СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Скорбные фиалки Холокоста» (для 5-6 классов )

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока « Скорбные фиалки Холокоста» (для 5-6 классов )

Цель урока: актуализировать знания учащихся о Второй мировой войне и Холокосте, показать причины национализма, опасность форм его проявления и возрождения фашизма; развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию;  воспитывать негативное отношение к нацизму и фашизму, воспитывать  чувство толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Просмотр содержимого документа
«« Скорбные фиалки Холокоста» (для 5-6 классов )»

Николаевская общеобразовательная школа 1-3 ступени №24









Урок на тему:

«Скорбные фиалки Холокоста»







Урок разработан учителем

русского языка

и мировой литературы

Костырко Ольгой Владимировной





Николаев

2013 год



Тема урока « Скорбные фиалки Холокоста» (для 5-6 классов )

Цель урока: актуализировать знания учащихся о Второй мировой войне и Холокосте, показать причины национализма, опастность форм его проявления и возрождения фашизма; развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию; воспитывать негативное отношение к нацизму и фашизму, воспитывать чувство толерантности и сострадания к жертвам нацизма.

Объявление темы урока «Скорбные фиалки Холокоста»

Учитель Сегодня мы поговорим о массовом истреблении фашистами еврейского народа во время Второй мировой войны, о Холокосте.

- Какие цели и задания мы ставим перед собой?

- Что вам известно о Второй мировой войне?

- О Холокосте?

В 1933 году еврейское население Европы превышало 9 миллионов человек.

В течение 1933 -1945 годов погибло шесть миллионов евреев: мужчин, женщин и совсем маленьких невинных детей, юношей и девушек, которые так и не стали женихами и невестами, не родились у них детей, не построили они новые дома, не успели реализовать себя, не дала им судьба шанса показать себя хорошими людьми, не успели они прожить свою жизнь…

- Скажите, а почему символом этой страшной трагедии выбрана именно фиалка?

- Какие легенды известны вам об этом нежном весеннем цветке?

1флорист У греков фиалка считалась цветком печали и смерти. Ею убирали смертное ложе и могилы молодых, преждевременно умерших женщин. Фиалка была также эмблемой пробуждения природы и в то же время девизом Афин, которые поэт Пиндар воспевал в своих стихах, показывал, как украшен цветами фиалок город, а скульпторы и живописцы изображали в виде женщины с венком фиалок на голове.

2 флорист По одной из древнегреческих легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил Плутон (Аид) - владыка царства мертвых. Вот почему греки считали фиалку цветком печали и смерти и усыпали этими цветами 
смертное ложе молодых девушек.

1 флорист Согласно другой древнегреческой легенде, бог солнечного света Аполлон преследовал одну из красавиц  дочерей Атласа, и девушка обратилась к Зевсу с

мольбой о помощи. Великий громовержец сжалился и превратил ее в цветущую фиалку. И, наверное, долго пришлось бы находиться фиалке на небесах, если бы цветы не понравились дочери Зевса и Деметры красавице Персефоне. При виде фиалок 
Персефона встала на колени, с любопытством рассматривая каждый их венчик
и выбирая для букета самые свежие и красивые. Тут-то к ней и подкрался 
бог подземного царства Аид. Персефона бросилась прочь от преследователя,
прижимая к груди сорванные фиалки, но Аид все-таки догнал ее. Отчаянно 
отбиваясь, девушка выронила фиалки, и они упали на землю. 

Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия, в горестных поисках дочери 
забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс 
решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью, а
одну треть - в подземном царстве со своим мужем Аидом. 

2 флорист Вот откуда двойственность в почитании цветка у древних греков:

с одной стороны, фиалка - знак траура; с другой - символ оживающей природы. 
У древних римлян фиалка называлась цветком Юпитера. Почти ни одно 
праздничное событие не обходилось без фиалок. Окрестности Рима были 
сплошь усеяны фиалками, которые римляне считали целебными. 

У древних галлов фиалка считалась символом невинности, скромности и девственности. Ею украшали ложе новобрачных и клали в могилу безвременно погибшей невесты. 
Кроткая, застенчивая, скромная - вот самые распространенные эпитеты 
фиалки. От галлов любовь к фиалкам перешла к французам, у которых они стали 
эмблемой вечной верности и постоянства. 
Учитель Красивые легенды о фиалках, древнегреческих богах наверняка знали и нацисты, но в своих жутких целях они начали смертельную погоню за жизнями евреев.

Эпиграф

(звучат «Фортепианные миниатюры» в исполнении учащихся школы)

Всё в жизни тленно,

Всё в земле схоронят…

Для памяти не вырыто могил.

