Городской конкурс профессионального мастерства
«Столичный учитель – столичному образованию» 2016
в номинации «Педагог-психолог»
Методическая разработка
психопрофилактического занятия
«Неудобные дети »
Автор
Абрамович Инна Викторовна,
педагог-психолог
I квалификационной категории
Государственного
учреждения образования
«Средняя школа №66 г.Минска»
Минск
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Название (тема) занятия: Неудобные дети
Форма проведения занятия: семинар-практикум
Целевая аудитория: педагоги начальной и средней школы
Обоснование выбора темы:
Гиперкинетический синдром (гиперактивность) является одной из основных причин нарушений социальной адаптации (прежде всего, школьной дезадаптации), а также рассматривается как один из факторов риска формирования зависимого поведения, стрессовых состояний и девиантных проявлений. В настоящее время гиперкинетическим синдромом разных степеней проявления страдает каждый шестой ребенок и в классе из 25-30 человек может обучаться от 3 до 6 таких детей. Конкретно в нашей школе в начальных классах число таких учащихся составляет более 16%, а в средней школе – 12%.
Таким образом, это поведенческое расстройство, требующее специального подхода и обусловленное медико-биологическими, а также социально-педагогическими факторами, является хоть и недостаточно изученным, но распространенным. Однако, находясь в комфортных для него условиях, ребенок быстрее адаптируется к школьной жизни, и за период обучения в начальной школе (3—4 года) при соответствующем режиме обучения (без переутомления) работа мозга полностью нормализуется. Поэтому существует необходимость создания единого информационного пространства в учреждении образования, расширения компетенций педагогов в рамках данного феномена, формирование единства подходов, форм и методов работы с учащимися, демонстрирующими гиперкинетический синдром, не только в целях интеграции этих учащихся в социум, но и в качестве ранней профилактики тревожных состояний, зависимого и девиантного поведения подростков.
Условия и особенности проведения занятия: занятие проводится в учебной аудитории
Временные рамки мероприятия: 45 минут
Цель: - создание единого информационного пространства среди педагогов учреждения образования для формирования подходов, форм и методов работы с учащимися, проявляющими признаки гиперкинетического синдрома |
Задачи: Познакомить педагогов с понятиями «гиперактивность», «гиперкинетический синдром», с признаками его проявления; формами и методами работы с учащимися, проявляющими такие признаки. Способствовать формированию гибкой и результативной системы взаимодействия с гиперактивными учащимися. Способствовать организации учебного процесса с учетом психофизических особенностей учащихся. Способствовать повышению комфортности и качества обучения. |
Тип занятия: комбинированный | Форма занятия: семинар-практикум |
Формы контроля: выполнение заданиия «Рецепт успеха», обратная связь |
Наглядность и оборудование: видеоролик, презентация, заготовки ситуаций, алгоритмов работы, тестового материала, цветная бумага для распечатки фигурок, фасоль, вазочка, , ручки. |
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТНИКОВ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ | ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ | Представление и приветствие. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами продолжим наших тренингов, посвященных психологизации образовательного процесса.. Для того, чтобы создать нашему занятию доверительную атмосферу и начать наш семинар, давайте встанем и поздороваемся. На этот раз я предлагаю поздороваться по-грузински «ГамАрджоба» Спасибо, прошу всех присесть. Постановка цели и задач занятия. Мотивация к деятельности Итак, я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент. (демонстрируется видеофрагмент) А сейчас, после просмотра, как вы думаете, чему будет посвящена наша встреча? Сегодня мы с вами познакомимся с особенностями тех, кого часто называют «неудобные дети», «дети индиго», «вожди краснокожих» или же просто бандиты. Вспомним, почему они такие и разберемся, как с ними взаимодействовать. Итак, гиперактивные дети – признаки, проблемы… успех! I. Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: выявить текущий уровень знаний педагогов по теме занятия, акцентировать затруднения Коллеги,, скажите, что вы знаете о гиперактивности? Отличаются ли понятия гиперактивность и гиперкинетический синдром? | Встают и произносят «гамарджоба» Готовятся к работе и погружаются в рабочий процесс Просматривают видеофрагмент Высказывают мнения и предположения. Отвечают на вопросы педагога-психолога. Обосновывают ответы | Упражнение «Здороваемся на разных языках» Обсуждение | Формирование позитивной атмосферы и настроения, готовности работать, понимание необходимости изучения данной темы в контексте организации учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся. Осознание необходимости расширения психолого-педагогических компетенций | 5 минут 5 минут |
