СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение как вид творческой работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика. Росту его социального отношения к жизни» - справедливо указывала М.А. Рыбникова.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение как вид творческой работы»

Сочинение как вид творческой работы

Сочинение как вид творческой работы занимает в педагогической практике особое место. «Сочинение - одно из сильнейших средств, способствующих развитию мысли ученика. Росту его социального отношения к жизни» - справедливо указывала М.А. Рыбникова (1,с.237)

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной речевой деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирования коммуникативно-речевых умений учащихся. Оно позволяет одновременно решать задачи обучения, развития и воспитания школьников.

Программой развития связной речи в начальных классах в соответствии с ФГОС предусматривается проведение сочинений типа описания (предмета, места, природы). «Сущность описания состоит в более или менее развернутом указании признаков и явлений, отобранных в зависимости от задач высказывания, от замысла пишущего или рассказывающего» (2, с.129). описание может быть двух видов: художественным, образным, деловым, строгим и научным. Сочинения учащихся, как правило, представляют собой художественное описание, которое предполагает субъективность, образность, конкретность и эмоциональность. Описание вводится со 2 класса. Оно «развивает у детей наблюдательность, точность изображения деталей, умение выбирать слова, создавать словесно-зрительные образы (2, с.129-130). Описания могут создаваться по памяти, на основе специальных наблюдений, по картине, по воображению. Наиболее часто используемая композиционная схема описания:

а) часть, в которой передается общее впечатление описываемого предмета, что-то о нем сообщается;

б) часть, в которой раскрываются признаки предмета.

Наряду с «чистым» описанием, в сочинениях учащихся используются элементы описания, включаемые в повествовательный текст или в рассуждение (2,с.129).

Работа над сочинением – описанием начинается задолго до написания самого сочинения, в ходе рассредоточенной подготовки к нему. Поэтому только целенаправленная систематическая работа по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи. «Сочинения, наряду с другими видами работ по развитию мышления и речи, в продуманной системе должны привести к постепенному овладению богатствами русского языка, к умению пользоваться этими богатствами» (3,с.55)

Важным в подходе к написанию сочинений является направленность тематики сочинений на осознание школьниками своего социального опыта и содержания начального образования. Формулирование тем ориентировано на разный уровень обобщения материала и в связи с этим на разную силу проявления эмоционально-оценочных отношений.

Выделяем две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого -то отдельного факта, явления связанного с опытом детей или отдельным учебным предметом.

Второй тип тем – темы, творческие, они тоже могут быть разного уровня обобщения.

Соблюдение меры трудности при работе с творческими темами обеспечивается, во-первых, тем, что они ориентированы на знания и опыт, которые уже имеются у школьников; во-вторых, в творческих темах с широкой формулировкой ученик всегда может найти наиболее близкий и знакомый аспект и раскрыть именно его, т.е. предоставляется определенная свобода в отборе содержания сочинения.

Тема должна представлять ученикам возможность проявить при написании сочинений свои самые сильные стороны, в одном случае, и способствовать развитию недостаточно развитых- в другом.

Для развития индивидуальных возможностей школьников через их литературное творчество очень важны такие темы, которые предоставляют ученику полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения. К таким можно отнести, например. Тему «Весна в лесу», которую дети раскрывали в жанре сказки, научно-популярной статьи и художественного рассказа.

Особое значение придается формулировке творческих тем, их эмоциональному представлению; стремясь вызвать удивление ребят, мажорное настроение, интерес к работе. Этот аспект очень важен для мотивации литературно творчества. Ведь именно т, как ученик отреагирует на задание, во многом определяет его выполнение. Формулирование творческих тем должно отвечать ожидаемому результату: многоаспектному охвату действительности, проявлению эмоционально-оценочного суждения, т.е. затронуть не только ум ребенка, но и прежде всего его чувства. Дети особенно откликаются на темы, требующие раскрытия в жанре сказок: «Сказка об облаке и солнце», «Скучно жилось букве Т в слове радостный».

Ориентируясь на содержательную сторону сочинений на усвоение базовых вопросов содержания начального образования, мы тем самым заставляем их выполнять дидактическую функцию интеграции, обобщения основных знаний, получаемых в школе и вне ее. В то же время стимулирование творческой деятельности учащихся, проявления их личностного отношения к излагаемому позволяет говорить об ориентации предполагаемой нами классификации сочинений и на развитие, и на воспитание школьников.

Особ необходимо остановиться на сочинениях, выполняемых после просмотра репродукций с картин. Сейчас эта работа проводится на уроках русского языка и подчинена задачам развития речи. Не отрицая важности этого направления работы, необходимо отметить, что содержательно и самостоятельно младший школьник сможет составить рассказ по картине только при двух условиях:

- если будет понимать содержание картины;

- если он будет обладать специфическими знаниями, необходимыми для разбора любого объекта изобразительного искусства.

