СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система опорных сигналов для уроков по теме "Жизнь первобытных людей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке даны опорные сигналы по темам раздела "Жизнь первобытных людей": 

"Древнейшие люди" ,"Родовые общины", "Зарождение искусства и религиозных верований", "Появление земледелия и скотоводства", "Развитие ремесел"

Каждый опорный сигнал сопровожден  текстом, являющимся кратким содержанием данной темы и неполным текстом, с который учащиеся могут заполнить, работая с опорным сигналом

Просмотр содержимого документа
«Урок 1.Древнейшие люди»



Древнейшие люди.

1.Древнейшие люди появились _____________- лет назад на территории__________________, где _________________________ _климат .Они внешне были похожи на _______________________: лоб____________________,нос был_______________________,нижняя челюсть ______________________, над бровями находился____________________, под которым скрывались глаза. Передвигались они ___________________, осанка у них была __________________,а руки __________________________. Общались они с помощью _________________________. Мозг древнего человека был меньше, чем у _________________, больше чем у ___________________________. Группы людей, которые объединялись для совместной жизни, назывались________________________.2 Древнейшие люди добывали себе пищу с помощью___________________и_______________________.Они ели собранные _______________,_______________,____________________. Охотились на______________и_______________, которых добывали _____________________________и______________________________. 3 Основное отличие первого человека от обезьян умение создавать__________________________: ____________________,________________,______________________,Человек, который освоил эту деятельность ,назывался «____________________________».4. Большим достижением древних людей было то, что они овладели ___________________, который получили во время _______________ или ___________________________. Это позволило им употреблять в пищу_____________________________, ночью им стало ________________и _____________________, и безопаснее, так как звери __________________________.


Древнейшие люди.

1.Древнейшие люди появились 2млн. лет назад на территории_Восточной Африки, где благоприятный _климат .Они внешне были похожи на обезьян: лоб уходил назад ,нос былприплюснутый ,нижняя челюсть выдавалась вперед, над бровями находился валик , под которым скрывались глаза. Передвигались они прыжками , осанка у них была полусогнутая ,а руки свисали до колен. Общались они с помощью звуков. Мозг древнего человека был меньше, чем у современного, больше чем у обезьяны. Группы людей, которые объединялись для совместной жизни, назывались человеческим стадом. 2.Древнейшие люди добывали себе пищу с помощью охоты и собирательства.Они ели собранные корни, плоды, яйца . Охотились на зебр и антилоп, которых добывали отнимая у хищников или догоняя слабых_. 3. Основное отличие первого человека от обезьян умение создавать орудия труда : палку-копалку,дубину, рубило. Человек, который освоил эту деятельность ,назывался «человек умелый ».4. Большим достижением древних людей было то, что они овладели огнем, который получал возможно во время грозы или извержения вулкана. Это позволило им употреблять в пищу печеное мясо, ночью им стало тепло и светло, и безопасно, так как звери боялись огня.





Просмотр содержимого документа
«Урок 2. Родовые общины»

Родовые общины охотников и собирателей

1._________________ лет назад изменился внешний облик человека. У него увеличился _______________, он стал общаться при помощи ___________.Этого человека называют_____________ ___________.Из Африки люди расселились в ______________ и __________________.Выжить в суровом климате им помогло то, что они владели ____________, умели изготавливать ____________ из __________________.Жилищем им служили ___________________, а если их не было в данной местности, люди строили _______________ или ________________.2.Появились новые орудия труда ____________ и __________________. Копье стали делать с _____________________ .Изменились способы охоты. Теперь лошадей, бизонов, оленей люди ________________________________, на других животных_____________,_________________,____________________делали ловушки. Но эти звери постепенно исчезли .Для охоты на быстрых , мелких животных люди изобрели ___________ и ______________________. Для ловли крупной рыбы человек использовал_______________ . 3.Группы людей, живущих совместно стали называться ___________________________, потому что в них жили _____________________. Принцип жизни этих коллективов можно выразить словами____________________ и ________________________. Каждый здесь получал ________________________ .Все было __________________. Мужчины добывали пищу ___________________________, а женщины занимались ___________________, готовили _________________, заботились о ____________________.


