СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система уроков по русскому языку по разделу "Возникновение и развитие славянской письменности", 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система уроков по русскому языку по разделу "Возникновение и развитие славянской письменности", 10 класс»

Раздел 9. Система уроков по § 28-32


Урок 35. Возникновение и развитие славянской письменности. § 28-29, упр.98 (2).

Цели:

1. Расширить знания и представления учащихся об истории возникновения письма и его роли в развитии человечества.

2. Развивать интерес к истории письменности и культуре своего народа, подготовка мотивированных учащихся к олимпиадам и конкурсам по русскому языку.

3. Воспитать у учащихся бережное отношение к родному языку.


Предварительно дано задание:

1. Прочитать § 28-30, составить план.

2. Индивидуальное задание. Прочитать статью в Интернете «История старославянской письменности». https://zen.yandex.ru/media/id/5e2441a7fe289100b147fa75/istoriia-staroslavianskoi-pismennosti-5edf3a2e4ecd9312b61011f0

Подготовить сообщение об альтернативной точке зрения на время возникновения кириллицы.


Ход урока:

Эпиграф к уроку:

Нет «примитивных» народов, эпох, культур и религий, у каждой своя мудрость и красота. Примитивными бываем мы сами в нашей собственной лени и невежестве, в нашем нежелании что-либо знать. (МАРИЯ СЕМЁНОВА, «Мы – славяне!»)

1. Задание: кратко прокомментировать эпиграф. Объяснить значение слова «примитивный».


2. Беседа по параграфу 28.

- Что нового узнали?

- Пользуясь планами, передайте кратко содержание микротем текста параграфа.

- Ответьте на вопросы (вынесены в презентацию):

1. Когда, кто и зачем обратился к византийскому императору Михаилу III?

2. Как называлась миссия, в состав которой входили Кирилл и Мефодий?

3. Что такое «глаголица»?

4. На какой язык ориентировалась кириллица?

5. Для чего создан старославянский язык? Как он еще назывался?

6. Как назывался древнейший русский почерк?

7. С какого века изменения в русском языке закрепляются законодательно? Кто стал инициатором процесса?

8. 23 декабря 1917 г. Народный комиссариат просвещения издал декрет. Какой? Под чьим руководством?


3. Познакомимся с альтернативной точкой зрения на происхождение глаголицы и кириллицы. Выступление подготовленного ученика.


4. Изучение кириллицы (стр.160-161).

- Какие буквы вышли из употребления?

- У каких букв изменились очертания?

- Внешний облик букв кириллицы позволил использовать их названия в переносном значении. Попробуйте объяснить, в каком значении используются выделенные слова в следующих фразах:

Смотрите, смотрите: на ногах не держится. Эдакое мыслете он всякий день пишет (Гоголь. Женитьба).

У стенки фертик молодой/ Стоит картинкою журнальной. (Пушкин).


5. Исследование:

На сколько букв меньше стало в современном алфавите? С чем это связано, как вы поняли? Используйте материал § 29.


6. Какие приёмы использовали переводчики при переводе текстов с греческого на славянский? (Стр. 162).


7. Работа по группам (6 вариантов заданий).


1 группа.

1) Определите значение греческих и латинских морфем в словах. Продолжите список.

Зоология, зоопарк.

Акватория, акварель, аквариум.

2) Письменно объясните, как вы понимаете значение поговорки 2 из упр. 100. Оформите как научную мини-статью.


2 группа.

1) Определите значение греческих и латинских морфем в словах. Продолжите список.

Автомат, автореферат, автономный.

Авиаконструктор, авиалайнер, авиаметеостанция.

2) Письменно объясните, как вы понимаете значение поговорки 5 из упр. 100. Оформите как научную мини-статью.


3 группа.

1) Определите значение греческих морфем в словах. Продолжите список.

Витамин, Виталий

астрология, астронавт

2) Письменно объясните, как вы понимаете значение поговорки 7 из упр. 100. Оформите как научную мини-статью.


4 группа.

1) Определите значение греческих морфем в словах. Продолжите список.

андроид, скафандр

амфитеатр, амфора

2) Письменно объясните, как вы понимаете значение поговорки 8 из упр. 100. Оформите как научную мини-статью.


