СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слово и его значение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок русского языка в 1 классе

Тема урока: Слово и его значение.

Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение.

Просмотр содержимого документа
«Слово и его значение.»

Урок русского языка в 1 классе

Тема урока: Слово и его значение.

Цель урока: научить различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение

Планируемые результаты

Предметные:

- формировать умение отличать слово от простого сочетания букв;

- соотносить слово и его значение;

- употреблять слова в речи на уровне осознания значения этих слов;

- продолжать формировать навык каллиграфического письма;

- развивать орфографическую зоркость;

- обогащать словарный запас детей.

Личностные:

- развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой учебной задачи, путем создания «ситуации успеха»;

- формировать потребность и умение отстаивать свои взгляды и убеждения, эмоциональную отзывчивость учащихся.

Метапредметные результаты

Познавательные Общеучебные:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- осуществлять поиск и представление информации;

- осознавать и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- проводить рефлексию способов и условий действия, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Логические: - анализировать и синтезировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

- сравнивать, обобщать.

Регулятивные:

- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (целеполагание);

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе и во внутреннем плане;

- осуществлять оценку и контроль результатов деятельности.

Коммуникативные: - формировать умение договариваться, приходить к общему решению при работе в парах, используя для этого речевые средства;

- строить монологические высказывания;

- владеть диалогической формой коммуникации.

Формы работы:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • парная;

  • самостоятельная.

Технологии:

  • здоровьесберегающие (смена видов деятельности, физкультминутка);

  • информационно – коммуникационные (проектор);

  • игровые.

Методы и приемы:

  • словесные (рассказ, беседа, работа с учебником, толковым словарём);

  • наглядные;

  • практические;

  • частично-поисковые;

Оборудование:

  • ноутбук;

  • проектор;

  • электронное приложение к учебнику «Русский язык» Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой;

  • карточки со словами на каждую парту;

  • смайлики трёх цветов на каждого ученика;

  • табличка с темой урока;

  • толковый словарь Ожегова;

  • толковые словарики русского языка Н.М.Неусыповой на каждого ученика

  • коробка с предметами: клубок, ручка, книга

  • звуковые схемы у каждого ученика и большие звуковые схемы для демонстрации на доске

Ход урока

Цель: мотивировать детей на начало урока

  • Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада

Приветствовать сегодня Вас

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Подарите это сиянье всем вокруг, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Я желаю вам успехов в работе на уроке. Садитесь.

  • Мотивация к деятельности

- Кто из вас мечтает быть образованным, культурным и грамотным?

- Что для этого вам потребуется?

- Мы начинаем урок русского языка.

Девиз урока: «Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить».

Рефлексия настроения и эмоционального состояния «Смайлики»

- Поднимите зелёный смайлик, если у вас хорошее настроение, красный, если плохое, и жёлтый, если нейтральное.

  • Минутка чистописания

Цель: систематизировать знания о написания элементов букв

- Откройте тетради. Начнём работу с минутки чистописания.

- Посмотрите на доску, какую закономерность заметили? (одна прямая с наклонной петлей вверху, другая наклонная прямая с петлей внизу).

Запишите и продолжите данную закономерность.

Тетрадь с наклоном положу

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- Назовите письменные буквы, где используются эти элементы (у, д, в)

Цель – мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения». Слово» на уроках обучения грамоте.

IV.Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Проблемная ситуация- приём целеполагания

-Послушайте стихотворение Александра Шибаева и попробуйте определить, о чём мы будем говорить на уроке.

Всему название дано – и зверю, и предмету

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.

И все, что может видеть глаз – над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас – означено словами:

Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома,

Одно давно привычно нам, другое – незнакомо.

Цель: узнать, что называется словом, и какое значение имеют слова в жизни человека.

О чем мы будем сегодня говорить?

- О словах.

- Что вы знаете о них? Расскажите.

Приём целеполагания – подводящий диалог

- Как вы думаете, всё ли мы знаем о словах? (нет)

- Для чего они нужны? (чтобы общаться, передавать информацию, получать много новых знаний и т.д.)

- Чем отличается слово от предмета? (предмет можно увидеть, поиграть с ним, потрогать, а слово услышать, произнести)

- Что обозначают слова?

- На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить. Тема нашего урока «Слово и его значение» (вывешиваю табличку с темой урока). Цель урока: научиться различать звуковую, буквенную оболочку слова и его значение (слайд)

Игра «Пойми меня»

Цель: в ходе практических действий определить, чем слово отличается от предмета

Учитель показывает предметы, дети их называют: клубок, ручка, тетрадь

-Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Полина, подойди, пожалуйста, и подай мне предмет.

- Я не могу этого сделать

- Почему?

- Я не знаю, какой предмет вы загадали.

