Содержание фонетической зарядки в начальных классах

Фонетическая зарядка является основной формой организации работы над произношением в коррекционной школе для детей с недостатками слуха.

Просмотр содержимого документа
«Содержание фонетической зарядки в начальных классах»

Содержание фонетической зарядки в начальных классах


Основной формой организации работы над произношением на уроках в начальных классах является фонетическая (речевая) зарядка. Это специальные тренировочные упражнения, задачами которых являются:

- автоматизация ранее усвоенных произносительных навыков и предупреждение распада;

- подготовка учащихся к восприятию материала, который будет изучаться или закрепляться на фронтальных уроках.

Методика организации фонетических зарядок в школе для глухих детей была разработана Н.Ф. Слезиной.

Исходя из этих задач, определяются и темы фонетических зарядок на четверть.

При определении темы фонетических зарядок на четверть учитель должен руководствоваться состоянием произносительных навыков учащихся своего класса. Целесообразно планировать работу таким образом, чтобы тема фонетических зарядок не менялась в течение некоторого времени (например, недели), и на протяжении четверти повторялась. При этом изменяются задачи формирования произносительных навыков.

В ходе фонетических зарядок сочетается работа над целым словом и его элементами. В речевой материал могут быть включены слова со звуками, которые дети еще не умеют воспроизводить точно. В качестве заменителя выступают тот звук или те звуки, которые являются темой данного занятия (например, звук «Ч» может заменяться звуком «Ш»). Зарядка проводится со звукоусиливающей аппаратурой, материал рассчитан на моносенсорное (только на слух) или бисенсорное (слухо-зрительное) восприятие. По мере необходимости привлекаются тактильно-вибрационные ощущения глухих детей.

Например, в течение недели темой фонетических зарядок является «Звук С». В течение недели последовательно отрабатываются умения воспроизводить этот звук:

а) в прямой позиции;

б) в интервокальной позиции;

в) в обратной позиции;

г) в стечении с другими согласными;

д) во всех указанных позициях.

С учетом задач подбирается речевой материал.

Содержание речевой зарядки определяется программой «Формирование произношения». Содержание обучения произношению включает:

  1. Работу над речевым дыханием.

Цель работы – формирование у учащихся длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы.

  1. Работу над голосом.

Цель работы – формирование у учащихся навыка пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и высоте.

  1. Воспроизведение звуков родного языка и их сочетания в словах.

Цель работы – формирование умения правильно воспроизводить все звуки русского языка и их сочетания в словах.

4) Работу над словом (предполагает формирование у учащихся умения правильно воспроизводить слова – слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (в соответствии с этапом обучения – точно или приближённо, с использованием допустимых замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения).

5) Работу над фразой.

Имеет целью формирование у учащихся воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмико-мелодическую структуру.

Важное значение придается формированию у учащихся ритмико-интонационной структуры речи. Развивается слуховое, слухозрительное восприятие и воспроизведение основных интонационных структур: слитность и паузы, слитное произнесение слов и коротких фраз, деление длинных фраз паузами на смысловые синтагмы; краткое и долгое произнесение гласного; модуляция голоса по силе и высоте; повышение и понижение голоса; словесное ударение; логическое ударение во фразе; темп речи. Ведется целенаправленная работа по развитию у детей умений передавать повествовательную, побудительную, вопросительную интонацию, придавать речи определенную эмоциональную окраску. При работе над речевой интонацией широко применяется прием моделирования движениями рук ритмико-интонационной структуры речи.

Содержанием фонетических зарядок может быть любая сторона произношения (работа над речевым дыханием, голосом, звуками, словами и фразами, элементами ритмико-интонационной структуры речи). Материалом фонетических зарядок служат слова, слоги, словосочетания, фразы. В процессе проведения упражнений на фонетических зарядках используется:

- речевой материал, необходимый для общения на уроке (занятии); прежде всего основной терминологический словарь в соответствии с темой, а также связанный с организацией деятельности учащихся;

- учитывается также фонетический принцип: используется материал, специально насыщенный закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой ( с учётом всех позиций отрабатываемого звука в его сочетаниях с гласными и согласными при постепенном усложнении позиционных трудностей) и ритмико-интонационной структуры речи;

- содержание речевой зарядки зависит от состояния устной речи дан­ного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого учащегося.

Фонетическая зарядка проводится на первом уроке. В младших классах допускается распределение упражнений, предусмотренных для фонетической зарядки одного дня, в течение нескольких уроков, что связано с медленным темпом работы учащихся.

Продолжительность зарядки не должна превышать 3 – 4 минут. При этом должна быть обеспечена смена видов работ и видов речевой деятельности учащихся (как правило, изменение видов работ связано с изменением вида речевой деятельности).

При проведении фонетических зарядок учитель обязательно исправляет произносительные ошибки, допускаемые по теме зарядки. Н.Ф. Слезина рекомендует следующие варианты коррекции:

- замечания общего характера типа: «Ты сказал неправильно, повтори хорошо»;

- замечания, подкрепленные образцом правильного произношения: «Ты сказал неправильно, послушай, как надо сказать, повтори правильно»;

- с показом правильной артикуляции: «Ты сказал неправильно, убери кончик языка вниз, повтори правильно»;

- с использованием слухового восприятия и тактильно-вибрационного контроля;

- показ дактильным знаком, в каком звуке допущена ошибка (в тех случаях, когда ошибка допущена в звуке, автоматизированном в произношении ученика);

- моделирование кистями рук;

- показ–напоминание вибрации крыльев носа или гортани;

- использование элементов фонетической ритмики и т.д.

Такие приемы, точно соответствующие характеру отклонения в артикуляции, позволяют на уроке без затраты дополнительного времени добиться исправления учеником допущенных произносительных ошибок. Все приёмы коррекции сопровождаются произношением учителя. Ученик воспринимает речь учителя с опорой на слухо-зрительное восприятие и сравнивает своё произношение с произношением учителя. Это создаёт условия для выработки у детей самоконтроля за произношением.

В конце фонетической зарядки обязательно подводится итог (Что мы делали? Мы делали зарядку.). План речевой зарядки записывается в тетрадь рабочих планов того урока, на котором она проводится.

Фонетическую зарядку во внеурочное время рекомендуют проводить перед самоподготовкой домашних заданий. При этом целесообразно осуществлять совместное планирование речевых зарядок для общеобразовательных уроков и внеклассной работы с учетом работы над произношением на индивидуальных занятиях и фронтальных уроках по развитию слухового восприятия и коррекции произношения. К содержанию и организации фонетической зарядки во внеурочное время предъявляются те же требования, что и в процессе общеобразовательных уроков. Речевой материал, отрабатываемый на фонетических зарядках на общеобразовательных уроках и во внеклассное время может частично совпадать.

4




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас