СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценивания в соответствии с ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может помочь начинающим педагогам при реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Система оценивания в соответствии с ФГОС»

"Система оценивания в соответствии с ФГОС"

Оценочная деятельность учителя  Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным .  Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.  Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Оценочная деятельность учителя

  • Оценивание является постоянным процессом.
  • Оценивание может быть только критериальным .
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.
Модели оценочной деятельности: ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА: учитель, ученик, ОУ и родители ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА: государственные службы  В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой. Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.  В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания  аттестация: мониторинг: выпускник система образования

Модели оценочной деятельности:

ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА:

учитель, ученик,

ОУ и родители

ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА:

государственные

службы

В системе оценивания в начальной школе используется преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом или школой.

Внешняя оценка, проводимая различными независимыми службами: мониторинговые исследования, аттестация ОУ. Результаты не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания

аттестация:

мониторинг:

выпускник

система

образования

Три вида оценивания :  стартовая диагностика; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;  итоговое оценивание.

Три вида оценивания :

  • стартовая диагностика;
  • текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
  • итоговое оценивание.

Формы контроля и учета достижений:  ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ - устный опрос  - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания   В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся. - графическая работа - доклад  - изложение - творческая работа

Формы контроля и учета достижений:

ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктанты

- контрольное списывание

- тестовые задания

В текущем оценивании используются субъективные методы (наблюдения, самооценка и самоанализ) и методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

- графическая работа

- доклад

- изложение

- творческая работа

Формы контроля и учета достижений:  ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ  - диагностическая контрольная работа  - диктанты  - изложение  Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника. - контроль техники чтения

Формы контроля и учета достижений:

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

- диагностическая контрольная работа

- диктанты

- изложение

Итоговое оценивание происходит в конце года, а затем в конце обучения в начальной школе. Наиболее целесообразно проводить итоговое оценивание в форме накопительной оценки. Такая оценка предполагает синтез всей накопленной за 4 года обучения информации об учебных достижениях школьника.

- контроль техники чтения

Формы контроля и учета достижений:  ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах Также учитывается и внеурочная деятельность ученика. - творческий отчет

Формы контроля и учета достижений:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • участие в выставках, конкурсах,
  • соревнованиях

- активность в проектах и программах

Также учитывается и внеурочная деятельность ученика.

- творческий отчет

Формы и методы оценки:   Метапредметные Диагностика диагностические результатов работы личностного развития  Какие же появляются новые формы и методы оценки?  Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки. Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.

Формы и методы оценки:

Метапредметные

Диагностика

диагностические

результатов

работы

личностного

развития

Какие же появляются новые формы и методы оценки?

Приоритетным в диагностике (контрольные работы) становятся теперь вместо репродуктивных заданий (воспроизведение информации) продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Новые методы и формы оценки: метапредметные диагностические работы и диагностика результатов личности развития.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

Помимо привычных контрольных работ, теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, требующие от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий

Метапредметные результаты (1класс)

Регулятивные УУД 1.Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные УУД 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.1

Коммуникативные УУД 1..Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Коммуникативные

УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Воспринимать объединяющую роль России  как государства  2. Проявлять уважение к своей семье,  ценить взаимопомощь и взаимоподдержку   3. Принимать образ «хорошего ученика». 4. Внимательно относиться к собственным  переживаниям и переживаниям других .  Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику. 5. Выполнять правила личной гигиены  6. Внимательно относиться к красоте  окружающего мира  7. Адекватно воспринимать оценку учителя

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Воспринимать объединяющую роль России

как государства

2. Проявлять уважение к своей семье,

ценить взаимопомощь и взаимоподдержку

3. Принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным

переживаниям и переживаниям других .

Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и др.). В любом случае такая диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Всё это достаточно интимная сфера, поэтому работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

5. Выполнять правила личной гигиены

6. Внимательно относиться к красоте

окружающего мира

7. Адекватно воспринимать оценку учителя

Процедура оценки. Что контролировать и оценивать?  2. Кто оценивает? 3. Как оценивать? 4. Где фиксировать результаты? .  Школой выдвигает для себя набор требований ( правил) к выставлению оценки.  Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.  Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.  За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, - ставится отдельная отметка.  Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).  За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся все ученикам. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную. 5. Когда ставить отметку?  6. По какой шкале оценивать?