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

Владимир Высоцкий


Учитель

-Как вы понимает слова эпиграфа?

- Что такое Холокост во время Второй мировой войны?

-Когда происходили события, связанные с этой трагедией?

1 историк

Слово «Холокост» происходит от др.греч. «сжигаемый целиком». В ряде европейских языков слово заимствовано из библейского термина «всесожжение».

В Библии – это одна из форм жертвоприношения в храме.

Впервые термин «Холокост» появился в американской публицистике в 60 –х годах 20 ст. и символизировал крематории концлагеря Освенцима.

2 историк

С тех пор 27 января – день освобождения узников нацистского лагеря уничтожения Аушвица(Освенцима).

«Холокост» - наиболее распространенный термин , обозначающий преследования и уничтожение евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти в Германии и до окончания Второй мировой войны в Европе в 1933 -1945 гг.

3 историк

Холоко́ст— систематическое преследование и истребление немецкими нацистами почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

1 историк

Как такое могло случиться в цивилизованной Европе? В 1933 году евреям присвоили статус «неарийцев». Арийцами считали светловолосых и голубоглазых представителей белой расы, которых рассматривал Адольф Гитлер как высшую ступень этой расы и, следовательно, всего человечества.

В связи с этим, евреи были изгнаны с государственной службы, их магазины бойкотировали, книги еврейских авторов подлежали сожжению.

В 1935 году Нюрнбергские законы «О гражданах рейха» и «О защите немецкой чести и немецкой крови» приняли поправки, согласно которым евреи лишались всех гражданских и политических прав, их предприятия и фирмы были переданы арийцам.

2 историк

В 1938 году было создано специальное бюро якобы для «добровольной эмиграции евреев». В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. по всей Германии были сожжены или разрушены 1400 синагог(еврейских церквей), разграблены еврейские дома и магазины, разбиты окна в тысячах еврейских школ и учреждений. Этот погром получил в истории название “Хрустальной ночи”. Более 30 тысяч евреев, в основном люди искусства, художники, музыканты, творческие люди были брошены в концлагеря. Около 300 евреев были убиты, тысячи ранены. В Вене были разрушены 42 синагоги и арестованы 7800 евреев. В одном из немецких отчетов указывалось, что после “Хрустальной ночи” было зарегистрировано 680 случаев самоубийств среди евреев.

3 историк

В 1939 году вышло распоряжение Г.Геринга, одного из первых лиц Германии,

«О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». Кроме того, вышел приказ о создании в городах специальных еврейских кварталов («гетто»). 12 ноября 1938 г., на котором было решено наложить на евреев штраф в миллиард марок и заставить их платить ущерб, нанесенный нееврейскому имуществу во время погрома.

В 1940 году было организовано самое крупное гетто Европы в Варшаве. Треть населения города разместилась на сравнительно небольшой площади в тесноте бараков.

На территории СССР были созданы гетто (специально для евреев).Их насчитывалось около 400 на территории Украины и 200 в Белоруссии, десятки в Прибалке, Молдове, России.

На карте мира начали появляться гетто и концлагеря.

Учитель Жизнь простых людей постепенно превращалась в ад…

Юная жизнерадостная голландская 14-летняя девочка Анна Франк вела дневник, в котором описывала все события, происходившие в ее жизни.

Дневник голландской еврейской девочки Анны Франк - один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым на весь мир. Девушка вместе с родителями и их товарищами скрывалась в доме, каждый день боясь быть обнаруженной и расстрелянной фашистами.

Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года.


(сценка – девочка читает дневник Анны Франк)

Девочка

«В мае 1940 года начались трудные времена: нападение Германии, капитуляция, оккупация и все больше бед и унижений для евреев. Законы, ограничивающие наши права, принимались один за другим. Евреи были обязаны носить желтую звезду, сдать свои велосипеды, не имели права ездить на

трамваях и в автомобилях, даже собственных. Евреи могли посещать магазины только с трех до пяти и пользоваться услугами исключительно еврейских парикмахеров. Евреи не имели права появляться на улице с восьми вечера до шести утра. Им запрещалось ходить в театры, кино и другие подобные учреждения, а также - в бассейн, теннисный корт, на греблю, и вообще заниматься любым видом спорта в общественных местах. С восьми вечера евреи не могли сидеть в собственном саду или в саду у знакомых. Нельзя было ходить в гости к христианам. Учиться позволялось только в еврейских школах. Так мы и жили в ожидании новых запретов. Сестра Джекки говорила: "Боюсь браться за что бы то ни было, а вдруг и это нельзя?"


