Школа кота Леопольда- мероприятия с волонтерами

Школа кота Леопольда- занятие-знакомство отрядов детского сада "Теплые ладошки" и "СОБР" добровольцев  при МУ "Молодежный центр" победитель регионального конкурса "Спешите делать добро"

Просмотр содержимого документа
«Школа кота Леопольда- мероприятия с волонтерами»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Теремок»





Областной конкурс методических материалов

организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательных организациях Ярославской области

«Спешите делать добро»





Номинация:

«Конспект занятия по подготовке волонтеров

в образовательных организациях Ярославской области»



«Школа кота Леопольда»







авторский коллектив:


Головина Ольга Валентиновна,

учитель-логопед


Киселева Анна Александровна,

инструктор по физической культуре




Гаврилов Ям 2020

Пояснительная записка


Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше  педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми,  способными прийти на помощь слабым и оступившимся.

Особый интерес у педагогов детского сада вызвала идея наставничества. В методическом пособии «Основы социального наставничества» под общей редакцией Коневой Е.В «наставничество» рассматривается как вид волонтерской деятельности социально активных людей; метод психолого-педагогического и социального сопровождения людей, способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека. Наставничество – сложный процесс, оно может рассматриваться как способ:

  • строить социальные отношения;

  • получать новые навыки;

  • найти поддержку и друзей;

  • почувствовать себя способным что-то совершить. [4, с 7]

Дошкольный возраст характеризуется, как сенситивный период для формирования личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества: ответственность, милосердие, самостоятельность, умение общаться с разными социальными группами людей и др. Это и составило мотивационную сторону волонтерской деятельности дошкольников. В процессе волонтерской деятельности создаются условия для удовлетворения у детей таких потребностей как потребность в любви, дружбе, общении, потребность в признании, потребность в самовыражении.

За основу организации волонтерского движения в детском саду мы взяли технологию «Дети волонтеры», разработанную Натальей Петровной Гришаевой.

Целью технологии «Дети-волонтёры»: является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. [2, с 63]

Учитывая возраст и психологические особенности воспитанников, мы выделили следующие приоритетные направления волонтёрской деятельности в детском саду:

1.Оказание помощи младшим дошкольникам

2.Взаимодействие с людьми преклонного возраста

3. Проведение различных акций.

Важным моментом в организации волонтерского движения является обучение волонтеров. Был составлен план мероприятий «Школа кота Леопольда», направленных на формирование у дошкольников навыков и умений, необходимых для организации взаимодействия с младшими дошкольниками, с людьми преклонного возраста, со сверстниками, педагогами (приложение 1)

Совместно с педагогами волонтеры утвердили правила команды при взаимодействии с младшими дошкольниками:

-Приходя в группу, поздоровайся со взрослыми и малышами.

-Доведи дело до конца.

-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

При взаимодействии с пожилыми людьми:

- Будь вежлив.

- Говори громко и четко.

- При общении смотри в глаза собеседнику.

С целью более успешного обучения дошкольников умениям и навыкам, необходимым волонтерам пригласили к сотрудничеству отряд добровольцев «СОБР» при МУ «Молодежный центр», руководителем которого является координатор волонтерского движения Гаврилов-Ямского муниципального района Новожилова А.Е. Они рассказали воспитанникам детского сада, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими качествами должен обладать волонтер. В свою очередь, дошкольники пригласили своих новых друзей на встречу «Давайте, познакомимся»

Цель мероприятия: создание условий для обогащения опыта сотрудничества дошкольников со сверстниками и взрослыми

Задачи:

  • развивать коммуникативные навыки детей

  • совершенствовать умения согласовывать свои действия с действиями остальных, договариваться

  • учить детей доброжелательно относится друг к другу

  • развивать эмоциональную отзывчивость, чувство уверенности, чувство коллективизма

  • развивать начала социальной активности

Условия эффективности проведения:

  • дошкольники знакомы с деятельностью волонтеров;

  • дети знают основные правила взаимодействия и сотрудничества со сверстниками;

  • наличие просторного помещения.

Формы и методы реализации: игровая деятельность, тренинговые задания

Участники: дошкольники-волонтеры, участники волонтерской организации «СОБР», педагоги.



Сценарий мероприятия из цикла «Школа кота Леопольда»

«Давайте познакомимся»


Оборудование: магнитофон, презентация,


Ход мероприятия:

1. Звучит песенка кота Леопольда «Если добрый ты…»

2. Ритуал приветствия: Участники встают в круг. «Доброе утро, солнце! Мы тебе рады, вот мы проснулись вместе собрались, и Вика здесь, и Настя здесь, и Семен здесь, и Максим здесь… »

3. Ведущий: Сегодня на нашем мероприятии собрались два отряда: «Теплые ладошки» - Детского сада №1 «Теремок» и отряд «СОБР» - из Молодежного центра. Давайте познакомимся.

Представление отрядов.

«СОБР» - презентация.

Отряд «Теплые ладошки»:

Мы живем под девизом:

Будь веселым всегда,

Не грусти никогда!