Процедура оценки.

  • Что контролировать и оценивать?

2. Кто оценивает?

3. Как оценивать?

4. Где фиксировать результаты? .

Школой выдвигает для себя набор требований ( правил) к выставлению оценки.

  • Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.
  • Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку.
  • За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, - ставится отдельная отметка.
  • Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).
  • За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся все ученикам. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную.

5. Когда ставить отметку?

6. По какой шкале оценивать?

Критерии оценки. Качественная оценка Отметка – баллы успешности Не достигнут даже необходимый уровень (б. у.) 5-бальная отметка Пустой кружок – обязательное задание, которое так и не удалось выполнить  2 (неудовлетво-рительно).  Возможность исправить!  Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности. Рассмотреть нулевой уровень (не достигнут даже необходимый уровень).

Критерии оценки.

Качественная оценка

Отметка – баллы успешности

Не достигнут даже необходимый уровень

(б. у.)

5-бальная отметка

Пустой кружок – обязательное задание, которое так и не удалось выполнить

2 (неудовлетво-рительно).

Возможность исправить!

Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности.

  • Рассмотреть нулевой уровень (не достигнут даже необходимый уровень).

Критерии оценки. Качественная оценка Отметка – баллы успешности Необходимый уровень (б. у.) 5-бальная отметка 1 б.у. – частичное освоение 2 б.у. – полное освоение 3 (удовл.)  Возможность исправить! 4 (хорошо). Право изменить!   Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Критерии оценки.

Качественная оценка

Отметка – баллы успешности

Необходимый уровень

(б. у.)

5-бальная отметка

1 б.у. – частичное освоение

2 б.у. – полное освоение

3 (удовл.)

Возможность исправить!

4 (хорошо).

Право изменить!

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где потребовалось применить сформированные умения и усвоенные знания.

Критерии оценки. Качественная оценка Отметка – баллы успешности Программный уровень. (б. у.) 5-бальная отметка 3 б.у. – частичное освоение 4 б.у. – полное освоение 4+ (близко к отлично)  Право изменить ! 5 (отлично).  Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Критерии оценки.

Качественная оценка

Отметка – баллы успешности

Программный уровень.

(б. у.)

5-бальная отметка

3 б.у. – частичное освоение

4 б.у. – полное освоение

4+ (близко к отлично)

Право изменить !

5 (отлично).

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой теме, либо старые знания и умения, но в новой, непривычной ситуации.

Критерии оценки. Качественная оценка Отметка – баллы успешности Максимал. (б. у.) 5-бальная отметка уровень. 5 б.у. – приближение к макс. уровню. 6 б.у. – полное освоение 5+ или 5 и 5  (превосходно) 5+ или 5 и 5 (превосход- но)  Необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.  Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок темы), который изучали в этот отрезок учебного времени.  Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.

Критерии оценки.

Качественная оценка

Отметка – баллы успешности

Максимал.

(б. у.)

5-бальная отметка

уровень.

5 б.у. – приближение к макс. уровню.

6 б.у. – полное освоение

5+ или 5 и 5

(превосходно)

5+ или 5 и 5 (превосход-

но)

Необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения.

Итоговые оценки и отметки (за четверть, полугодие) рекомендуется определять не просто за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок темы), который изучали в этот отрезок учебного времени.

Итоговая отметка – это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их возможной пересдачи.

Итоговая комплексная работа

в системе оценочной

деятельности учителя.

Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компететность ребёнка в решении разнообразных проблем.

Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы – с1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому даётся ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы – установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.

Итоговая комплексная работа состоит из двух частей – основной и дополнительной.

В основной части работы шесть заданий. Они направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые служат опорой в дальнейшем обучении. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся, а полученные результаты можно рассматривать как показатель успешности достижения учеником базового уровня требований.

В отличие от заданий основной части задания дополнительной части имеют более высокую сложность. Выполнение заданий дополнительной части для учащегося необязательно – они выполняются только на добровольной основе. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий может рассматриваться как показатель достижения учеником повышенного уровня требований.

