Просмотр содержимого документа
«Система уроков "Изучение творчества М.А.Булгакова в 11 классе"»
- Система уроков по изучению творчества М.А.Булгакова в 11 классе.
- Автор презентации Кривошеева Г.А., учитель МОУ СОШ№3 г.Моздока.
М.А.Булгаков (1891- 1940)
С какими произведениями писателя знакомы по книгам, фильмам?
- « Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.
Жизнь, творчество, личность.
- Родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии. Учился в Киевской гимназии вместе с Паустовским. (19000-1909)Увлекался театром , пересмотрел все спектакли.
Писатель- врач.
- «Записки юного врача»- автобиографическая повесть.
- В 1916 году окончил медицинский факультет Киевского университета, полтора года служил в земской больнице села Никольского Смоленской губернии.
- Февральскую революцию и октябрьский переворот встретил резко отрицательно.
- (Киев переходил из рук в руки 18 раз)
- Во Владикавказе появились первые публикации в газетах. 1920-1921г.г.-пьесы «Самооборона», «Братья Турбины» и др. Поставлены в Первом Советском театре Владикавказа.
- Осенью 1919 года командирован вошедшей в Киев Добровольческой армией в качестве военного врача на Северный Кавказ.
Возвращение в Москву.
- В 1921 году вернулся в Москву, где заведовал литературным отделом Главполитпросвета, работал в газетах, начал активно писать рассказы, повести, пьесы.
- 1922-1926-работа в газете «Гудок».
- 1923-1924-роман «Белая гвардия».
- 1925-опубликована повесть «Роковые яйца», написана повесть «Собачье сердце».
- 1926-пьесы «Белая гвардия», «Зойкина квартира».
- 1926-1927-пьесы «Бег»,»Багровый остров».
- 1928-начало работы над «Мастером и Маргаритой».
- 1929-постановление Главреперткома о запрете постановки всех пьес.
- 1931-премьера спектакля «Дни Турбиных».
- 1932-закончена первая редакция «Мастера и Маргариты».
Писал практически «в стол».
- Уже к концу 20х годов подвергся травле критики. Пьеса «Бег» не допущена к постановке, роман «Белая гвардия» опубликован в Париже в 1927 году, а в России лишь в 1966, пьесу «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия» ждала более счастливая судьба- ею увлекся Сталин (был на спектакле около 20 раз).
«Дни Турбиных»
- КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ПЬСА О СУДЬБЕ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ГДЕ БОЛЬШЕВИКИ НЕ ФИГУРИРУЮТ, ТАК ПОНРАВИЛАСЬ Сталину?
Обречен на пожизненное молчание…
- Отрывок из письма Булгакова :
- Я прошу Советское правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене…
- Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равносильна для меня погребению заживо.
Сатира Булгакова.
- Цели сатиры писателя и ее особенности.
Мастерство и гражданское мужество автора «Собачьего сердца»
- «Сатира, действительно, как известно всякому грамотному, бывает честная, но навряд ли найдется в мире хоть один человек, который бы предъявил властям образец сатиры дозволенной».
- Булгаков.
Почему повесть не публиковалась в России до 1987 года?
- Виртуальное заседание Литобъединения, на котором обсуждается судьба повести.
Своеобразие повести.
- Соединение конкретных примет реальности 20х годов и фантастики. Гротескный образ действительности.
- Сюжет. Пародийно-ироническая трансформация евангельского мотива Преображения.
- Профессор Преображенский- трансформация библейского образа Творца.
- Швондер как представитель низшего уровня тоталитарной власти.
Шариков.
- Опора власти и угроза существованию культуры.
- Проблема ответственности ученого за результаты эксперимента.
- Философская проблематика повести: что есть человек?
Мудрость писателя.
- Какие крылатые выражения запомнились?
- Пропал Калабуховский дом!
- Не читайте советских газет.
- Разруха не в клозетах, а в головах.
- Лягушка жены не заменит…
- В чем актуальность предупреждений писателя?
Роман, с которым автор не расставался до последнего дыхания …
История необычного романа.
Варианты названий, или как менялся замысел…
- Инженер с копытом. Первая редакция.
- Черный маг.
- Гастроль Воланда.
- Сын В…
- Копыто.
Вторая редакция.
- Копыто инженера -1929 г.
- Консультант с копытом -1931г.
Третья и четвертая редакции .
- 1934-1937г.г. Воланд потесняется новым героем. Который становится автором романа об Иешуа.
- Ноябрь 1937г.-начата последняя редакция произведения, впервые получившего свое окончательное название.
