СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложение и вычитание десятичных дробей

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок при изучении темы "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 5-ом классе на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Тип урока:

 Открытие новых знаний

Авторы УМК:

 Виленкин Н.Я., Жохов В.И.

Цели урока:

 Сформировать условия для осмысления алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей и использование его на практике

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты:

развитие логического и критического мышления, культуры речи;

формирование интеллектуальной честности и объективности;

Развитие потребности в самовыражении и самореализации

Воспитание качеств личности, обеспечивающих способность принимать самостоятельные решения

формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном обществе;

Метапредметные результаты:

организация учебной деятельности, постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;

развитие логического мышления, внимания, памяти, мыслительных операций;

формирование умений пользоваться алгоритмом;

Предметные результаты:

сформировать умения складывать и вычитать десятичные дроби;

сформировать навык записи сложения и вычитания десятичных дробей по разрядам;

создание фундамента для математического развития.

Оборудование:

 Ноутбук, проектор

Раздаточный материал: алгоритм, тест, таблица для рефлексии

Образовательные ресурсы:

 1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2010.

2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2013-2014. Диск 1

3. Гусева И.Л. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Математика . 5 класс (уч. пособие) И.Л. Гусева, С.А. Пушкин, Н.В. Рыбакова; (под общ. Ред. А.О. Татура); Моск. Центр качества образования. – Москва:Интеллект-Центр, 2012.





Технологическая карта урока

Этапы урока

Цели, формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

-создание позитивного эмоционального настроя учеников на урок

Контроль присутствия всего необходимого для занятия, обеспечение недостающих материалов.

Концентрация внимания, быстрое включение обучающихся в деловой ритм.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Проверим, готовы ли вы к работе.

Прочитайте числа, которые вы видите на слайде. (читают все вместе).

Слайд 1:

194,1; 1941; 19,41; 1,941

19,45; 1,945; 194,5; 1945

2015; 201,5; 20,15; 2,015

-Что общего у чисел, записанных в одной строке?

-Какое из них лишнее и почему?

Слайд 2: 1941

1945

2015

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы смотрите на эти числа?

- Какое событие будет отмечать наша страна в этом году?

Слайд 3:

- Молодцы! На пути нас ждёт ещё одно испытание.

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-организовать актуализацию знаний учеников;

-создание проблемной ситуации;

- осознание себя частью истории своей страны;

(познавательные, личностные, коммуникативные)

Организует выполнение упражнения на развитие мыслительных операций,

актуализацию знаний учащихся, проверку навыков устного счета в форме игры «Молчанка»;

подготавливает мышление учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий.


Анализируют, сравнивают, классифицируют числа, обобщают, делают вывод;

отвечают на вопросы учителя;

принимают участие в игре;

осознают какого знания или умения им недостаточно для решения.



Этапы урока

Цели, формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Игра «Молчанка». Доска открывается. На ней записаны задания:

Сравнить:

7,02…7,2 0,5…0,499

2,94…0,294 0,3…0,300

Заменить десятичной дробью:

5м 10см = ….м 15 р 5 к = …р 4 кг 200 г = …кг

=… 3 =…

Выполнить действия:

2 + 3 = 12 – 4 = 52 + 24= 52 – 24=

5,2 – 2,4 = 5,2 +2,4 =

- Выбираем любое задание, выполняем его устно, записываем ответ.

- Выходим к доске цепочкой, по одному. Все следим за правильностью выполнения. В конце высказываем свои замечания.





3. Постановка учебной задачи

- Где у нас возникли затруднения? Почему?

В классе найдётся иногда ученик, который выполнит 2 последних примера, тогда вопросы к классу видоизменятся:

- Правильно ли решены примеры?

- Как мы можем это проверить?

- Умеем ли мы выполнять эти действия с десятичными дробями?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- формулировка темы и цели урока посредством деятельности детей;

-формирование умения рассуждать, сопоставлять, анализировать и делать выводы;

-


Проводит эвристическую беседу;

мотивирует учащихся сформулировать тему, цель урока;

согласовывает и уточняет тему и цель.


Участвуют в эвристической беседе, учатся формулировать тему, цель урока;

записывают тему, цель урока в тетрадь.



Этапы урока

Цели, формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

После высказываний учащихся, учитель на доске записывает тему урока. (Одновременно с ним ученики записывают в тетрадях).

- А зачем нам нужно изучать сложение и вычитание десятичных дробей? Где нам это может пригодиться?

