СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является вступительным при изучении «Слова о полку Игореве», сопровождается презентацией и видеосюжетами, что позволяет образно познакомить обучающихся с величайшим памятником древнерусской литературы, его сюжетом и настроением; историей открытия «Слова», событиями, нашедшими  отражение в нем; а также с исследованиями «Слова» и его переводами; способствует воспитанию патриотических чувств  у учащихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»




Трофимова Инна Геннадьевна 221 -697 -596


Приложение 1

Кроссворд.


Заполнив кроссворд, вы прочитаете зашифрованное слово.










4












5

 

 

 

 

 

 

 



2




 







1


 




 







666

 

 

 

33

 

 

 






 


 


 


 







 


 


 


 







 




 













 













 













 













 











По вертикали:


  1. Образец торжественного красноречия.

  2. Описание духовных подвигов и добрых дел святых.

  3. Проникновенная беседа о духовных ценностях.

  4. Повествование о важных исторических событиях.


По горизонтали:


  1. Информация о далеких путешествиях.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»




Трофимова Инна Геннадьевна 221 -697 -596



Приложение 2

















  1. Где и когда произошло первое упоминание о рукописи?


  1. Кто сделал открытие «Слова… » и в

каком году это произошло?


  1. Когда вышло первое печатное

издание?


4. Какой текст дошел до наших дней?



5. Кто занимался переводом слова?



6. В состав какой книги входила

рукопись?




Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Трофимова Инна Геннадьевна 221 -697 -596


Приложение 3


Историческая основа «Слова о полку Игореве».


О походе Игоря Святославича, князя Новгород – Северского, сообщается в Лаврентьевской летописи. (Слайд 9,)

В ней говорится, что 23 апреля 1185г. князь Игорь Святославович с небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, очертя голову, «не сдержав юности», как о нём говорит летопись, отправился в далёкий поход на половцев, которые совсем недавно стали соседями Руси.


ПОЛОВЦЫ (кипчаки) – кочевой народ, появившийся в южнорусских степях в XI в. занимались скотоводством, ремеслами. С 1055 г. часто совершали набеги на Русь. Наиболее опасными были нападения в кон. XI в. Прекратились после поражений от русских князей в 1103-1116 гг. Возобновились во 2-й пол. XII в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в. (часть перешла в Венгрию). ( Слайд 10)


Князь Игорь Святославович хотел дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далёкую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани. По дороге к нему присоединился со своим отрядом его брат Всеволод Святославич. Вместе с ними отправились также сын князя Игоря Владимир, княжий в Путивле, и племянник Святослав Ольгович из Рыльска. ( Слайд 11)

1 мая 1185 года случилось затмение (подробно описанное в Лаврентьевской летописи). Среди дня солнце вдруг померкло, и на несколько минут настала ночь. Солнечное затмение, которое всегда считалось на Руси недобрым предзнаменованием, встревожило князей, но Игорь убедил их не обращать на предзнаменование внимания и идти вперёд. ( Слайд 12)

Утром 10 мая недалеко от Азовского моря, на реке Сюурлий, русские встретились с вышедшими вперёд полками половцев, разбили их и захватили богатую добычу. После победы Игорь собрался повернуть назад, но тут подоспели другие половецкие отряды. Дружина князя Игоря заночевала в степи. Наутро русские обнаружили, что они окружены войсками ханов Гзака и Кончака. «Собрали на себя всю землю половецкую»- говорит Игорь. ( Слайд 13 – 15)

В бою Игорь был ранен и попал в плен. Схваченный,он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Из окружения смогли пробиться и уйти на Русь лишь несколько всадников. Одержав победу над Игорем, половцы нанесли ответный удар, опустошив левобережье Днепра, осадили Переяславль Южный. ( Слайд 16, 17)

В плену Игорь пользовался относительной свободой и почётом. За него, как за раненого, поручился хан Кончак.

Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сначала отказался пойти «неславным путём», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Переяславль половцы, обозлённые неудачами, собираются перебить всех пленных. И он решил бежать. ( Слайд 18)

Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, он вскоре пустился в объезд – в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.

Таковы зафиксированные летописью события 1185 года. ( Слайд 19)


Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»




Трофимова Инна Геннадьевна 221 -697 -596


Приложение 4


Вопрос об авторе «Слова».


