СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Три Богатыря»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Три Богатыря»

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Три Богатыря»»

Сочинение- описание по картине В. М. Васнецова «Три Богатыря».

Цель урока: учимся воспринимать содержание картины , её композицию, детали, выражать своё отношение к изображённому на картине ; точно употреблять слова и словосочетания в тексте; развивать умение писать сочинение по картине , воспитывать любовь к своему Отечеству , гордость и уважение к её защитникам.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

  2. "Вступительное слово " учителя.



Творчество художника В. М. Васнецова стало вершиной русского искусства 19 века. В Третьяковской галерее в Васнецовском зале висит картина «Богатыри». Она стала воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он этой картине. Изучил былины, историю Древней Руси, В музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков.

« Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнить свои обязанности перед ними так, как их понимал и чувствовал.»

«Возьму гусли звонкие, яровчатые, да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяниях славнорусского богатыря».

_ Какие произведения устного творчества начинаются подобным образом?

- Назовите героев былин.

( Русские богатыри Садко, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.)

Своим поэтическим языком, поэтичностью русские былины вдохновили замечательного художника В. М. Васнецова на создание прекрасной картины « Богатыри». Чтобы работа получилась интересной, важно внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть все детали, которые художник изобразил на картине.

Рассматривание репродукции:

-Ваше впечатление от картины.

-Какие чувства она у вас вызывает?

-Кто из богатырей привлекает ваше внимание?

-Кто из троих Илья Муромец? Почему так решили?



-Внешний вид: доспехи, возраст, осанка, взгляд и т. д.

( Спокойное, мужественное лицо, на вороном коне, крестьянский сын, самый старший и самый крепкий, могучий, воплощение силы народной, зорко всматривается вдаль. Враг не уйдёт от его пристального взгляда.)











ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ- ПРОЧИТАТЬ.

На заставе был богатырь Илья,

Илья Муромец , сын Иванович

Из – под славного города из- под Мурома,

Из того ли села Карачарова,

И конь под Ильёй словно лютый зверь,

Он сам на коне как ясен сокол….

-Добрыня Никитич. Описание.

( Средний богатырь на белоснежном коне, порывистый и благородный, нетерпелив и конь ему подстать, смотрит вдаль, вот- вот сорвётся с места. Одет Добрыня побогаче, видно он из знатного рода.

ОПИСАНИЕ ЕГО В БЫЛИНЕ. ПРОЧИТАТЬ.)



И был на заставе Добрыня Никитич – млад,

Что Добрынюшка Никитич – млад

Сын богатого гостя рязанского

И жены его Амелфы Тимофеевны

Что можно рассказать об Алёше Поповиче?

( Молод, красив, смел и отважен, весел и лукав, способен развлечь всех песнью, но может и стрелы свои ловко и быстро пустить. Он смышлён, с усмешкою смотрит в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

И был там Алёша Попович- млад,

Он Добрыне Никитичу крестовый брат,

Что из присна города, из Ростова,

Сын богатого попа ростовского.



- Как изображены богатыри?

( Крупным планом, все вместе, плечом к плечу, в полной боевой готовности, едины в своих помыслах.)

- Что почувствовали в их взглядах и позах?

( Большая сила, готовность в любую минуту сразиться с врагом. Картина выражает чувство уверенности, что богатыри непобедимы.)

- Они как бы возвышаются над землёй. Почему?

( Чтобы показать, как необъятна русская земля. За богатырской заставой просторы родной земли бескрайни. Степь так широка, что конца и края ей нет.)

_ Что же хотел показать художник, изображая этих богатырей, разных, непохожих друг на друга?

( Защитнику Отечества нужны не только сила, отвага, храбрость, но и хитрость, умение обмануть врага.)

- Как автор относится к своим героям? Из чего это видно?

( Гордится ими , любуется силой, красотой. Изобразил их с любовью, восхищением.)

- Как объясните смысл названия картины «Богатыри?

( Это защита русской земли от врагов, её сила, опора.)

- Какие краски использовал художник показать степь, холмы?

( Фиолетовые, синие, тёмнозелёные, тёмнокоричневые. Чувство тревоги, беспокойство, настороженности: не затаился ли где -то поблизости враг)

ВЫВОД: яркими и нарядными представлены богатыри, темно и страшно за ними. Контраст усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю не пробраться, не проскользнуть.

  1. Замысел художника.

Стихотворение Никитина:

Широка ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной

Развернулась!

У тебя ли нет

Богатырских сил,

Старины святой,

Громких подвигов!

- Какие слова Никитина можно отнести к картине?

( У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершали её богатыри. Они приносили ей славу во все времена. Васнецов своей картиной утверждает, что богатыри земли русской всегда готовы

« Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову.»

(На картине- былинные герои, но мы воспринимаем их, как живых людей, все эти герои былины имели в жизни свои прототипы.

- Какие чаяния, думы хотел выразить художник в картине?

( Прославляет защитников, хочет, чтобы мы гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.

- Такую картину мог создать какой человек?

( Который любил свой народ, свою историю. Картина заставляет волноваться. Переживать самое хорошее чувство- гордости за Родину.)



« Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни бывают богатыри, но, увидев вашу картину, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли.» ( Л. Толстой.)

  1. Составление плана.

1.Вступление: ( об авторе, название картины, что видим на картине.)

2. Основная часть:

А) Описание богатырей, выражение лица, одежда, позы.

Б) Природа на картине.

В ) Мысли и чувства, которые вызывает картина.

Г ) Что хотел сказать художник своей картиной.

3. Заключение. Отношение художника к своим героям.

5. Лексико- орфографическая подготовка:

А) Значение слов: палица, кольчуга, щит, копьё, сбруя, шлем, колчан.

Б ) Опорные слова:

Среди бескрайних просторов, богатырская фигура, тяжёлую палицу,на вороном коне, щит горит и переливается драгоценными камнями, нарядная сбруя,сражается находчивостью и смекалкой.

6.Письмо сочинения.

Работа ученика.

Одна из самых известных картин В. М. Васнецова –

« Богатыри».Два десятилетия посвятил он ей. Она стала любимым полотном чудожника. На картине изображены три богатыря – воплощающий силу и мужество Илья Муромец, отважный и честный Добрыня Никитич, сметливый Алёша Попович.

В центре на чёрном коне сидит Илья Муромец. Сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике.С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, а в левой руке _ щит и громадное копьё. Он одет в железную кольчугу, на голове _ шлем. Богатырь зорко всматривается вдаль из – под поднесённой ко лбу руки: нет ли где врагов- кочевников.

Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Одет он богато и нарядно.Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи. Правая рука богатыря уже вынимает меч из ножен, и конь его вот- вот понесёт в бой.

Справа от Ильи Муромца –Алёша Попович, самый младший богатырь. Он не так силён, как два других героя. Но уверенно снимает лук богатырская рука, и стрела у него всегда наготове.

За спинами богатырей – Русская земля. Степь, поросшая желтеющей травой, дремучие леса, низкое небо- это величавый образ Руси.

Герои полны решимости не пропустить врага. Глядя на картину, мы чувствуем сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением.

Картина «Богатыри» - это памятник воинской славы русского народа. Смотришь на неё и веришь, что нет такой силы, которая могла бы одолеть удаль русскую, силушку богатырскую.

Использовала литературу: Л. Л. Стахова. Сочинение по картине для младших школьников. Издательство Дом «Литера».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!