- Как же быть ребята? (назвать этот предмет)

- Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? (слово)

- Я называю его. Клубок. Подай мне его, пожалуйста.

- Что можно сделать с клубком? (играть, вязать, катать)

- Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать то же, что и с клубком? (нет)

- А что можно сделать со словом? (произнести, прочитать, услышать)

- Чем отличается слово от предмета? (с предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести)

- Давайте запишем это слово.

- Какое задание можно выполнить с этим словом? (поставить ударение, разделить на слоги)

- Какой звук мы слышим в начале слова клубок? Дайте характеристику этому звуку.

- Запишите слово второй раз, разделяя его на слоги, поставьте ударение.

V. Работа по теме урока

- Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь. И первая наша остановка у профессора И.И.Самоварова. Давайте его внимательно послушаем. Что же нового он нам расскажет о слове? Слушайте внимательно.

Работа с СD Cлово и его значение. Рассказ И.И.Самоварова (отрезок 4)

- С чем сравнивает профессор слово? Что нового вы узнали о слове?

- Что является «скорлупкой» слова по словам профессора Самоварова? (звуковая оболочка, звучание слова)

- С чем сравнивает Самоваров значение слова? (Значение слова - это ядро)

(вывешиваю на доску табличку)

Работа в паре, проблемная ситуация (приём «Исключение»)

- Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах листочки, на которых записаны слова. Прочитайте внимательно слова, зелёным карандашом подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что? и красным карандашом, слова, отвечающие на вопрос кто?

Сирень, белка, камыш, аромат, пронва, книга, волк, змея.

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?

- Какое слово вы не подчеркнули? Объясните, почему.

- Что такое пронва? Как узнать? (это слово не имеет значение, ничего не значит)

- Какой вывод может из этого сделать? (не каждое сочетание букв имеет значение)

- Значит, словом может являться только, какое слово? (то, которое имеет значение, которое можно объяснить)

Приём целеполагания- работа над понятием

- Вам встретилось слово аромат, а у него есть значение? (да)

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Где можно узнать его значение? (в толковом словаре Ожегова)

- У вас на партах толковые словарики Неусыповой. Откройте словари, найдите и прочитайте значение этого слова.(один ученик читает вслух)

VI. Физкультминутка под музыку

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

- Откройте учебники на с.15. Прочитаем диалог Ани и Самоварова.

-О чём спросила Аня? (есть ли слова, которые ничего не обозначают)

- Что ответил её Самоваров? (нет, каждое слово что-то означает)

- Давайте выполним упр.28, подготовьте звуковые схемы.

- Назовите слова. Составим их звуковые схемы.

(по одному ученику выходят к доске, составляют схемы, записывают слова ниже под схемами)

- Чем отличаются звуковые схемы первого и второго слов? (первым звуком)

- Чем отличаются схемы второго и третьего слов? (звуки поменяли местами)

- Изменилось ли при этом значение слов? (да)

- Сделайте вывод. (Если заменить звуки или поменять местами, может измениться слово и его значение). Проверим себя, прочитав вывод в учебнике внизу на с.15.Чтение вывода на с.15.

- Запишем слова в тетрадь. Проверка.

VIII. Продолжение работы по теме урока. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

- О словах придумано немало пословиц, одна из них записана в упр.32, откройте учебники на с.17. Прочитайте её сначала про себя. (один ученик читает её вслух)

- Как вы понимает смысл данной пословицы?

- Что значит пустые слова? (не имеющие смысла)

- Почему слова сравнивают с орехом? ( потому что слово, как орех скорлупка – звуковая оболочка, а ядрышко- значение слова)

Рефлексия содержания учебного материала «Смайлики»

- Запишем пословицу себе в тетрадь. ( один ученик работает у доски). Проверьте написанное. Поднимите зелёный смайлик, у кого всё правильно, жёлтый, у кого 1 ошибка, красный, если у вас 2 и более ошибок.

Рефлексия (приём незаконченного предложения)

- Наш урок подходит к концу. Закончите предложение, выбрав начало

На слайде фразы:

1.Сегодня я узнал…

2.Я понял, что …

- Поднимите зелёный смайлик, если у вас на уроке всё получилось, и вы не сделали ни одной ошибки, жёлтый, если вы немного ошибались и красный, если вы ничего не поняли.

Итог урока

- Какую тему изучали сегодня на уроке?

- Что же вы узнали о слове и его значении?

- С чем можно сравнить слово и его значение?

- Оцените свою работу на уроке смайликом.

- Молодцы! Вы хорошо поработали сегодня на уроке.

- Урок я хотела бы закончить словами немецкого философа Г.Гегеля. «Слово - это удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

- А кто такой философ, вы узнаете на следующем уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!