СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Собирал человек слова» (работа со «Словарём живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) почтить память В.И. Даля, познакомить учащихся с его жизнью и деятельностью; 2) познакомиться с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля, научить работе по словарю: 3) побудить учащихся к знакомству с народной речью: 4) воспитывать интерес к прошлому страны и своего края.

Просмотр содержимого документа
««Собирал человек слова» (работа со «Словарём живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля)»

МОКУ «Китаевская средняя общеобразовательная школа»


Открытый урок по русскому языку 
в 5, 6, 7 классах

«Собирал человек слова»
(работа со «Словарём живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля)

Леонова Е.Н. учитель русского языка и литературы
Цели урока: 1) почтить память В.И. Даля, познакомить учащихся с его жизнью и деятельностью;
2) познакомиться с «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля, научить работе по словарю:
3) побудить учащихся к знакомству с народной речью:
4) воспитывать интерес к прошлому страны и своего края.


Ход урока.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок: на нём присутствуют учителя русского языка и литературы школ нашего района. Вместе с ними мы сегодня будем вспоминать о Владимире Ивановиче Дале.
Сегодня наш урок необычен, в классе собралось 3 разных класса, я сделала из вас коллекцию.
- Каким синонимом можно заменить слово СОБРАЛА? (КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ)
- Что можно собирать, коллекционировать?
- Вы что-то в жизни собирали?
(я до сегодняшнего дня собираю книги, а в детстве: фантики, открытки, значки)
Обратите внимание на тему урока. СЛАЙД 1.
- Что необычного в таком коллекционировании?
- Какие слова можно собирать?
- Кто мог это делать?
- 6 и 7 классы могут вспомнить текст о человеке, который это делал. Этим человеком был Владимир Иванович Даль. Слайд 2.

Сегодня мы познакомимся с жизнью и деятельностью Владимира Ивановича Даля. Его жизнь и дела ответят на ваши вопросы. В ноябре 2011 года отмечалось 200-летие со дня рождения учёного, врача, мореплавателя, сказочника, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка». Сегодня мы прикоснёмся к его жизни, творчеству, поработаем со словарём.
Откроем тетради, запишем число и тему урока.
С биографией Владимира Ивановича Даля нас познакомят учащиеся 7 класса.
Презентация и рассказ.
1. 10 ноября 1801 года в маленьком городке на Украине, в Луганске, в семье врача, выходца из Дании, родился мальчик и назвали его Владимиром. Родители знали много языков и были образованными людьми. Даль получил хорошее образование.
2. С 1814 года учится в морском кадетском корпусе, вместе с Нахимовым. От лет учёбы остались только воспоминания о розгах и наказаниях.
3. Служил на Черноморском и Балтийском флотах, но «морская болезнь» не дала служить дальше.
4. В 1826 году ушёл с морской службы и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет, где учится вместе с Пироговым, известным врачом в будущем.
5. В 1828 году началась русско-турецкая война. Даль служит военным врачом и живёт среди солдат.
6. 1831 год. Корпус, где служил Даль, отправили в Польшу для подавления восстания. Для переправы через реку Вислу нужно было навести мост, а затем его разобрать. Тогда вспомнили, что Даль, морской инженер, и поручили ему эту операцию. Он создал плавучий мост из лодок и плотов. 
7. С марта 1832 года Даль работает ординатором военно-сухопутного госпиталя в Петербурге, приобретает известность хирурга-окулиста. Но конфликты с начальством вынуждают его оставить медицину.

8. Даль поступает на службу чиновником особых поручений к военному губернатору Оренбургского края В.А. Перовскому. Семь лет пробыл Даль в Оренбургской губернии, сопровождая В.А. Перовского в его разъездах по Уралу, участвуя в 1839-1840 годах в Хивинском походе.
9. Уйдя в отставку, Даль работал над созданием словаря.

Учитель: Допишите предложение, используя полученные сведения о Владимире Ивановиче Дале.
Владимир Иванович Даль был….
Моряком, врачом, филологом,