- 13 февраля 1940г. Булгаков последний раз работал над романом.
И родилось творение необыкновенное…
Жанр - сочетание фантастики с
философско-библейскими мотивами .
Сатирико-философский роман.
Некоторые называют его романом-мифом.
Другие считают двойным романом.
В чем необычность романа?
- В чем своеобразие поэтики?
- Особенности композиции?
- Исследователь Попов:
- Идеология романа жуткая. Должно будет пройти 50-100 лет.
Проблематика романа.
- Судьба вечных человеческих ценностей?
- Какие силы формируют судьбы людей и сам исторический процесс?
- Что лежит в основе человеческого поведения: стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?
- Проблемы добра и зла
- Жизни и смерти
- Ответственности
- Личности автора
- Власти
- Истины
- Свободы и несвободы
- Любви
- Сути творчества
- Он о многом, этот роман. Он о Боге и черте, он о трусости как главном пороке человечества, он о несмываемом, неизбывном грехе предательства, он фантастически смешон и невыразимо печален, он космичен, но прежде всего он о верной и вечной любви…И потому он очень прост и очень загадочен…
- Эрнст Маркин.
Что есть истина, или почему у Пилата болела голова…
- Что лежит в основе сюжета и служит ключом ко всему содержанию?
- Это пронизывающее весь роман противостояние истинной свободы и несвободы- во всех ее проявлениях.
В чем Булгаков отступил от библейского сюжета?
- Нетрадиционная транскрипция имен.
- Возраст и происхождение.
- Отсутствие 12 апостолов.
- Судьба Иуды.
- Изменение характера проповедей Иисуса.
- Оспорено божественное происхождение героя.
- Главным героем ершалаимских глав становится Понтий Пилат.
Ершалаимские главы. Сцена допроса.
- Найдите 4 ключа к пониманию (философскому, нравственному, политическому) этой главы.
Пилат отдает приказ о казни.
- Почему же Понтий Пилат, желая спасти Иешуа, отдает приказ о его казни?
Ершалаимские главы. Сцена казни.
- Каков он, путь на Голгофу?
- Почему у Иешуа только один ученик, да и тот искажает его учение?
Сатира в романе. Московские главы.
- В московских главах подавляющее большинство персонажей- люди несвободные, связанные путами инструкций, догм, постановлений или оковами собственного изготовления.
Роль Воланда и его свиты.
- Кого и за что наказывает Воланд?
Коллективная работа по содержанию гл. 12.
- Писатель как бы подводит итог тысячелетнего развития человечества.
- Изменился ли мир?
- Что стало с человечеством, ради которого пострадал Иешуа?
- Рухнул ли храм старой веры, перешли ли люди в царство истины и справедливости здесь , в этой стране, претендующей на миссианскую роль?
Проделки Бегемота.
Литературный мир на страницах романа.
- Почему Мастер отказывается именоваться писателем?
- Это мир людей, рассматривающих свою причастность к литературе как возможность сыто и праздно жить.
От сатиры – к фантастике.
- Побываем на балу у Сатаны?!
Бал Сатаны.
Что мы понимаем под словом Мастер?
- Слово «Мастер », противопоставляющее булгаковского героя пошлому писательскому миру, означает человека, наделенного творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни.
- Это наставник, образец для подражания, «художник милостью божьей».
- Что роднит Мастера и Булгакова?
- Что общего между Мастером и Иешуа?
- Что сломило Мастера?
- Почему Мастер получает покой?
- Как образ Мастера помогает решить проблему ответственности человека?
История любви Булгакова и Елены Сергеевны.
- Автобиографический характер сюжетной линии Мастера и Маргариты.
- Булгаковы: и Михаил Афанасьевич, и его Маргарита-Елена Сергеевна- нашли свою сверхсилу и сберегли ее до смертного часа в самих себе.
Сюжетная линия Мастера и Маргариты.
- Всем разновидностям несвободы противостоит полная внутренняя независимость Мастера, роднящая его с Иешуа Га-Ноцри.
- Маргарита –по натуре своей вольная птица.
- И в крохотной подвальной квартирке у Арбата воцарилось счастье: свобода, творчество, любовь!
«Рукописи не горят»
- Ограбленный до нитки, отлученный от читателя и зрителя, «запечатанный « в своей квартирке казенными печатями, смертельно больной и сознававший, что дни его сочтены, Булгаков оставался самим собой: не терял ни чувства юмора, ни остроты языка. Значит, не терял свободы!
- Вам, молодым, суждено по-своему прочесть его творения и открыть новые ценности, таящиеся в их глубинах.