СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков "Изучение творчества М.А.Булгакова в 11 классе"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация представляет собой систему уроков по творчеству М.А.Булгакова в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Система уроков "Изучение творчества М.А.Булгакова в 11 классе"»

Система уроков по изучению творчества М.А.Булгакова в 11 классе. Автор презентации Кривошеева Г.А., учитель МОУ СОШ№3 г.Моздока.
  • Система уроков по изучению творчества М.А.Булгакова в 11 классе.
  • Автор презентации Кривошеева Г.А., учитель МОУ СОШ№3 г.Моздока.
М.А.Булгаков (1891- 1940)

М.А.Булгаков (1891- 1940)

С какими произведениями писателя знакомы по книгам, фильмам? « Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.

С какими произведениями писателя знакомы по книгам, фильмам?

  • « Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.
Жизнь, творчество, личность. Родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии. Учился в Киевской гимназии вместе с Паустовским. (19000-1909)Увлекался театром , пересмотрел все спектакли.

Жизнь, творчество, личность.

  • Родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии. Учился в Киевской гимназии вместе с Паустовским. (19000-1909)Увлекался театром , пересмотрел все спектакли.
Писатель- врач. «Записки юного врача»- автобиографическая повесть. В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета, полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии.

Писатель- врач.

  • «Записки юного врача»- автобиографическая повесть.
  • В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета, полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии.
Февральскую революцию и октябрьский переворот встретил резко отрицательно. (Киев переходил из рук в руки 18 раз)
  • Февральскую революцию и октябрьский переворот встретил резко отрицательно.
  • (Киев переходил из рук в руки 18 раз)
Во Владикавказе появились первые публикации в газетах. 1920-1921г.г.-пьесы «Самооборона», «Братья Турбины» и др. Поставлены в Первом Советском театре Владикавказа. Осенью 1919 года командирован вошедшей в Киев Добровольческой армией в качестве военного врача на Северный Кавказ.
  • Во Владикавказе появились первые публикации в газетах. 1920-1921г.г.-пьесы «Самооборона», «Братья Турбины» и др. Поставлены в Первом Советском театре Владикавказа.
  • Осенью 1919 года командирован вошедшей в Киев Добровольческой армией в качестве военного врача на Северный Кавказ.
Возвращение в Москву. В 1921 году вернулся в Москву, где заведовал литературным отделом Главполитпросвета, работал в газетах, начал активно писать рассказы, повести, пьесы.

Возвращение в Москву.

  • В 1921 году вернулся в Москву, где заведовал литературным отделом Главполитпросвета, работал в газетах, начал активно писать рассказы, повести, пьесы.
1922-1926-работа в газете «Гудок». 1923-1924-роман «Белая гвардия». 1925-опубликована повесть «Роковые яйца», написана повесть «Собачье сердце». 1926-пьесы «Белая гвардия», «Зойкина квартира». 1926-1927-пьесы «Бег»,»Багровый остров». 1928-начало работы над «Мастером и Маргаритой». 1929-постановление Главреперткома о запрете постановки всех пьес. 1931-премьера спектакля «Дни Турбиных». 1932-закончена первая редакция «Мастера и Маргариты».
  • 1922-1926-работа в газете «Гудок».
  • 1923-1924-роман «Белая гвардия».
  • 1925-опубликована повесть «Роковые яйца», написана повесть «Собачье сердце».
  • 1926-пьесы «Белая гвардия», «Зойкина квартира».
  • 1926-1927-пьесы «Бег»,»Багровый остров».
  • 1928-начало работы над «Мастером и Маргаритой».
  • 1929-постановление Главреперткома о запрете постановки всех пьес.
  • 1931-премьера спектакля «Дни Турбиных».
  • 1932-закончена первая редакция «Мастера и Маргариты».
Писал практически «в стол». Уже к концу 20х годов подвергся травле критики. Пьеса «Бег» не допущена к постановке, роман «Белая гвардия» опубликован в Париже в 1927 году, а в России лишь в 1966, пьесу «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия» ждала более счастливая судьба- ею увлекся Сталин (был на спектакле около 20 раз).

Писал практически «в стол».