Подобно другим древнерусским произведениям, «Слово» является анонимным, безымянным. До сих пор остаётся неясным, кто был автором «Слова». Его считали дружинником, участником похода. Это заключение делали из того, что он хорошо знал ход похода, верно описывал сражения. Были версии, что он черниговский певец, выходец из окружения галицких князей, знатным боярином, независимым писателем южанином. В ряде работ, посвящённых этому вопросу, делаются попытки связать его с конкретным человеком, например, что это тысяцкий Рагуил, певец Митуса, летописец Пётр Бориславич и даже Киевский князь Святослав Всеволодович.

Ни одна из этих гипотез до сих пор не доказана. Мы можем сказать только одно, что этот человек был очень образованным, знающим историю русских князей, прекрасно владеющий образным и выразительным словом, прекрасно разбирающийся в воинском деле. Кроме того он имеет своё мнение, так как не защищает местные интересы, не является идеологом князей и бояр, хотя, несомненно, человек очень образованный, следовательно, аристократ.

Были даже предположения, что «Слово» не подлинное произведение, а гораздо более поздняя мистификация, написанная, например, самим Мусиным-Пушкиным, так как потом был найден текст «Задонщины», очень напоминающий «Слово», но не настолько высокохудожественный.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 5»



Трофимова Инна Геннадьевна 221 -697 -596

Приложение 5

Домашнее задание:


Разделите текст на данные картины и дополните цитатами из текста:


  1. Декларация автором « Слова..» своей поэтической манеры.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Затмение солнца.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. «Игорь ждет милого брата Всеволода».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. «Игорь к Дону воинов ведет».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Войско Игоря рассеивает передовые отряды половцев.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Князья спят, не подозревая о новой опасности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Утро перед битвой.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Описание начала битвы. Образ Всеволода.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Лирическое отступление о судьбах Русской земли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рассказ о поражении Игоря.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Последствия поражения Игоря для всей Русской земли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. «Золотое слово» Святослава. Призыв к русским князьям встать на защиту земли Русской.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Плач Ярославны.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Бегство Игоря из плена.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Возвращение Игоря.

Просмотр содержимого документа
«Статья»

Трофимова Инна Геннадьевна 221 -697 -596


Тема урока: « Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели урока :

- познакомить обучающихся с величайшим памятником древнерусской литературы, его сюжетом и настроением; историей открытия «Слова», событиями, нашедшими отражение в нем; а также с исследованиями «Слова» и его переводами.

- через комментированное чтение показать своеобразие сюжетно – композиционной организации, поэтики, жанра « Слова о полку Игореве».

- содействовать воспитанию патриотических чувств учащихся.


Оборудование:

интерактивная доска, кроссворд, презентация, таблица для заполнения, карта Руси 12 века, домашнее задание на карточках.

Ход урока.


  1. Организационный момент. (Слайд 1)


- Вижу Русь!
Торжественно-сурово
Вслушиваюсь в темную строку…
Так и есть,
Сначала было «Слово…»
Это было «Слово о полку…».
Л.Мазуркин


Сегодня мы познакомимся с жемчужиной древнерусской словесности «Слово о полку Игореве». ( Слайд 2)


  1. Проверка домашнего задания.

Заполните кроссворд и прочитайте, какое слово зашифровано. ( Приложение 1)


3. Актуализация урока


Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Слово о полку Игореве», продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы 19 и 20 веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и произведением современной литературы. Оно живо и действенно, заряжает своей поэтической энергией и воспитывает, учит литературному мастерству и любви к Родине.» На протяжении нескольких уроков мы с вами будем изучать «Слово.. » и попытаемся подтвердить слова Д. С. Лихачева ( Слайд 3)


  1. Знакомство с историей открытия слова и исторической

основой.


А) Просмотрите видеосюжет и ответьте на вопросы таблицы (Приложение 2)

( Просмотр видеосюжета 1.)


Б) Работа с таблицей и ответы на вопросы слайда 5

В качестве иллюстраций к ответам таблицы слайд 6, 7, 8

Трофимова Инна Геннадьевна 221 -697 -596



В) Сообщение ученика об исторической основе «Слова » ( Приложение 3) .

Сообщение иллюстрируется слайдами 9 – 18


5. Комментированное чтение «Слова» в прозаическом переводе

Д.С. Лихачева.


