Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе по теме
«Сокровища русского языка»
Цель: формирование положительной мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к предмету, воспитание любви к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся научатся: уважению к чужому мнению; потребности проявления социально ценных и нравственных качеств: трудолюбия, организованности, добросовестного отношения к делу, навыкам самооценки.
Обучающиеся получат возможность научиться: навыкам сотрудничества, умению не создавать конфликты и находить выходы из конфликтных ситуаций.
Метапредметные:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу;
контролировать и оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Обучающиеся получат возможность научиться: планировать совместные действия;
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Обучающиеся получат возможность научиться: договариваться о распределении функций в совместной деятельности; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; вести диалог, слушать собеседника.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации
-выделять существенную информацию.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Ход занятия.
Класс работает в 5 группах.
Орг. момент.
- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Зовут меня – Татьяна Михайловна Хорошего вам настроения и успехов.
В стране русского языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём
Актуализация знаний.
-Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык – замечательный учитель. Он подарил миру великих писателей, чудесные песни, волшебные сказки; научил людей таким словам, как мир, труд, дружба.
Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?
Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком! Прочитайте, что говорил русский писатель Иван Сергеевич Тургенев о языке: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, оставленное нам нашими предшественниками».
- Как вы думаете, чему посвящено наше занятие?
-Наше занятие посвящено знанию русского языка. Проведем с вами игру-викторину "Сокровища русского языка".
Чтение стихов учащимися.
Ученик 1.
Щедрое народное наследство-
Я люблю красивый наш язык,
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3.
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик 4.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком-
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ученик 5.
Наш язык - язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!
Учитель: Сколько хороших слов сказано о русском языке! Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
Истинная любовь к Родине немыслима без любви к своему языку.
- А вы любите свой язык? Любить – значит знать и беречь. Проверим, какие вы знатоки!
Представление коменд.
- Разделимя на 5 групп. (Учитель раздает каждой группе карточки с ребусами, детям необходимо разгадать ребус, чтобы узнать название своей команды).
1 группа - "Знайки"
2 группа - "Умники"
3 группа - "Эрудиты"
4 группа - "Мудрецы"
5 группа - "Грамотеи"
- Итак, сегодня мы с вами посоревнуемся. Каждой команде нужно будет справиться с разными заданиями, а кто окажется смышлённее и умнее, мы узнаем в конце игры. За каждое выполненное задание вы будете получать жетон.
Разминка «Доскажи пословицу»
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
(Учитель по очереди задает комендам вопросы).
В гостях хорошо….. (а дома лучше)
Береги одежду снову…..(а честь смолоду)
На добрый привет…..(добрый ответ)
Крепкую дружбу…..(и топором не разрубишь)
Старый друг…..(лучше новых двух)
Долог день до вечера…..(когда делать нечего)
Волков бояться…..(в лес не ходить)
Ученье свет,…..(а неученье - тьма)
Век живи, …..(век учись).
Терпенье и труд …..(все перетрут).
Конкурс «Фразеологический зверинец»
- В народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.
Закончи фразеологизм названием животного. Отвечает команда хором.
(Учитель по очереди задает комендам вопросы).
Голоден как... волк. Нем как... рыба.
Хитер как... лиса. Грязный как ... свинья.
Труслив как ... заяц. Упрям как ... осел.
Здоров как… бык. Болтлив как... сорока.
Изворотлив как... уж. Колюч как... уж.
Игра «Слово рассыпалось»
(Учитель раздает карточки)
ВОРД-ДВОР;
ЕЛОНЬ-ОЛЕНЬ;
БЛУК-КЛУБ;
ВАТРА-ТРАВА;
КУТА-УТКА.
Игра "Подбери антоним"
...Разобраться с ним несложно -
«анти» - противоположно;
"Оним" - "имя", нам известно,-
привести пример уместно...
"Добрый" - "злой" наоборот...
"сладкий", значит - "горький", вот!
грустно - "ВЕСЕЛО", конечно,
Так как справились успешно!
Уяснить совсем несложно:
анти - про-ти-во-положно,
И антоним - "анти-имя"
Вот таким его и примем!
(Учитель по очереди задает командам вопросы).
Молодой-старый;
Острый-тупой;
Полезный-вредный;
Жара-холод;
Добро-зло;
Свет-тьма;
Хвалить-ругать;
Опускать-поднимать;
Любить-ненавидеть;
Черный - белый;
Умный - глупый;
Большой - маленький;
Мокрый - сухой;
друг - враг;
Грязь - чистота.
Игра "Подбери синоним"
СИНОНИМЫ-братцы одной части речи
С похожим значением (жизнь нам облегчат)
И с ними все образы станут всё ярче,
А речь выразительней, гибче, богаче
(Учитель по очереди задает командам вопросы).
Думать - .... (размышлять),
открыть - ..... (отворить),
отыскать - ... (найти),
зябнуть - ... (мерзнуть),
поразить - ... (удивить),
забавлять - .... (развлекать),
звать - ... (приглашать),
реветь - ... (плакать),
мчаться - ... (нестись),
вертеться - ... (крутиться),
опасаться - ... (бояться),
бросать - .... (кидать).
скакать - ... (прыгать)
беседовать - ... (говорить)
бороться - ... (сражаться)
Физкультминутка "Буратино"
«Конкурс живописцев»
Рассмотрите рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов.
Задание: назвать фразеологизм (рисунки раздает)
Развесить уши - подслушивать
Клевать носом - засыпать
Чесать языки - болтать
Игра "В мире животных"
Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…
Слышны звуки тут и там.
Кто-то рыщет по кустам.
Тот поёт, а тот кричит,
В джунглях зверь. Он голосит!
Ваше задание – назвать, кто как поёт.
Голубь - … (воркует) Собака - … (лает)
курица - … (квохчет) корова - … (мычит)
Глухарь - … (токует) баран - … (блеет)
Утка - … (крякает) Свинья - … (хрюкает)
Гусь - … (гогочет) Конь - … (ржёт)
кошка - … (мурчит) Медведь - … (ревёт)
Конкурс "Пословица рассыпалась"
Мудрость народа отражается в пословицах. Соедините части пословиц и прочитаете народную мудрость.
1 команда:
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Одна мудрая голова ста голов стоит.
Книга - книгой, а своим умом двигай.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Один раз не сумеешь, во второй – научишься.
Для ученья нет старости.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
2 команда:
Горькая работа, зато сладок хлеб
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной
Доплясались, что без хлеба остались
Если хлеба ни куска, то и в тереме тоска
Из одной муки хлеба не испечешь
Калач приестся, а хлеб никогда
Не хлебом единым жив человек
3 команда:
Дружба заботой да подмогой крепка.
Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружба от недружбы близко живет.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
4 команда:
Родина - мать, умей за неё постоять.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Родной куст и зайцу дорог.
Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.
С родной земли - умри, не сходи.
Человек без Родины - что соловей без песни.
Чужая сторона - дремучий бор.
5 команда:
Когда семья вместе, и сердце на месте.
Где семья дружна, не страшна беда.
В семье дружат — живут не тужат.
В семье разлад, так и дому не рад.
Семейное согласие всего дороже.
Зачем и клад, коли в семье лад.
Добрая семья прибавит ума.
Подведение итогов. Награждение.
Прощаться настала пора,
Урок нам закончить пора!
С ним узнал ты много слов
И много всяких всячин.
И если ты запомнил их
Не зря урок наш был потрачен!
Ребята, спасибо вам за активную работу на уроке.
Подсчитывание жетонов, награждение грамотами.
12