В дополнительной части содержится пять заданий, из которых первоклассникам для получения поощрительных баллов предлагается выполнить, как минимум, три по своему выбору.

Задания как основной, так и дополнительной части строятся на основе текста, по которому предлагается четыре варианта итоговых комплексных работ.

Аналогичные задания во всех вариантах направлены на проверку одних и тех же умений и навыков, однако сложность заданий незначительно варьируется за счёт содержательного контекста или особенностей формулировки задания. При этом первый и второй варианты работы полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся.

Если в классе есть хорошо подготовленные дети, которые показали высокие результаты при стартовой диагностике и успешно учились в течение всего первого года в школе, им целесообразно предложить четвёртый вариант, задания в котором несколько сложнее по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.

Детям, которые к концу 1 класса ещё недостаточно включились в учебный процесс, целесообразно предложить третий вариант.

Задания третьего варианта несколько упрощены по сравнению с заданиями первого и второго вариантов.

ЭТО ВАЖНО! Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание.

В зависимости от уровня подготовки класса целесообразно затратить на проведение раборты два,три или даже четыре урока, в

течение которых учащиеся могут работать в своём индивидуальном темпе по 20-25 минут на каждом уроке.

ЭТО ВАЖНО! Время выполнения работы ограничивать не рекомендуется.

-Рассмотреть текст и задания каждого варианта по группам.

Оценка достижения планируемых результатов ФГОС 2004 г. ФГОС 2011 г.   Нет в Стандарте Результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень образования

Оценка достижения планируемых результатов

ФГОС 2004 г.

ФГОС 2011 г.

Нет в Стандарте

Результаты итоговой оценки используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень образования

 Цель проведения мониторинга –  обеспечение сопровождения введения ФГОС начального образования в образовательных учреждениях.  Исследование носит комплексный характер : выполнение итоговых работ; заполнение карт первоклассников;  анкетирование учителей, родителей учащихся начальной школы; заполнение бланков «Настроение», измерение самооценки  первоклассниками.

Цель проведения мониторинга –

обеспечение сопровождения введения ФГОС начального образования в образовательных учреждениях.

Исследование носит комплексный характер :

  • выполнение итоговых работ;
  • заполнение карт первоклассников;
  • анкетирование учителей, родителей учащихся начальной школы;
  • заполнение бланков «Настроение», измерение самооценки первоклассниками.
Мониторинг образовательных достижений учащихся 1 классов (2012 год) Рекомендации   по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов  Рекомендации по оценке выполнения итоговых работ для учащихся 1 классов в рамках мониторинга образовательных достижений Рекомендации по интерпретации результатов

Мониторинг образовательных достижений учащихся 1 классов (2012 год)

  • Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов
  • Рекомендации по оценке выполнения итоговых работ для учащихся 1 классов в рамках мониторинга образовательных достижений
  • Рекомендации по интерпретации результатов
Регистрационные данные

Регистрационные данные

Подведение итогов Анализ и интерпретация результатов Выстраивание индивидуальных траекторий обучения Создание условий для эффективного обучения

Подведение итогов

  • Анализ и интерпретация результатов
  • Выстраивание индивидуальных траекторий обучения
  • Создание условий для эффективного обучения
  Мониторинг Результаты мониторинга могут быть использованы для установления динамики учебных достижений учащихся только в самом образовательном учреждении. По результатам мониторинга образовательные учреждения не сравниваются.
  • Мониторинг
  • Результаты мониторинга могут быть использованы для установления динамики учебных достижений учащихся только в самом образовательном учреждении.
  • По результатам мониторинга образовательные учреждения не сравниваются.
Основной акцент деятельности учителя Конструирование вместе с детьми «инструментов» для освоения действий контроля и оценки в их учебной деятельности»

Основной акцент деятельности учителя

  • Конструирование вместе с детьми «инструментов» для освоения действий контроля и оценки в их учебной деятельности»
Оценка: - важный элемент нашего существования - показатель качества работы и ее исполнения

