СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы учителя истории и обществознания по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Едигый госэкзамен позволяет установить уровень усвоения участниками ЕГЭ федерального стандарта

Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя истории и обществознания по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ»

   Система работы  учителя истории и обществознания по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ 900igr.net

Система работы учителя истории и обществознания по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ

900igr.net

Единый государственный экзамен по обществознанию и истории является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Единый государственный экзамен по обществознанию и истории является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

На основании отчета ФИПИ  можно вывести следующие рекомендации при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию 2010 г.: Уделять особое внимание заданиям на установление структурно-функциональных и причинно-следственных связей объектов. Прорабатывать обобщенные понятия: при подготовке конкретизировать их фактами, примерами (как из области обществознания, так и из смежных областей). При подготовке к ЕГЭ по обществознанию моделировать различные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами.

На основании отчета ФИПИ можно вывести следующие рекомендации при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию 2010 г.:

  • Уделять особое внимание заданиям на установление структурно-функциональных и причинно-следственных связей объектов.
  • Прорабатывать обобщенные понятия: при подготовке конкретизировать их фактами, примерами (как из области обществознания, так и из смежных областей).
  • При подготовке к ЕГЭ по обществознанию моделировать различные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами.
Регулярно заниматься с фрагментами научно-популярных текстов с целью найти, интерпретировать и прокомментировать полученную из них информацию. Пользоваться материалами СМИ, анализировать и интерпретировать их. Желающим получить высший балл на ЕГЭ по обществознанию нужно научиться анализировать и оценивать полученную из текста информацию в заданиях высокого уровня сложности
  • Регулярно заниматься с фрагментами научно-популярных текстов с целью найти, интерпретировать и прокомментировать полученную из них информацию. Пользоваться материалами СМИ, анализировать и интерпретировать их.
  • Желающим получить высший балл на ЕГЭ по обществознанию нужно научиться анализировать и оценивать полученную из текста информацию в заданиях высокого уровня сложности
 Важно помнить, что  Основная подготовка выпускников к ЕГЭ по истории и обществознанию, осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но начиная с 7-9 кл.   Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ.  Основная цель ЕГЭ - обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗы и устранить субъективность в оценке знаний выпускников школ. При проведении ЕГЭ по всей России применяются однотипные задания и единая шкала отметки.

Важно помнить, что

  • Основная подготовка выпускников к ЕГЭ по истории и обществознанию, осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но начиная с 7-9 кл.

  • Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ.
  • Основная цель ЕГЭ - обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗы и устранить субъективность в оценке знаний выпускников школ. При проведении ЕГЭ по всей России применяются однотипные задания и единая шкала отметки.
Даже умение правильно заполнять экзаменационные бланки - все это чрезвычайно важно и обеспечивает уверенное поведение школьников на экзамене, он чувствует себя свободнее, комфортнее. Следует отработать с учащимися правила заполнения бланков, провести ряд проверочных работ с модулированными бланками. Система разработки заданий, а также система их распределения по регионам и школам разработана так, что угадать, какие задания достанутся конкретному региону, школе, и тем более выпускнику - практически невозможно. Поэтому всякого рода
  • Даже умение правильно заполнять экзаменационные бланки - все это чрезвычайно важно и обеспечивает уверенное поведение школьников на экзамене, он чувствует себя свободнее, комфортнее. Следует отработать с учащимися правила заполнения бланков, провести ряд проверочных работ с модулированными бланками.
  • Система разработки заданий, а также система их распределения по регионам и школам разработана так, что угадать, какие задания достанутся конкретному региону, школе, и тем более выпускнику - практически невозможно. Поэтому всякого рода "доставания нужных" вариантов решений является заведомо обманом.

Практические советы  учителям и ученикам    ( из опыта работы).

Практические советы учителям и ученикам

( из опыта работы).

 Как можно чаще используйте проверку знаний в тестовой форме. Следует настроить учеников на то, что тестовые задания могут быть разного типа:  выбор правильного ответа, верно или неверно, закончите предложение, заполните пробелы, с использованием рисунков, графиков, диаграмм, восстановите последовательность и т.п.

Как можно чаще используйте проверку знаний в тестовой форме. Следует настроить учеников на то, что тестовые задания могут быть разного типа:

  • выбор правильного ответа,
  • верно или неверно,
  • закончите предложение,
  • заполните пробелы,
  • с использованием рисунков, графиков, диаграмм,
  • восстановите последовательность и т.п.
 Рекомендации ученикам Для того чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоиться. Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ.  Ищите смысловые и структурные связи. Используйте ассоциации. Начинайте восхождение от простых к более сложным заданиям. Каждое задание имеет свой ключ, обычно он «прячется» в его же формулировке. Внимательно читайте условия задания, выделяйте в нем ключевые слова, составляйте опорную схему ответа на экзаменационный вопрос Старайтесь давать больше развернутых, но обоснованных ответов. В совокупности ваши ответы позволяют представить работу целостной, логически выстроенной, содержательно полной