А) Слово о полку Игореве можно разделить на 15 картин. В 1 части «Слова…» идет декларация автором своей поэтической манеры. Работа со слайдом 19


Б) Сообщение ученика о гипотезах об авторах «Слова»

( Приложение 4)

Б) Работа с 1 картиной произведения.

( Просмотр видеосюжета 2)

Работа со словарными словами.


6.Итог урока.


( Слайд 20,21)

«Слово о полку Игореве» - произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение. «Слово» не запись устно произнесенной речи или спетой исторической песни. «Слово» было с самого начала написано его автором, хотя он и «слышал» все то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.

( Просмотр видеосюжета 3)


7.Домашнее задание.


Разделите « Слово о полку Игореве» на 15 картин. ( Приложение 5)




Просмотр содержимого презентации
«Презентация 1»

Вижу Русь!  Торжественно-сурово  Вслушиваюсь в темную строку…  Так и есть,  Сначала было «Слово…»  Это было «Слово о полку…».   Л.Мазуркин

Вижу Русь! Торжественно-сурово Вслушиваюсь в темную строку… Так и есть, Сначала было «Слово…» Это было «Слово о полку…». Л.Мазуркин

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ,  СЫНА СВЯТОСЛАВОВИЧА, ВНУКА ОЛЕГОВА» -  ЗОЛОТОЕ СЛОВО  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ, СЫНА СВЯТОСЛАВОВИЧА, ВНУКА ОЛЕГОВА» -

ЗОЛОТОЕ СЛОВО

РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

История нахождения «Слова»  По ходу просмотра видеосюжета запишите основные моменты

История нахождения «Слова» По ходу просмотра видеосюжета запишите основные моменты

Ответьте на вопросы:

Ответьте на вопросы:

  • Где и когда было найдено «Слово о полку Игореве»?
  • В состав какой книги входила рукопись?
  • Где и когда впервые упоминается упоминается рукопись?
  • Кто нашёл рукопись и в каком году?
  • Когда вышло первое печатное издание «Слова..»
История нахождения  «Слова о полку Игореве»

История нахождения «Слова о полку Игореве»

  • Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.
Первое издание  «Слова о полку Игореве»

Первое издание «Слова о полку Игореве»

  • В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.
  • В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II.
  • В основу “Слова…” положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 г. против половцев.
Историческая основа «Слова»

Историческая основа «Слова»

ПОЛОВЦЫ ( кипчаки) – кочевой народ, появившийся в южнорусских степях в XI в. занимались скотоводством, ремеслами. С 1055 г. часто совершали набеги на Русь Наиболее опасными были нападения в кон. XI в. Прекратились после поражений от русских князей в 1103-1116  гг. . Возобновились во 2-й пол. XII в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в. (часть перешла в Венгрию).

ПОЛОВЦЫ ( кипчаки) – кочевой народ, появившийся в южнорусских степях в XI в. занимались скотоводством, ремеслами. С 1055 г. часто совершали набеги на Русь Наиболее опасными были нападения в кон. XI в. Прекратились после поражений от русских князей в 1103-1116 гг. . Возобновились во 2-й пол. XII в. Разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII в. (часть перешла в Венгрию).

1 мая 1185 года произошло солнечное затмение

1 мая 1185 года произошло солнечное затмение

10 мая 1185года Река Сюурлий,  недалеко от Азовского моря.

10 мая 1185года

  • Река Сюурлий,

недалеко от Азовского моря.

После побоища Игоря Святославовича с половцами. Художник В.М.Васнецов.

После побоища Игоря Святославовича с половцами.

Художник В.М.Васнецов.

Бегство Игоря из плена. 1185 г.

Бегство Игоря из плена. 1185 г.

Лаврентьевская летопись 23 апреля 1185 г  князь Игорь Святославович  брат Всеволод Святославович  сын Владимир  племянник Святослав Олегович

Лаврентьевская летопись

  • 23 апреля 1185 г

князь Игорь Святославович

брат Всеволод Святославович

сын Владимир

племянник Святослав Олегович

Автор «Слова»

Автор «Слова»

  • Вопрос об авторе слова возник сразу, как только произведение увидело свет. Кто он был: дружинник, князь, сам Игорь или это мистификация, и оно было написано Мусиным-Пушкиным?
  • Послушайте гипотезы об авторе «Слова» и запишите , какие были предположения и каковы черты автора произведения
Памятник автору «Слова о полку Игореве»

Памятник автору «Слова о полку Игореве»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!