Учитель: Владимир Иванович имел ещё одну профессию , писатель, об этом нам расскажет 2 группа, учащиеся 5 класса.
Рассказ и презентация 5 класса.
1. Свою литературную деятельность Владимир Иванович Даль начал с сочинения сказок. Печатались они под псевдонимом казак Луганский.
2. Известность Далю – казаку Луганскому (псевдоним взят по месту рождения) принесли русские сказки. Используя фольклорные сюжеты, Даль свободно их изменял, комбинировал. Из-за сатирической направленности некоторых сказок сборник «Русские сказки, из предания народного из устного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» был расценен как «насмешка над правительством», запрещён и изъят из продажи.
3. Автор был арестован, но сразу же освобождён: Николай Первый припомнил заслуги Даля в польской кампании и простил его. История с запрещением сказок принесла Далю известность среди литераторов. 
4. Сказки стали поводом для знакомства в 1832 году с Пушкиным, к которому Даль пришёл со своим сборником как литератор к литератору. 
5. В 1833 году Даль встречается с Пушкиным в Оренбурге, куда поэт едет за материалами о Пугачёве. По дороге в Бердскую слободу Пушкин рассказывает Далю сказку о Георгии Храбром и волке, Даль же в ответ – сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке». Через месяц Пушкин пришлёт Далю рукопись этой сказки с надписью «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому – сказочник Александр Пушкин».
6. В 1837 году Даль по служебным делам оказался в Петербурге и, узнав о дуэли, тотчас поспешил на Мойку, неотлучно сидел у изголовья умирающего поэта как врач и близкий друг, слышал его предсмертные слова: «Жизнь кончена». На память Далю достались перстень- талисман и простреленный сюртук поэта.
6. Восхищаемся мы и сборником «Пословиц и поговорок русского народа» Владимира Ивановича Даля.
7. Многие пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки мы знаем благодаря этому сборнику.

Учитель: Сказки Даля «Девочка- Снегурочка», «Старик – годовик» и другие мы читали на уроках Пушкиноведения, а о чём идёт речь в предложении из « Сказки о дятле».
На доске
Дятел красноголовый лазил день – деньской по пням и дуплам и всё стучал роговым носом своим в дерево, всё доспрашивался, где гниль, где червоточина, где подстой, где дрябло, где дупло, а где живое место.
- попробуйте с помощью листка – подсказок, определить, что означают непонятные слова?
Листок – подсказка.
Роговой – острый, торчащий, сделанный из чего-то твёрдого. Т. 4 стр. 99
Доспрашиваться – разузнать, расспрашивая. Т. 1 стр. 478
Подстой – болезнь дерева, когда оно подсыхает от корня. Т. 3 стр. 206
Живое – в ком или в чём есть жизнь. Т. 1 стр. 537

- Что же делает дятел на дереве?
- Вы эти слова употребляете в своей речи?
- А мои коллеги?
- Такие слова мы не употребляем в речи. Их употребляют жители определённой местности. Как называются эти слова? (диалектные)

Учитель: главным делом жизни Владимира Ивановича Даля был созданный им четырёх томный « Толковый словарь живого великорусского языка» показать словарь
Слово предоставляется 3 группе, учащимся 6 класса.
Рассказ и презентация.
1. Выйдя в отставку в 60 лет, Даль живёт в Москве. Разбирает свои тетрадки.
2. Официально считается, что первое слово записано Владимиром Ивановичем в Нижегородской губернии от ямщика «замолаживает», но на самом деле слова его интересовали с детства.
3. За 50 лет им было записано 200 тысяч слов, 80 из них зарегистрированы впервые. Если их выписать столбиком, то понадобится 400 ученических тетрадей в линейку.
4. В словарь вошло 30 тысяч пословиц, которые автор использует для пояснения слов.
5. Статьи словаря – маленькие истории о жизни народа, его труде, о народных поверьях, обрядах, нравах. Для пояснения используются даже рисунки – это к словам говядо и шляпа.
6. За день до смерти Владимир Иванович просит дочь записать словечко, услышанное от служанки.
7. Слова для Даля были дороже золота.

Учитель: Издан словарь в 1863 – 1866 годах. О себе автор говорит: « Писал не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудится; ученик, собравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего Живого Русского Языка»
Приступая к упорядочиванию собранных им огромных запасов слов, В.И. Даль мучительно искал удобного способа расположения их в своём словаре. ему были хорошо известны два противоположных способа расположения слов в словаре: алфавитный порядок и корневой способ группировки их, при котором группы слов, возводимых к общему корню, объединяются в гнезда, а во главе гнезда ставится или сам корень или произвольно устанавливаемое исходное слово. Даль выбрал для себя путь средний: слова того же корня ( за исключением приставочных образований, помещаемых под буквами, с которых они начинаются) в его словаре слова группируются в гнёзда, а во главе такой группы ставятся глагол или имя. Этот способ, по мнению Даля, способствует постижению духа языка и раскрывает законы его словообразования, раскрывает смысловые связи слов, но надо отметить, что этот способ делает нужное слово далеко упрятанным, трудным становится поиск нужных слов. 
- словарь называется «Толковым..» каково его назначение?
( объясняет лексическое значение слов)
Какой сегодня день? Глядя за окно, вам холодно? Давайте прогоним холод.
Физкульт минутка Я мороза не боюсь!
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет уши, тронет нос.
Значит надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть!
А ещё снежки бросать.