Родовые общины охотников и собирателей

1.40 лет назад изменился внешний облик человека. У него увеличился мозг, он стал общаться при помощи речи .Этого человека называют человек разумный. Из Африки люди расселились в Европу и Азию .Выжить в суровом климате им помогло то, что они владели огнем, умели изготавливать одежду из шкур .Жилищем им служили пещеры, а если их не было в данной местности, люди строили шалаши или копали землянки . 2.Появились новые орудия труда скребки и проколки. Копье стали делать с каменным наконечником. Изменились способы охоты. Теперь лошадей, бизонов, оленей люди загоняли к обрыву , на других животных мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей_делали ловушки. Но эти звери постепенно исчезли .Для охоты на быстрых , мелких животных люди изобрели лук и стрелы. Для ловли крупной рыбы человек использовал гарпун 3.Группы людей, живущих совместно стали называться родовой общиной, потому что в них жили сородичи. Принцип жизни этих коллективов можно выразить словами один за всех и все за одного. Каждый здесь получал долю .Все было общее. Мужчины добывали пищу охотой, а женщины занимались собирательством, готовили еду, заботились о детях





Просмотр содержимого документа
«Урок 3. Зарождение религии»

Возникновение искусства и религиозных верований.

1.Около__________лет назад археолог __________________ в пещере около деревни _______________ в _______________ обнаружил рисунки древнего человека. Там было изображено стадо ______________. Позднее рисунки первобытных людей обнаружены в других странах. На них изображены _______________, ______________.2. Древние люди думали, что если они изобразят животное в глубине пещеры, то __________________________. А если изобразить раненое животное, то ______________________. 3.Человек верил, что в каждом обитает сверхъестественное существо - ____________, которое во сне покидает тело. Если она не вернется, то человек _____________. Это существо после смерти человека поселяется в далекой _________________, поэтому в могилу умершего они клали ___________________________. Вера в колдовство, оборотней, жизнь после смерти называется__________________. 4. Для первобытных людей все в природе было ___________________.В любом растении, камне, туче, молнии, ветре обитает _______________. Самые могущественные ___________ -это _______________. Некоторых из них люди изображали в виде ___________________, которые были похожи на зверя или человека. К ним можно обратиться с просьбой _______________, сделать подарок ______________________, но можно на них рассердиться и даже ______________.

Возникновение искусства и религиозных верований

1. Около 150 лет назад археолог Саутуола в пещере около деревни Альтамира в Испании обнаружил рисунки древнего человека. Там было изображено стадо бизонов. Позднее рисунки первобытных людей обнаружены в других странах. На них изображены олени, мамонты. 2.Древние люди думали, что если они изобразят животное в глубине пещеры, то оно не уйдет . А если изобразить раненое животное, то охота будет успешной. Человек верил, что в каждом обитает сверхъестественное существо - душа, которое во сне покидает тело. Если она не вернется, то человек умрет. Это существо после смерти человека поселяется в далекой «стране мертвых», поэтому в могилу умершего они клали все, необходимое для жизни. Вера в колдовство, оборотней, жизнь после смерти называется религией. 4. Для первобытных людей все в природе живое .В любом растении, камне, туче, молнии, ветре обитает дух. Самые могущественные духи -это боги. Некоторых из них люди изображали в виде идола, которые были похожи на зверя или человека. К ним можно обратиться с просьбой молитвой, сделать подарок жертву, но можно на них рассердиться и даже наказать .



Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Земледелие и скотоводство»

Первобытное земледелие и скотоводство.

1.Более ___________ лет назад на территории ___________ из _________________ возникло ___________________. Первые культурные растения-___________ и ___________. Участок леса для посева___________________ каменным топором, а затем деревья _________________. Поля располагались обычно около __________________. Для обработки земли использовали _____________________, колосья срезали ___________________, сделанным из ______________ с вкладышами из __________________________. 2.Примерно в то же время из _________________ возникло __________________. Первым домашним животным была _______________. Затем человек стал разводить _______________,____________,________________,______________. Теперь жизнь человека зависела не столько от ___________________, сколько от ______________. 3.Первобытные люди научились плести ______________, в них хранили фрукты и рыбу. Если ее обмазать ________________, то в нее можно насыпать _____________, но ___________ держать нельзя. Затем люди научились лепить ___________________ из __________________ и обжигать ее на костре. В такой посуде можно было ____________________. Женщины освоили _____________________ и ____________________. Для этого был изобретен простейший __________________ станок. Люди стали носить одежду из ____________ и _______________. Мужчины освоили такие способы обработки камня , как _________________,_______________,_________________. Лук использовали для того, чтобы добыть __________________, и сделать в камне _________________. 4. Родовыми общинами управляли _______________, самые опытные и мудрые старики. Несколько родовых общин, живущих на одной территории объединялись в _______________, которым управлял ______________________________.

