СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

При планировании данного урока изучения СПП с придаточными определительными главной задачей было систематизировать материал по синтаксису сложного предложения и формировать навыки опознавания сложных предложений с придаточными определительными.

Просмотр содержимого документа
««Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»»

Открытый урок русского языка в 9 классе

Жигмитова Дарима Жамбалдоржиевна,

учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения

с придаточными определительными»

Цели урока:

Обучающие:

--познакомить учащихся с придаточными определительными;

– находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

– правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);
– составлять схемы предложений с придаточными определительными;
– производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
– правильно употреблять в речи данные виды предложений;

Развивающие:

- развивать навыки исследовательской деятельности.

- развивать интерес к поэзии - помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

Воспитывающие:

- воспитывать положительное отношение к знаниям, изучению русского языка;

- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах,

– воспитывать любовь к родине через прикосновение к прекрасному.









Оформление и оборудование урока:

Я люблю эти дни,…

Когда все так понятно в природе,

Так ясно и тихо кругом…

(Ю. Левитанский)

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Cегодняшний урок у нас необычный, потому что на уроке  гости. Мы очень рады видеть их. Они пришли посмотреть, чему вы научились, какие умения и навыки приобрели.

Пусть будут поиски, сомненья.

Но как ни краток встречи срок

Быть может, мы сойдемся в мненьях

И вместе проведем урок.

II.Фронтальный опрос.

  • Давайте проверим, как вы усвоили теоретический материал по теме «Сложноподчиненное предложение».

На каждой парте лежит распечатка, прочитайте внимательно утверждения.

Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.

1. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.

2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.

3. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.

4. Части сложноподчиненного предложения равноправны.

5. Союзное слово не является членом предложения.

6. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.

7. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

8. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

Ответ: 10100111.

-Какое сочетание цифр получилось у вас при ответе? Прочитайте все верные утверждения.

-Прочитайте неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

- Ребята, скажите , с какими видами придаточных мы должны познакомиться? (С придаточными изъяснительными, обстоятельственными и определительными).С одним из этих видов мы и познакомимся сегодня.

На слайде записаны предложения:

1.В воздухе чувствовался травяной запах, плывущий с полей.— ПП осложн.прич.оборотом.

2.Зазеленел листок, и стал пригож лесок.— ССП

3.Мы ночевали в гостинице, где останавливались.— СПП с прид.определ.

4.О человеке, к которому я направился, ходят легенды.—СПП с прид.опред.

--Определим типы предложений? (1-е ПП; 2-е ССП)

--А 3-е и 4-е? (СПП)

-- Как вы думаете, какой это вид придаточных? (определительные)

--А как вы узнали? (по вопросу)

III. Определение темы урока. Целеполагание.

-- Вот это и является темой нашего урока.

-В тетрадях записываем число «Шестое декабря», классная работа.

- Чему мы должны научиться на уроке? (Познакомиться с придаточными определительными, находить придаточные определительные в составе СПП, правильно расставлять знаки препинания)



IV. “Инвентаризация знаний”.

- Какая информация имеется у вас по данной теме, какие ассоциации вызывает тема?

- Озвучьте полученную информацию.

  • Определение – второстепенный член предложения.

  • Определение отвечает на вопросы КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ, ЧЕЙ.

  • Определение поясняет имя существительное.

  • Определение обозначает признак предмета.

  • Определение подчёркивается волнистой линией.

  • Определение бывает согласованным и несогласованным.

  • Эпитет – художественное определение.

V. Объяснение нового материала.

Знакомимся с теоретическими сведениями учебника параграф 22 на стр.69.

5.Фронтальный опрос:

- На какой вопрос отвечают придаточные определительные? (Какой?)

- Каково значение придаточного определительного? (Указывает на признак предмета.)

- Каким образом придаточное определительное присоединяется к главному предложению? (С помощью союзных слов который, куда, когда, что и др.))

- Какое место по отношению к главному предложению занимает придаточное определительное?(Находится после главного).

-Назовите предложения с придаточным определительным. Укажите средства связи главного и придаточного предложений.

VI. Закрепление материала.

На практике проверить можно точно,

Кто смог теорию усвоить прочно.

- Внимание на слайд. Запишите предложения, назовите средства связи, составляем схемы предложений.

1. И смотрит седая скала в глубину, где ветер качает и гонит волну.

2. Дом, куда мы въехали, был построен в начале века.

3. Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки.

4. И боль, что скворчонком стучала в виске, стихала.

В дни, когда над сонным морем духота и тишина, в отуманенном просторе еле движется волна.

5. Он посмотрел в ту сторону, откуда раздался крик.

VII.Физкультминутка







VIII. Кодированный словарный диктант.

Вьющееся растение –плющ.

Накидка от дождя – плащ.

Кухонная утварь – нож.

Бывает звездной –ночь.

Доктор иначе – врач.

Маленькое серое животное– мышь.

Озимая культура – рожь.

Дамское украшение – брошь.

Слышится громкий – плач.

С любимым там рай – шалаш.