  • Уже к концу 20х годов подвергся травле критики. Пьеса «Бег» не допущена к постановке, роман «Белая гвардия» опубликован в Париже в 1927 году, а в России лишь в 1966, пьесу «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия» ждала более счастливая судьба- ею увлекся Сталин (был на спектакле около 20 раз).
«Дни Турбиных» КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ПЬСА О СУДЬБЕ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ГДЕ БОЛЬШЕВИКИ НЕ ФИГУРИРУЮТ, ТАК ПОНРАВИЛАСЬ Сталину?

«Дни Турбиных»

  • КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ПЬСА О СУДЬБЕ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ГДЕ БОЛЬШЕВИКИ НЕ ФИГУРИРУЮТ, ТАК ПОНРАВИЛАСЬ Сталину?
Обречен на пожизненное молчание… Отрывок из письма Булгакова : Я прошу Советское правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене… Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо.

Обречен на пожизненное молчание…

  • Отрывок из письма Булгакова :
  • Я прошу Советское правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене…
  • Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо.
Сатира Булгакова. Цели сатиры писателя и ее особенности.

Сатира Булгакова.

  • Цели сатиры писателя и ее особенности.
Мастерство и гражданское мужество автора «Собачьего сердца» «Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной». Булгаков.

Мастерство и гражданское мужество автора «Собачьего сердца»

  • «Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной».
  • Булгаков.
Почему повесть не публиковалась в России до 1987 года? Виртуальное заседание Литобъединения, на котором обсуждается судьба повести.

Почему повесть не публиковалась в России до 1987 года?

  • Виртуальное заседание Литобъединения, на котором обсуждается судьба повести.
Своеобразие повести. Соединение конкретных примет реальности 20х годов и фантастики. Гротескный образ действительности. Сюжет. Пародийно-ироническая трансформация евангельского мотива Преображения. Профессор Преображенский- трансформация библейского образа Творца. Швондер как представитель низшего уровня тоталитарной власти.

Своеобразие повести.

  • Соединение конкретных примет реальности 20х годов и фантастики. Гротескный образ действительности.
  • Сюжет. Пародийно-ироническая трансформация евангельского мотива Преображения.
  • Профессор Преображенский- трансформация библейского образа Творца.
  • Швондер как представитель низшего уровня тоталитарной власти.
Шариков. Опора власти и угроза существованию культуры. Проблема ответственности ученого за результаты эксперимента. Философская проблематика повести: что есть человек?

Шариков.

  • Опора власти и угроза существованию культуры.
  • Проблема ответственности ученого за результаты эксперимента.
  • Философская проблематика повести: что есть человек?
Мудрость писателя. Какие крылатые выражения запомнились? Пропал Калабуховский дом! Не читайте советских газет. Разруха не в клозетах, а в головах. Лягушка жены не заменит… В чем актуальность предупреждений писателя?

Мудрость писателя.

  • Какие крылатые выражения запомнились?
  • Пропал Калабуховский дом!
  • Не читайте советских газет.
  • Разруха не в клозетах, а в головах.
  • Лягушка жены не заменит…
  • В чем актуальность предупреждений писателя?
Роман, с которым автор не расставался до последнего дыхания …

Роман, с которым автор не расставался до последнего дыхания …

История необычного романа.

История необычного романа.

Варианты названий, или как менялся замысел… Инженер с копытом. Первая редакция. Черный маг. Гастроль Воланда. Сын В… Копыто.

Варианты названий, или как менялся замысел…

  • Инженер с копытом. Первая редакция.
  • Черный маг.
  • Гастроль Воланда.
  • Сын В…
  • Копыто.
Вторая редакция. Копыто инженера -1929 г. Консультант с копытом -1931г.

Вторая редакция.

  • Копыто инженера -1929 г.
  • Консультант с копытом -1931г.
Третья и четвертая редакции . 1934-1937г.г. Воланд потесняется новым героем. Который становится автором романа об Иешуа. Ноябрь 1937г.-начата последняя редакция произведения, впервые получившего свое окончательное название. 13 февраля 1940г. Булгаков последний раз работал над романом.

Третья и четвертая редакции .

