2. | Актуализация знаний. Поиск решения. Открытие новых знаний. Цели: постановка целей учебной деятельности, развитие умения анализировать, сравнивать, устана- вливать закономерности, делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, алгоритм). | 1 .Наблюдения учащихся. Они отвечают на вопросы на стр. 45. 2.Представьте себе, что в данной схеме мы закрыли главные члены. Соотносятся ли оставшиеся члены предложения с действительностью? Понятно ли, о чём идёт речь? Почему подлежащее и сказуемое – главные члены предложения (предикативная основа)? 3.Делают вывод, что грамматическая основа предложения выражает его основное значение, соотносит с определённым отрезком окружающего мира. 4. Знакомятся с теоретическими сведениями на стр.46. Работают с готовым алгоритмом, дополнив его видом предложений по количеству главных членов: двусоставные и односоставные 5. Из упр. 75 ученики выписывают предложения в такой последовательности: а) обозначающие реальный фрагмент действительности, б) обозначающие нереальный фрагмент действительности, в) подчёркивают грамматические основы. |
3. | Закрепление учебного материала. Работа с текстом упражнения74. Цели: формировать компетенции анализа, организации деятельности, выдвигать версии решения проблемы; готовность к саморазвитию. | 1 . Введение в тему. - Ребята, какие ассоциации у вас возникают с именем «Марина»? Называют (в прошлом году участвовали в онлайн-конкурсе «Читаем Марину Цветаеву...»). Своеобразным талисманом на жизненном пути Марины Цветаевой стала рябина. 2 . Выразительное чтение стихотворения «Красною кистью рябина зажглась...» в исполнении А.Фрейндлих. (https://www.youtube.com/watch?v=lOW8KHWR8CI). 3. Беседа-анализ. а) Работа с Интернет – источниками. Как вы думаете, является ли это стихотворение, написанное 16 августа 1916 года, биографически точным отражением даты ее рождения? Проверьте свои предположения, обратившись к Интернету (http://the-biografii.ru/poety/128-biografiya-mariny-cvetaevoy.html) (2-3 человека). б) - Какие приметы осени вызывали у поэтессы ассоциацию с днем ее рождения («кисть рябины», «падали листья»). О каком ещё важном событии, связанном с датой рождения, говорит Марина Цветаева? (появилась на свет в церковный день Иоанна Богослова). в) Словарная работа. Составление с этими словами словосочетаний (подбор к ним слов в прямом значении, чтобы дети почувствовали разницу между прямым и переносным). рябина колокола суббота г) Найдите в стихотворении эти же слова, использованные в переносном значении (зажглась рябина, спорили сотни колоколов, жаркой рябины, горькая кисть). Какие изобразительно-выразительные средства использует Цветаева? д) Классификация. Распространённые и нераспространённые предложения. - А какие особенности синтаксической структуры предложений создают лаконичность лирического повествования? Проанализируйте структуру предложений и распределите их по группам. Укажите предложения, состоящие только из главных членов. Как они называются? Свои наблюдения занесите в таблицу. ( Падали листья. Я родилась. Спорили сотни колоколов. Это двусоставные нераспростра-нённые предложения). - Какие пунктуационные знаки используются чаще всего? Каково их назначение? (за исключением одного двоеточия, все знаки препинания – точки). е) Рефлексия. - Завершается стихотворение несколько неожиданно: героиня признается, что ей хочется грызть «жаркой рябины горькую кисть». Как вы понимаете эпитет «горькая кисть». О чём на самом деле это стихотворение?( горькой может стать и от перенесенных в жизни испытаний). ж) Выразительное чтение стихотворения учеником. |