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧСТНИКОВ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ | ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
ОСНОВНОЙ | II. Проектирование и фиксация нового знания. Цель: формирование единого информационного пространства психологических знаний по теме гиперативности, дифференциация понятий «гиперактивность» и «гиперкинестетический синдром», функциональное наполнение новых понятий Мини-лекция Гиперактивностью называют состояние, при котором процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, а в случае, если подобное поведение является проблемой для окружающих, трактуется как поведенческое расстройство. Гиперактивность является минимальной дисфункцией головного мозга, формируется у детей по ряду причин, как медико-биологических, так и социально-поведенческих, от патологии беременности и родовой травмы до курения родителей или неблагоприятного климата в семье. Она связана с дефицитарностью внимания и управленческих функций и избыточностью кинетичности ребенка. Почему гиперактивность? Потому что гиперкинетический синдром (гиперактивность) является одной из основных причин нарушений социальной адаптации (прежде всего, школьной дезадаптации), а также рассматривается как один из факторов риска(возрастает в 9 раз) формирования зависимого поведения, стрессовых состояний и девиантных проявлений. В настоящее время гиперкинетическим синдромом разных степеней проявления страдает каждый шестой ребенок и в классе из 25-30 человек может обучаться от 3 до 6 таких детей. Конкретно в нашей школе в начальных классах число таких учащихся составляет более ХХ %, а в средней школе – ХХ %. Итак, гиперактивность имеет биологическую природу, является медицинским вопросом, представляет собой анормальное состояние и требует особого подхода со стороны педагога. | Обмениваются мнениями | Мини-лекция | Расширение базовых знаний по теме гиперактивности, усвоение новых понятий, Осознание необходимости уделять внимание данному вопросу. | 5 минут |
| | | |
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ | ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
СНОВНОЙ | III.УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ ОН» Цель: способствовать развитию умения сопоставлять информацию и выделять проявления гиперактивности Давайте, с учетом всего сказанного, попробуем набросать штрихи к портрету гиперактивного ребенка. А теперь подытожим сказанное: в нем много чересчур и слишком. Слишком невнимательный и импульсивный. Чересчур подвижный и эмоциональный. Движение – его жизнь. Когда вы останавливаете движения его тела, начинает двигаться лицо. Мелкая и точная работа не для него. Писать и рисовать и даже просто завязывать шнурки, у него получается немного хуже, чем плохо. Он всегда кажется себе меньше, чем он есть на самом деле, не умеет рассчитывать движения и расстояния, задевает столы и стулья, спотыкается, часто падает Не умеет терпеть и ждать, быстро устаёт. Добавлю немного цифр: по данным академика Заваденко, у гиперактивных детей в 66% случае наблюдается дислексия и дисграфия, а в 61% случаев – дискалькулия. | Составляют коллективный психологический портрет гиперактивного ребенка | Упражнение «Какой он» | Формирование умения выделять признаки гиперактивности у учащихся | 5 минут |
Итак, мы пришли к тому, что гиперактивность – это дисфункция, дисбаланс, состояние, которое нельзя изменить, но с которым можно и нужно работать. С чего же начать? А начинать нужно с выявления таких детей. Для этого д-р биол. наук, проф., акад. РАО, директор Учреждения Российской академии образования «Институт возрастной физиологии» Безруких Марьяна Михайловна разработала опросник определения развития гиперкинетического синдрома, который вы найдете в раздаточном материале (Приложение 1). Если по данной диагностике мальчик наберет более 14, а девочка более 11 баллов и этот результат останется неизменным в течение 6-8 месяцев, то родителям такого ребенка рекомендовано обращение к врачу, а нам с вами – поиски того самого особого подхода, который поможет такому ребенку чувствовать себя в школе комфортно, полностью реализовать свой немалый потенциал и радовать родителей и нас с вами, уважаемые коллеги, так как привычные и знакомые способы и методы здесь не сработают и не повлияют на биологические факторы. | Ознакамливаются с методикой диагностики | Мини-лекция | Снабжение диагностическим инструментарием | 2 минуты |