(магазин, коммунальные платежи, на других предметах )

- Какую цель поставим перед собой на этом уроке?

Можно пользоваться нашими опорными словами(): познакомиться, сформулировать, узнать, научиться

Обобщая ответы ребят, учитель формулирует цель(Слайд 4) и просит ребят кратко записать её в тетрадь.(сформулировать правило и научиться им пользоваться).

Слайд 4:

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель: Сформулировать правило(алгоритм ) сложения(вычитания) десятичных дробей и научиться использовать его при выполнении упражнений.


-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развитие ученика;

(регулятивные, коммуникативные, личностные )



4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какие дроби мы умеем складывать?

- Можем ли мы заменить десятичные дроби обыкновенными дробями или смешанными числами?

- А обратную операцию умеем выполнять?

- Выполните в тетрадях действия: 5,2+2,4 и 5,2 - 2,4 . Работаем в парах.

Проверка по веб-камере:

5,2+2,4=5+2=7=7,6

5,2-2,4=5-2=4-2=2=2,8

- Что заметили?

-создание условий для «открытия» новых знаний самостоятельно, в ходе анализа проблемной ситуации, вспомнив и применив ранее изученное;

- развитие логического мышления;

- создание атмосферы сотрудничества и заинтересованности,

Помогает определить знания и умения для устранения причины возникшего затруднения;

задаёт вопросы;

организует работу в парах, самопроверку;

побуждает учащихся «открыть новые знания»;

организует работу с правилом по учебнику.


Ищут выход из возникшего затруднения;

отвечают на вопросы;

работают в парах;

проверяют своё решение;

предлагают свою формулировку правила;

ищут правило в учебнике.

Этапы урока

Цели, формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Нужно ли заменять смешанными числами?

- А как ставить запятую?

- Как мы записываем многозначные натуральные числа при сложении(вычитании)?

- Как удобно записывать дроби?

- Как сложить 5,2 и 1, 13?

- Чем отличаются дроби?

- Как привести дроби к одному основанию?

Учитель записывает на доске, а учащиеся в своих тетрадях:

5,2+1,13=5,20

+1,13

6,33

- Выполните вычитание самостоятельно. Кто желает сделать у доски?

- Кто попробует сформулировать правило сложения десятичных дробей?

- Правило вычитания?

- Можно эти правила объединить?

- Сформулируйте общее правило.

- Проверьте себя по учебнику. Открыли стр.191. Найдите это правило и прочитайте его.

Один учащийся читает вслух.

-Часто это правило называют алгоритмом сложения(вычитания).

наличие обратной связи с учащимися, развитие у них коммуникативных способностей;

- учить высказывать суждения с использованием математических терминов;

(личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)



5. Физкультминутка

-Немного поиграем. Я буду называть десятичные дроби. Если в их записи последний разряд десятые, то вы стоите, если сотые-садитесь, тысячные – поворачиваетесь ко мне спиной. (0,7;1,01;10,25; 0,6; 120,1; 4,012; 130,25; 90,5; 4,75)


-развитие внимания, умения слушать;

- формирование потребности в заботе о своём здоровье;

(личностные, коммуникативные)

Организует и проводит физкультминутку

Выполняют физкультминутку

Этапы урока

Цели, формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

6. Первичное закрепление

- У вас на столе лежит алгоритм сложения(вычитания) десятичных дробей (Приложение 1). Рассмотрите, как его можно применять при решении примеров. Проговорите его друг другу.

- Выполняем в тетрадях №1213(1ст.), №1214(1ст.).

К доске вызываются учащиеся, которые решают по

одному примеру у доски с комментированием.

- Оцените усвоение данного алгоритма:

«понял, умею применять» - круг;

«понял, применяю с трудом» - квадрат;

«нужна помощь» - треугольник.

- На полях тетради изобразите выбранную вами фигуру.


- создание условий для самоорганизации: работы по готовому алгоритму, коррекция своих результатов;

- совершенствование умения слушать и слышать одноклассников в процессе работы в паре;

- развитие речи, навыков самооценки;

(регулятивные, личностные, коммуникативные)



Организует работу по осмыслению алгоритма, использованию его при выполнении типичных упражнений;

побуждает учащихся выполнить самооценку.

Решают типовые задания для осмысления алгоритма, учащиеся у доски проговаривают каждый шаг;

оценивают свой уровень усвоения алгоритма.


7. Диагностика качества освоения темы

-Проверим вашу самооценку.

