любит делать: он рисует граффити и танцует хип-хоп прямо на улице. Со дня на день в школе ждут, когда он что-нибудь сотворит и попадет на учет в ИДН. Но пока ему везет…

Вопрос: что происходит, можно ли что-то предпринять и какой прогноз в данной ситуации? Почему?


Перед ответом оцените сложность ситуации по следующей шкале:

- простая, .

- затруднительная

- сложная

- нерешаемая.




Приложение 3


Алгоритм

«Используем достоинства – устраняем недостатки»


ИСПОЛЬЗУЕМ ДОСТОИНСТВА

ПРИЕМ

УСТРАНЯЕМ НЕДОСТАТКИ

Сообразительность

Высокий уровень интеллекта

Любопытство

Совместными усилиями найти удобный способ выполнения неприятного задания

«А как еще можно было бы это сделать?»

Неорганизованность, отвлекаемость

Предложение индивидуальных творческих заданий на дом по теме урока

Низкая учебная мотивация

Низкая самооценка

Метод альтернативных выборов:

Спросить, что он предпочтет, собрать тетради или наточить карандаши и т.п.

Импульсивность,

невнимательность

Эмоциональность

Чувствительность

Метод «+/-/+»

Тревожность,

Подверженность стрессу



Алгоритм

«Вспомните - сделайте»

Он быстро устает

Соотнесите объем учебного материала с объемом внимания ребенка: уменьшите объем задания, дайте дополнительное время для завершения начатого задания, сделайте перерыв между заданиями, требующими активного внимания.

У него мерцающее внимание

Проверяйте его знания в начале урока

Эффективен до тех пор, пока не произошло перенасыщение информацией;

Создайте ему паузу, во время которой он сможет отдохнуть и переключиться.

Он постоянно в движении

Дайте ему поручение в классе, требующее двигательной активности (полить цветы, раздать тетради)

Он чрезмерно восприимчив и чувствителен

Похвалите его сразу, не откладывая

У него нарушена мелкая моторика. Мелкая и точная работа для него – тяжелый труд

Снизьте объем мелкой и точной работы, помогите ему найти способ выполнить задание так, чтобы оно получилось

Он не умеет управлять собой

Договоритесь с ним о секретном знаке или сделайте что-нибудь неожиданное, но интересное (заговорите стихами или наденьте на голову большой яркий бант)




Приложение 4

Фигурки для разделения участников на группы















16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!