Этапы урока Задачи этапа I. Орг. момент. Мотивация детей на урок (на деятельность) 1.Замотивировать учащихся к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. (Л.) | Наглядность, оформление доски | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Девиз урока: Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать! | - Здравствуйте, ребята. сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь! | |
-Наш урок я хочу начать с девиза: Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать! | |
-Как вы думаете, какое главное слово в нашем девизе? | -Сам |
-Что значит «сам всё постигаю?» | -понимать и уметь выполнять задание, данное учителем. Узнавать новое. Открывать новые знания. |
- А если вам мешает сосед по парте, то у вас получится узнать новое? -Тогда как же нужно вести себя на уроке? | -Нет. -Нужно внимательно слушать учителя, не мешать другим. |
-Верно! Сегодняшний урок будет необычный и познавательный. | |
II. Постановка темы и задач урока. 1)Учить целеполаганию и прогнозированию (Р.) 2)Учить понимать и формулировать возникшую проблему (П.) | | Прием «Создание проблемной ситуации» -Ребята, сейчас я вам прочту стихотворение. Вам нужно внимательно слушать, а потом мне ответит на вопрос: о чем это стихотворение? - Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. (А.Плещеев) | Слушают стихотворение |
- О чём это стихотворение? (О каком времени года это стихотворение?) | - о весне |
-Оказывается весна – любимое время года многих художников,писателей, поэтов, композиторов, которой они посвящали свои произведения. -Сегодня мы познакомимся с одним из таких художников и его картиной, по которой будем писать рассказ. | |
- Откройте 2 картину в картинной галерее учебника. | |
-Кто уже нашел эту картину. Так по какой картине мы будем писать рассказ? | - А. К. Саврасов «Грачи прилетели» |
-Правильно! Сегодня мы будем писать рассказ по картине Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели» | |
III. Знакомство с автором картины 1. Знакомы с творчеством художника и историей создания картины. (пр.) | (На доске портрет ) | -
Знакомство с художником. Алексей Кондратьевич Саврасов родился в Москве более 180-ти лет назад, в семье торговца. С ранних лет он увлекался рисованием и с легкостью красками, гуашью перерисовывал картины известных мастеров, которые даже продавал по небольшим ценам, это был его первый заработок. В 14 лет Алексей поступает в училище на художника, где он получает первое звание Академика. Алексей Саврасов не только художник, но и становится учителем-педагогом. Он воспитывал в Московском художественном училище будущих художников. В его творчестве самая главная картина, которая стала наиболее известной : «Грачи перелетели». Действительно, весна для Алексея , это любое время года. Поэтому картина «Грачи прилетели» была его самой любимой картиной. | |
IV.Содержательный анализ картины. 1. Проводят анализ и синтез языкового материала(п) 2. Строят простые рассуждения( к) ) 4. Умеют анализировать и описывать картину.(пр) | | -Итак, давайте рассмотрим картину Алексея Сарасова. | |
-Как же художник показывает нам приближение весны? | Уже тает снег, небо немножко становится голубым, видны проталины, прилетели птицы. |
-Что же вы видите в центре картины? | -Что на березы прилетела стая грачей. |
- Расскажите о грачах, что они делают? | Грачи ремонтируют старые гнезда и строят новые. |
- Что делает грач у корней березы? | -он нашел веточку и держит ее в клюве. |
| | - Что радует птиц? | - То что они вернулись домой , на родину. |
- Грачи громко кричат, разговаривают на грачином языке, покажите, как они разговаривают. | -Гра-гра-гра! |
- Даа, стоит гомон грачей. | |
- Где грачи строят свои гнезда? | - На вершинах деревьев (берез). |
- Верно! Грачи – дружные птицы. Вернувшись из дальних стран, они осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по нескольку гнезд на одном дереве. Такие места называют грачевниками. Как называются такие места? | Грачевники. |
- Что вы можете рассказать о деревьях? | - С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине – старые, корявые. |
