СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение, посвящённое 150 –ти летию великого произведения русской литературы, роману – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение посвящено 150-ти летию романа - эпопеии Л. Н. Толстого "Война и мир". Данную работу необходимо использовать на уроках литературы, родной литературы, музыки.

Просмотр содержимого документа
«Сочинение, посвящённое 150 –ти летию великого произведения русской литературы, роману – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Алешковская средняя общеобразовательная школа

Терновского района Воронежской области







Конкурс сочинений, посвящённый 150 –ти летию

великого произведения русской литературы,

роману – эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»


Образы прекрасных русских женщин в романе

«Война и мир»



Выполнила: ученица 9 класса

МКОУ Алешковская сош

Терновского района,

Воронежской области

Воробьёва Варвара Алексеевна.

Руководитель: учитель русского

языка и литературы

МКОУ Алешковская сош

Фролова Римма Михайловна.

Адрес образовательного учреждения:

397131, Воронежская обл.,

Терновский район, с. Алешки,

ул. Подгорная, д. 1

Телефон: 8-952-101-06-43;

E – mail: rosa [email protected]











Алешки – 2019

«Женщины творят историю,

хотя история запоминает

лишь имена мужчин ».


(Генрих Гейне)

Сто пятьдесят лет назад в журнале «Русский вестник» началась публикация романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». По своей сути - это не только великий роман, это ещё и руководство к жизни. Толстой призывает нас не довольствоваться чужими советами и рецептами, а присоединиться к нему и его героям в поисках более глубокого смысла понимания жизни, продолжать задавать самим себе важные вопросы и во всём находить собственный, достоверный опыт.

Творчество Льва Николаевича Толстого - одна из важнейших страниц в истории русской и мировой литературы. Для своих современников Толстой был больше, чем художник — он был искателем правды жизни, учителем, пророком, создателем особого учения, названного «толстовством», основу которого составляет идея нравственного совершенствования. С наибольшей художественной силой и глубиной она воплотилась в главном труде его жизни - грандиозном романе-эпопее «Война и мир».

Это произведение я прочитала летом, по рекомендации учителя литературы. Роман произвёл на меня сильное впечатление, позволил глубже разобраться в истории России, познакомиться с особенностями светской жизни дворянского общества и, конечно же, представил моему вниманию галерею очаровательных русских женщин, таких разных и необыкновенных. Моими любимыми героинями в романе стали Наташа Ростова и княжна Марья Болконская. Именно им я посвящаю свою работу.

Великие русские писатели XIX века, создавая положительные женские образы, всегда акцентировали внимание не на совершенных чертах лица или красоте фигуры, а на богатстве внутреннего мира своих героинь, который одухотворял их внешний облик. Этот же художественный принцип при создании образов героинь своего романа использовал Л.Н. Толстой. Женские образы в романе «Война и мир» играют важную роль. Они не только определяют поведение главных героев - мужчин, но и имеют, безусловно, самостоятельное значение. Так же, как и мужские образы, они раскрывают представление автора о красоте, добре и зле. При изображении своих героинь писатель использовал приём противопоставления. Сравнивая совершенно разных по складу характера, воспитанию, стремлениям и убеждениям девушек – Наташу Ростову, Марью Болконскую и Элен Курагину, Толстой стремился выразить мысль, что за внешней красотой часто скрывается пустота и притворство, а за видимой некрасивостью – богатство внутреннего мира. Наташа Ростова и Мария Болконская – любимые героини Толстого с противоположными характерами.

Эмоциональная, очаровательная, полная жизни и движения Наташа сразу выделяется среди сдержанных, благовоспитанных девушек-дворянок. Впервые она предстает в романе тринадцатилетней черноглазой некрасивой, но живой девочкой, которая, раскрасневшись от быстрого бега, буквально врывается в гостиную, где взрослые ведут скучный разговор. Вместе с Наташей в этот чинный мир врывается свежее дыхание жизни. Не раз Толстой подчёркнет, что Наташа не была особенно красива. Она может быть прекрасной, а может быть уродливой, – все зависит от её душевного состояния. В её сердце ни на секунду не прекращается напряжённая работа, не доступная постороннему глазу. Душевная красота Наташи, жизнелюбие, жажда жизни распространяются на близких и родных людей: Петю, Соню, Бориса, Николая. В этот же мир невольно оказался вовлечённым князь Андрей Болконский. Не смог устоять перед обаянием Ростовой и Борис Друбецкой, товарищ детства, с которым Наташу связала детская клятва. Наташа встречается с Борисом, когда ей уже шестнадцать лет. «Он ехал с твердым намерением ясно дать почувствовать и ей, и родным её, что детские отношения между ним и Наташей не могут быть обязательством ни для неё, ни для него. Но, увидев её, он потерял голову, потому что тоже погрузился в мир радости и добра». В любой ситуации она предельно искренна и естественна, в ней нет ни тени притворства, лицемерия и кокетства. В Наташе, по словам Толстого, «постоянно горел внутренний огонь, и отблески этого огня сообщали её внешности нечто лучшее, нежели красота». Не случайно именно Наташу любят Андрей Болконский и Пьер Безухов, не случайно в эту прекрасную девушку влюбляется Василий Денисов. Развитию лучших качеств героини способствует атмосфера дома Ростовых, полная любви, уважения, терпения и взаимопонимания.

