СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар "Интенсификация современного урока"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар для учителей о формировании практических  навыков обучающихся, приёмов контроля и самоконтроля. Представлены различные упражнения для развития самоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Интенсификация современного урока. (3)»


Тема семинара: Интенсификация современного урока. Формирование практических навыков обучающихся, приемов контроля и самоконтроля.


Интенсификация урока дает ряд преимуществ

1.  Позволяет рационально организовывать урок с точки зрения гигиенических и психолого-педагогических критериев.

2.  Повышает мотивацию учения.

3.  Развивает навыки рациональной организации труда.

4.  Побуждает к использованию учителем разнообразных видов деятельности и их чередованию.


С.Л. Рубинштейн говорил: «Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося».

Учебная деятельность состоит:


1.Учебно-познавательный процесс.

2.Целеполагание.

3.Учебные действия.

4.Действие контроля.

5.Действие оценки.


Заключительным этапов учебного процесса является контроль ( проверка знаний) обучающихся. Контроль призван установить степень достижения целей обучения, проверить на каком уровне сформированы знания, умения и компетенции ученика. Существуют виды контроля: текущий, периодический и итоговый.

Фронтальный устный опрос

Можно модернизировать прием «Быстрая пчёлка». На вопросы нужно дать однозначный ответ, подняв карточку желтого, либо черного цвета, если не знаешь ответ.



Опрос у доски

Опрос по цепочке

«Тихий» опрос (тихо отвечает, а у других обучающихся другое задание)

Приемы письменного опроса

Исторический диктант (вопросы на повторение. Задание требует высокго темпа)

Контрольная работа

Нонтрольный тест

Часто сегодня в школах мы наблюдаем нарушение дисциплины на уроках. Это мешает учителю вести урок, замечания “воруют” время от урока. А агрессивное или “просто очень подвижное” поведение в урочное и внеурочное время может причинить вред здоровью школьника или здоровью окружающих.

Анализ литературы, показал, что одним из механизмов, позволяющих справиться с подобными проблемами, является хорошо сформированный самоконтроль. Он помогает жить человеку в социуме.

Важным компонентом учебной деятельности ученика является действие самоконтроля. В отличие от контроля, осуществляемого учителем с целью проверки знаний и получения представления о возможности дальнейшего изучения материала, действия самоконтроля должно осуществляться на протяжении формирования, развития становления учебной деятельности.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.


Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как личностное качество.

Другие считают самоконтроль важнейшим компонентом в системе саморегуляции. Педагоги считают самоконтроль важнейшим учебным умением. В учебной деятельности самоконтроль определяется как способ учения, представляющий собой определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, эталонов; проверка хода и результатов своей учебной деятельности.

«Самоконтроль – это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?»


«Самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им». (Г.А. Соболева).

Функции самоконтроля:


- диагностирующая;

- корректирующая;

- развивающая;

- воспитательная;

- функция организации и управления учебной деятельностью.


Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока. Систематическая и целенаправленная работа по формированию самоконтроля оказывает положительное влияние на усвоение знаний, умений навыков, стимулирует творческую активность, и самостоятельность мышления и развитие способности к саморегуляции.

Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля.
Существует две формы самоконтроля:


Внешняя (осознаваемая) произвольная;


внутренняя (автоматическая) непроизвольная.


В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля.

Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с произвольной на непроизвольную после совершения ошибочного действия.

Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя или учащихся.


В дошкольном возрасте – до 7 лет – формирование самоконтроль может протекать через развитие способности к рассуждению, то есть надо научить ребёнка включать в самоконтроль мыслительную деятельность. Взрослым следует добиваться от ребёнка, чтобы он отдавал отчёт в своих поступках, задумывался, озвучивал.

Школьный период – основной в развитии самоконтроля. Самоконтроль по отношению к учебной деятельности формируется в первые 3 года обучения.

Подростки – уже понимают значение самоконтроля как фактора, повышающего качество учебной деятельности. Так же происходит объединение рабочих действий и самоконтроля. К концу среднего школьного возраста самоконтроль должен превращаться в обобщенное и сокращенное умственное действие.

У детей старшего школьного возраста должны уже хорошо владеть навыками самоконтроля и совершенствовать их. На выходе из школы самоконтроль должен быть сформирован как произвольное действие, так как именно он обеспечивает дальнейшую успешность человека.

Существуют различные упражнения и целые программы для формирования самоконтроля:

1.Разогревающее упражнение. “Какого цвета моё настроение сегодня и почему”. “О себе”. Упражнения на самоанализ.

2. Упражнение на формирование самоконтроля, навыка сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью. Цель: сформировать умение оценивать свои поступки. Задание: каждому участнику предлагаются карточки с ситуациями или вопросам. Необходимо оценить поступок или ответить на вопрос.