| | - На каких березах больше гнезд и почему? | - На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены. - А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно, птенцы будут в безопасности. |
- Что можно сказать о небе? Какое оно? | - На небе голубовато-серые тучи. Оно низкое, грустное, немного хмурое. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез. |
- Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле? | - Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины. |
| | - Что еще вы видите на картине? | - За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней – церковь с куполами. |
- Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? | - Прилетели грачи, значит скоро будет тепло, но все-таки немного жаль уходящую белоснежную зиму. |
- Ребята, вам понравилась картина А.Саврасова «Грачи прилетели»? | да |
IV.Постановка авторской задачи 1. Умеют анализировать и описывать картину. (пр) 2. Участвуют в формулировании темы и основой мысли (р)
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ. 3. Строят простые рассуждения( к)
Радостное предчувствие весны |
Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» ТЕМА. | -Сейчас каждый из нас будет в роле автора своего рассказа. -Давайте определим задачи, т.е. какой текст мы будем создавать. | |
-Сначала нам надо ответить на вопрос: О чем мы будем писать? По какой картине будем писать? | |
Чтобы ответить на этот вопрос, надо назвать тему сочинения. - Так какая же будет тема? | -Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели» |
-Ребята, а зачем художник создал это полотно? Что он хотел передать своей картинной? | -Хотел передать радостное предчувствие весны. |
-Вот и мы должны в своем сочинении передать радостное предчувствие весны. | |
-Это будет основной мыслью нашего текста. -Кто повторит нашу задачу, какой же текст мы будем создавать? | -Мы будем создавать текст по картине «Грачи прилетели», в котором будет описываться радостное предчувствие весны. |
-…, молодец! Да, сегодняшняя задача будет звучать именно так: создать текст по картине «гранчи прилетели», в котором будет описываться радостное предчувствие весны. | |
V. Работа с планом будущего текста. Подготовка языкового материала. 1. Умеют располагать материал в нужной последовательности, умеют пользоваться планом.(пр) 2. Умеют высказывать свое мнение. (л) 3. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя(р) | План: 1. Как называется картина? 2. Какое время года на картине? 3. Что делают грачи? 4.Как выглядит небо? 5. Как изменился снег и земля? 6. Как ты относишься к картине? | 1) Работа с планом. -Ребята, подумайте, а без чего не сможем мы написать рассказ? | -без плана |
-Значит, что нам нужно составить? | -План |
-Заранее, я уже составила план. У вас на партах лежит карточка. Итак, сейчас будем читать по цепочке наш план. Остальные следим и внимательно слушаем. План на доске: 1. Как называется картина? Художник: замечательный русский Картина: репродукция , пейзаж , полотно. 2. Какое время года на полотне? Весна прилетели грачи, тает снег, небо серо-голубое. Березы: старые, огромные, высокие Грачи: Весники весны, грачевники, горделивые, драчливые. 3. Что делают грачи? - Громко кричат, строят гнезда, вернулись на родину 4.Как выглядит небо? Небо: высокие , воблаках, появляется солнце 5.Как изменился снег и земля? земля: видны проталины, много веточек. снег: талый, грязный,серый. 6. Как ты относишься к картине? восхищение, радость | |
-Ребята, для чего нужен наш план? | - для того, чтобы передать основную мысль автора |
-Ребята, а если я поменяю местами пункты плана, у меня что –то изменится? Можно ли так делать? | -пункты плана нужно соблюдать |
концовка Основная часть начало | -Молодцы! Итак, каждый текст состоит из трех частей: начало, основная часть и концовка. | |
-Какие пункты плана мы отнесем к первой части? | -1 |
- Что к основной части? | -2,3,4,5, |
-А что к концовке? | -6 |
- Ребята, не забудьте! вы должны каджую часть начинать с красной строки. | |