Первобытное земледелие и скотоводство.

1.Более 10 тысяч лет назад на территории Передней Азии из собирательства возникло земледелия . Первые культурные растения- ячмень и пшеница. Участок леса для посева вырубался каменным топором, а затем деревья сжигались. Поля располагались обычно около водоема. Для обработки земли использовали мотыги_, колосья срезали серпом, сделанным из кости с вкладышами из каменных пластин. 2.Примерно в то же время из охоты возникло скотоводство. Первым домашним животным была собака. Затем человек стал разводить свиней, коз ,овец, коров . Теперь жизнь человека зависела не столько от природы, сколько от труда. 3.Первобытные люди научились плести корзины, в них хранили фрукты и рыбу. Если ее обмазать глиной, то в нее можно насыпать зерно, но воду держать нельзя. Затем люди научились лепить посуду из глины и обжигать ее на костре. В такой посуде можно было варить. Женщины освоили прядение и ткачество. Для этого был изобретен простейший ткацкий станок. Люди стали носить одежду из шерсти и льна. Мужчины освоили такие способы обработки камня , как шлифовка, пиление, сверление. Лук использовали для того, чтобы добыть огонь , и сделать в камне отверстие. 4. Родовыми общинами управляли старейшины, самые опытные и мудрые старики. Несколько родовых общин, живущих на одной территории объединялись в племя, которым управлял совет старейшин.





Просмотр содержимого документа
«Урок 5. Развитие ремесел»

Развитие ремесел, появление неравенства и знати

1.Около ________ лет назад на территории _________________- изобретено новое ремесло _________________. Сначала они работали с _______________. Кузнец, гончар, ювелир- это __________________. Они не занимались земледелием или скотоводством, а __________________ продуктами с односельчанами. 2.На смену мотыге пришел ______________. Для пахоты стали использовать ____________. Это позволило распахивать ______________ поля, рыхлить _______________ землю. Урожаи стали ____________________. Теперь каждая семья общины имела свои _____________, ________, ______________. Урожай принадлежал ___________. Одни семьи становились _____________ , а другие _________________. Появилось ____________. На смену родовой общине пришла ______________. Общими оставались только ________________________,________________________,_____________________.

3.Для ведения военных действий против других племен выбирали ____________________, который присваивал себе большую часть __________________________. Дети __________________ и _________________ пользовались почетом .Они стали называться ________________. Власть теперь передавалась ______________________. На_______________ работали лучшие __________________. Пленников, захваченных во время войны они делали своими _________________. Крупные поселения превращались в ________________, где жили ______________________ и _______________, которые работали на них.


Развитие ремесел, появление неравенства и знати

1.Около 9 тысяч лет назад на территории Передней Азии - изобретено новое ремесло кузнечное. Сначала они работали с медью. Кузнец, гончар, ювелир- это ремесленники. Они не занимались земледелием или скотоводством, а обменивались продуктами с односельчанами. 2.На смену мотыге пришел плуг. Для пахоты стали использовать быков. Это позволило распахивать большие поля, рыхлить разную землю. Урожаи стали больше.3. Теперь каждая семья общины имела свои землю, орудия труда, скот. Урожай принадлежал семье . Одни семьи становились богаче , а другие беднее. Появилось неравенство. На смену родовой общине пришла соседская. Общими оставались только лес, пастбище, водоем.

4.Для ведения военных действий против других племен выбирали вождя, который присваивал себе большую часть добычи. Дети старейшин и вождей тоже пользовались почетом .Они стали называться знатью. Власть теперь передавалась по наследству. На знать работали лучшие ремесленники. Пленников, захваченных во время войны они делали своими рабами. Крупные поселения превращались в города, где жили знать и ремесленники, которые работали на них.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!