- Ну вот мы и согрелись. А словарь наживается «живого» языка?
(это язык народа, который отражает жизнь, слова придумывали люди)

- Заглянем в словарь и объясним лексическое значение слов, помня, что слова в словаре расположены гнездовым способом, обратите внимание на произношение этих слов:

1 Группа: т. 1
БАРКАН
ЖУРАВИНКА

2 группа: т. 2
КАЛИВА

3 группа: т. 4
СТРЕКАВА
УПАКАТЬ

Учитель: Вы заметили, в какой местности употребляются эти слова. 
(Жители Псковской области)
Учитель: О говоре Псковской области Владимир Иванович Даль писал: « В губернии Псковской Псков, Порхов, Холм по говору более принадлежат к Новгороду, а Опочка и Великие Луки – к Белоруссии. 
Псковское наречие отличается превратным ударением и искажением слов. Около Порхова чавкают: овча- овца, черква – церковь. Говорят: гнила – глина, облизьяна – обезьяна»
- Вы слышали, когда – нибудь такие слова? А от кого? А наши гости?
Учитель: В словаре все однокоренные слова помещены в одно гнездо. Сейчас мы будем выписывать однокоренные слова к слову Правый.
Давайте вспомним, какие слова называются однокоренными? 
(Имеют общий корень, но у них разное лексическое значение)
1. Определите лексическое значение слова ПРАВЫЙ – по словарю Даля (5 и 6 классы), по словарю Ожегова (7 класс).
По Далю Правый – прямой, истинный, чистый непорочный т. 3 стр. 377
По Ожегову ПРАВЫЙ 1. Справедливый, содержащий правду.
2. Невиновный, не нарушавший закона.

3. Выпишите однокоренные слова к слову Правый и укажите часть слова, с помощью которой образуется новое слово.

Правша, правуха, править, правление, правка, праведник, правительственный…

Учитель: Вам встретилось слово Праведник определите его лексическое значение по словарю Даля – 1 и 2 группы, по Ожегову – 3 группа.

У ДАЛЯ: Праведник – судебный служитель, пристав, правящий с виновных по приговору.
У ОЖЕГОВА: праведник – 1.у верующих: человек, который живёт праведной жизнью. 2. Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности ( стр. 858)
- Почему в словарях не совпали значения слов?
Созданы в разные века, слова изменили своё значение.
Учитель: Значение слова изменилось, а выражения остались. Запишем их. Попробуем объяснить их значение. Я взяла эти выражения в словаре Даля.
Правая дорога ( честная дорога)
Право ходить – душой не кривить. (быть честным)
Правые деньги (чистые, настоящие, заработанные)
Править службу царёву (честно служить)
Как называются такие крылатые выражения, которые имеют значение в целом?
(Это фразеологизмы)
Учитель: часто в словаре Даля используются пословицы и поговорки. Что это за выражения.
Пословица -

Поговорка
- Пословицы и поговорки использует Даль для примера употребления слов в речи. Возьмём статью со словом ГЛУХОЙ . Определим лексическое значение слова по ДАЛЮ - 3 группа и по Ожегову - 1и 2 группы.
ДАЛЬ – лишённый способности слышать
ОЖЕГОВ – 1. Лишённый слуха. Глухой старик.
2.Неотзывчивый (перен.) Глухой ко всем просьбам
4. Невнятный по звуку, незвонкий. Глухой выстрел.
5. Смутный, затаённый, скрытный. Глухое волнение.
6. Тихий, без проявления жизни (перен.). Глухая улица.
7. Сплошной, без отверстий. Глухая стена. СТР. 210
- В каком словаре значения богаче?
Это происходит потому, что у Даля не отмечена многозначность слов. 
Выпишите пословицы и поговорки с этим словом из словаря Даля.

Учитель: Даль, работая над словарём, записывал каждую пословицу на отдельной полоске бумаги (он называл их ремешками) дважды: одну как пример для пояснения слов в словаре, другую для сборника пословиц. В сборнике пословицы расположены по темам.
Каждой группе дам 10 полосок, распределите их по темам, приклеивая в нужное место.


