СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сибирь - освоение и население

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока -9 класс Сибирь -освоение и население.

Просмотр содержимого документа
«ОСВОЕНИЕ СИБИРИ»

Тема урока: «Сибирь: освоение территории и население.»

Цели урока:

  • раскрыть значение личности в освоении Сибири

  • рассмотреть состав региона;

  • определить особенности географического положения;

  • познакомить с освоением Сибири и Дальнего Востока

  • развивать познавательный интерес учащихся;

  • воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование:

  • интерактивная карта "Физическая карта России";

  • карты атласа 9 класса, 8 класса;

  • политико-административная карта Российской Федерации;

  • тетради учащихся;

  • учебники,

  • проектор;

  • экран.

  • презентация

Ход урока

Активизация урока Подготовка детей к уроку:Атлас стр46-49 Учебник стр169- 172 .

Карта в учебнике стр 166 -167.

Дети делятся на три группы.- по рядам

Сообщение темы домашнее задание;-41- Сообщение.

Каждый ряд по три столбика стихотворения

Вокруг, куда не бросишь взгляд,
Здесь годы, судьбы, расстоянья,
Незримо сквозь века летят. 

Среди вселенского полета,
Мы видим беглый русский люд,
Бояр,он не приемля гнета,
Нашел в Сибири свой приют. 

Истории мгновенья тают,
Одно сменяясь за другим,
В Сибири ночи дни сменяют,
И каждый миг тайгой храним. 

Запомнила тайга Сибири
Как бил Кучума здесь Ермак,
И как в суровом этом мире
Шукшин нес на плечах рюкзак, 

Как на медведя в одиночку,
С рогатиной наперевес, 
Охотник шел и ставил точку, 
Сибирский помнит это лес. 

Он помнит русских староверов,
Тех, кто молитву сотворя,
Ради своей суровой веры,
В Сибирь бежали от царя. 

Сибирь, земля моя без края,
Суровой блещет красотой,
Руси любимой дочь родная,
С широкой русскою душой. 

Здесь снежное тайги раздолье,
Здесь кедр с сосною говорит,
Здесь, среди этого приволья,
Остановившись время спит. 

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА – ЗАЧЕМ НУЖНЫ ЭТИ СТРОКИ

Ставлю проблему ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ И ЗАСЕЛЕНИЯ В ЭТОМ СУРОВОМ КРАЮ.

Даётся каждому карточка.- для оценки

- О чем пойдет речь на уроке? (о Сибири)

- Тема сегодняшнего урока «Освоение Сибири»

- Давайте сформулируем цели сегодняшнего урока.

- С чего начнем изучение Сибири? (с географического положения)

- Первая наша цель – рассмотреть географическое положение.-ПЕРВЫЙ РЯД.

- Что еще необходимо знать о данном районе? (климат)

- Вторая цель урока – рассмотреть особенности климата. Второй ряд

- Без чего еще нельзя рассматривать экономику района? (без истории освоения)

- Следующая наша цель рассмотреть особенности освоения территории Третий ряд стр 169.



Работа по теме урока.

Географическое положение

Первая группа учащихся рассматривает географическое положение Сибири.

Вторая группа учащихся рассматривает климат Сибири.

Третья группа учащихся рассматривает историю освоения Сибири.

(Страница атласа 8-го класса 14 -15 – физическая карта России)

- Рассмотрите карту России и дайте характеристику географического положения Сибири.

(дополнительный раздаточный материал у детей на партах)

Сибирь - регион в северной части Азии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока и севера - океанами (Тихим и Северным Ледовитым соответственно). Подразделяется на Западную Сибирь, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Иногда также выделяют Южную Сибирь.

Крупнейшие реки Сибири - Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур. Крупнейшие озёра - Байкал и Убсу-Нур.

Крупнейшие города: Новосибирск, Омск, Красноярск, Барнаул, Новокузнецк, Владивосток, Хабаровск, Иркутск, Томск.

В мае 2000 года создан Сибирский федеральный округ. В Сибирский федеральный округ входит 14 субъектов РФ (с 1 января 2007 года Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ входят в состав объединенного Красноярского края). Сибирь включает в себя несколько областей и округов: Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Омская область, Новосибирская область, Томская область, Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Красноярский край (приенисейская Сибирь), Эвенкийский автономный округ(приенисейская Сибирь), Таймырский автономный округ (приенисейская Сибирь), Республика Хакасия (приенисейская Сибирь), Республика Тува (приенисейская Сибирь), Иркутская область, Усть-Ордынский автономный округ, Республика Бурятия, Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ.

Территория СФО составляет 30% территории России, население - 20,06 млн. человек. На территории Сибири сосредоточены: 85% общероссийских запасов свинца и платины, 80% угля и молибдена, 71% никеля, 69% меди, 44% серебра, 40% золота. Валовый региональный продукт составляет 11,4% ВВП России. Доля округа в общем объеме промышленного производства РФ в 2001 году составила 12,4%. Доля СФО в общей протяженности железных дорог России - 17,5%.

