Системы счисления. Разбор типового задания ЕГЭ 16
Разработка урока учителя МОУ лицей № 42
Бойко Веры Владимировны
2018
Тематические блоки и тренинг по заданиям
Раздел
Теория
Системы счисления
Практика
Позиционные системы счисления: основание, базис, цифры. Правила перевода из P-ичной системы счисления в десятичную систему счисления и обратно. Перевод из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и обратно. Хранение отрицательных чисел в компьютере. Алгоритм получение дополнительного кода числа. Правила выполнения арифметических действий в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления
Информация и ее кодирование
№ 1, 16
Кодирование текстовой информации. Понятие кодировки текста. Структура кодировок текста. Алфавитный и вероятностный подход к измерению количества информации. Мощность алфавита. Формула Шеннона. Принципы кодирования чисел в позиционных системах счисления. Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала. Единицы измерения информации. Связь между единицами информации. Равномерное и неравномерное кодирование. Правило Фано. Растровое и векторное графическое изображение. Разрешение изображения. Глубина цвета. Палитра. Кодирование цвета в моделях RGB, CMYK, HSB. Расчет объема памяти, отводимого изображению. Кодирование звука. Расчет объема звукового файла.
№ 5, 10, 13, 9
( слайд из презентации В.Т. Филиппова Модульная модель организации подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ )
Тема урока: Позиционные системы счисления. Разбор задания 16 ЕГЭ
Цель урока .
- Показать общие свойства позиционных систем счисления. Показать применение систем счисления при решении уравнений некоторого типа как одного из возможных вариантов задания 16 в КИМах ЕГЭ.
Задачи урока
- Закрепить представления об позиционных системах счисления;
- Систематизировать имеющиеся представления учащихся о системах счисления;
- Научить применять знания различных систем счисления в конкретных примерах.
перевод чисел из десятичной системы счисления в произвольную:
1. Целая часть числа представляется по степеням основания новой системы счисления.
- Как один из вариантов представления: деление нацело числа и его частных до получения частного меньше снования и запись остатков от деления в обратном порядке.
- Как один из вариантов представления: деление нацело числа и его частных до получения частного меньше снования и запись остатков от деления в обратном порядке.
- Пример: перевести 344,26 в восьмеричную систему счисления:
- Пример: перевести 344,26 в восьмеричную систему счисления:
344: 8=43( остаток 0)
43: 8=5(остаток 3)
5:8=0 (остаток 5)
Запишем остатки в обратном порядке и получим целое число 530 8
перевод чисел из десятичной системы счисления в произвольную :
2) Дробная часть числа умножается на основание новой системы счисления и целая часть произведения является цифрой числа в новой системе счисления.
Затем дробная часть снова умножается на основание новой системы счисления.
Процесс повторяется пока в дробной части не получим 0 или до определенной точности вычисления.
Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную
- Это представление числа в развернутой форме записи по степеням основания:
- Пример
2 1 0 -1
2А3,4 16 = 2*16 2 +А*16 1 +3*16 0 + 4*16 -1
=2*256+10*16+3+4/16=512+160+3+0,25=675,25 10
Пример
Перевести 344,26 в восьмеричную систему счисления с точностью до 4-х десятичных знаков
Дробная часть 0,26
0,26*8= 2 ,08
0,08*8= 0 ,64
0,64*8= 5 ,12
0,12*8= 0 ,96 можно округлить до 1
Запишем результат 0,26 10 = 0,2051 8 и число 344,26= 530,2051 8
Представление чисел по степеням основания :
Рассмотрим пример в десятичной системе
100 =10 2 - 1 единица и 2 нуля
1000=10 3 - 1 единица и 3 нуля
1 000 000 000= 10 9 -1 единица и 9 нулей
Тогда 10 n = 1 00…0000 - 1 единица и n нулей
Представление чисел по степеням основания:
- Рассмотрим сумму 10 9 + 10 3 :
+ 1 000 000 000 (10 9 - 10 n )
1 000 (10 3 - 10 m )
---------------------
1 000 001 000
- Сколько нулей в сумме ?– 8 ( n -1 нулей)
- Сколько единиц ? - 2 .