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТНИКОВ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ | ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
СНОВНОЙ | IV. УПРАЖНЕНИЕ «ФОРМИРУЕМ ПОДХОД» Цель: содействовать развитию умения подобрать и реализовать индивидуальный, своевременный и результативный подход ко взаимодействияю с гиперактивным учащимся. Уважаемые коллеги, я предлагаю вам разбиться на группы. При входе каждый из вас взял фигурку определенной формы. Пожалуйста, составьте группы так, чтобы в каждой из них были представлены все формы фигурок. А теперь я предлагаю каждой из групп некую ситуацию, связанную с поведением гиперактивного ребенка и прошу оценить её по приведенной шкале сложности, предложить способ её решения и дать наиболее вероятный с вашей точки зрения прогноз (Приложение 2) | Работают в группах, анализируя ситуации и вырабатывая способы решения Обсуждают и обмениваются мнениями | Упражнение «Формируем подход» | Формирование умения подбирать и реализовывать индивидуальный, своевременный и результативный подход к работе с гиперактивными учащимися. | 10 минут |
А сейчас я предлагаю вам некоторые психологические методы работы с гиперактивными детьми. Можно использовать алгоритм «Используем достоинства, чтобы устранить недостатки», а можно «Вспомните - сделайте» (приводятся примеры алгоритмов, приложение 3) IV. УПРАЖНЕНИЕ «РЕЦЕПТ УСПЕХА» Цель: способствовать применению сформированного подхода Уважаемые коллеги, обратите внимание, что ваши фигурки разных цветов. Я прошу вас перегруппироваться так, чтобы в каждой группе были фигурки одного цвета. Вашим новым заданием будет, опираясь на психологический портрет гиперактивного ребенка, проанализировав ответы и прогнозы групп и учтя все ошибки, предложить сценарий беседы классного руководителя с родителями ученика из предложенной ситуации, дать им рекомендации, оказать педагогическую помощь и поддержку в многотрудном деле воспитания гиперактивных детей. Напоминаю вам про технику «Я-высказываний» и «+/-/+», которые мы осваивали на предыдущих занятиях. | Разрабатывают и представляют сценарий | Упражнение «Рецепт успеха» | | 10 минут |
ЭТАП | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧСТНИКОВ | ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ | ФОРМИРУЕМЫЕ ЗУН | ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ | РЕФЛЕКСИЯ (ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ). Цель: получить обратную связь, оценить эффективность и результативность проведенного занятия. Наш семинар подходит к концу. Прежде, чем мы расстанемся до следующего раза, я хочу вам напомнить, что гиперактивность вовсе не приговор. Эти дети имеют природную редкую способность выражать свои чувства и контролировать себя посредством движения. Зачастую они становятся одаренными актерами, танцорами или спортсменами. Считается, что гиперактивность наблюдалась у множества известных людей прошлых лет, включая Моцарта, Александра Македонского, Авраама Линкольна, Бернарда Шоу, Александра Пушкина, Достоевского, Ньютона, Томаса Эдисона, Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Список успешных людей можно продолжить и вплоть до сегодняшнего дня:, и , может быть, в 3А учится будущий Генри Форд, а в 5В - Уолт Дисней или Дэвид Нилман… А сейчас давайте поделимся впечатлениями об этом семинаре. УПРАЖНЕНИЕ «ФАСОЛИНКА» У меня в руках вазочка с фасолью. Я пущу ее по кругу, пусть каждая из вас возьмет себе фасолинку, как символ того нужного и полезного, что вы получили сегодня на семинаре и скажет, что же это было, может быть, новые знания, или чувства, или что-то еще. Спасибо, уважаемые коллеги. Наш семинар закончен. Давайте станем и поблагодарим друг друга за работу и сделаем это снова по-грузински «мадлопт». | Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Встают и произносят «мадлопт | Упражнение «Фасолинка» | Оценка собственной деятельности, анализ качественных состояний, полученных от успешной (неуспешной) деятельности. | Самооценка деятельности | 5 минут |
Список использованных источников литературы
Безруких М, Мачинская Р., Крупская Е., О. Семенова О. - Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. – МОДЭК, 2009г. – 248 с.
Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. - Гиперактивные дети: психолого-педагогическая Помощь. Монография. — СПб.: Речь, 2007. - 186 с.
Автор: Ломакина Г.Р. - Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой . - Центрполиграф, 2009г. - 192 с.
Приложение 1.
Определение степени развития гиперкинетического синдрома опросник М.М. Безруких
ИНСТРУКЦИЯ: Пожалуйста, оцените поведение учащегося по следующей шкале:
0 - отсутствие выраженности
1 -присутствие в незначительной степени
2 - присутствие в умеренной степени
3 – присутствие в выраженной степени
УТВЕРЖДЕНИЕ | ОЦЕНКА |
Вертляв, не может оставаться на одном месте, покидает своё место в ситуациях, требующих усидчивости. | |
Не дифференцирует социальные ситуации, слабо восприимчив к запретам и ограничениям. | |
Отвлекает, беспокоит других детей. | |
Забывчивый, неорганизованный, теряет вещи, легко отвлекается внешними стимулами. | |
Перебивает, вмешивается в занятия, игры других детей. | |
Не заканчивает занятие, которую начинает. | |
Поведение ребёнка требует повышенного внимания учителя. | |
Допускает при письме описки, начинает слова с середины, переставляет буквы, много зачеркивает. | |
Демонстративен в поведении, возбудим, чрезмерно эмоционален. | |
Шумен, многословен, не слушает других | |
ИТОГ | |
Интерпретация:
Мальчики – набрано более 14 баллов
Рекомендовано обращение к
специалисту
Девочки – набрано более 12 баллов
Приложение 2
СИТУАЦИЯ 1
Костя учится в 5 классе и, вместо того, чтобы учиться, у него всегда находятся какие-то другие дела. То одно, то другое, то третье. Читать не любит, пишет плохо, буквы у него кривенькие и косенькие, так, что и не понять, что написано. Часто он не дописывает слова или начинет писать слово с середины. Тетрадки его мятые и неаккуратные, исчерканные и перепачканные. А то и вовсе не было тетрадок, он их дома забывал. Дела свои он так же начинает и забрасывает. Домашние задания он делает с пятого на десятое, как придется. Если мать уйдет на работу, он и не думал за уроки взяться, а тянул: когда уже придет время спать ложиться, тогда он только начинал что-нибудь делать. Конечно, у него все получалось на скорую руку, кое-как, он ничего не выучивал как следует, но все-таки умудрялся получать как-то пятерки, иногда даже семерки. Впрочем, это бывало редко. Внезапно Костя начал прогуливать уроки, обманывая маму и учителей. Несколько раз он пропустил, но потом всё открылось и мальчика наказали: ему запретили гулять и отобрали сотовый телефон. После этого Костя учится лучше не стал, зато очень изменился, стал угрюмым и агрессивным. В школе все удивлялись, ведь Костя был добрым и отзывчивым мальчиком, охотно выполнял все поручения, всегда приходил на школьные мероприятия, часто придумывал увлекательные игры, с ним дружили одноклассники, а учителя хорошо к нему относились. Только учёба у него прихрамывала на обе ноги. Никто и подумать не мог, что с ним такое произойдет.
Вопрос: что происходит и как помочь Косте? Какой прогноз в данной ситуации и почему?
Перед ответом оцените сложность ситуации по следующей шкале:
- простая .
- затруднительная
- сложная
- нерешаемая.
СИТУАЦИЯ 2
Ученик 3 класса, Митя, не умеет вести себя в школе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает учителей, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи с парты, а иногда нарочно сбрасывает их на пол. Успевает болтать чуть ли не со всеми детьми вокруг, кривляется, смешит и отвлекает весь класс. А когда ему делают замечания, он или притворяется, что не слышит, или обижается, грубит и кричит. Такие способы воздействия на него как: ставить в угол, замечания, вызов родителей и запрет играть на перемене на него не действуют. Он много раз давал обещания хорошо себя вести, но уже через 5 минут их не помнил. Мама и бабушка, которые воспитывают Митю, иногда вынуждены по несколько раз в неделю приходить и выслушивать жалобы на него. Но и они не в состоянии изменить что-либо. Митя с каждым днем дерзит все больше, а однажды даже пытался уйти из дома.
