МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВААТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 11»
РАССМОТРЕНО на заседании МО ______________ Руководитель МО _________ _ / / Протокол от « » августа 2020г. № | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ____/_________ | РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол от «30» августа 2020 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СШ № 11» ________ О.А. Пиманова Приказ от ___№ ____ |
Рабочая программа
«Шаг за шагом»
для 1,2 классов
Автор: Лисовская Анна Алексеевна, педагог-психолог
Пояснительная записка.
«Шаг за шагом» профилактическая программа для начальной школы.
Программа направлена на профилактику и развитие психических функций учащихся, и личностное развитие возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытие у учащихся потенциальных творческих возможностей.
Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе» автор Нижегородцева Н.В. и Шадрикова В.Д. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.
В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Актуальность программы
Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.
Именно поэтому во внеурочной деятельности последовательно и планомерно сформируется у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.
Участники программы: дети младшего школьного возраста (1 -2 класс).
Количество обучающихся в группе 14 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю.
Цель: Способствовать полноценному психическому и личностному развитию школьника.
Задачи:
1.Выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;
2. Развивать у нерешительных обучающихся способность овладевать
состоянием решительности и уверенности;
3. Научить учащихся сочувствовать другим, сверстникам, взрослым и живому миру;
4. Снижать уровень агрессивности и эмоциональную напряженность обучающихся с помощью игротерапии;
5. Создавать ситуацию успеха;
6.Формировать учебные мотивы обучающихся;
7. Проводить диагностику способностей обучающихся;
8. Анализировать трудности в обучении и воспитании обучающихся.
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Л. А. Лусканова, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.
Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.
Учебно-тематический план 1 класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
| Здраствуйте дети! | 1 |
| Давайте мыслить творчески | 2 |
| Где я? | 1 |
| Рисуем, память тренируем | 1 |
| Угадай- ка! | 1 |
| Хоровод бабочек | 1 |
| Цыфры стали в ряд | 1 |
| Дорисуй | 1 |
| Фантазеры | 2 |
| Полет на ракете | 1 |
| Графический диктант | 2 |
| Коврик для котенка | 1 |
| Какие разные предметы | 1 |
| Любимые игрушки | 1 |
| Кондитерская фабрика | 1 |
| Выбери слова | 2 |
| Запомни | 2 |
| Фантастические фигуры | 2 |
| Фабрика игрушек | 1 |
| Найди пару | 1 |
| Укрась слово | 2 |
| Слушай внимательно | 2 |
| Пропали слова | 2 |
| Дружба букв | 1 |
итого | 34 |
Учебно-тематический план 2 класса
| Тема уроков: | Кол-во часов: |
| Диагностика. | 1 |
| Уровень тревожности. | 1 |
| Игра-путешествие «Моя планета» | 1 |
| Игротека | 1 |
| Психологические процессы. | 1 |
| Игровые загадки. | 1 |
| Психомоторные процессы. | 1 |
| Фигурные загадки. | 1 |
| Развитие мелкой моторики. | 1 |
| Пространственный диктант; | 1 |
| Коррекционно-развивающие упражнения. | 1 |
| Графически - пространственные упражнения; | 1 |
| Коррекционная карусель | 1 |
| Расскажи стихи руками. | 1 |
| Цветовая угадайка | 1 |
| Конструирование букв и элементов. | 1 |
| Игротерапия: «Зажги звезду» | 1 |
| Развитие внимания. | 1 |
| Закончи предложения. | 1 |
| Игра: «Живые буквы»; | 1 |
| Галерея портретов | 1 |
| Где спрятался звук. | 1 |
| Зашифрованные слова. | 1 |
| Схема слов. | 1 |
| Поиграем- помечтаем. | 1 |
| Измени слова. | 1 |
| Буквенная эстафета. | 1 |
| Дорисуй картинку. | 1 |
| Составь словечко. | 1 |
| Пословицы по буквам. | 1 |
| Незаконченные предложения. | 1 |
| Соедини половинки слов. | 1 |
| Расшифруй пословицу | 1 |
| Аналогии | 1 |
| ИТОГО | 34 |