Утром 4 августа 1944 года перед домом на Принсенграхт 263 остановился автомобиль. Оттуда вышел немецкий офицер Карл Йозеф Зилбербауер, одетый в военную форму, и трое вооруженных голландских сотрудников Зеленой полиции в штатском. Без сомнения, кто-то выдал укрывавшихся в доме людей. Все они были арестованы. Полицейские захватили также все найденные ими деньги и ценности.


Всех людей из Убежища 11 сентября 1944 года без суда доставили в лагерь для заключенных. Обитателей Убежища поместили после ареста в амстердамскую тюрьму, а четыре дня спустя доставили в пересадочный лагерь для евреев. 13 сентября 1944 года, последним транспортом на восток их депортировали в польский концлагерь Освенцим.

Сестры Марго и Анна Франк были депортированы в конце октября 1944 года в концлагерь. Страшные антисанитарные условия лагеря привели к эпидемии тифа, от которого погибли тысячи заключенных, в том числе сестры Франк. Первой умерла Марго, а спустя несколько дней Анна. Дата их смерти приходитсяна конец февраля - начало марта 1945 года. Тела обеих девочек, вероятно, захоронены в общей могиле.

Звучит «Адажио» Альбинони

1 историк

Освенцим – концентрационный лагерь

Около 1 300 000 человек, из которых около 1 000 000 составляли евреи, были умерщвлены в Освенциме в 1941—1945 годах.

Заключённые лагеря делились на классы, что было визуально отражено нашивками на одежде. 6 дней в неделю, кроме воскресенья, заключённые были обязаны работать. Изматывающий график работ и скудная пища стали причиной многочисленных смертей. Лагерь имел 3 отделения.

В лагере Аушвиц 1 существовали отдельные блоки, служившие для различных целей. В блоках 11 и 13 производились наказания для нарушителей правил лагеря. Людей по 4 человека помещали в так называемые «стоячие камеры» размером 90x90 см, где им приходилось стоять всю ночь. Более жёсткие меры подразумевали медленные убийства: провинившихся либо сажали в герметичную камеру, где они умирали от нехватки кислорода, либо просто морили голодом до смерти. Между блоками 10 и 11 находился пыточный двор, где заключённых пытали и расстреливали. 

2 историк

Первая группа, составлявшая примерно ¾ всех привезённых, отправлялась в газовые камеры в течение нескольких часов. В эту группу входили женщины, дети, старики и все те, кто не прошёл медкомиссию по полной пригодности к работе.

В Аушвице 2 было 4 газовые камеры и 4 крематория.

3 историк

Вторая группа заключённых отправлялась на рабскую работу на промышленные предприятия различных компаний. С 1940 года по 1945 годы в комплексе Освенцима были приписаны к фабрикам около 405 тысяч третья группа, в основном близнецы и карлики, отправлялись на различные медицинские эксперименты, заключённых. Из них более 340 тысяч скончались от болезней и избиений, либо были казнены.

Четвёртая группа, преимущественно женщины, отбирались в группу для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов, а также для сортировки личного имущества заключённых, прибывающих в лагерь.

Аушвиц 3 являлся группой из приблизительно 40 небольших лагерей, созданных при фабриках и шахтах вокруг общего комплекса. 


 В 1996 году правительство Германии объявило 27 января, день освобождения Освенцима, официальным днём памяти жертв Холокоста.

Учитель

Жительница нашего села Матвеевка Безушко Анна Григорьевна за организацию подпольной работы в Николаеве и Матвеевки была направлена в концлагерь в Равенсбрюк, а потом в Бухенвальд. О ней мы узнали от её внучки Безух Надежды Фёдоровны, когда собирали материалы для поисковой работы. Вся её семья помогала подпольщикам, а бабушка была связной. Отца сожгли в концлагере , а бабушку Анну Григорьевну пытали, потом тоже отправили в Германию в концлагерь.


Безушко Ганна Григорьевна ,1903 года рождения, беспартийная, участница Николаевского подполья «Центр», который действовал в 1941-1944 годах. Об этом свидетельствуют партийные архивы (фонд№10,дело №43 ).

Некоторое время женщина работала в концлагере на принудительных работах. В одной тюремной камере с ней сидела жена антифашиста Эрнста Тельмана.