Оценка:

  • - важный элемент нашего существования
  • - показатель качества работы и ее исполнения

Цель перехода на безотметочную систему  Не самоцель, а формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника как основа будущей учебной самостоятельности учеников

Цель перехода на безотметочную систему

Не самоцель, а формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьника как основа будущей учебной самостоятельности учеников

Реализация «безотметочного обучения» Сохраняет оценку НО предлагает выставлять ее не в пятибалльной шкале, а использовать иные формы и способы

Реализация «безотметочного обучения»

  • Сохраняет оценку
  • НО предлагает выставлять ее не в пятибалльной шкале, а использовать иные формы и способы
Положительное: Способствует формированию у учащихся оценочной самостоятельности Позволяет отслеживать реальные индивидуальные достижения каждого в сравнении с его предыдущими результатами, а не природных задатков и индивидуальных способностей Определять направление дальнейших действий ученика Носит менее травмирующий характер Не является орудием манипуляций психологического давления на ребенка со стороны учителя и родителей Влияет на повышение интереса к обучению, работоспособности, активности учащихся, снижает тревожность

Положительное:

  • Способствует формированию у учащихся оценочной самостоятельности
  • Позволяет отслеживать реальные индивидуальные достижения каждого в сравнении с его предыдущими результатами, а не природных задатков и индивидуальных способностей
  • Определять направление дальнейших действий ученика
  • Носит менее травмирующий характер
  • Не является орудием манипуляций психологического давления на ребенка со стороны учителя и родителей
  • Влияет на повышение интереса к обучению, работоспособности, активности учащихся, снижает тревожность
Обратная связь Безотметочная система должна быть понятной и детям и родителям Должна давать необходимую содержательную информацию

Обратная связь

  • Безотметочная система должна быть понятной и детям и родителям
  • Должна давать необходимую содержательную информацию
Оценка. Отметка. Оценка – это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего-либо Отметка – это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика

Оценка. Отметка.

  • Оценка – это мнение (человека) о ценности, уровне или качестве чего-либо
  • Отметка – это установленное (государством) обозначение степени знаний ученика
Правила оценочной безопасности Не скупиться на похвалу Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение «На ложку дегтя – бочка меда» Ставить перед ребенком только конкретные цели «За двумя зайцами…» Формула «опять ты НЕ…» - верный путь выращивания НЕУДАЧНИКА Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценкой

Правила оценочной безопасности

  • Не скупиться на похвалу
  • Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение
  • «На ложку дегтя – бочка меда»
  • Ставить перед ребенком только конкретные цели
  • «За двумя зайцами…»
  • Формула «опять ты НЕ…» - верный путь выращивания НЕУДАЧНИКА
  • Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценкой
Три принципа оценивания навыков Отметка, как социальный инструмент манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована , чтобы каждое усилие ребенка было оценено отдельно Оценка учителя – это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие КРИТЕРИИ оценки Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота

Три принципа оценивания навыков

  • Отметка, как социальный инструмент манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована , чтобы каждое усилие ребенка было оценено отдельно
  • Оценка учителя – это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны получить от учителя однозначные, предельно четкие КРИТЕРИИ оценки
  • Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота
«Линеечка» Ретроспективная Прогностическая

«Линеечка»

  • Ретроспективная
  • Прогностическая
К А П

К

А

П

Как оценивать в баллах письменные работы Оценочные шкалы все время разные Дети участвуют в их разработке вместе с учителем Выбор оценочной шкалы должен зависеть от типа оцениваемого задания, то есть обладать относительностью

Как оценивать в баллах письменные работы

  • Оценочные шкалы все время разные
  • Дети участвуют в их разработке вместе с учителем
  • Выбор оценочной шкалы должен зависеть от типа оцениваемого задания, то есть обладать относительностью
 Математика  решение уравнений На доске Решение уравнения учеником k-x-e=b 1) x=k-e-b Оценки 2) x=d-(b+e)  +  + x+c+n=d 1) x=d-c-n  +

Математика решение уравнений

На доске

Решение уравнения учеником

k-x-e=b

1) x=k-e-b

Оценки

2) x=d-(b+e)