Поясним первое условие. В наборе картин для рассматривания в начальной школе есть репродукция с картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на сером Волке». Если ребенок знает содержание соответствующей сказки, то для уяснения содержания картины ему не нужно никаких предварительных обсуждений. То же можно сказать и об очень близкой детям картине

А. А. Пластова «Первый снег». Предложенная в такой же зимний день или, наоборот, в контрастную погоду, она вызовет внутреннюю расположенность к ее восприятию, что станет вполне достаточным толчком для литературного творчества детей.

Однако для письменного воплощения понятного детям содержания необходимо выполнение второго условия. Имеется в виду вооружение их специфическими для изобразительного искусства понятиями о жанрах картин, их композиции, роли цвета, перспективе и т.д. Только обладая всеми этими знаниями, дети смогут самостоятельно проанализировать предложенную им картину, смогут найти без помощи учителя адекватную словесную форму.

Чтобы до конца понять сказанное, вспомним, как, бывает, не хватает слов, чтобы в связной речи выразить свое изумление той или иной картиной. Поэтому нужно вооружить детей всеми необходимыми средствами для выполнения предложенного задания.

Вся та работа, о которой говорилось выше, создает общую готовность ребенка к написанию сочинений и во многих случаях достаточно написать на доске тему сочинения, как все дети погружаются в работу. В других случаях требуется предварительное слово учителя. Во втором классе предлагаю тему «Моя сказка»

Учитель: Ребята, кто из Вас любит сказки? (Все подняли руки)

А почему они Вам нравятся?

Дети: «Там все превращается одно в другое», «Они очень веселые», »Интересно читать, я переживаю»

Учитель: Можете ли Вы сказать, как надо писать сказку?

Дети: Надо так придумать, чтобы было и хорошее и плохое, и грустное и смешное, и чтобы она учила.

Учитель: Сейчас, дети, каждый из вас попробует написать свою сказку, о чем хотите, напишите так, чтобы я вместе с вами и радовалась, и смеялась, и переживала.

Очень важно, чтобы в беседе не говорилось ни о принятых в сказках зачинах, ни о ее традиционных героях. Школьники лишь в единичных случаях использовали тематику известных сказок, чаще же придумывали совершенно оригинальные сюжеты.

Иначе организуется работа над сочинениями репродуктивного характера. Для того, чтобы обеспечить полноту раскрытия темы и логичность изложения вначале учитель представляет готовый план будущей работы, затем план составляется вместе всем классом и только после этого самостоятельно. На всех этапах работа выполняется без ее обсуждения, самостоятельно.

Например, тему «Что я знаю о белке» в 1 классе сопровождаем следующим планом:

  1. К каким животным относится белка.

  2. Ее внешний вид.

  3. Образ жизни.

  4. Особенности ее питания.

  5. Что интересного ты знаешь об этом зверьке?

Большую помощь в написании репродуктивных тем окажет опыт разбора и составления плана научно-популярных статей на уроках литературно чтения и окружающего мира.

Наблюдения показывают, что некоторые ученики прежде чем писать, должны поделиться своим замыслом с учителем. Есть и такие, которые вступают в тупик перед заданием и не знают, что писать. Приведем запись беседы с таким учеником во время работы над сочинением «Природа весной»

Учитель: Тебе нравится или не нравится весной?

Ученик: Нравится.

Учитель: А почему?

Ученик: Ну как же, было голо, холодно. А теперь тепло, солнце греет, весело, И зеленое все кругом.

Учитель: А ты говорил, что не знаешь о чем писать. Вот о том, какая природа весной и что ты чувствуешь, ты и напиши.

Как видно, у ученика есть и необходимые впечатления, определенное отношение к ним, учитель же помогает лишь перешагнуть барьер неуверенности.

Необходимо воздержаться от прямой помощи, ограничивайтесь выслушиванием и одобрением предлагаемых вариантов, используйте лишь общие побудительные вопросы.

Во время работы у ребенка могут возникнуть вопросы о написании каких-то слов. Тихо, не мешая другим, скажем ему правильный вариант. Не терзаем его в таком случае требованием припомнить правило или найти проверочное слово, не отвлекаем его от творческого процесса.

Но это не значит, что вовсе не надо заботиться о грамотности сочинений. Рекомендую проводить соответствующую словарную работу на тех уроках, на которых изучается новое слово, термин. Следует подчеркнуть, что активное привлечение словарей для проверки сочинений приучает к культуре умственного труда, оказывает существенную пользу в формировании орфографической зоркости учеников и снимает ненужное осложнение и без того трудной работы.

Заранее на уроках русского языка надо показать ученикам, как можно аккуратно зачеркнуть ошибочно написанное слово или букву. В литературном творчестве особенно важно, чтобы у школьников не было страха перед исправлениями.

Сочинения – бесценный материал для учителя. Они помогают ему лучше узнать внутренний мир детей, ломают утвердившееся деление учеников на сильных и слабых, раскрывают неожиданные возможности отстающих и так называемых молчунов.

Литература:

  1. Нечаева Н.В. Обучение грамоте. Организация литературного творчества. Пособие для учителя. Москва, 1992г.

  2. Львов М.Р. Словарь- справочник по методике русского языка. – М., Просвещение,1988.-с.195




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!