МОЛОДОСТЬ - СТАРОСТЬ

РАБОТА – ЛЕНЬ


СЧАСТЬЕ – НЕСЧАСТЬЕ

ДРУЖБА

Пословицы.
Золотая пора – молодые года.
Незрел виноград – невкусен, а молодой человек – неискусен.
Молод годами, да стар умом.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
На полатях лежать – хлеба не видать.
Терпенье и труд всё перетрут.
Счастье на крылах, несчастье на костылях.
Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив.
Для друга семь вёрст не околица.
Без друга – сирота, с другом – семьянин.
Проверяет работу Оля, как консультант у 5 класса, Игорь – у 6 класса, я – у 7 класса.
Учитель: В словаре есть и загадки. Попробуем их отгадать:
1. Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. СНЕГ
2. Что выше лесу? СОЛНЦЕ
3. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. МЕСЯЦ И ЗВЁЗДЫ

Есть в словаре приметы, религиозные праздники.
Вчера, 15 февраля, был праздник Сретение, а что он обозначает с Евангельской точки зрения, нам расскажет ученица 5 класса Семёнова Саша.

В словаре найдём сведения о жилище людей, о способах ведения хозяйства, об орудиях труда, быте, одежде, пище, утвари, семейном укладе, обычаях, нравах русского народа. Это кладезь народной мудрости, к которой мы только прикоснулись сегодня на уроке.

Чем интересен, может быть, словарь В.И. Даля современному читателю?
Какие знания вы получили сегодня на уроке?
Мы выполняли разные задания, какие из них вам показались интересными?
Какие вызвали у вас затруднения? 
Захочется ли вам ещё заглянуть в Словарь Владимира Ивановича Даля? С какой целью?


Домашнее задание: выписать из словаря Даля названия грибов, учёные утверждают, что их в словаре более двухсот, а сколько найдём мы?

Спасибо вам за участие в уроке, желаю успехов в изучении родногоязыка.

Листок – подсказка.
Роговой – острый, торчащий, сделанный из чего-то твёрдого. Т. 4 стр. 99
Доспрашиваться – разузнать, расспрашивая. Т. 1 стр. 478
Подстой – болезнь дерева, когда оно подсыхает от корня. Т. 3 стр. 206
Живое – в ком или в чём есть жизнь. Т. 1 стр. 537

- Что же делает дятел на дереве?


Листок – подсказка.
Роговой – острый, торчащий, сделанный из чего-то твёрдого. Т. 4 стр. 99
Доспрашиваться – разузнать, расспрашивая. Т. 1 стр. 478
Подстой – болезнь дерева, когда оно подсыхает от корня. Т. 3 стр. 206
Живое – в ком или в чём есть жизнь. Т. 1 стр. 537

- Что же делает дятел на дереве?


Листок – подсказка.
Роговой – острый, торчащий, сделанный из чего-то твёрдого. Т. 4 стр. 99
Доспрашиваться – разузнать, расспрашивая. Т. 1 стр. 478
Подстой – болезнь дерева, когда оно подсыхает от корня. Т. 3 стр. 206
Живое – в ком или в чём есть жизнь. Т. 1 стр. 537

- Что же делает дятел на дереве?
Определите лексическое значение слов.
2 Группа: т. 1
БАРКАН
ЖУРАВИНКА

1 группа: т. 2
КАЛИВА

3 группа: т. 4
СТРЕКАВА
УПАКАТЬ

Определите лексическое значение слов.
2 Группа: т. 1
БАРКАН
ЖУРАВИНКА

1 группа: т. 2
КАЛИВА

3 группа: т. 4
СТРЕКАВА
УПАКАТЬ

Определите лексическое значение слов.
2 Группа: т. 1
БАРКАН
ЖУРАВИНКА

1 группа: т. 2
КАЛИВА

3 группа: т. 4
СТРЕКАВА
УПАКАТЬ


Золотая пора – молодые года.
Незрел виноград – невкусен, а молодой человек – неискусен.
Молод годами, да стар умом.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
На полатях лежать – хлеба не видать.
Терпенье и труд всё перетрут.
Счастье на крылах, несчастье на костылях.
Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив.
Для друга семь вёрст не околица.
Без друга – сирота, с другом – семьянин.

Золотая пора – молодые года.
Незрел виноград – невкусен, а молодой человек – неискусен.
Молод годами, да стар умом.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
На полатях лежать – хлеба не видать.
Терпенье и труд всё перетрут.
Счастье на крылах, несчастье на костылях.
Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив.
Для друга семь вёрст не околица.
Без друга – сирота, с другом – семьянин.


Золотая пора – молодые года.
Незрел виноград – невкусен, а молодой человек – неискусен.
Молод годами, да стар умом.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
На полатях лежать – хлеба не видать.
Терпенье и труд всё перетрут.
Счастье на крылах, несчастье на костылях.
Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив.
Для друга семь вёрст не околица.
Без друга – сирота, с другом – семьянин.

Распредели пословицы.
МОЛОДОСТЬ - СТАРОСТЬ


РАБОТА – ЛЕНЬ

СЧАСТЬЕ – НЕСЧАСТЬЕ

ДРУЖБА




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!