+

+

x+c+n=d

1) x=d-c-n

+

 Математика   оценивание задачи Анализ текста и описание его с помощью таблицы – 3 балла Заполнение таблицы известными и неизвестными данными – 3 балла Решение – 2 балла Необычный способ решения – 2 балла Правильное оформление решения – 3 балла

Математика оценивание задачи

  • Анализ текста и описание его с помощью таблицы – 3 балла
  • Заполнение таблицы известными и неизвестными данными – 3 балла
  • Решение – 2 балла
  • Необычный способ решения – 2 балла
  • Правильное оформление решения – 3 балла
 Математика  оценивание задач  (дополнение) Написано красиво – 3 балла Запись правильно расположена – 2 балла Ошибки исправлены аккуратно – 1 балл Нет исправлений – 2 балла

Математика оценивание задач (дополнение)

  • Написано красиво – 3 балла
  • Запись правильно расположена – 2 балла
  • Ошибки исправлены аккуратно – 1 балл
  • Нет исправлений – 2 балла
Сводная таблица  ФИО уч - ка № 1 Женя К. максимум  № 2 Маша Е.  4 максимум № 3  4 максимум  4 № 4  2  2 № 5  максимум  1 максимум  4  4  2  5  4  4 Всего  максимум  5  2  19  4  19  13

Сводная таблица

ФИО

уч - ка

1

Женя К.

максимум

2

Маша Е.

4

максимум

3

4

максимум

4

4

2

2

5 максимум

1

максимум

4

4

2

5

4

4

Всего максимум

5

2

19

4

19

13

Технологическая карта текстовых задач № п/п Содержание модулей учебного предмета 1 На нахождение целого По 2 На нахождение части 1 3 Ряд 2 На увеличение на несколько единиц Ков 4 3 Вый На уменьшение на несколько единиц 5 … На сравнение

Технологическая карта текстовых задач

№ п/п

Содержание модулей учебного предмета

1

На нахождение целого

По

2

На нахождение части

1

3

Ряд

2

На увеличение на несколько единиц

Ков

4

3

Вый

На уменьшение на несколько единиц

5

На сравнение

 Русский язык  примерная работа  (С)утра по радио (об)явили: ожидается сильный ветер и снег. В(?)юга началась (перед)обедом. (По)дул резкий ветер, небо (за)тянулось тучами, (по)шел снег. А ветер все усиливался.  Ого, да это уже настоящий буран! (Раз)яренный ветер б(?)ет случайных прохожих колючим снегом, старается (с)валить (с)ног.  Буря (у)тихла так же внезапно, как (на)летела. (В)тучах (по)явился небольшой (про)свет, и (под)яркими лучами (за)ходящего солнца (за)искрились сугробы (у) (под)ездов домов.

Русский язык примерная работа

(С)утра по радио (об)явили: ожидается сильный ветер и снег. В(?)юга началась (перед)обедом. (По)дул резкий ветер, небо (за)тянулось тучами, (по)шел снег. А ветер все усиливался.

Ого, да это уже настоящий буран! (Раз)яренный ветер б(?)ет случайных прохожих колючим снегом, старается (с)валить (с)ног.

Буря (у)тихла так же внезапно, как (на)летела. (В)тучах (по)явился небольшой (про)свет, и (под)яркими лучами (за)ходящего солнца (за)искрились сугробы (у) (под)ездов домов.

 Задания на доске Списать текст 2. Раскрыть скобки, предлоги записать отдельно, приставки слитно 3. Там, где следует вставить Ъ или Ь 4. Записать текст аккуратно и разборчиво

Задания на доске

  • Списать текст

2. Раскрыть скобки, предлоги записать отдельно, приставки слитно

3. Там, где следует вставить Ъ или Ь

4. Записать текст аккуратно и разборчиво

 Оценивание работы 1. Списать текст – 5 баллов 2. Раскрыть скобки, предлоги записать отдельно, приставки слитно – 10 баллов 3. Там, где следует вставить Ъ или Ь – 5 баллов 4. Записать текст аккуратно и разборчиво -5 баллов

