СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для открытого урока по литературе "Зимний вечер"5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 5 класса на тему "Зимний вечер"

Просмотр содержимого документа
«Презентация для открытого урока по литературе "Зимний вечер"5 класс»

Открытый урок по литературе в 5 «а» классе Подготовила: Алиева.Ф.Ф- учитель русского языка и литературы,

Открытый урок по литературе в 5 «а» классе

Подготовила: Алиева.Ф.Ф- учитель русского языка и литературы,

Цели урока:   I. Познавательные:  1) познакомить учащихся с лингвостилистическим анализом художественного текста как видом учебной деятельности;  II. Развивающие:  1) развивать творческое воображение учащихся, формировать умение письменно оформлять свои наблюдения;  2) развивать умение через анализ языкового материала текста интерпретировать прочитанное;  III. Воспитательные:  1) воспитывать грамотного, думающего читателя, умеющего размышлять над прочитанным, способного понять авторский замысел;  2) воспитывать любовь к русскому языку, на котором написана великая литература;  3) приобщать к чтению лучших произведений русской литературы.
  • Цели урока:  I. Познавательные: 1) познакомить учащихся с лингвостилистическим анализом художественного текста как видом учебной деятельности; II. Развивающие: 1) развивать творческое воображение учащихся, формировать умение письменно оформлять свои наблюдения; 2) развивать умение через анализ языкового материала текста интерпретировать прочитанное; III. Воспитательные: 1) воспитывать грамотного, думающего читателя, умеющего размышлять над прочитанным, способного понять авторский замысел; 2) воспитывать любовь к русскому языку, на котором написана великая литература; 3) приобщать к чтению лучших произведений русской литературы.
 Эпиграф Буря мглою небо кроет  А.С.Пушкин .

Эпиграф

  • Буря мглою небо кроет
  • А.С.Пушкин .
  Вступительное слово учителя    Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок литературы. Сегодня мы будем учиться приемам языкового анализа художественного текста. Основные теоретические понятия, связанные с этой работой, вам известны, а сегодня мы попробуем выполнить лингвостилистический анализ на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».     Цель нашего урока заключается в том, чтобы через анализ языка стихотворения понять авторский замысел, почувствовать настроение и мироощущение лирического героя. Мы попробуем найти языковые особенности, то есть отметим фонетические, лексические, синтаксические и другие особенности стихотворения; выясним их роль в произведении.         Откройте тетради, запишите тему урока «Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина. Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер».

Вступительное слово учителя

  •    Ребята, сегодня мы проведем не совсем обычный урок литературы. Сегодня мы будем учиться приемам языкового анализа художественного текста. Основные теоретические понятия, связанные с этой работой, вам известны, а сегодня мы попробуем выполнить лингвостилистический анализ на примере стихотворения А.С.Пушкина «Зимний вечер».    Цель нашего урока заключается в том, чтобы через анализ языка стихотворения понять авторский замысел, почувствовать настроение и мироощущение лирического героя. Мы попробуем найти языковые особенности, то есть отметим фонетические, лексические, синтаксические и другие особенности стихотворения; выясним их роль в произведении.        Откройте тетради, запишите тему урока «Картины зимней природы в лирике А.С.Пушкина. Лингвостилистический анализ стихотворения «Зимний вечер».
Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Послушаем стихи Пушкина о зиме. Мы всегда с нетерпением ждем начала зимы, с радостью предвосхищаем зимние развлечения. Любил эти развлечения и Александр Сергеевич Пушкин. Он создал незабываемые стихотворения о зиме, опоэтизировал самые обыкновенные вещи.  - Вспомните пушкинские строки о зиме.  - Что объединяет стихотворения?  Почувствовали ли вы настроение в этих стихотворениях? Какие это настроения?  - Какие картины, образы зимы представил поэт?

Послушаем стихи Пушкина о зиме.

  • Мы всегда с нетерпением ждем начала зимы, с радостью предвосхищаем зимние развлечения. Любил эти развлечения и Александр Сергеевич Пушкин. Он создал незабываемые стихотворения о зиме, опоэтизировал самые обыкновенные вещи. - Вспомните пушкинские строки о зиме. - Что объединяет стихотворения?
  • Почувствовали ли вы настроение в этих стихотворениях? Какие это настроения? - Какие картины, образы зимы представил поэт?
«Мороз и солнце; день чудесный!» Все стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковер, виднеющийся вдали типично русский пейзаж.

«Мороз и солнце; день чудесный!»

  • Все стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искрящийся снежный ковер, виднеющийся вдали типично русский пейзаж.
А.Саврасов «Зимний пейзаж»  А.Саврасов « Зимняя дорога »

А.Саврасов «Зимний пейзаж» А.Саврасов « Зимняя дорога »

Грустью проникнуто стихотворение “Зимняя дорога”.   Мы видим бег лошади по заснеженной равнине. Герой — вечный странник, вся его жизнь — в пути, в дороге, но герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной». .

Грустью проникнуто стихотворение “Зимняя дорога”.

  •   Мы видим бег лошади по заснеженной равнине. Герой — вечный странник, вся его жизнь — в пути, в дороге, но герой стремится домой. Дорога здесь связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным» колокольчиком, а сама дорога названа «скучной». .
Н.П. Крымов «Зимний вечер»

Н.П. Крымов «Зимний вечер»

Только с няней  Ариной Родионовной Пушкин вёл задушевные беседы в долгие зимние вечера, читал ей только что написанные стихи, слушал её рассказы, сказки, песни. Село Михайловское,  место ссылки  Александра Сергеевича Пушкина

Только с няней

Ариной Родионовной Пушкин вёл задушевные беседы в долгие зимние вечера, читал ей только что написанные стихи, слушал её рассказы, сказки, песни.

Село Михайловское,

место ссылки

Александра Сергеевича Пушкина

метель, вьюга, пурга, буря, буран .

метель, вьюга, пурга, буря, буран .

Вы работали по группам по опережающим заданиям. Чтобы понять смысл стихотворения, обратимся к его лексическому строю. (1 группа)    а) – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении? Как следует понимать следующие слова в тексте стихотворения: «мгла», «по кровле обветшалой», «ветхая лачужка», «веретено», «подружка бедной юности моей»?  б) – Какие выразительно-изобразительные средства языка вы отметили в стихотворении? (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и др.). Объясните их роль в стихотворении.  в) – Есть ли в стихотворении эмоционально окрашенная лексика?  г) – Какие слова можно отнести к образу бури?  д) – Какие слова можно отнести к образу лирического героя?

Вы работали по группам по опережающим заданиям. Чтобы понять смысл стихотворения, обратимся к его лексическому строю. (1 группа)

  •    а) – Какие слова вам непонятны в этом стихотворении? Как следует понимать следующие слова в тексте стихотворения: «мгла», «по кровле обветшалой», «ветхая лачужка», «веретено», «подружка бедной юности моей»? б) – Какие выразительно-изобразительные средства языка вы отметили в стихотворении? (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения и др.). Объясните их роль в стихотворении. в) – Есть ли в стихотворении эмоционально окрашенная лексика? г) – Какие слова можно отнести к образу бури? д) – Какие слова можно отнести к образу лирического героя?
«Мгла» - густой снег;  «по кровле обветшалой» - кровля – это: 1) крыша; 2) дом, жилье  «ветхая лачужка » - небольшое убогое, старое жилище, домик.    «веретено» - ручное прядильное орудие  «подруга бедной юности моей» - няня Арина Родионовна, бедная юность, то есть печальная, безрадостная .
  • «Мгла» - густой снег;
  • «по кровле обветшалой» - кровля – это: 1) крыша; 2) дом, жилье «ветхая лачужка » - небольшое убогое, старое жилище, домик.

  «веретено» - ручное прядильное орудие «подруга бедной юности моей» - няня Арина Родионовна, бедная юность, то есть печальная, безрадостная .

Комнатка няни . Спой мне песню, как синица  Тихо за морем жила;  Спой мне песню, как девица  За водой поутру шла.

Комнатка няни .

Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла.