Вопрос: что происходит и какие меры следует принять. Каков прогноз в данной ситуации? Почему?
Перед ответом оцените сложность ситуации по следующей шкале:
- простая, .
- затруднительная
- сложная
- нерешаемая.
СИТУАЦИЯ 3
Даника считают ленивым и несуразным. Он учится в 8 классе, но совершенно несамостоятельный, безответственный, неорганизованный, и кажется, что он ни с чем не в состоянии справиться без посторонней помощи. Учится Даник плохо, новыми знаниями не интересуется, считает, что учеба – это напрасная трата времени, верит в удачу и свою звезду, приводит в пример то, что Билла Гейтса выгнали из колледжа а он все равно стал милиардером. При всем этом, он совершенно безрассудный и увлекающийся. Увлекся готским движением, проколол уши, брови, посещает сборища и тусовки готов. Он враждебен по отношению к одноклассникам, считая их непосвященными, неразвитыми и намекая на некие особые ритуалы посвящения, которые прошел он в кругу готов. В школе такое поведение Даника никого не удивляет, все давно махнули на него рукой, ведь он чуть ли не с первого класса не умел себя вести, пререкался с учителями, мог устроить истерику. Его мама уже просто перестала не только отвечать на звонки классного руководителя, но и приходить в школу на собрания.
Только одно Даник умеет и любит делать: он рисует граффити и танцует хип-хоп прямо на улице. Со дня на день в школе ждут, когда он что-нибудь сотворит и попадет на учет в ИДН. Но пока ему везет…
Вопрос: что происходит, можно ли что-то предпринять и какой прогноз в данной ситуации? Почему?
Перед ответом оцените сложность ситуации по следующей шкале:
- простая, .
- затруднительная
- сложная
- нерешаемая.
Приложение 3
Алгоритм
«Используем достоинства – устраняем недостатки»
ИСПОЛЬЗУЕМ ДОСТОИНСТВА | ПРИЕМ | УСТРАНЯЕМ НЕДОСТАТКИ |
Сообразительность Высокий уровень интеллекта Любопытство | Совместными усилиями найти удобный способ выполнения неприятного задания «А как еще можно было бы это сделать?» | Неорганизованность, отвлекаемость |
Предложение индивидуальных творческих заданий на дом по теме урока | Низкая учебная мотивация Низкая самооценка |
Метод альтернативных выборов: Спросить, что он предпочтет, собрать тетради или наточить карандаши и т.п. | Импульсивность, невнимательность |
Эмоциональность Чувствительность | Метод «+/-/+» | Тревожность, Подверженность стрессу |
Алгоритм
«Вспомните - сделайте»
Он быстро устает | Соотнесите объем учебного материала с объемом внимания ребенка: уменьшите объем задания, дайте дополнительное время для завершения начатого задания, сделайте перерыв между заданиями, требующими активного внимания. |
У него мерцающее внимание | Проверяйте его знания в начале урока |
Эффективен до тех пор, пока не произошло перенасыщение информацией; | Создайте ему паузу, во время которой он сможет отдохнуть и переключиться. |
Он постоянно в движении | Дайте ему поручение в классе, требующее двигательной активности (полить цветы, раздать тетради) |
Он чрезмерно восприимчив и чувствителен | Похвалите его сразу, не откладывая |
У него нарушена мелкая моторика. Мелкая и точная работа для него – тяжелый труд | Снизьте объем мелкой и точной работы, помогите ему найти способ выполнить задание так, чтобы оно получилось |
Он не умеет управлять собой | Договоритесь с ним о секретном знаке или сделайте что-нибудь неожиданное, но интересное (заговорите стихами или наденьте на голову большой яркий бант) |
Приложение 4
Фигурки для разделения участников на группы
16