Оценивание работы

1. Списать текст – 5 баллов

2. Раскрыть скобки, предлоги записать отдельно, приставки слитно – 10 баллов

3. Там, где следует вставить Ъ или Ь – 5 баллов

4. Записать текст аккуратно и разборчиво -5 баллов

Диагностическая карта  (индивидуальная) да та 18.09 Балл 14.10 3 из 6 Ск. слов спи- 27.10 59 из 62 сано вер- 50% 15.11 но 7 из 12 28.11 95 10 из 11 % 14.12 47 из 48 58% 23.12 12 из 12 91 итог 8 из 98 % %  9 100% 146 из 89 % 160 83 %

Диагностическая карта (индивидуальная)

да

та

18.09

Балл

14.10

3 из 6

Ск. слов спи-

27.10

59 из 62

сано вер-

50%

15.11

но

7

из 12

28.11

95

10 из 11

%

14.12

47 из 48

58%

23.12

12 из 12

91

итог

8 из

98

%

%

9

100%

146

из

89 %

160

83 %

Таблицы могут быть разные  Кто их заполняет  1.Учитель все делает сам 2.Учитель собирает работы на проверку, потом раздает проверенные работы ученикам, дети сами подсчитывают свои ошибки и делают запись в таблице 3.Проверка тоже может быть отдана «на откуп» ученикам

Таблицы могут быть разные

Кто их заполняет

1.Учитель все делает сам

2.Учитель собирает работы на проверку, потом раздает проверенные работы ученикам, дети сами подсчитывают свои ошибки и делают запись в таблице

3.Проверка тоже может быть отдана «на откуп» ученикам

Только ли таблицы? 1. Графики 2. Листы индивидуальных достижений 3. Тетрадь открытий 4. Портфолио ученика

Только ли таблицы?

1. Графики

2. Листы индивидуальных достижений

3. Тетрадь открытий

4. Портфолио ученика

сентябрь

октябрь

ноябрь

январь

декабрь

февраль

март

апрель

май

График .

Приведем примеры двух способов оценочной деятельности.

1 КЛАСС.

На каждом уроке за правильно выполненную работу( демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение УУД и активности на уроке) учащиеся получают жетоны разных цветов и формы.

Каждую неделю в «тетрадь успехов» (ученическая тетрадь) ученик вклеивает узор из геометрических фигур, полученных за неделю, и анализирует свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.

Каждый месяц, собирая тетради, учитель подсчитывает результаты. Затем в соответствии с этими данными строится диаграмма, характеризующая прогресс ученика по каждому предмету в течение месяца. Построение диаграмм продолжается на протяжении всего учебного года.

Периодически учителем, совместно с учащимися и родителями проводится анализ учебных достижений.

В ходе анализа можно определить:

  • На каких уроках ребёнок в большей степени активен;
  • Какой предмет ребёнку интереснее других;
  • Какова результативность учебной деятельности учащегося;
  • Каково качество усвоения отдельных тем;
  • Какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
  • Каков общий уровень успеваемости в классе за отдельный период.

50

40

32

30

20

18

28

21

16

ПОРТФОЛИО ученика Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика предлагают ввести портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решения о переводе на следующую степень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отиеток в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

ПОРТФОЛИО

ученика

Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика предлагают ввести портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решения о переводе на следующую степень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отиеток в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных) накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

Фотография 1. 2. Моя семья.    Нарисуй портрет своей семьи    Родословное дерево    Чем я люблю заниматься           Напиши о себе (как умеешь): Меня зовут___________________ Я родился ___ (число/месяц/год) Я живу в _________________ Мой адрес  56

Фотография

1.

2.

Моя семья.

Нарисуй портрет своей семьи

Родословное дерево

Чем я люблю заниматься

Напиши о себе (как умеешь):

Меня зовут___________________

Я родился ___ (число/месяц/год)

Я живу в _________________

Мой адрес

56

3. 4.   Я ученик .  Мой класс    Я могу делать  Я хочу научиться в этом году…  Я научусь в этом году  Мои друзья  Я читаю.    Мой первый учитель                      Я ученик (Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)  - Я могу делать - Я хочу научиться в этом году… - Я научусь в этом году ( Составляется вместе с учителем на уроке) Предмет – Чему научусь – Рисунок или пример Рус. Яз. … … Математика … … Литер. Чтен. … … Окр. Мир. … … 57

3.