  • 1934-1937г.г. Воланд потесняется новым героем. Который становится автором романа об Иешуа.
  • Ноябрь 1937г.-начата последняя редакция произведения, впервые получившего свое окончательное название.
  • 13 февраля 1940г. Булгаков последний раз работал над романом.
И родилось творение необыкновенное… Особенности жанра. Жанр - сочетание фантастики с  философско-библейскими мотивами . Сатирико-философский роман. Некоторые называют его романом-мифом. Другие считают двойным романом.

И родилось творение необыкновенное…

  • Особенности жанра.

Жанр - сочетание фантастики с

философско-библейскими мотивами .

Сатирико-философский роман.

Некоторые называют его романом-мифом.

Другие считают двойным романом.

В чем необычность романа? В чем своеобразие поэтики? Особенности композиции? Исследователь Попов: Идеология романа жуткая. Должно будет пройти 50-100 лет.

В чем необычность романа?

  • В чем своеобразие поэтики?
  • Особенности композиции?
  • Исследователь Попов:
  • Идеология романа жуткая. Должно будет пройти 50-100 лет.
Проблематика романа. Судьба вечных человеческих ценностей? Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс? Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям? Проблемы добра и зла Жизни и смерти Ответственности Личности автора Власти Истины Свободы и несвободы Любви Сути творчества

Проблематика романа.

  • Судьба вечных человеческих ценностей?
  • Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс?
  • Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?
  • Проблемы добра и зла
  • Жизни и смерти
  • Ответственности
  • Личности автора
  • Власти
  • Истины
  • Свободы и несвободы
  • Любви
  • Сути творчества
Он о многом, этот роман. Он о Боге и черте, он о трусости как главном пороке человечества, он о несмываемом, неизбывном грехе предательства, он фантастически смешон и невыразимо печален, он космичен, но прежде всего он о верной и вечной любви…И потому он очень прост и очень загадочен… Эрнст Маркин.
  • Он о многом, этот роман. Он о Боге и черте, он о трусости как главном пороке человечества, он о несмываемом, неизбывном грехе предательства, он фантастически смешон и невыразимо печален, он космичен, но прежде всего он о верной и вечной любви…И потому он очень прост и очень загадочен…
  • Эрнст Маркин.
Что есть истина, или почему у Пилата болела голова… Что лежит в основе сюжета и служит ключом ко всему содержанию? Это пронизывающее весь роман противостояние истинной свободы и несвободы- во всех ее проявлениях.

Что есть истина, или почему у Пилата болела голова…

  • Что лежит в основе сюжета и служит ключом ко всему содержанию?
  • Это пронизывающее весь роман противостояние истинной свободы и несвободы- во всех ее проявлениях.
В чем Булгаков отступил от библейского сюжета? Нетрадиционная транскрипция имен. Возраст и происхождение. Отсутствие 12 апостолов. Судьба Иуды. Изменение характера проповедей Иисуса. Оспорено божественное происхождение героя. Главным героем ершалаимских глав становится Понтий Пилат.

В чем Булгаков отступил от библейского сюжета?

  • Нетрадиционная транскрипция имен.
  • Возраст и происхождение.
  • Отсутствие 12 апостолов.
  • Судьба Иуды.
  • Изменение характера проповедей Иисуса.
  • Оспорено божественное происхождение героя.
  • Главным героем ершалаимских глав становится Понтий Пилат.
Ершалаимские главы. Сцена допроса. Найдите 4 ключа к пониманию (философскому, нравственному, политическому) этой главы.

Ершалаимские главы. Сцена допроса.

  • Найдите 4 ключа к пониманию (философскому, нравственному, политическому) этой главы.
Пилат отдает приказ о казни. Почему же Понтий Пилат, желая спасти Иешуа, отдает приказ о его казни?

Пилат отдает приказ о казни.

  • Почему же Понтий Пилат, желая спасти Иешуа, отдает приказ о его казни?
Ершалаимские главы. Сцена казни. Каков он, путь на Голгофу? Почему у Иешуа только один ученик, да и тот искажает его учение?

Ершалаимские главы. Сцена казни.

  • Каков он, путь на Голгофу?
  • Почему у Иешуа только один ученик, да и тот искажает его учение?
Сатира в романе. Московские главы. В московских главах подавляющее большинство персонажей- люди несвободные, связанные путами инструкций, догм, постановлений или оковами собственного изготовления.

Сатира в романе. Московские главы.

