СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании

Просмотр содержимого документа
«Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании»

Тема: «Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании».



Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.

Задачи урока:

Образовательные:

1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3) закрепление навыков правописания;

обучение умению связно излагать свои мысли.

Развивающие:

1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;

2) развитие познавательной самостоятельности;

3) овладение нормами литературного языка.

Воспитательные:

воспитание ответственности за качество своих знаний;

Воспитание любви к родному русскому языку

Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.

УУД:

Личностные УУД: ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

Регулятивные УУД: целеполагание и планирование своей деятельности; принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; действуют с учѐтом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.

Познавательные УУД: проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;

Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;

Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.

Технологии урока:

Технология здоровьесбережения.

Технология коллективного обучения.

Технология дифференцированного обучения.

Формы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.

Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий из открытого банка заданий ОГЭ, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.

Оборудование: материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цветов, отпечатанный тест.



Ход урока

Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин.

  1. Организационный момент.

  1. Психологический настрой.

Здравствуйте, уважаемые гости!

Я рада приветствовать Вас в классе нашем,

                      Возможно, есть классы лучше и краше,

                      Но пусть в нашем классе вам будет светло,

                      Пусть будет уютно и очень легко.

Ребята, добрый день!

Прочь с дороги, злая лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок!

Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!

  1. Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.

Учитель: Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание.

Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»

Учитель: Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко

Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах.

- Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?

Ученики: Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.

Учитель: - Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке

- Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

-А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; три типа подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), иметь представление о том, какие сочетания слов не являются словосочетанием.

Итак, обобщим имеющиеся знания.

    1. Индивидуальная работа.

Задание. Запишите в черновиках все, что вы знаете о словосочетании. Время на выполнение – 2 минуты.

    1. Работа в паре.

Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 2 минуты.

    1. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы

«Знаю – Хочу знать – Узнал».

Знаю

Хочу знать

Узнал





Учитель: - Мы проверили знания, полученные на прошлых уроках. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать». Поэтому приступим к следующему заданию.

4. Групповая работа (по 4 человека).

Задание: Обсудите в группе данные словосочетания. Вставьте орфограммы. Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты. (Словосочетания взяты из упр. 134,135 стр.112 учебника)

Гулять в лесу, появиться неожиданно, укрыться от дождя, осенний день, зеленеющее поле, сидеть прямо, прочитать вслух, приехать на метро, осенние сумерки

Проверка.


- Сколько блоков вы получили? По каким признакам можно было объединить словосочетания?

- Как называются эти словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова?

- Как вы думаете, над каким вариантом объединения в блоки мы будем работать? Какой вариант нам менее знаком?

- Словосочетания в блоках второго варианта – объект нашего изучения.

(На доску выписываются блоки словосочетаний, объединенные по зависимому слову (3 блока).)

- Внимательно посмотрите на группы. На какие вопросы будем искать ответы?

Сформулируем вопросы и запишем их в колонку «Хочу знать».

Как называется связь с зависимым словом – существительным?

Как называется связь с зависимым словом – прилагательным, причастием?

Как называется связь с зависимым словом – наречием?


III.Формирование новых знаний.

1. Работа с учебником.

-А поможет нам найти ответы на эти вопросы наш учебник (стр.114,115.117)

(Класс делится на три команды, так чтобы в каждой было примерно одинаковое количество сильных и слабых учеников.)

Задание для 1 группы:

-Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, составьте кластер теоретического материала

Задание для 2 группы:

– Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, выполните упр.1 на стр.124 из раздела «Проверяем себя»

Задание для 3 группы

– Изучив материал на страницах 114,115,117 учебника, продумайте алгоритм определения типа связи слов в выявленных вами группах словосочетаний.

Три ученика по очереди выходят к доске. Один работает над блоком словосочетаний с зависимым словом – существительным (показывает графически главное слово, указывает часть речи, задает вопрос к зависимому, указывает часть речи). Делает вывод: способ связи – управление. Второй проводит такую же работу над вторым блоком, делает вывод: способ связи – примыканием. Третий работает над третьим блоком; способ связи – согласование.


Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал». (На основе выполненных упражнений делаем вывод и заполняем таблицу)

Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение – 4 минуты.

Проверка колонки «Узнал».


IV.ФИЗМИНУТКА.


V.Закрепление

1. Работа с учебником.

1)упр.138 стр116 –(работа по цепочке)

2) упр. 143 (найдите «лишнее словосочетание»)

3) Игра «Ромашка»

Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в группах. Задание с использованием стихотворений (отрывки из стихотворений нашего местного поэта Веры Юсуповой

Каждая пара сорвет с ромашки один лепесток с четверостишием и выпишет из него все возможные словосочетания, определите способ связи.


2. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Подготовка к ОГЭ:

  1. Сборник под ред. И.П.Цыбулько

Задание №7 варианты 3-6


VI.Рефлексия.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…

Я выполнял задания…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Мне захотелось…

Я похвалил бы себя за…

Какую бы оценку я бы себе поставил?


VII. Домашнее задание: рассмотрите картины И.Левитана (упр.136) . Для слабых учащихся – задание: составить по репродукциям словосочетания и определить их виды.

Для остальных учащихся – задание: по репродукциям составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.









Заместитель директора по УВР:______________/Борисова С.П./


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!