4.

Я ученик .

  • Мой класс

  • Я могу делать
  • Я хочу научиться в этом году…
  • Я научусь в этом году
  • Мои друзья
  • Я читаю.

  • Мой первый учитель

  • Я ученик

(Выкладывается лист диагностики проведенной учителем на первых уроках в школе («напиши буквы, какие ты знаешь, цифры, нарисуй и т.д.»)

- Я могу делать

- Я хочу научиться в этом году…

- Я научусь в этом году ( Составляется вместе с учителем на уроке)

Предмет – Чему научусь – Рисунок или пример

Рус. Яз. … …

Математика … …

Литер. Чтен. … …

Окр. Мир. … …

57

6. 5. Страницы раздела «Коллектор»    Мой распорядок дня  Правила поведения в школе  Законы жизни класса  Примерный список литературы   для самостоятельного    и семейного чтения.  План – памятка Решения задачи  Памятка   «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»   Памятка   «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»   Памятка, как поступать в    стрессовых ситуациях   (пожар, опасность и пр.)  Памятка: Правила общения     Мой распорядок дня Можно оформить в виде таблицы Утро – дела – рисунок День – дела – рисунок Вечер – дела – рисунок 58

6.

5.

Страницы раздела «Коллектор»

  • Мой распорядок дня
  • Правила поведения в школе
  • Законы жизни класса
  • Примерный список литературы

для самостоятельного

и семейного чтения.

  • План – памятка Решения задачи
  • Памятка

«КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»

  • Памятка

«РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»

  • Памятка, как поступать в

стрессовых ситуациях

(пожар, опасность и пр.)

  • Памятка: Правила общения

  • Мой распорядок дня

Можно оформить в виде таблицы

Утро – дела – рисунок

День – дела – рисунок

Вечер – дела – рисунок

58

7. 8.  «Мои достижения»    Раздел «Рабочие материалы»    Моя лучшая работа  Задание, которое мне больше   всего понравилось   Я прочитал ……. книг.  Что я теперь знаю,  чего не знал раньше?    Что я теперь умею,   чего не умел раньше?  Мои цели и планы на следующий    учебный год: …………..  Чему я еще хочу научиться?  Какие книги прочитать?  Мое участие в школьных и   классных мероприятиях   Мои проекты  Продукты совместного творчества   (с родителями, одноклассниками)     Раздел «Рабочие материалы» На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы. 59

7.

8.

«Мои достижения»

Раздел «Рабочие материалы»

  • Моя лучшая работа
  • Задание, которое мне больше

всего понравилось

  • Я прочитал ……. книг.
  • Что я теперь знаю,

чего не знал раньше?

  • Что я теперь умею,

чего не умел раньше?

  • Мои цели и планы на следующий

учебный год: …………..

  • Чему я еще хочу научиться?
  • Какие книги прочитать?
  • Мое участие в школьных и

классных мероприятиях

  • Мои проекты
  • Продукты совместного творчества

(с родителями, одноклассниками)

  • Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

59

 «Тетради открытий»

«Тетради открытий»

Условия для введения безотметочной системы обучения «Стыковка» (начальная школа и основная) «Стыковка» (семьи и школы) «Стыковка» (администрация и учителя, договор о приемлемых формах внутришкольного контроля)

Условия для введения безотметочной системы обучения

  • «Стыковка» (начальная школа и основная)
  • «Стыковка» (семьи и школы)
  • «Стыковка» (администрация и учителя, договор о приемлемых формах внутришкольного контроля)
 Этапы   Принятие школой единой «оценочной политики» Работа методических объединений Работа учителей в режиме безотметочного обучения  Выработать общее положение о безотметочного обучения

Этапы

  • Принятие школой единой «оценочной политики»
  • Работа методических объединений
  • Работа учителей в режиме безотметочного обучения

Выработать общее положение о безотметочного обучения

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!