Общая площадь - 5114,8 тыс. км2 (30% территории России).

Протяженность территории:

  • с севера на юг - 3566 км;

  • с запада на восток - 3420 км.

Сибирский Федеральный Округ граничит: на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, входящим в состав Тюменской области; на западе - с Тюменской областью, Ямало-Ненецким автономным округом, Ханты-мансийским автономным округом; на востоке - с Республикой Саха (Якутия), Амурской областью; на юге - с Республикой Казахстан, Республикой Монголия, Китайской Народной Республикой - 1255,5 км.

Протяженность государственной границы - 7269,6 км, в том числе: с Республикой Казахстан - 2697,9 км; с Республикой Монголия - 3316,2 км;

Население - 20 062,9 тыс. чел. Плотность населения - 3,9 чел. на 1 км2. Доля городского населения - 71,1%, сельского - 28,9%.

Национальный состав: русские - 87,38%; буряты - 2,13%; украинцы - 1,86%; немцы - 1,54%; татары - 1,26%; тувинцы - 1,20%; казахи - 0,62%; белорусы - 0,41%; хакасы - 0,36%; алтайцы - 0,33%; чуваши - 0,31%; азербайджанцы - 0,30%; армяне - 0,30%.

- Какие особенности имеет изучаемый регион вследствие своего положения?

  • (рельеф большей части региона однообразный слабо пересеченный с малыми высотами

  • заболоченность

  • заозеренность

  • залесенность

  • ярко-выраженная широтная зональность)









Климат Сибири климатическая карта стр.17.

- Дайте характеристику климата Сибири, используя климатическую карту атласа, материалы учебника и информацию раздаточных материалов.

Всем известно, что практически на всей территории Сибири континентальный и резкоконтинентальный климат. Исключение составляют территории, расположенные на побережье Тихого океана. В течение большей части года практически во всех районах Сибири имеется существенный недостаток тепла для комфортного проживания людей и выращивания сельскохозяйственных культур. Поэтому население Сибири сосредоточено преимущественно в южной ее части.

Ярко выраженный континентальный климат Сибири характеризуется суровой продолжительной зимой, коротким, жарким, часто засушливым, летом. Температура зимой на поверхности земли (снега) опускается до - 49 - - 59 оС, а летом на почве, не покрытой растительностью, достигает + 45 - + 50 оС. Экстремальные и близкие к ним значения максимальной и минимальной температур отмечались несколько раз за столетний период наблюдений.

Часто встречающиеся максимальные температуры длятся от нескольких дней до двух-трех недель и обеспечивают перепад от 80 до 90 оС между летом и зимой.

- Какие выводы можно сделать из рассмотренных нами материалов о Сибири? – Что же это за территория? (территория с суровым климатом, богатая природными ресурсами)

ФИЗМИНУТКА

- Что вы еще знаете о Сибири, о ее освоении Население – карта стр 13?

- Известны ли вам имена первооткрывателей этого сурового и богатого края?

- Предлагаю вам более подробно познакомиться с такими первооткрывателями как Ермак, Петр Бекетов и Семен Дежнев. –Смотрим презентацию

- Каждая группа, подготовить сообщение по освоению Сибири, рассказывает о том путешественнике, которого выбрал, и после отвечает на вопросы:

- Что двигало людьми в процессе освоения территории?

- Чтопо-вашему могло объединять этих людей?

- Кто из вас чувствует в себе силы для познавательной деятельности?

- В ком из вас есть жажда открытий?

- Кто готов служить Отечеству?

- Кому приходилось одерживать победу над собой, принимать непростые решения и брать ответственность на себя?

Первая группа рассказывает о Ермаке.

Вторая группа – о Петре Бекетове

Третья группа – о Семене Дежневе.

Ответ учащихся Население национальный состав.

ВЫВОД УЧИТЕЛЬ :

НАСЕЛЕНИЕ; Население - 20 062,9 тыс. чел. Плотность населения - 3,9 чел. на 1 км2. Доля городского населения - 71,1%, сельского - 28,9%.

Национальный состав: русские - 87,38%; буряты - 2,13%; украинцы - 1,86%; немцы - 1,54%; татары - 1,26%; тувинцы - 1,20%; казахи - 0,62%; белорусы - 0,41%; хакасы - 0,36%; алтайцы - 0,33%; чуваши - 0,31%; азербайджанцы - 0,30%; армяне - 0,30%.

РЕФЛЕКСИЯ

Итог урока.

- Что интересного и нового вы сегодня узнали на уроке?

- Понравился ли вам урок?

- Что больше всего заинтересовало?

Записываем домашнее задание


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!