1. Умеют анализировать и описывать картину. (пр) 2. Умеют отбирать нужные для сочинения слова, верно строить предложения.(пр) 3. Умеют располагать материал в нужной последовательности, умеют пользоваться планом.(пр) 4. Умеют высказывать свое мнение.(л) 5. Извлекают информацию из иллюстраций (п) | | 2) Языковая подготовка - Ребята, чтобы написать рассказ , нам понадобятся слова –помощники. Которые будут помогать нам делать текс ярче, разнообразней. | |
- Когда мы будем начинать писать рассказ, нам понадобиться слово «художник» | |
--Как еще вы можете назвать Алекся Савтрасова? Какой это художник? | -замечательный, русский |
- Нам придется очень начсто употреблять слово «картина». Ребята, как еще можно сказать , чтобы не было повторов? | -репродукция, пейзаж, полотно |
-Какое время года на картине? | -весна |
- как вы догадались, что это весна? | - прилетели грачи, тает снег, небо серо-голубое |
-Березы какие, ребята? | -старые, огромные, высокие |
-какие птицы на деревьях? -как их можно по –другому назвать? Нам это слово придется часто употреблять -Какие они еще? | Грачи Весники весны , горделивые, драчливые, громко кричат, вернулись на родину |
- Что делаю грачи? | - вернулись на родину, строят гнезда, гроко кричат. |
- Какое небо на картине? | - высокое,в облаках, появляется солнце |
- что можно сказать о земле, снеге? | -земля: видны проталины, много веточек. снег: талый, грязный,серый. |
- Какое настроение картины? | радостное,восхищение. |
VII. Орфографическая подготовка | | -Чтобы грамомотно написать рассказ, важно знать, как пишутся трудные слова. Как вы уже заменили, в некоторых словах буквы выделены красным цветом. | |
| | -Давайте еще раз вспомним эти слова. -Прочитаем их вместе: БЕРЁЗА, ГРАЧИНЫЕ, ГРАЧ, ГАЛДЯТ, ПОЛОТНО, ВОСХИЩЕНИЕ, ПРИЛЕТЕЛИ, ГОРДЕЛИВЫЕ, ДРАЧЛИВЫЕ, КРИЧАТ,ВЕРНУЛИСЬ, ПОЯВЛЯЕТСЯ, ПРОТАЛИНЫ. | |
| | -Проверте орфограмму в слове ГРАЧИНЫЕ. Почему выделена в слове данная буква? | - Так как можно проверить однокоренным словом грач, где будет ударение падать на гласную –а- в корне, значит в слове грачиные пишем в корне безударную букву –а-. |
| | -Проверьте орфограмму в слове ПОЛОТНО. Как вы можете доказать? | - В слове полотно ударение падает на последюю букву –о-. Это слово нельзя проверить. Это слово нужно запомнить. |
VIII. Самостоятельная работа учащихся | | -Итак, открываем тетради и пишем рассказ, соблюдая три части текста. Каждую часть пишем с красной строки. -Работа учащихся по составлению рассказа. | |
IX. Редактирование текста. Самопроверка и взаимопроверка. 1.Умеют оценивать свою работу и работу товарища по памятке.(пр) 2.Умеют высказывать свое мнение. 3.Строят простые рассуждения( к) 4. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя(р) | | -Чтобы проверить наши рассказы , нам поможет памятка: -На ваших столах лежат памятки. Передвите к себе листок. Памятка -
На все ли вопросы плана дан полный ответ? -
Сумел ли показать радостное наступление весны? -
Не пропускал ли пункты плана? -
Есть ли в тексте повторы? Как автор смог избежать повторов? | |
-Сейчас … выйдет и прочитает свое сочинение. А вы внимательно слушайте. И потом мы постараемся, опираясь на памятку ,оценить работу вашего одноклассника. | |
- Вам нужно оценить рассказ полными ответами. Так что постарайтесь формулировать предложениями. | |
X. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. 1.Совершенствовать аналитические умения учащихся (П.) 2.Учить рефлексии содержания и деятельности (Р.) 3.Учить оценивать качество своих знаний, результативность деятельности на уроке с помощью карточек | | -
Итог урока Что нового узнали сегодня на уроке? | -что великий художник Алексей Саврасов написал картину «Грачи прилетели» |
– Что получилось хорошо? | - получилось хорошо написать сочинение, были подобраны нужные слова. |
– Что вызвало затруднения? | - редактировать текст и т.д. |
– О чем хотели бы узнать подробнее? | Какие еще великие художники есть, чем они славятся. Каких художников учил Алексей Саврасов |
-Итак, на ваших партах лежат карточки с рисунками :солнышко, тучка и солнышко за тучкой. Поднимите карточку СОЛНЫШКО – если было на уроке работать легко , вам удалось написать сочинение. СОЛНЫШКО ЗА ТУЧКОЙ- были затруднения с написанием рассказ ТУЧКА- я не смог написать сочинение | |
| | Домашнее задание: Урок окончен. До свидания ! | |