Плющ, плащ, нож, ночь, врач, мышь, рожь, брошь, плач, шалаш.

--Какой орфограммой объединены эти слова (употребление ь знака на конце существительных после шипящих)

IX. Введение понятия синтаксической синонимии.

Сейчас поучимся производить синтаксическую синонимию.

Спишите с доски данные примеры, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания. (Работа в тетрадях, один учащийся - у доски.)

1.Звон (не) см....лкающий (н...) на минуту нарушал послеобеде...ый сон.(Звон ,который не смолкал ни на минуту, нарушал…)

2.Афоризмы жемчужины человеческой мудрости отлитые в краткую языковую форму.

-Выпишите из предложения 1 словосочетание ПОСЛЕОБЕДЕННЫЙ СОН, укажите тип связи. (Согласование.)

-Замените данное словосочетание синонимичным словосочетанием со связью управление. (Сон после обеда.)

-Замените обособленные определения придаточным предложением, зачитайте получившийся вариант.

ВЫВОД: Итак, одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями (синтаксические синонимы), но они отличаются или оттенками значения, или сферой употребления. Так, СПП с придаточным определительным употребляется как в разговорной, так и в книжной речи, причастный оборот – преимущественно в книжной.

--Для чего необходимо использовать синонимичные конструкции? (Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.)

10.Работа с учебником (по времени)

Упражнение 107,стр.70

X. Закрепление. Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с заданием: среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.













Карточка для 1 группы:

1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)

Карточка для 2 группы:

1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)

2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

Карточка для 3 группы:

1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)

Карточка для 4 группы:

1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)

2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)

3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

XI. Работа по развитию речи.

Прочитать текст упражнения 113.

СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ

XII.Творческая работа

--Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Как вы думаете, почему я взяла эти слова?(СПП с придат. Определительными)

XIII.Итог урока.

Над каким СПП мы сегодня работали? Что вы запомнили о придаточных определительных?

Вопросы.

1.К чему относятся?(к члену главного предложения, который выражен существительным или другим словом в значении существительного)

2.Место придаточного.

3.Чем прикрепляется к главному?(прид.часть прикрепляется к сочетанию существ.с указ словом)

--Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль.

XIV. Домашнее задание.

1. Параграф

2. (По выбору) Упражнение__111_(для слабых).Для сильных :выписать из произведений художественной литературы 5 сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, имеющими различные средства связи.

XV. Рефлексия. Оценки.


  1. Доволен ли тем, как прошёл урок?

  2. Было ли тебе интересно?

  3. Сумел ли ты получить новые знания?

  4. Ты был активен на уроке?


  1. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?

  2. Учитель был внимателен к тебе?

  3. Ты сумел показать свои знания?



XVI. Слово учителя.



Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет,

Пусть добрым будет ум у вас.

А сердце умным будет.

Мне приятно было работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.













































1 группа

Прочитайте внимательно утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.

  1. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.

  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.

  3. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.

  4. Части сложноподчиненного предложения равноправны.

  5. Союзное слово не является членом предложения.

  6. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.

  7. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

  8. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

























2 группа

Прочитайте внимательно утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.

  1. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.

  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.

  3. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.

  4. Части сложноподчиненного предложения равноправны.

  5. Союзное слово не является членом предложения.

  6. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.

  7. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

  8. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

  9. Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.





















3 группа

Прочитайте внимательно утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.

  1. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.

  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.

  3. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.

  4. Части сложноподчиненного предложения равноправны.

  5. Союзное слово не является членом предложения.

  6. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.

  7. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

  8. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

  9. Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.























4 группа

Прочитайте внимательно утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.

  1. Сложноподчиненное предложение состоит из главного и придаточного предложения.

  2. Придаточное предложение всегда стоит после главного.

  3. Части сложноподчиненного предложения соединяются между собой посредством подчинительных союзов или союзных слов и интонации.

  4. Части сложноподчиненного предложения равноправны.

  5. Союзное слово не является членом предложения.

  6. Подчинительные союзы, при помощи которых связываются части СПП, находятся в придаточной части предложения.

  7. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

  8. В сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных.

  9. Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.





















Карточка для 1 группы

Задание: Среди предложений найдите СПП с придаточным определительным, выпишите, выделите грамматическую основу, составьте схему.



1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)

2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)

3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)







































Карточка для 2 группы

Задание: Среди предложений найти СПП с придаточным определительным, выписать, выделить грамматическую основу, составить схему.

1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)


2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)

3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)



































Карточка для 3 группы

Задание: Среди предложений найдите СПП с придаточным определительным, выпишите , выделите грамматическую основу, составьте схему.

1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)

2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)

3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров и знойных прихотей любви. (А.А.Фет)







































Карточка для 4 группы

Задание: Среди предложений найдите СПП с придаточным определительным, выпишите, выделите грамматическую основу, составьте схему.



1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)

2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)

3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

































4. Заполните таблицу

ВИД ПРИДАТОЧНОГО

НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ

К ЧЕМУ ОТНОСИТСЯ

ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ

МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО




 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!