Ситуации.

  • Ученик без уважительной причины опоздал на урок.

  • Мальчик отказал маме в просьбе о помощи по дому: не вынес ведро.

  • Девочка нехорошим словом обозвала мальчика, за что тот её ударил.

  • Ученик регулярно мешает учителю вести урок.

3.Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью.

  • Задание: допишите сказку. Дополнительная задача – диагностическая. Возможна работа в группах, возможно – индивидуально.

  • “Пошел как-то Иван-царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой — отвесная скальная стена, с третьей — болото. А тут уже и медведь приближается...”

4. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. Упражнение “Цветок”. Релаксация.

5. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля.

  • Задание: составьте каждый личную программу самовоспитания.

  • 1 этап. Определите свои лучшие и свои худшие черты характера. Что вам нравится в себе, что – не нравится, доставляет неприятности, проблемы.

6.Упражнение на развитие адекватной самооценки, самоанализ “Итоги”. Задание: рассказать, что нового я узнал в ходе занятий о себе, о других ребятах.

7. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. “Лучшее место на земле”.

8. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. Притча. Анализ текста. “Заботливый Друг. Христианская притча”.

9. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля.

10. Обратная связь. Что понравилось в занятиях, что – нет. Что получилось за время занятий, что – нет.

Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники.

Диагностическая методика “Несуществующее животное”.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 1 – Москва, Владос, 2002г

Упражнение на формирование произвольного самоконтроля. Упражнение на развитие адекватной самооценки, самоанализ.

Упражнение на формирования навыка взаимодействия в группе.

Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль, Академия развития, 2006 год.

Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. / Серия “Психологичексий практикум”. – Ростов –на-Дону, Феникс. 2005 год.

Рогов Е.И. Психология общения. – Москва, Владос. 2003 год.

Вачков И.В., Основы технологии группового тренинга. Психотехники. –Москва. Ось -89. 2003 год.

Орлова Л.Ю., Методическое пособие по составлению и реализации программы индивидуальной помощи и поддержки проблемных школьников. – Санкт-Петербург. 2006 год.

Релаксирующие методики. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля.

Ахмедов Т.И. Практическая психотерапия: внушение, гипноз, медитация. – Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002 год.

Методики “Продолжи сказку”.

Вачков И.В., Групповые методы в работе школьного психолога, – Москва, Ось-89, 2002 год.

Логические задачи.

Игры и головоломки для детей. Автор – составитель Кандибург Г.Р. – Издательство АСТ. Донецк. 2003 год.

Басни, сказки Л.Н.Толстого. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью.

Толстой Л.Н., Басни, сказки, рассказы. – Москва, Школьная библиотек,2005 год.

Притчи. Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью.

pritcha.ru


Выделяются следующие направления формирования самоконтроля:

- контроль со стороны учителя;
- контроль со стороны родителей;
- взаимоконтроль «ученик-ученик»;
- взаимоконтроль «ученик-учитель»;

Важную роль воспитании самоконтроля играет контроль со стороны учителя за деятельностью школьников, который обычно направляется на:

-установление полноты выполнения обучающимся отдельных заданий и соответствие уровня овладения умения решать задачи, принятым нормам и образцам;
- выявление пробелов и недочетов в их знаниях и умениях;
- выявление сформированности приёмов взаимоконтроля;
- выявление потребности в самоконтроле.

Для этого учитель должен:

- показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому учебного материала и контроль результатов обучения;

- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

- сообщать учащимся, после какого объёма учебного материала контроль и цель проведения того или иного контроля;

- объяснять выставляемую оценку, исходя из критериев оценки;

- просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;

- научить учащихся пользоваться различными видами проверки.
Приёмы формирования самоконтроля на уроках.

Русский язык.

1.Орфографическое проговаривание.
2.Специально организованное списывание.
3.Приём «Буратино
4.Комментированное письмо с указанием орфограмм.
5.Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
6.Работа с «Орфографическим словариком».
7.Индивидульная карта самоконтроля.
8.Дидактическая игра
-«Третий лишний»
-«Назови ошибку»
-«Молчанка»
-«Орфографический мячик»
9.Диктант
-предупредительный
-объяснительный
-диктант с обоснованием
-диктант с постукиванием
-диктант «Проверяю себя»
-диктант «Найди слова»
-выборочный диктант
-самодиктант
-взаимодиктант
-диктант-игра «Кто больше запомнит»
-зрительный диктант

Математика

1.Сверка с образцом.
2.Повторное решение задачи.
3.Решение обратной задачи.
4.Проверка полученных результатов по условию смыслу задачи.
5.Решение задачи различными способами.
6.Моделирование.
7.Примерная оценка искомых результатов.
8.Проверка на частном случае.
9.Испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.
10.Математические диктанты.
11.Неправильное готовое решение какой- то математической задачи.
12.Завершить неполное решение задачи.
13.Решение задач с недостающими или лишними данными.


