СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Симфоническая сказка "Петя и Волк"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательный урок для учеников 2 класса, где они знакомятся с инструментами симфонического оркестра.

Просмотр содержимого документа
«Симфоническая сказка "Петя и Волк"»

2 КЛАСС – 4 ЧЕТВЕРТЬ


Урок 27 (1)


Тема урока: Инструменты симфонического оркестра в симфонии-ческой сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи урока:

  • Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид,  тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».  

  • Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

  • Воспитание  культуры слушания симфонической музыки.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;

  • стенд с афишами;

  • компьютерные программы  (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)

  • плакат «Симфонический оркестр»;

  • карточки с названиями музыкальных инструментов;

  • презентация урока;

  • игра «Узнай музыкальный инструмент»;

  • тесты;

  • ответы к тестам;

  • В. Пшеничников «Сказка по лесу идет» (текст и фонограмма песни).

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);

  • метод контрастного сопоставления;

  • метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);

  • метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Виды деятельности на уроке:

1. Хоровое и индивидуальное пение (исполнение музыкального приветствия, прощания, песенного репертуара, вокальных импровизаций).
2. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
3. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).
4. Выполнение контрольных заданий (письменная работа).
5. Работа обучающихся с наглядными пособиями (афиша, плакат «Симфонический оркестр», «Приглашение» на сказку С.Прокофьева «Петя и волк»).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приложение 1. Слайд 1

Вход под музыку (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). Музыкальное приветствие.


3. Содержание и организация учебного занятия

У: Ребята, я хочу вас сегодня познакомить с муз. сказкой С.С.Прокофьева, это не просто сказка, а симфоническая сказка для детей «Петя и волк».

Слайд 1  (На экране – название сказки) Приложение 1 Слайд 2

У:  Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.
У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекатель-ной форме, в виде сказки.

Приложение 1 Слайд 3

Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр»).

Приложение 1 Слайд 4

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (На доске – определение тембра).

У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.

Приложение 1 Слайд 5

Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду,  определять героев сказки по характеру музыки.

Приложение 1 Слайд 6

У:  Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами?
Д: (ответы детей)


У:  Спасибо! Слушаем тему Пети  С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка?
Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).
У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).

Приложение 1 Слайд 7

У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают,  под музыку имитируют игру на скрипках).
У: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас.

На плакате «Симфонический  оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».

Приложение 1 Слайд 8

У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?
Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную….
У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер.

Слушание темы Дедушки


Д: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его.
У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»

Приложение 1 Слайд 9

У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?
Д: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.  На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».

Приложение 1 Слайд 10

На экране – Кошка, Утка, Птичка.

У: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание).
Д: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
У: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.

Приложение 1 Слайды  11, 12

Повторное слушание. (Дети под музыку имитируют игру на флейте).

У:  Какое настроение у Птички?
Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.
У: К какой группе инструментов относится флейта?
Д: Флейта – деревянный духовой инструмент.

На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА».

Приложение 1 Слайды   13, 14

На экране – Петя, Кошка, Дедушка, Волк.

У: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки. (Под музыку изображают кошку).
У: Почему вы решили, что это кошка?
Д: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

Приложение 1 Слайды  15, 16  (Проверка ответов: на экране – Кошка).

Приложение 1 Слайд 17

У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).
Д: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой – деревянный духовой инструмент.

Приложение 1 Слайд 18

На экране – Кошка, Охотники, Волк, Уточка.

У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ).
Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.

Приложение 1 Слайды 19, 20 (Проверка ответов: на экране – Уточка).

Приложение 1 Слайд  21

У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя?
К какой группе инструментов относится гобой?
Д: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

4. Повторение

Приложение 1 Слайд 22 (гиперссылка – Игра «Узнай инструмент»)

У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки  и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране.  Дети устно отвечают на вопросы.

5. Тестирование

У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Получите, пожалуйста, приглашения на эту сказку. В них есть задания для вас, выполните их. Детям выдаются «Приглашения» с заданиями. (Работа в парах).

Приложение 1 Слайд 22 (гиперссылка: ответы к тестам).

Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.

6. Итог урока.


7. Домашнее задание

Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!