Тема: «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании».
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
Задачи урока:
Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
обучение умению связно излагать свои мысли.
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
воспитание ответственности за качество своих знаний;
Воспитание любви к родному русскому языку
Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
УУД:
Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Технологии урока:
Технология здоровьесбережения.
Технология коллективного обучения.
Технология дифференцированного обучения.
Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ОГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование: материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цветов, отпечатанный тест.
Ход урока
Язык неистощим в соединении слов.
А.С. Пушкин.
Организационный момент.
Психологический настрой.
Здравствуйте, уважаемые гости!
Я рада приветствовать Вас в классе нашем,
Возможно, есть классы лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Ребята, добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок!
Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание.
Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»
Учитель: Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:
Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко
Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах.
- Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?
Ученики: Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.
Учитель: - Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке
- Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
-А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Актуализация знаний.
Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
Итак, обобщим имеющиеся знания.
Индивидуальная работа.
Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 2 минуты.
Работа в паре.
Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 2 минуты.
Проверка работы с одновременным заполнением таблицы
«Знаю – Хочу знать – Узнал».
Учитель: - Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.
4. Групповая работа (по 4 человека).
Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (Словосочетания взяты из упр. 134,135 стр.112 учебника)
Гулять в лесу, появиться неожиданно, укрыться от дождя, осенний день, зеленеющее поле, сидеть прямо, прочитать вслух, приехать на метро, осенние сумерки
Проверка.
- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?
- Как называются эти словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова?
- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?
- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.
(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)
- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?
Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».
Как называется связь с зависимым словом – существительным?
Как называется связь с зависимым словом – прилагательным, причастием?
Как называется связь с зависимым словом – наречием?
III.Формирование новых знаний.
1. Работа с учебником.
-А поможет нам найти ответы на эти вопросы наш учебник (стр.114,115.117)
(Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно одинаковое количество сильных и слабых учеников.)
Задание для 1 группы:
-Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, составьте кластер теоретического материала
Задание для 2 группы:
– Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, выполните упр.1 на стр.124 из раздела «Проверяем себя»
Задание для 3 группы
– Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.
Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – примыканием. Третий работает над третьим блоком; способ связи – согласование.
Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал». (На основе выполненных упражнений делаем вывод и заполняем таблицу)
Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.
Проверка колонки «Узнал».
IV.ФИЗМИНУТКА.
V.Закрепление
1. Работа с учебником.
1)упр.138 стр116 –(работа по цепочке)
2) упр. 143 (найдите «лишнее словосочетание»)
3) Игра «Ромашка»
Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в группах. Задание с использованием стихотворений (отрывки из стихотворений нашего местного поэта Веры Юсуповой
Каждая пара сорвет с ромашки один лепесток с четверостишием и выпишет из него все возможные словосочетания, определите способ связи.
2. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Подготовка к ОГЭ:
Сборник под ред. И.П.Цыбулько
Задание №7 варианты 3-6
VI.Рефлексия.
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Мне захотелось…
Я похвалил бы себя за…
Какую бы оценку я бы себе поставил?
VII. Домашнее задание: рассмотрите картины И.Левитана (упр.136) . Для слабых учащихся – задание: составить по репродукциям словосочетания и определить их виды.
Для остальных учащихся – задание: по репродукциям составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.
Заместитель директора по УВР:______________/Борисова С.П./