Приёмы самоконтроля при работе над ошибками.

-неправильная буква зачёркнута;
-подчёркнуто слово с ошибкой;
-подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой;
-подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку;
-на полях поставлен знак ошибки, а рядом - указание на часть слова или часть речи;
-на полях поставлен знак ошибки.



Просмотр содержимого презентации
«Интенсификация современного урока»

Интенсификация  современного урока.  Формирование практических навыков обучающихся, приемов контроля и самоконтроля   

Интенсификация современного урока. Формирование практических навыков обучающихся, приемов контроля и самоконтроля  

«Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося».    С.Л. Рубинштейн

«Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно сделать поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятными, но и внутренне принятыми им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося».

С.Л. Рубинштейн

Учебная деятельность  1.Учебно-познавательный процесс. 2.Целеполагание. 3.Учебные действия. 4.Действие контроля. 5.Действие оценки.

Учебная деятельность

1.Учебно-познавательный процесс.

2.Целеполагание.

3.Учебные действия.

4.Действие контроля.

5.Действие оценки.

Контроль знаний обучающихся Фронтальный устный опрос  Опрос у доски Опрос по цепочке «Тихий» опрос Приемы письменного опроса Исторический диктант Контрольная работа Контрольный тест

Контроль знаний обучающихся

Фронтальный устный опрос 

Опрос у доски

Опрос по цепочке

«Тихий» опрос

Приемы письменного опроса

Исторический диктант

Контрольная работа

Контрольный тест

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.    «Самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им». (Г.А. Соболева).    Функции самоконтроля:  - диагностирующая; - корректирующая; - развивающая; - воспитательная; - функция организации и управления учебной деятельностью.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся.

«Самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им». (Г.А. Соболева).

Функции самоконтроля:

- диагностирующая;

- корректирующая;

- развивающая;

- воспитательная;

- функция организации и управления учебной деятельностью.

1.Разогревающее упражнение.  “Какого цвета моё настроение сегодня и почему”. “О себе”. Упражнения на самоанализ.  2 . Упражнение на формирование самоконтроля, навыка сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью . Цель: сформировать умение оценивать свои поступки. Задание: каждому участнику предлагаются карточки с ситуациями или вопросам. Необходимо оценить поступок или ответить на вопрос.  Ситуации.   Ученик без уважительной причины опоздал на урок.  Мальчик отказал маме в просьбе о помощи по дому: не вынес ведро.  Девочка нехорошим словом обозвала мальчика, за что тот её ударил.  Ученик регулярно мешает учителю вести урок.

1.Разогревающее упражнение. “Какого цвета моё настроение сегодня и почему”. “О себе”. Упражнения на самоанализ. 2 . Упражнение на формирование самоконтроля, навыка сближения функции самоконтроля с умственной деятельностью . Цель: сформировать умение оценивать свои поступки. Задание: каждому участнику предлагаются карточки с ситуациями или вопросам. Необходимо оценить поступок или ответить на вопрос. Ситуации. Ученик без уважительной причины опоздал на урок. Мальчик отказал маме в просьбе о помощи по дому: не вынес ведро. Девочка нехорошим словом обозвала мальчика, за что тот её ударил. Ученик регулярно мешает учителю вести урок.

3.Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью.  Задание: допишите сказку. Дополнительная задача – диагностическая. Возможна работа в группах, возможно – индивидуально.  “Пошел как-то Иван-царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой — отвесная скальная стена, с третьей — болото. А тут уже и медведь приближается...”  4. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля . Упражнение “Цветок”. Релаксация.

3.Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. Задание: допишите сказку. Дополнительная задача – диагностическая. Возможна работа в группах, возможно – индивидуально. “Пошел как-то Иван-царевич на охоту. Вышел на огромного медведя. Глядь в колчан: а у всех стрел наконечники надломлены — кто-то из скрытых врагов во дворце постарался. Бросился он от медведя, но бежать-то некуда: с одной стороны пропасть, с другой — отвесная скальная стена, с третьей — болото. А тут уже и медведь приближается...” 4. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля . Упражнение “Цветок”. Релаксация.

5. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля.  Задание: составьте каждый личную программу самовоспитания.  1 этап. Определите свои лучшие и свои худшие черты характера. Что вам нравится в себе, что – не нравится, доставляет неприятности, проблемы.  6.Упражнение на развитие адекватной самооценки, самоанализ “Итоги”. Задание: рассказать, что нового я узнал в ходе занятий о себе, о других ребятах.   7. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля.  “Лучшее место на земле”.  8 . Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. Притча.  Анализ текста. “Заботливый Друг. Христианская притча”.  9. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля.  10. Обратная связь . Что понравилось в занятиях, что – нет. Что получилось за время занятий, что – нет.

5. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля. Задание: составьте каждый личную программу самовоспитания. 1 этап. Определите свои лучшие и свои худшие черты характера. Что вам нравится в себе, что – не нравится, доставляет неприятности, проблемы. 6.Упражнение на развитие адекватной самооценки, самоанализ “Итоги”. Задание: рассказать, что нового я узнал в ходе занятий о себе, о других ребятах. 7. Упражнение на формирования навыка произвольного самоконтроля. “Лучшее место на земле”. 8 . Упражнение на сближение функции самоконтроля с умственной деятельностью. Притча. Анализ текста. “Заботливый Друг. Христианская притча”. 9. Упражнение на формирование произвольного самоконтроля. 10. Обратная связь . Что понравилось в занятиях, что – нет. Что получилось за время занятий, что – нет.

Направления формирования самоконтроля :   - контроль со стороны учителя;  - контроль со стороны родителей;  - взаимоконтроль «ученик-ученик»;  - взаимоконтроль «ученик-учитель».

Направления формирования самоконтроля :

- контроль со стороны учителя; - контроль со стороны родителей; - взаимоконтроль «ученик-ученик»; - взаимоконтроль «ученик-учитель».

Русский язык.   1.Орфографическое проговаривание.  2.Специально организованное списывание.  3.Приём «Буратино»  4.Комментированное письмо с указанием орфограмм.  5.Поиск орфограмм в «чистом» тексте.  6.Работа с «Орфографическим словариком».  7.Индивидульная карта самоконтроля.  8.Дидактическая игра  «Третий лишний», «Назови ошибку», «Молчанка», «Орфографический мячик»  9.Диктант  -предупредительный;  -объяснительный;  -диктант с обоснованием;  -диктант с постукиванием;  -диктант «Проверяю себя»;  -диктант «Найди слова»;  -выборочный диктант;  -самодиктант;  -взаимодиктант;  -диктант-игра «Кто больше запомнит»;  -зрительный диктант.

Русский язык.

1.Орфографическое проговаривание. 2.Специально организованное списывание. 3.Приём «Буратино» 4.Комментированное письмо с указанием орфограмм. 5.Поиск орфограмм в «чистом» тексте. 6.Работа с «Орфографическим словариком». 7.Индивидульная карта самоконтроля. 8.Дидактическая игра «Третий лишний», «Назови ошибку», «Молчанка», «Орфографический мячик» 9.Диктант -предупредительный; -объяснительный; -диктант с обоснованием; -диктант с постукиванием; -диктант «Проверяю себя»; -диктант «Найди слова»; -выборочный диктант; -самодиктант; -взаимодиктант; -диктант-игра «Кто больше запомнит»; -зрительный диктант.

Математика 1.Сверка с образцом.  2.Повторное решение задачи.  3.Решение обратной задачи.  4.Проверка полученных результатов по условию смыслу задачи.  5.Решение задачи различными способами.  6.Моделирование.  7.Примерная оценка искомых результатов.  8.Проверка на частном случае.  9.Испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.  10.Математические диктанты.  11.Неправильное готовое решение какой- то математической задачи.  12.Завершить неполное решение задачи.  13.Решение задач с недостающими или лишними данными.

Математика

1.Сверка с образцом. 2.Повторное решение задачи. 3.Решение обратной задачи. 4.Проверка полученных результатов по условию смыслу задачи. 5.Решение задачи различными способами. 6.Моделирование. 7.Примерная оценка искомых результатов. 8.Проверка на частном случае. 9.Испытание получаемых результатов по косвенным параметрам. 10.Математические диктанты. 11.Неправильное готовое решение какой- то математической задачи. 12.Завершить неполное решение задачи. 13.Решение задач с недостающими или лишними данными.

Приёмы самоконтроля при работе над ошибками   -неправильная буква зачёркнута;  -подчёркнуто слово с ошибкой;  -подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой;  -подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку;  -на полях поставлен знак ошибки, а рядом - указание на часть слова или часть речи;  -на полях поставлен знак ошибки.  

Приёмы самоконтроля при работе над ошибками

  • -неправильная буква зачёркнута; -подчёркнуто слово с ошибкой; -подчёркнуто слово с ошибкой, в нём выделена часть слова с ошибкой; -подчёркнуто слово, в котором есть ошибка, а на полях условным знаком названа часть слова, содержащая ошибку; -на полях поставлен знак ошибки, а рядом - указание на часть слова или часть речи; -на полях поставлен знак ошибки.

 

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!