Просмотр содержимого документа
«Система работы учителя истории и обществознания по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ»
Система работы учителя истории и обществознания по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ
900igr.net
Единый государственный экзамен по обществознанию и истории является формой государственного контроля и позволяет установить уровень освоения участниками ЕГЭ федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего, среднего (полного) общего образования и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
На основании отчета ФИПИ можно вывести следующие рекомендации при подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию 2010 г.:
- Уделять особое внимание заданиям на установление структурно-функциональных и причинно-следственных связей объектов.
- Прорабатывать обобщенные понятия: при подготовке конкретизировать их фактами, примерами (как из области обществознания, так и из смежных областей).
- При подготовке к ЕГЭ по обществознанию моделировать различные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами.
- Регулярно заниматься с фрагментами научно-популярных текстов с целью найти, интерпретировать и прокомментировать полученную из них информацию. Пользоваться материалами СМИ, анализировать и интерпретировать их.
- Желающим получить высший балл на ЕГЭ по обществознанию нужно научиться анализировать и оценивать полученную из текста информацию в заданиях высокого уровня сложности
Важно помнить, что
- Основная подготовка выпускников к ЕГЭ по истории и обществознанию, осуществляется не только в течение всего учебного года в старшей школе, но начиная с 7-9 кл.
- Исключительно важным становится целенаправленная и специально планируемая подготовка школьников к ЕГЭ.
- Основная цель ЕГЭ - обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗы и устранить субъективность в оценке знаний выпускников школ. При проведении ЕГЭ по всей России применяются однотипные задания и единая шкала отметки.
- Даже умение правильно заполнять экзаменационные бланки - все это чрезвычайно важно и обеспечивает уверенное поведение школьников на экзамене, он чувствует себя свободнее, комфортнее. Следует отработать с учащимися правила заполнения бланков, провести ряд проверочных работ с модулированными бланками.
- Система разработки заданий, а также система их распределения по регионам и школам разработана так, что угадать, какие задания достанутся конкретному региону, школе, и тем более выпускнику - практически невозможно. Поэтому всякого рода "доставания нужных" вариантов решений является заведомо обманом.
Практические советы учителям и ученикам
( из опыта работы).
Как можно чаще используйте проверку знаний в тестовой форме. Следует настроить учеников на то, что тестовые задания могут быть разного типа:
- выбор правильного ответа,
- верно или неверно,
- закончите предложение,
- заполните пробелы,
- с использованием рисунков, графиков, диаграмм,
- восстановите последовательность и т.п.
Рекомендации ученикам
- Для того чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоиться.
- Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ.
- Ищите смысловые и структурные связи.
- Используйте ассоциации.
- Начинайте восхождение от простых к более сложным заданиям.
- Каждое задание имеет свой ключ, обычно он «прячется» в его же формулировке. Внимательно читайте условия задания, выделяйте в нем ключевые слова, составляйте опорную схему ответа на экзаменационный вопрос
- Старайтесь давать больше развернутых, но обоснованных ответов. В совокупности ваши ответы позволяют представить работу целостной, логически выстроенной, содержательно полной
Методические рекомендации для учителя
- Проведение в выпускных классах диагностирующего тематического и промежуточного тестирования( по завершению изучения тем и крупных разделов).
- Систематическое проведение и оценка выполнения индивидуальных работ по отдельным заданиям на каждый из проверяемых на экзамене способов деятельности. Например, сравнения социальных объектов путем заполнения таблиц, конкретизации теоретических положений с помощью примеров, анализа и интерпретации текста как источника информации и т.д.
- Обучение составлять графический анализ статистических данных. Овладение данной методикой позволяет учащимся успешно справляться с такими заданиями как анализ простейших графиков. .
- Дальнейшее усиление получила составляющая, направленная на оценку предметной компетентности, т.е. умений применять предметные знания и умения в различных ситуация. В этом случае очень помогает кейс-метод (ситуационная методика ), который позволяет теоретические предметные знания применять к жизненным ситуациям.
ПОПС- метод
Ученик высказывает:
- П-позицию ( объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, : “Я считаю, что смертная казнь не нужна…”);
- О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнасилований, убийств…”);
- П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, используя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”;
- С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, : “В связи с этим (сохранением смертной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).
Самое главное, что дает применение данной технологии, ученики высказывают свою точку зрения, отношение к предложенной проблеме.
Правила составления плана
Общие правила составления плана при работе с текстом
- Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
- Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
- Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
- Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Составление сложного плана
- Внимательно прочитайте изучаемый материал.
- Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
- Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
- Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.
Как выбрать тему эссе?
- Понятен ли мне смысл высказывания,
что хотел сказать автор?
2. С какими основными проблемами
обществознания связана данная тема?
3. Согласен ли я с приведенным высказыванием,
как выразить свое отношение к нему?
4. Какие обществоведческие термины нужны мне
для грамотного обоснования своей точки зрения?
5. Какие привести примеры из истории,
общественной жизни, своего жизненного опыта?
Что может усилить и украсить эссе:
- Краткая информация об авторе высказываний.
( например: «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «крупный философ-экзистенциалист» и др.)
- Имена его предшественников, последователей или научных противников.
- Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
- Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
Copyright Пичугина Валерия «Можно ли потрогать время» 2007
Copyright Пичугина Валерия «Можно ли потрогать время» 2007
Клише , которые можно использовать при написании эссе
Экзаменационная модель ЕГЭ по обществознанию и истории постоянно совершенствуется на основе анализа результатов, получаемых в ходе проведения экзамена.
Вместе с тем динамика изменений, нацеленных на поиск модели экзамена, наиболее адекватной целям и задачам изучения обществознания в школе, не затрагивает общих концептуальных подходов к итоговой проверке уровня знаний и умений по предмету.
В помощь учителю и ученику рекомендуются материалы сайта ФИПИ ( http://www.fipi.ru )
- На сайте ФИПИ размещены следующие нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ:
- - Аналитический отчет «Результаты единого государственного экзамена 2009 года»;
- - документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ по обществознанию 2010 года;
- - учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом;
- - методические письма прошлых лет;
- - обучающая компьютерная программа «Эксперт ЕГЭ»;
- - тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов.
Желаю удачи!