Выполнение теста (Приложение 2).

Взаимопроверка по эталону(веб-камера).

Когда учащиеся выполняют тест, учитель проходит по рядам и смотрит самооценки.

- Кто выполнил все задания правильно? Можете поставить себе за урок 5.

- У кого одна ошибка? Оценка-4.

- проверить уровень освоения новых знаний;

- развитие мыслительной активности, самостоятельности, навыков самооценки;

-умение применять полученные знания

(Личностные, регулятивные, познавателные)

Создаёт условия для диагностики уровня осмысления новых знаний и умений;

организует взаимопроверку теста;

выявляет качество усвоения нового знания и умения.

Выполняют тест, взаимопроверку;

оценивают работу товарища.

8. Домашнее задание

Правило с.191, №1255, №1256(1,3ст)


Комментирует домашнее задание, отвечает на возникшие вопросы.

Записывают задание в дневник, выставляют оценку.



Этапы урока

Цели, формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

9. Рефлексия

- Прочитайте цель, которую мы записали в начале урока.

- Выполнена ли она?

- Можно ли сказать, что мы умеем складывать(вычитать)

десятичные дроби? Применять наши знания при решении задач, уравнений?

- Чем мы будем заниматься на следующем уроке?

- Попробуйте оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу:

1. На уроке я работал(а)

активно/пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен (на)/не доволен(на)

3. Урок для меня показался

коротким/длинным

4. За урок я

устал(а)/ не устал(а)

5. Материал урока мне был

полезен/ не полезен

интересен/ скучен


-развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение

-проведение анализа и успешности достижения цели;

-прогнозирование дальнейшей работы

(регулятивные, личностные)

Организует обсуждение по выполнению поставленной

цели;

помогает учащимся выполнить самооценку своей учебной деятельности;

намечаются цели дальнейшей деятельности.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности;

намечают перспективу дальнейшей деятельности;

заполняют таблицу.

















Приложение 1

№ этапа

Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей

4,52 +2,3

4,52 - 2,3

1

уравнять в дробях количество знаков после запятой

4,52 и 2,30

4,52 и 2,30

2

записать дроби друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой

+4,52

2,30

-4,52

2,30


3

выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую

+4,52

2,30

6 82

-4,52

2,30

2 22

4

поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях

+4,52

2,30

6,82

- 4,52

2,30

2,22














































Приложение 2

Тест

  1. вариант

1.Выберите верную запись сложения чисел 7,45 и 32,6 в столбик:

А) 7,45

+32,60

…………


Б) 7,45

32, 6

…………

В) 7,45

+ 32,6

……….

Г) Свой ответ



2.При сложении чисел 3,571 и 4,429 получили 8.

А) нет Б) да В) не знаю Г) свой ответ

3.Найдите сумму чисел 132,1 и 23,85

А) 108,25 Б) 37,06 В) 155,95 Г) свой ответ

4.Найти разность чисел 43,7 на 8,73

А) 34,34 Б) 34,97 В) 35,03 Г) свой ответ

5.Найдите значение выражения 15,37+а, если а=2,9

А) 15,66 Б) 18,27 В) 22,46 Г) свой ответ

6.Найдите значение выражения а-12,8, если а=40,4

А)27,6 Б) 28,6 в) 53,2 Г) свой ответ

Номер задания

1

2

3

4

5

6

Вариант ответа









  1. вариант

1.Выберите верную запись сложения чисел 7,31 и 52,7 в столбик:

А) 7, 31

+ 52,70

……….

Б) 7, 31 +52, 7

…………

В) 7, 31

+ 52, 7

…………


Г) Свой ответ



2.При сложении чисел 5,529 и 4,471 получили 10.

А) нет Б) да В) не знаю Г) свой ответ



3.Найдите сумму чисел 132,1 и 23,75

А) 108,35 Б) 36,96 В) 155,85 Г) свой ответ

4.Найти разность чисел 62,8 на 9,56

А) 63,36 Б) 53,24 В) 52,52 Г) свой ответ

5.Найдите значение выражения 13,27+а, если а=2,8

А) 13,55 Б) 16,07 В) 23,35 Г) свой ответ

6.Найдите значение выражения а-21,8, если а=50,4

А)28,6 Б) 29,6 в) 72,2 Г) свой ответ

Номер задания

1

2

3

4

5

6

Вариант ответа









Ответы:

Номер задания

1

2

3

4

5

6

Вариант ответа

А

Б

В

Б

Б

А



1