5 группа.

1) Определите значение греческих и латинских морфем в словах. Продолжите список.

Генетика, фосген

Гиппарх, ипподром

2) Письменно объясните, как вы понимаете значение поговорки 9 из упр. 100. Оформите как научную мини-статью.


6 группа.

1) Определите значение греческих морфем в словах. Продолжите список.

Биология, биосфера, биогенетика.

Полигон, полиглот, полиметаллический.

2) Письменно объясните, как вы понимаете значение поговорки 11 из упр. 100. Оформите как научную мини-статью.


Домашнее задание: §§ 30-31. Познакомиться с материалом параграфов. Знать ответы на вопросы: Чем ведает графика? В чём заключается особенность русской графики? Что такое орфография? Упр. 102.



Урок 36. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. § 30-31.


Цели:

1. Расширить знания и представления учащихся об алфавите, графике и орфографии.

2. Развивать речь, мышление, творческие способности учащихся.


1. Грамматическая разминка. На доске высказывание из Интернета. Задание: найти две грамматические ошибки.

Когда люди изобрели язык и письменность, то их способность к изменениям увеличилась в тысячу раз. Теперь в процессе обучения мы уже не ограничены лишь тем, чему нас могут научить наши родители. С того момента, когда мы научились читать, мы становимся свободными. (Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка).


2. Репродукция предыдущего урока: зачитываются некоторые наиболее удачные работы по объяснению значения поговорок.


3. Проверка домашнего задания.

- Чем ведает графика?

- В чём заключается особенность русской графики?


Упр. 102. Вспоминаем, что такое приложение и как оно обособляется. Приводим примеры.


4. Работа с § 31. Выделите основные микротемы статьи.

(1. Орфография – это…

2. 10-12 вв. – фонетическое письмо. 12-17 – падение редуцированных.

3. 17 – первые работы по орфографии.

4. 10 октября 1918 г. – особый декрет Совета народных комиссаров. Установлены правила написания.

5. 1956 – «Правила русской орфографии и пунктуации».

6. 1988 – воссоздание Орфографической комиссии Академии наук.

7. 2005 – новое издание «Русского орфографического словаря» объемом около 180 тысяч словарных единиц.)


5. Исследовательская работа: упр. 103. Работа в парах. Оформить в виде таблицы. При проверке учитываем, кто больше различий заметил.


6. Упр. 104 – устно. Дома: оформить в виде статьи в научном стиле.


Домашнее задание: § 32 (изучить). Упр. 104 – письменно.

Индивидуальное задание: прочитать статью из Интернета «Основные разделы и принципы русской орфографии». Дополнить материал параграфа, приготовить сообщение. Возможно, в виде презентации.

https://interneturok.ru/lesson/russian/fakultativ/orfoepiya-orfografiya/osnovnye-razdely-i-printsipy-russkoy-orfografii


Урок 37. Принципы русской орфографии.

Цели:

1. Усвоить, какие разделы русской орфографии существуют. Знать принципы русской орфографии.

2. Развивать речь, критическое мышление.


Ход урока:

1. Орфоэпическая разминка

некролог

столяр

обеспечение

ходатайство

гравировать

усугубить

баловать

астролог

в сети

умерший

холеный


2. Выступление подготовленного ученика. Наблюдения над статьёй из Интернета.


3. Контрольные вопросы по материалу параграфа. Продолжите:

Орфография – это

Морфологический принцип

Фонетический принцип

Традиционный принцип

Дифференцирующий принцип

Слитно-раздельно-дефисный принцип


4. Проблемное задание.

Познакомьтесь с отрывком статьи из Интернета. Выскажите своё мнение по поводу проекта «Предложений по усовершенствованию русской орфографии». Какой принцип русской орфографии предлагали участники проекта взять за основу изменений?