  • В московских главах подавляющее большинство персонажей- люди несвободные, связанные путами инструкций, догм, постановлений или оковами собственного изготовления.
Роль Воланда и его свиты. Кого и за что наказывает Воланд?

Роль Воланда и его свиты.

  • Кого и за что наказывает Воланд?
Коллективная работа по содержанию гл. 12. Писатель как бы подводит итог тысячелетнего развития человечества. Изменился ли мир? Что стало с человечеством, ради которого пострадал Иешуа? Рухнул ли храм старой веры, перешли ли люди в царство истины и справедливости здесь , в этой стране, претендующей на миссианскую роль?

Коллективная работа по содержанию гл. 12.

  • Писатель как бы подводит итог тысячелетнего развития человечества.
  • Изменился ли мир?
  • Что стало с человечеством, ради которого пострадал Иешуа?
  • Рухнул ли храм старой веры, перешли ли люди в царство истины и справедливости здесь , в этой стране, претендующей на миссианскую роль?
Проделки Бегемота.

Проделки Бегемота.

Литературный мир на страницах романа. Почему Мастер отказывается именоваться писателем? Это мир людей, рассматривающих свою причастность к литературе как возможность сыто и праздно жить.

Литературный мир на страницах романа.

  • Почему Мастер отказывается именоваться писателем?
  • Это мир людей, рассматривающих свою причастность к литературе как возможность сыто и праздно жить.
От сатиры – к фантастике. Побываем на балу у Сатаны?!

От сатиры – к фантастике.

  • Побываем на балу у Сатаны?!
Бал Сатаны.

Бал Сатаны.

Что мы понимаем под словом Мастер? Слово «Мастер », противопоставляющее булгаковского героя пошлому писательскому миру, означает человека, наделенного творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни. Это наставник, образец для подражания, «художник милостью божьей». Что роднит Мастера и Булгакова? Что общего между Мастером и Иешуа? Что сломило Мастера? Почему Мастер получает покой? Как образ Мастера помогает решить проблему ответственности человека?

Что мы понимаем под словом Мастер?

  • Слово «Мастер », противопоставляющее булгаковского героя пошлому писательскому миру, означает человека, наделенного творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни.
  • Это наставник, образец для подражания, «художник милостью божьей».
  • Что роднит Мастера и Булгакова?
  • Что общего между Мастером и Иешуа?
  • Что сломило Мастера?
  • Почему Мастер получает покой?
  • Как образ Мастера помогает решить проблему ответственности человека?
История любви Булгакова и Елены Сергеевны. Автобиографический характер сюжетной линии Мастера и Маргариты.

История любви Булгакова и Елены Сергеевны.

  • Автобиографический характер сюжетной линии Мастера и Маргариты.
Булгаковы: и Михаил Афанасьевич, и его Маргарита-Елена Сергеевна- нашли свою сверхсилу и сберегли ее до смертного часа в самих себе.
  • Булгаковы: и Михаил Афанасьевич, и его Маргарита-Елена Сергеевна- нашли свою сверхсилу и сберегли ее до смертного часа в самих себе.
Сюжетная линия Мастера и Маргариты. Всем разновидностям несвободы противостоит полная внутренняя независимость Мастера, роднящая его с Иешуа Га-Ноцри. Маргарита –по натуре своей вольная птица. И в крохотной подвальной квартирке у Арбата воцарилось счастье: свобода, творчество, любовь!

Сюжетная линия Мастера и Маргариты.

  • Всем разновидностям несвободы противостоит полная внутренняя независимость Мастера, роднящая его с Иешуа Га-Ноцри.
  • Маргарита –по натуре своей вольная птица.
  • И в крохотной подвальной квартирке у Арбата воцарилось счастье: свобода, творчество, любовь!
«Рукописи не горят» Ограбленный до нитки, отлученный от читателя и зрителя, «запечатанный « в своей квартирке казенными печатями, смертельно больной и сознававший, что дни его сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял ни чувства юмора, ни остроты языка. Значит, не терял свободы! Вам, молодым, суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.

«Рукописи не горят»

  • Ограбленный до нитки, отлученный от читателя и зрителя, «запечатанный « в своей квартирке казенными печатями, смертельно больной и сознававший, что дни его сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял ни чувства юмора, ни остроты языка. Значит, не терял свободы!
  • Вам, молодым, суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.