Из концлагеря ей удалось сбежать вместе с 4 николаевцами. Они раздобыли клещи, ночью разрезали ограждение из колючей проволоки и сбежали. Спрятались в стоге соломы, который случайно увидели. Очень хотели кушать, но еды не было. В поле обнаружили растущую картошку, голыми руками разрывали землю и ели по ночам сырую картошку 2 -3 недели, постоянно боясь погони, встречи с фашистами… Как вдруг услышали крики «Ура!».Несчастные узники вышли из укрытия. Навстречу им ехала машина с нашими солдатами. Люди начали плакать, когда увидели Анну Григорьевну и её спутников, потому что ужасным выглядели несчастные бывшие узников концлагеря. Людей накормили, отвезли позже домой.

Звучит мелодия Шуберта «Перайя и Лупу»

Учитель

- Какую цветовую гамму вы бы использовали, рассказывая об концлагере? Почему?

- Какие эмоции вы испытывали, когда узнали о зверствах нацистов? Почему?

Чтец

Фиалки нежные проклюнулись не сразу,
и трудно, и непросто из земли. 
Согрело солнце их не по приказу… 
Как не хватает нам такой любви! 


Никто цветы не положил от сердца
тут, в лагере, где погибал народ. 
А можно светлой памятью согреться 
в часы душевных болей и невзгод. 

Приди сюда, мой современник милый, 
и на фиалки посмотри весной. 
Они взошли, где скорбные могилы,
где  мученики обрели покой…

(Фридрих Золотковский. Сборник стихов «Холокост»)

И расцветали фиалки на братских могилах Бухенвальда, Освенцима ,Бабьего Яра….

3 чтец

Звучит красиво - Бухенвальд,
Гора и дол покрыты лесом, 
Но что же мне туманит взгляд? 
В глазах - кровавая завеса. 

Здесь восемь лет витала смерть, 
На рубищах - сплошные клейма, 
И невозможно разглядеть, 
Что там, внизу - волшебный Веймар. 

(Марк Луцкий)


1 историк

Бабий Яр— урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Ряд исследователей также считает, что убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.

Чтец

Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я -
каждый здесь расстрелянный старик.
Я -
каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет!
"Интернационал"
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.


Свидетельство Владимира Борисовича Энтина (инсценировка )

« Украина. Прилукский Бабий Яр. Не случайно местом сбора евреев для так называемого "переселения в Палестину" был назначен мост. Буквально в нескольких сотнях метров от моста фашисты обнаружили небольшой, но глубокий овраг (яр), окаймленный со всех сторон возвышенностями. Крутизна склонов такова, что не каждый спортсмен взберется по ним. В верхней части яра склоны расступались, образуя широкий пологий вход, по которому можно хоть машиной въезжать. В нижней части меж крутых склонов узкий вход, где был заранее выкопан котлован. От места сбора евреев шла дорога к яру… Перед входом в яр с нижней стороны небольшая зеленая лужайка, расположенная за холмом, так что ее не видно ни с моста, ни из яра, где уже была уготована могила.

Немцы собрали полицаев со всех прилегающих районов, для совершения неслыханного преступления. В ночь на 20 мая 1942 г в гетто не спал никто, кроме маленьких детей, тревожно вздрагивающих в своем последнем сновидении. Рано утром от четвертой школы – центра еврейского гетто, с прилегающих улочек и переулков ринулись люди, в сторону улицы Ленина, главной и самой протяжной улицы города, которая вела прямо к мосту.

Старики шли по двое, шли семьями и группами с малышами на руках, таща скарб в узлах. На улице стало многолюдно: идущие по мостовой, шаркающие, изможденные и обессиленные люди. За восемь месяцев пребывания в гетто люди превратились в призраков, неведомо откуда они черпали силы передвигаться. Мужчин почти не осталось. Опасаясь сопротивления и бунтов, немцы истребили всех взрослых и здоровых мужчин.

Женщины с детьми шли, еле передвигая ноги, без защиты и опоры, сопровождаемые плачем голодных детей и мольбами стариков. Шли по проезжей части улицы, а по обеим сторонам тротуаров траурную процессию идущих на смерть наблюдали местные жители. Некоторые верили или убедили себя в переселение и шли покорно. Большинство знали, на что идут и что ждет их в конце пути, но шли обреченно, не способные на сопротивление ни физически, ни морально. Приютившие нас старики шли рядом, поддерживая друг друга.

Старик был крупный мужчина некогда физически сильный, а сейчас он еле-еле передвигал больные ноги в шитых валенках и резиновых чунях. Его жена рядом с ним казалась очень маленькой. Ее голова едва достигала уровня его груди. За ними шел Лазарь держал девочку на руках. А жена несла грудного младенца. Их старшая тринадцатилетняя дочь шла между родителей, держа обоих за руки.