С выходом в свет «Правил русской орфографии и пунктуации» 1956 г. наша орфография стала более последовательной и единообразной, однако сохранялись многие трудные для усвоения правила со множеством исключений. Так, остаются сложными правила о написании гласных в корнях некоторых слов: расти, но росла, цифра, но цыпленок; правописание некоторых сложных слов девяностолетие, сороконожка, но сорокалетие; правила о написании удвоенных согласных: ветреный, но безветренный; нет достаточных оснований для сохранения ь в конце слов после шипящих в формах 2-го лица единственного числа глаголов настоящего и будущего простого времени (читаешь, прочитаешь) и в наречиях (настежь, наотмашь), так как ь здесь не может указывать на мягкость предшествующих согласных ж, ш (в современном русском языке ж, ш всегда твердые), а на форму 2-го лица единственного числа глагола достаточно четко указывали бы окончания -еш, -иш и без ь. Что касается наречий, то по существующим в настоящее время правилам наречия пишутся не только с мягким знаком после шипящих, но и без мягкого знака: уж, замуж, невтерпеж.

Остающиеся в русской орфографии излишние сложности и многие исключения вызвали уже в начале 60-х гг. новые призывы к дальнейшему совершенствованию орфографии. И в ноябре 1962 г. при Институте русского языка Академии наук СССР была вновь создана Орфографическая комиссия. Комиссия подготовила проект «Предложений по усовершенствованию русской орфографии», который был опубликован в сентябре 1964 г. в газетах «Известия», «Советская Россия», «Учительская газета», а также в 6-ом номере журнала «Русский язык в национальной школе». В проекте содержались следующие предложения:

1) отменить букву ъ и оставить один разделительный знак - ь: объем, подъезд;

2) после буквы ц писать и, а не ы: циркуль, циган, огурци;

3) после ж, ч, ш, щ писать ь только в качестве разделительного знака и не писать в конце слов: ночью, рожью, но ноч, рож, доч, читаеш, спряч, сплош;

4) после ж, ч, ш, щ писать под ударением о, а без ударения - е: жо'лтый, жо'лудь, чо'рный, шо'в, що'ки, но желте'ть, желуде'й, чер- не'ть, щека';

5) в корнях -гар-, -рост- писать безударные гласные в соответствии с ударными: загара'ть (зага'р), рости' (ро'ст);

6) в иноязычных словах отменить написание двойных согласных, не поддержанных произношением: асимиляция, тенис.

Предлагались и другие изменения правил русского правописания. Многие из этих предложений привели бы к отмене явно устаревших написаний, основанных на традиционном принципе, а также написаний, противоречащих основному принципу орфографии. Предложения комиссии были логичны и сделали бы русскую орфографию более простой и доступной, их поддерживали многие учителя русского языка и большинство лингвистов. Но при широком обсуждении в печати у большинства неспециалистов они вызвали резкую критику, и «Предложения по усовершенствованию русской орфографии» были отвергнуты.

Работа над усовершенствованием русской орфографии продолжается и в наше время.


5. Задания на закрепление материала.


Задание. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите ведущий принцип орфографии. Доверч..вый, услужл..вый, усидч..вый, заносч..вый, вспыльч..вый, вежл..вый, дроз.., тру..ка, здра(?)ствуй, по..вёл, по..сказал, ..гибать, к..ридор, г..лерея, к..ллектив.


Задание. Запишите слова с орфограммой «о-ё после шипящих» в два столбика, обоснуйте свой выбор. Определите ведущий принцип орфографии. Освещ..н, сч..т, заш..л, горяч.., ш..в, ч..порный, расч..ска, свеж.., ш..лковый, сургуч..м, отра..женный, скворч..нок, этаж..м, суш..ный, печ..т, ноч..вка, сж..г, ж..лтый.


Задание. Определите, в каких словах удвоенная согласная. Определите ведущий принцип орфографии. Ко(л/лл)аж, анте(н/нн)а, ба(с/сс)ейн, бата(л/лл)ист, ба(л/лл)аст, ветре(н/нн)ик, па(с/сс)аж, криста(л/лл), во(з/зз)вание, пери(л/лл)а, о(п/пп)онент, те(р/рр)ариум, га(л/лл)юцинация, э(л/лл)ипс, гости(н/нн)ая, гри(п/пп)овать, диску(с/сс)ия, ка(л/лл)играфия, ко(л/лл)ичество.


Домашнее задание: Упр. 105 – на оценку.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!