Рекомендации ученикам

  • Для того чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоиться.
  • Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ.
  • Ищите смысловые и структурные связи.
  • Используйте ассоциации.
  • Начинайте восхождение от простых к более сложным заданиям.
  • Каждое задание имеет свой ключ, обычно он «прячется» в его же формулировке. Внимательно читайте условия задания, выделяйте в нем ключевые слова, составляйте опорную схему ответа на экзаменационный вопрос
  • Старайтесь давать больше развернутых, но обоснованных ответов. В совокупности ваши ответы позволяют представить работу целостной, логически выстроенной, содержательно полной
Методические рекомендации для учителя Проведение в выпускных классах диагностирующего тематического и промежуточного тестирования( по завершению изучения тем и крупных разделов).  Систематическое проведение и оценка выполнения индивидуальных работ по отдельным заданиям на каждый из проверяемых на экзамене способов деятельности. Например, сравнения социальных объектов путем заполнения таблиц, конкретизации теоретических положений с помощью примеров, анализа и интерпретации текста как источника информации и т.д. Обучение составлять графический анализ статистических данных. Овладение данной методикой позволяет учащимся успешно справляться с такими заданиями как анализ простейших графиков. .  Дальнейшее усиление получила составляющая, направленная на оценку предметной компетентности, т.е. умений применять предметные знания и умения в различных ситуация. В этом случае очень помогает кейс-метод (ситуационная методика ), который позволяет теоретические предметные знания применять к жизненным ситуациям.

Методические рекомендации для учителя

  • Проведение в выпускных классах диагностирующего тематического и промежуточного тестирования( по завершению изучения тем и крупных разделов).
  • Систематическое проведение и оценка выполнения индивидуальных работ по отдельным заданиям на каждый из проверяемых на экзамене способов деятельности. Например, сравнения социальных объектов путем заполнения таблиц, конкретизации теоретических положений с помощью примеров, анализа и интерпретации текста как источника информации и т.д.
  • Обучение составлять графический анализ статистических данных. Овладение данной методикой позволяет учащимся успешно справляться с такими заданиями как анализ простейших графиков. .
  • Дальнейшее усиление получила составляющая, направленная на оценку предметной компетентности, т.е. умений применять предметные знания и умения в различных ситуация. В этом случае очень помогает кейс-метод (ситуационная методика ), который позволяет теоретические предметные знания применять к жизненным ситуациям.
ПОПС- метод    Ученик высказывает: П-позицию ( объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, : “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”); О-обоснование  (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”); П-пример  (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”; С-следствие  (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, : “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”). Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

ПОПС- метод

Ученик высказывает:

  • П-позицию ( объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, : “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);
  • О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);
  • П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;
  • С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, : “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.

Правила составления плана Общие правила составления плана при работе с текстом Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.   Составление сложного плана  Внимательно прочитайте изучаемый материал. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана). Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана). Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Правила составления плана

Общие правила составления плана при работе с текстом

  • Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
  • Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
  • Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
  • Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Составление сложного плана

  • Внимательно прочитайте изучаемый материал.
  • Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
  • Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
  • Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Как выбрать тему эссе? Понятен ли мне смысл высказывания, что хотел  сказать автор? 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? 3. Согласен ли я с приведенным высказыванием, как выразить свое отношение к нему? 4. Какие обществоведческие термины нужны мне для грамотного обоснования своей точки зрения? 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?

Как выбрать тему эссе?

  • Понятен ли мне смысл высказывания,

что хотел сказать автор?

2. С какими основными проблемами

обществознания связана данная тема?

3. Согласен ли я с приведенным высказыванием,

как выразить свое отношение к нему?

4. Какие обществоведческие термины нужны мне

для грамотного обоснования своей точки зрения?

5. Какие привести примеры из истории,

общественной жизни, своего жизненного опыта?

   Что может усилить и украсить эссе:  Краткая информация об авторе высказываний.  ( например: «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.)  Имена его предшественников, последователей или научных противников.

Что может усилить и украсить эссе:

  • Краткая информация об авторе высказываний.

( например: «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.)

  • Имена его предшественников, последователей или научных противников.
Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.  Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
  • Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
  • Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
Copyright   Пичугина Валерия «Можно ли потрогать время» 2007 Copyright   Пичугина Валерия «Можно ли потрогать время» 2007 Клише , которые можно использовать при написании эссе

Copyright Пичугина Валерия «Можно ли потрогать время» 2007

Copyright Пичугина Валерия «Можно ли потрогать время» 2007

Клише , которые можно использовать при написании эссе

Экзаменационная модель ЕГЭ по обществознанию и истории постоянно совершенствуется на основе анализа результатов, получаемых в ходе проведения экзамена. Вместе с тем динамика изменений, нацеленных на поиск модели экзамена, наиболее адекватной целям и задачам изучения обществознания в школе, не затрагивает общих концептуальных подходов к итоговой проверке уровня знаний и умений по предмету.

Экзаменационная модель ЕГЭ по обществознанию и истории постоянно совершенствуется на основе анализа результатов, получаемых в ходе проведения экзамена.

Вместе с тем динамика изменений, нацеленных на поиск модели экзамена, наиболее адекватной целям и задачам изучения обществознания в школе, не затрагивает общих концептуальных подходов к итоговой проверке уровня знаний и умений по предмету.

 В помощь учителю и ученику рекомендуются материалы сайта ФИПИ ( http://www.fipi.ru )   На сайте ФИПИ размещены следующие нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ: - Аналитический отчет «Результаты единого государственного экзамена 2009 года»; - документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года; - учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом; - методические письма прошлых лет; - обучающая компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ»; - тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов.

В помощь учителю и ученику рекомендуются материалы сайта ФИПИ ( http://www.fipi.ru )

  • На сайте ФИПИ размещены следующие нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ:
  • - Аналитический отчет «Результаты единого государственного экзамена 2009 года»;
  • - документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года;
  • - учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом;
  • - методические письма прошлых лет;
  • - обучающая компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ»;
  • - тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов.
Желаю удачи!

Желаю удачи!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Посмотрите вебинар для учителей к началу учебного года

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!