 Домик няни. Михайловское

Домик няни. Михайловское

Записать наблюдения в таблицу  б)   метафоры : «буря мглою небо кроет» - пожалуй, единственная.     олицетворения : «буря завоет, заплачет, зашумит, застучит», «лачужка печальна…»    сравнения : «завоет, как зверь, …; заплачет как дитя;  «как путник запоздалый, застучит».  в) В стихотворении нет яркой эмоционально окрашенной лексики, но есть слова, придающие эмоциональный настрой: горе, сердце, печальна; девица, лачужка, подружка; приумолкла;  г) К слову «буря» можно отнести слова: небо, вихри снежные, заплачет, завоет, зашумит. Мы понимаем, что речь идет о круговерти в природе.  д) К образу лирического героя относятся слова: лачужка, старушка, подружка, горе, сердце, печальна, темна, веселей

Записать наблюдения в таблицу

б)   метафоры : «буря мглою небо кроет» - пожалуй, единственная.    олицетворения : «буря завоет, заплачет, зашумит, застучит», «лачужка печальна…»    сравнения : «завоет, как зверь, …; заплачет как дитя;  «как путник запоздалый, застучит».

  • в) В стихотворении нет яркой эмоционально окрашенной лексики, но есть слова, придающие эмоциональный настрой: горе, сердце, печальна; девица, лачужка, подружка; приумолкла; г) К слову «буря» можно отнести слова: небо, вихри снежные, заплачет, завоет, зашумит. Мы понимаем, что речь идет о круговерти в природе. д) К образу лирического героя относятся слова: лачужка, старушка, подружка, горе, сердце, печальна, темна, веселей
Группа 2 Обратимся к морфологическому и словообразовательному строю языка. а) Слов какой части речи больше всего в 1-ой строфе? Во 2-ой строфе? б)    Какое значение имеет приставка при-?

Группа 2 Обратимся к морфологическому и словообразовательному строю языка.

  • а) Слов какой части речи больше всего в 1-ой строфе? Во 2-ой строфе?
  • б)    Какое значение имеет приставка при-?
      Группа 2 (а),2(б). а) в первой строфе больше всего глаголов, они передают действие, движение, смену действия. Здесь 5 глаголов б)приставка при- обозначает неполное действие. Няня не совсем замолчала, а лишь на время прервала свою песню. Она, наверное, тоже задумалась о чем-то, затосковала, прислушивается к завыванию бури.

Группа 2 (а),2(б).

  • а) в первой строфе больше всего глаголов, они передают действие, движение, смену действия. Здесь 5 глаголов
  • б)приставка при- обозначает неполное действие. Няня не совсем замолчала, а лишь на время прервала свою песню. Она, наверное, тоже задумалась о чем-то, затосковала, прислушивается к завыванию бури.

   Обратим внимание на композицию (построение) стихотворения, как оно построено? Кольцевая композиция.   Сначала буря, она бушует во всей вселенной, охватывает все небо: буря, вихри – все в круговерте; затем мы видим лачужку – а потом мы как бы попадаем внутрь: здесь тепло, уют, люди, их чувства, их настроение, их отношения. Настроение лирического героя дано на фоне разыгравшейся снежной бури. Затем опять буря. Но заключительные строки, слова лирического героя говорят, что он не смиряется, а противостоит жизненным невзгодам. Эти строки можно понять так: пусть буря, пусть невзгоды, но в жизни есть и тепло дома, уют, близкие люди, дружба, любовь. Для А.С.Пушкина семья, дом, любовь, дружба были главными ценностями.

Обратим внимание на композицию (построение) стихотворения, как оно построено? Кольцевая композиция.

  • Сначала буря, она бушует во всей вселенной, охватывает все небо: буря, вихри – все в круговерте; затем мы видим лачужку – а потом мы как бы попадаем внутрь: здесь тепло, уют, люди, их чувства, их настроение, их отношения. Настроение лирического героя дано на фоне разыгравшейся снежной бури. Затем опять буря. Но заключительные строки, слова лирического героя говорят, что он не смиряется, а противостоит жизненным невзгодам. Эти строки можно понять так: пусть буря, пусть невзгоды, но в жизни есть и тепло дома, уют, близкие люди, дружба, любовь. Для А.С.Пушкина семья, дом, любовь, дружба были главными ценностями.
Итак, мы попытались выполнить (впервые) очень сложную работу. Но, согласитесь, стихотворение теперь нам стало понятнее .

Итак, мы попытались выполнить (впервые) очень сложную работу. Но, согласитесь, стихотворение теперь нам стало понятнее .

. Домашнее задание : Выучить наизусть  стихотворения «Няне» А.С.Пушкина.

. Домашнее задание : Выучить наизусть стихотворения «Няне» А.С.Пушкина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!