Иная атмосфера царит в имении Болконских. Воспитанием княжны Марьи занимался отец – гордый и самодовольный человек с трудным характером. Стоит вспомнить об уроках математики, на которых он не столько обучал, сколько мучил свою дочь. Княжна Марья унаследовала его скрытность, сдержанность в выражении собственных чувств и врождённое благородство. Старый князь Болконский деспотичен и строг с дочерью, но по-своему любит её и желает ей добра. Образ княжны Марьи отличается особенной привлекательностью. Автор постоянно напоминает о её некрасивом лице, но читатель совершенно забывает о нём в те моменты, когда проявляется красота её души. В портрете Марьи Болконской, предельно лаконичном, запоминаются лучистые глаза, которые делали некрасивое лицо княжны прекрасным в минуты сильного душевного подъема. Марья Болконская – обладательница живого ума. Немалый вклад в развитие её умственных способностей привнес отец, придававший большое значение образованию.

У Наташи Ростовой несколько иной склад ума. Она не размышляет над событиями так, как Марья, серьёзно и глубоко, но сердцем и душой понимает то, что не дано понять другому человеку. На вопрос об интеллектуальных способностях Наташи Ростовой прекрасно отвечает Пьер: « она не удостаивает быть умной», потому что она гораздо выше и сложней понятий ума и глупости. Наташа отличается от ищущих, умных и образованных героев тем, что воспринимает жизнь, не анализируя её, а познает целостно и образно, как художественно одарённый человек. Она великолепно танцует, вызывая восторг окружающих, так как пластический язык танца помогает ей выразить свою переполненность жизнью, радость слияния с ней. У Наташи прекрасный голос, который чарует слушателей не только своей красотой, звучностью, но и силой, искренностью чувства, с которым она отдаётся пению. Когда Наташа поёт, для неё весь мир заключается в звуках. Но если этот порыв прерывается чьим-то посторонним вторжением, для Наташи это кощунство, потрясение. Одной из главных черт характера Наташи является влюбчивость. На своём первом в жизни взрослом балу она, войдя в зал, почувствовала себя влюблённой во всех. Иначе и быть не может, потому что любовь – сущность ее жизни. Но это понятие у Толстого имеет очень широкий смысл. Оно включает в себя не только любовь к жениху или мужу, но и любовь к родителям, семье, искусству, природе, родине, к самой жизни. Наташа остро ощущает прелесть и гармонию природы. Очарование лунной ночи вызывает в ней чувство восторга, которое буквально переполняет ее: «Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало».

В противоположность эмоциональной и живой Наташе в кроткой княжне Марье смирение и сдержанность сочетаются с жаждой простого человеческого счастья. Не имея возможности познать радости жизни, Марья находит радость и утешение в религии и общении с божьими людьми. Она безропотно подчиняется своему чудаковатому и деспотичному отцу не только из страха, но и из чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца. На первый взгляд, она кажется робкой и забитой. Но в её характере есть наследственная « болконская» гордость, врождённое чувство собственного достоинства, которое проявляется, например, в её отказе от предложения Анатоля Курагина. Несмотря на стремление к тихому семейному счастью, которое глубоко таит в себе эта некрасивая девушка, она не хочет стать женой светского красавца ценой унижения и оскорбления своего достоинства.

Наташа Ростова – это страстная, порывистая натура, которая не может скрывать своих чувств и переживаний. Полюбив Андрея Болконского, она не могла думать о чём-то другом. Разлука становится для нее непосильным испытанием, потому что она живет каждым мгновением и не может откладывать счастье на какой-то установленный срок. Это качество характера Наташи толкает ее к измене, которая в свою очередь рождает в ней глубокое чувство вины и раскаяния. Она слишком сурово судит себя, отказываясь от радостей и удовольствий, ибо считает себя недостойной счастья. Из состояния мучительного кризиса Наташу выводит известие об угрозе французов, подступивших к Москве. Общая для всей страны беда заставляет героиню забыть о своих страданиях и горестях. В эти трудные дни особенно сильной становится её любовь к людям, желание сделать всё возможное, чтобы помочь им. Но, несмотря на внешнее различие, непохожесть характеров, Наташа Ростова и княжна Марья имеют очень много общего. И Марья Болконская, и Наташа наделены автором богатым духовным миром, внутренней красотой, которую так любили в Наташе Пьер Безухов и Андрей Болконский и которой восхищался Николай Ростов в своей жене. Они обе больше думают о других, близких и любимых людях, чем о себе. Для княжны Марьи Бог всю жизнь оставался тем идеалом, к которому стремилась её душа. Но и Наташа, особенно в тяжелые периоды своей жизни (например, после истории с Анатолем Курагиным), отдавалась чувству преклонения перед Всевышним. Им обеим хотелось нравственной чистоты, духовной жизни, где не было бы места обидам, злобе, зависти, несправедливости, где всё было бы возвышенно и прекрасно.

При всем несходстве характеров Марья Болконская и Наташа Ростова – патриотки, чистые и честные натуры, способные на глубокие и сильные чувства. Лучшие черты любимых героинь Толстого особенно ярко проявились в 1812 году. Человеческую сущность этих женщин определяет слово «женственность». Здесь и Наташино обаяние, нежность, страстность, и прекрасные, наполненные каким-то внутренним светом, лучистые глаза Марьи Болконской. Обе они находят свое счастье в семье, заботе о муже и детях. Писатель проводит их через серьёзные испытания, потрясения и душевные кризисы. Пройдя трудный путь разочарований и обид, княжна Марья и Наташа породнились не только по крови, но и по духу. Судьба не случайно свела их вместе, и поэтому они стали не просто настоящими подругами, а духовными союзниками со своим непроходящим желанием делать добро и дарить окружающим свет, красоту и любовь. Этих прекрасных женщин точно характеризуют слова Пьера Безухова: «Главное жить, главное любить, главное верить».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!