За ними шла моя мама, несколько впереди от остальных соседей. Тонкое одеяло, которое она носила вместо платка, опустилось вниз и еле держалось на краях ее опущенных плеч, обнажив ее убеленную ранней сединой голову. Она шла и молилась. Лицо ее было сосредоточено. В своем страстном обращении к Всевышнему, она шептала: "Господи, я у тебя для себя ничего не прошу, пусть будет все, так как тебе угодно, только об одном умоляю, спаси моего сыночка. Выведи его из этого ада, дай жизнь моему сыночку Йосеньке. Ты всемогущ, я тебя в своей последней просьбе умоляю, сделай, так как я прошу! Во имя его жизни, я тебе отдаю свою жизнь. Только спаси и защити его".

Под накидкой одеяла с распущенными, лучащимися белизной волосами, в своей материнской любви, вымаливающая жизнь своему сыну и ничего не просящая для себя, она, во истину была святая. Переживающая за своего сына, она позабыла о своей спасительной накидке и шла, уже ничего не боясь. За зловещим мостом, немцы вместе с полицаями перекрыли улицу, передние ряды остановились, а задние, подходя, образовали беспорядочную толпу.

Вот тут началось самое страшное. Полицаи отделили группу людей и погнали их за поворот на зеленую лужайку. Тут скрытые за поворот возвышенности, на беззащитных неожиданно накинулись казаки с дубинками. Они беспощадно избивали всех подряд, приказав всем раздеваться догола. Обнаженных людей гнали в яр, к заранее выкопанному котловану. Немцы из зондеркоманды начали свою привычную для них "работу". 20 мая 1942 года, фашисты уничтожили все еврейское население города, было расстреляно более пяти тысяч человек».

Звучит фортепианная композиция «Светлая грусть»

1 чтец

Как детям объяснить : шесть миллионов

исчезнувших в застенках навсегда.

Замученных, затравленных «Циклоном».

Расстрелянных, повешенных, сожженных?

Никто не видел слёз, никто не слышал стонов.

Весь мир был равнодушен, как всегда.

Шесть миллионов .нам представить страшно.

В какую бездну их толкнули ниц.

Шесть миллионов напрочь стёртых лиц.

Шесть миллионов – целый мир за каждым.

Шесть миллионов с будущим рассталось.

Потухло взглядов. Закатилось лун.

Сердец шесть миллионов разорвалось.

Шесть миллионов отзвучало струн.

А сколько не свершившихся открытий.

Талантов ? Кто узнает их число?

2 чтец

Шесть миллионов оборвалось нитей.

Шесть миллионов всходов полегло.

Как объяснить «Шесть миллионов» детям?

По населенью – целая страна.

Шесть миллионов дней –тысячелетья.

Шесть миллионов жизней – чья вина?

Как вышло так : прошли десятилетья.

И через реки крови, море слёз

То тут, то на другом конце планеты

Подонки отрицают Холокост?
как детям объяснить шесть миллионов ?..

На плиты всех, прошедших это пекло,

Кто розу, кто настурцию кладет,

А небо не очищено от пепла,

И очищенье это не придёт.


Многоголосым криком : «Жить! » и «Жить! »

Исходит молча каждая могила.

И этот крик ничем не заглушить.


Учитель

Трупный запах стоял над Польшей, трупный запах висел над Люблином.

Трупный запах подымался над всей замордованной гитлеровцами Европой.

Трупным запахом хотели оккупанты удушить людей и управлять миром.

Чтец

Фашизма на земле не смыть пятно,
И к памяти взывает нас оно.
Набатом – Холокоста трупный смрад,
И миллионный счет людских утрат.

Все, кто ушел, к былому не вернутся,
И их сердца в сей жизни, не забьются.
Вы прокляты – на ком лежит вина,
Что боль утрат испили мы до дна.
Учитель

 В память 6 миллионов евреев- жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Ва-шем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста  в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме.


-Как вы теперь воспринимаете слова эпиграфа?

(Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

Владимир Высоцкий)


Фиалка - символ печали, смерти, но в то же время эмблема пробуждения природы; знак невинности, скромности, добродетели, чистоты; беззащитности, преданности своему любимому. Пусть расцветают фиалки только как вестники весны, пробуждения природы и никогда как символы трагедии.

Звучит «Аве Мария» в исполнении ученицы школы

Учитель

Свои впечатления от урока, темы прошу вас представить в виде сенкана или письма грядущим поколениям

Свободный микрофон (написать ваши впечатления)

Заключительные слова учителя

«Прошли уже десятилетья –

Кровоточат ещё сердца

И плачут пожилые дети

Над прахом молодого отца»

И.Гапонов.

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами или палачами или равнодушными наблюдателями»

И.Бауэр



11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!