Будет трудно - крепись,

Будет ветер - не гнись!

Будет больно - не плачь,

Глаз в ладони не прячь!

Если, гроза - иди!

Если, слеза - сотри!

Если страшно- держись!

Помни : жизнь - это жизнь»

4 . Ведущий: как сказал один французский философ: Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство. Давайте узнаем, как кого зовут.

Игра «Снежный ком» Цель: Знакомство участников, создание доверительной атмосферы.

Краткое описание: Участники садятся в круг. Ведущий называет свое имя и кидает мяч кому-нибудь из участников. Тот повторяет имя ведущего и свое, и кидает мяч дальше. Каждый участник, получивший мяч, должен назвать все имена по порядку, в котором они произносились до него, и свое собственное. Мяч должен побывать в руках у всех участников.


5. Ведущий: Вот мы и познакомились. Наступила пора поприветствовать друг друга. Давайте встанем в два круга.

Игра «Здравствуй» Цель: создание условий для тактильного общения участников группы.

Краткое описание: Ведущий делит группу пополам. Участники образуют два круга - внутренний и внешний. Оба круга двигаются в противоположном направлении. Задача каждого участника поздороваться со всеми, находящимися в кругу напротив (сначала участники только называют имя друг друга, потом они должны поздороваться друг с другом другими способами: потереться друг с другом ушами (носами, подбородком, локтями и т.д.).

6. Ведущий: Чтобы лучше запомнить наши имена предлагаю еще одну игру.

Игра «Привидение» Цель: психоэмоциональное и двигательное раскрепощение

Краткое описание: Участники становятся в круг, оставляя одно пустое место для человека. Игрок, справа от которого образовалось пустое место, делает махательное движение правой рукой по этому месту и называет имя кого-либо из играющих. Тот, чье имя назвали, перебегает на пустое место. И так далее.

7. Ведущий: Нам очень бы хотелось поближе узнать друг друга. В этом нам поможет игра «Интервью».

И гра «Интервью». Цель: познакомиться друг с другом и научиться слушать других людей.

Краткое описание: Участники разбиваются на пары: дошкольник и волонтер. Каждый должен рассказать своему соседу о себе. Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. Через две минуты партнеры меняются ролями. Ведущий контролирует время. После того как каждый из партнеров расскажет о себе, группа собирается вместе. Участники коротко представляют своего напарника.

7. Ведущий: Чтобы свернуть горы, необходимы вовсе не горы, а хорошее настроение, жизненная энергия и …стимул. А какое настроение у вас? Сейчас мы и узнаем, поиграв в игру «Зеркало»

Игра «Зеркало». Цель: Развитие умения различать эмоциональное состояние окружающих.

Ход: Играющим предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек». После игры обсуждается, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.

8. Ведущий:

Доброта - она не увядает и не ждёт взаимности в ответ,

Никогда не жжёт, а согревает, оставляя в душах яркий свет.

Доброта не судит, не калечит - от неё не стоит ждать вреда.

Лишь она от злобы мир излечит, не завысив цену никогда...

Доброту можно творить руками, а главное они есть у каждого. Почувствуйте теплоту ваших ладошек и сохраните это тепло для будущих наших встреч.

Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Х од: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Даются задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.

9. Ведущий: Хорошо мы поиграли и нисколько не устали. И помните всегда:

Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе, не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает ему большую радость.


 Литература:

1. Вараева Н.В. Программа подготовки волонтеров к работе с детьми-сиротами и семьями в трудной жизненной ситуации «Планета друзей» [Электронный ресурс]. – М. : ФЛИНТА, 2013.-46 с.

2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. - М.: Вентана – Граф, 2016, -184

3. Методическое пособие «Основы социального наставничества» / под общей редакцией Коневой Е.В – д.пс.н., доцента кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова – Ярославль, 2014 г. – 86 с.

4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.

5. Социальное волонтерство. Теория и практика. – Москва: Омега-Л, 2016. – 128 с.

6. Социальное волонтерство под ключ. Меняем мир вместе. – Москва: Омега-Л, 2018.420 с

7. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60

  1. Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.

Наш отряд волонтеров «Теплые ладошки» существует более трех лет. В течение этого времени нами проведены акций: «Добрые дела», «Ни кто не забыт, ни что не забыто», «Чистота-залог здоровья», «Украсим Землю цветами», «Добрые крышечки», «Умеешь сам- научи другого», «Мы природу сбережем - весь мы мусор уберем», «"Помоги пойти учиться", «Зимние заботы», «Подари улыбку другу» (ежегодная )

Досуговые мероприятия: «Зарница», «Правила дорожные –детям знать положено», «Вместе весело играть», совместные прогулки прогулки-походы с малышами под девизом «Правила дорожного движения мы знаем - всех, кто младше –опекаем», «Теплые ладошки в гостях у ветеранов»

В рамках мероприятий по здоровьесбережению волонтеры отряда «Теплые ладошки» проводят утреннюю, пальчиковую и артикуляционную гимнастики.


























7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей