СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"сочетание трудовой. познавательной и игровой деятельности в коллективе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочетание видов деятельности у учащихся приводят к  хорошим   учебным результатам.

Просмотр содержимого документа
«"сочетание трудовой. познавательной и игровой деятельности в коллективе"»

СОЧЕТАНИЕ ТРУДОВОЙ. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ 
В современной психологии в качестве основных социальных видов деятельности рассматриваются труд, познание, игра. Именно они обеспечивают социализацию личности в обществе. 
Содержание деятельности детского коллектива отражает его ценности. Поэтому нравственно здоровый психологический климат коллектива зависит от того, есть ли в коллективе лидеры, способные реализовать эти ценности. Но ведь именно деятельность и выдвигает лидеров. Поэтому сочетание трудовых, познавательных и игровых дел — необходимое условие полноценной жизни коллектива. Если учебные предметы в их урочных и внеурочных формах ориентированы на познавательные цели, то сочетание труда и игры может происходить только за пределами школьной программы.
«Нужно прежде всего сказать, что между игрой и работой нет такой большой разницы, как многие думают. (А. С. Макаренко). Сходство труда и игры А. С. Макаренко видит в следующем. 

«В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли... Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра». 
«Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая — радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство». 
«Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, — конечно, в игре хорошей, правильной...» 
Отличие игры от труда в том, что в труде реализуется общественная цель — создание материальных и культурных ценностей. «Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет отношение косвенное». 
«Косвенное отношение» заключается в активизации эмоциональной сферы личности. Но «эмоции сами по себе не имеют социальной (в том числе воспитательной) ценности, поскольку последняя целиком зависит от потребности, в связи с удовлетворением или неудовлетворением которой возникает данное эмоциональное состояние». Эмоции — это лишь механизм, который подкрепляет или не подкрепляет формирование социально ценных потребностей — в коллективном труде, содержательном общении, познании. Сочетание труда, познания и игры может помочь повышению воспитательной эффективности детского коллектива. (Макаренко А. С. Лекции о воспитании детсй//Соч, — М., 1957. — Т. IV. — С. 374 -375 ). 

Все это создает приподнятый эмоциональный тон, который заражает и самых пассивных. 
Совместный общественный труд — лучшее «поле» для создания едного «Мы» педагогов и воспитанников. 
Без игровых элементов субботники не удаются, следовательно, его воспитательные функции используются полностью. 
 Мобилизации нравственных и интеллектуальных сил детей способствуют школьные дела, организованные в соревновательной форме. Здесь игра, выполняет функцию стимулирования неигровой деятельности. Главное условие игр — преодоление различного рода препятствий, этапов. 

Суть их такова. Определяются этапы («пункты», «станции»). На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного характера. 
      Вариант таких игр под обобщенным названием «Будь готов!» часто применяется в лагерях отдыха. Определяется количество этапов, на которых дети должны, например, разгадать ребус, собрать определенную модель из конструктора, пришить пуговицы, сделать салат из подготовленных овощей и т. д., в зависимости от тематики н задач игры. Игра предусматривает ряд игровых ролей для организаторов: это «судьи», «контролеры», «ассистенты». Эти игры чаще всего проводятся в виде соревнований между командами. 

Такие игры могут проходить по различным учебным предметам, в них могут быть географические, литературные, математические «этапы» и т. д. Игра может посвящаться н одному предмету, например литературе или истории. 
  Игра на преодоление этапов может иметь четкую трудовую цель, но педагогическая инструментовка ее достижения является игровой. Трудовые задания типа «покрасить забор», «вырыть яму», основанные только на взрослом требовании, могут вызвать сопротивление учащихся. «И здесь даже не во взрослении дело. Просто та форма обращения, которая в среде взрослых является формой делового общения, с ними иногда становится тормозом воспитания», — пишет известный педагог Ю. П. Азаров. И он находит иной вариант включения подростков в трудовую деятельность. 
 Школьникам предлагается игра, которая будет называться «Три «С» (сноровка, сила, смекалка). Воспитатель примерно прикидывает, какие в ней будут интересные задачи, в числе которых намечены н покраска забора, и эти ямы. Он разбивает их на группы. Выдает каждой маршрутный лист. Дети приходят на один из пунктов, где им предлагают кисти и 
      лопаты. Засекают время: на покраску каждой части забора 20 минут, на яму — 12... И забор выкрашен, и ямы вырыты, и бездна радости — дети уходят на другой пункт, где им будет предложена интересная шахматная задача или розыгрыш футбольной комбинации и т. д. 
      Педагог справедливо замечает: «В данной ситуации задания выполняются будто бы только на игровой основе, а долг остается где-то в стороне. Это не так. В игре, особенно коллективной или групповой, всегда есть долг, есть чувство чести, есть межличностные зависимости, которые выступают более ярко, выражаются более страстно, более темпераментно, чем вне игры. То есть выполнение долга идет как бы изнутри, минуя игровую интригу и игровое правило»
Наиболее сложной инструментовки требует организация деятельности по самовоспитанию. Здесь сочетание труда, познания (в том числе и самопознания) и игры становится особенно органичным, так как необходимо охватить все сферы профессиональной деятельности (человек — природа, человек — техника, человек — общество, человек — искусство, человек — знак). Ведь только в процессе самораскрытия и можно определить свое призвание. Длительная программа «пробования себя» подростками в этих сферах должна быть инструментована игровым способом, хотя бы в виде «эксперимента».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!