СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сколько лексических значений имеет слово

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование  умения  построения  и  реализации  новых  знаний  (понятий  "однозначное  и  "многозначное"  слово  на  этапах  мотивации к  изучению   новых  знаний  (отсроченная  отгадка)  и  актуализации,  формирование  деятельностных  способностей  в  процессе  первичного  закрепления  изученного  материала  и  самостоятельной  работы  по  алгоритму

Просмотр содержимого документа
«Сколько лексических значений имеет слово»

Урок 3.

Тема: Сколько лексических значений имеет слово

Цели:

  • Знать понятия однозначные и многозначные слова;

об общем сходстве между разными значениями многозначного слова;

способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова;

  • Уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных;

определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова;

находить в толковом словаре толкование искомого лексического значения однозначного и многозначного слова;

  • Прививать умение пользоваться приемом языкового анализа;

  • Формировать ценностные ориентации школьников.

Тип урока: комбинированный урок

Методические приёмы: метод проблемного изложения (решение лингвистической задачи), наблюдение над языковым материалом, работа с учебником, метод проверки и оценки ЗУН.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания:

1). Упр. 205 (устно)

2). 2-3 ученика зачитывают примеры из составленного ими «Бестолкового словаря».

3). 1 и 2 дополнительные задания.

4). Упр. 220 (взаимопроверка)

2. Подготовка к усвоению знаний.

Отсроченная отгадка.

Говорят, что в день смеха, много лет назад, Христофор Колумб услышал возглас: «Земля!».

«Что такое? – удивился он. – Ведь мы в порту!» - «У вас на туфлях земля, синьор»,- почтительно ответил боцман.

-Попробуйте объяснить, в чем заключается смысл шутки. Очевидно, что все дело в значении слова «земля». Но чем оно необычно?

3. Наблюдение над языковым материалом.

Упражнение 223 (2)

Рассмотрим рисунок.

-Как называются слова, изображенные на рисунке? (однокоренные)

-А мы с вами знаем, что понять значение слова помогает подбор однокоренных слов. Так каким же лексическим значением обладает слово «земля»? (ребята выдвигают свои предположения, затем сверяем ученические варианты толкования слова с толкованием словаря).

-4-


Земля. 1.Планета Солнечной системы.

2. Суша.

3. Почва, поверхность планеты.

4. Страна, государство, территория.

5. Территория, находящаяся в чьём-то владении.

-Мы видим, что слово может иметь не одно лексическое значение.

4.Объяснение нового материала.

Работа с учебником (схема на стр. 70, работа с толковым словарем учебника.

Обращаем внимание на строение словарной статьи для многозначного слова).


5. Закрепление.

1). Упражнение 222 (выполняем устно: составляем предложения со словами «тюль», «огонёк»).

2). Упражнение 223(1, 3)

3). Проверочная работа.

Запись под диктовку:

В языке отражается весь народ и вся его родина; в нем небо отчизны, ее воздух, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной земли, который говорит о любви человека к его иногда суровой родине …

-Что имеет в виду К.Д.Ушинский, говоря о языке русского народа?

Задание:

1. Выпишите из высказывания синонимы.

2. Выпишите однозначные слова. Помните, что однозначными словами являются слова с конкретно-предметным значением, большую часть составляют имена существительные.

3. Задание уровня А: составить 5 предложений со словом «земля» (толкование слова дано на доске).

Задание уровня В-С: докажите, что слова язык, лес, гора являются многозначными. Составьте с ними предложения, учитывая лексическое значение многозначных слов.

6. Подведение итогов урока:

-Сколько лексических значений имеет слово?

-Какие слова называют многозначными? Однозначными?

-Чем отличается словарная статья многозначного слова от статьи однозначного слова?

-На каком же лексическом явлении построена шуточная история о Христофоре Колумбе?

7. Домашнее задание:

Задание уровня В-С :упр. 226, 224, 225(3),

Задание уровня А: п.26, упр.225(3).






Скачать

© 2019 433 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!