Представление чисел по степеням основания :
- 1 000 001 000 (10 9 - 10 n )
1 (10 3 - 10 m )
---------------------
1 000 000 999
- Сколько единиц в числе? 1
- Сколько нулей в числе? 6 (n- m)
- Сколько девяток ? 3 (m)
Представление чисел по степеням основания
Рассмотрим разность этих чисел:
- 1 000 000 000 (10 9 - 10 n )
1 000 (10 3 - 10 m )
---------------------
999 999 000 (10 n -10 m )
т. о. число 10 n -10 m есть :
9999…99 00..00
\ n-m ⁄ \ m /
Представление чисел по степеням основания
Двоичная система счисления.
Она тоже позиционная, поэтому все рассмотренное можно применить и для двоичной системы.
- Число 2 n в двоичной системе записывается как 1 000 …000 2 ( 1 и n нулей – отсутствующие степени основания 2).
- Число 2 n -1 записывается как 1…1 2 ( n единиц - старшая цифра двоичной системы).
Представление чисел по степеням основания
- Число 2 n -2 m представим как 2 m (2 n-m – 1) и это есть (n-m) единиц и m нулей
2 n + 2 n = 2·2 n = 2 n+1
2 n = 2 n+1 - 2 n
-2 n+1 + 2 n = - 2 n - запомним это выражение.
ВЫВОДЫ для любой позиционной системы счисления:
Число a n в системе счисления с основанием a записывается как 1 и n нулей.
Число a n -1 в системе счисления с основанием a записывается как n старших цифр.
a n -1= ( a-1)…….. ( a-1)
\ n раз /
Число a n -a m = a m (a n-m – 1) в системе счисления с основанием a записывается как (n-m) старших цифр и за ними стоят m нулей.
Пример. Дано арифметическое выражение 4 512 + 8 512 – 2 128 – 250 Сколько цифр 1,0 в двоичной записи это выражения.
Алгоритм решения :
Приведем это выражение к единой системе счисления( двоичной):
2 1024 + 2 1536 -2 128 -2 8 + 2 2 +2 1
Запишем выражение по убыванию степеней:
2 1536 + 2 1024 -2 128 -2 8 + 2 2 +2 1
Старшая степень 2 1536 - 1 и 1536 нулей,
всего 1537 цифр.
Алгоритм решения :
2 1536 + 2 1024 -2 128 -2 8 + 2 2 +2 1
Представим выражение -2 128 как -2 128 = -2 129 + 2 128
( формулу мы запоминали )
2 1024 - 2 128 -2 8 представим как 2 1024 - 2 129 + 2 128 - 2 8 ,
т.е. 2 пары вида 2 n -2 m - (n-m) старших цифр и m нулей
Подсчитаем общее количество единиц:
2 1536 - 1 единица
2 1024 -2 129 – (1024- 129) = 895 единиц
2 128 - 2 8 - (128-8)= 120 единиц
2 2 – 1 единица
2 1 - 1 единица.
Итого 1018 единиц.
Число имеет 1537 цифр: 1018 единиц и 1537-1018= 519 нулей.
Ответ : 519 нулей
Домашнее задание
- 197) Значение арифметического выражения: 64 115 + 8 305 – 512 записали в системе счисления с основанием 8. Сколько цифр «7» в этой записи?
- 198) Значение арифметического выражения: 81 2017 + 9 5223 – 81 записали в системе счисления с основанием 9. Сколько цифр «8» в этой записи?
- 199) Значение арифметического выражения: 36 17 + 6 66 – 216 записали в системе счисления с основанием 6. Сколько цифр «5» в этой записи?
Домашнее задание
- 200) Значение арифметического выражения: 25 94 + 5 216 – 125 записали в системе счисления с основанием 5. Сколько цифр «4» в этой записи?
- 201) Значение арифметического выражения: 25 56 + 5 138 – 5 записали в системе счисления с основанием 5. Сколько цифр «4» в этой записи?
Используемые источники:
- http://www.kpolyakov.spb.ru