Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №12» Радуга»
Сообщение из опыта работы:
"Руководство сюжетно-ролевой игрой
воспитателем в младшей группе"
Автор: воспитатель Курдюкова Марина Борисовна
2019-2020 учебный год
Руководство сюжетно-ролевой игрой воспитателем в младшей группе.
В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест.
Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Именно в сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, коммуникабельность.
Первые сюжетно-ролевые игры в младшей группе связаны с рядом условий:
наличие разнообразных впечатлений от окружающего;
накопление предметно-игровых действий;
наличие игрушек;
частота общение с взрослыми;
развитие ребенка.
Первые сюжетно-ролевые игры малышей протекают как безролевые игры или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно повторяется.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала для сюжетной игры:
Игрушки – предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается их тематическое разнообразие). Условность игрушек усиливается. (Игрушки уменьшаются по размеру, становятся соразмерные не самому ребёнку, а небольшой кукле, по отношению к которой, осуществляется орудийное действие – ее кормят, катают в машине).
Игрушки – маркеры условного пространства. Их состав может быть обогащен прототипической ширмой – «прилавком» (имеющей многофункциональное значение – магазина, аптеки).
Игрушки – персонажи (куклы и мягкие животные) приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размере (до среднего) ,также полезны игрушки –персонажи из известных народных и авторских сказок.
Полуфункциональные материалы. Все большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы, которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры).
Решаются 4 задачи:
Научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре.
Тактично руководить выбором игры.
Приучать детей соблюдать во время игры правила.
Воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.
Немаловажная роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу.
С помощью родителей необходимо оборудовать игровую среду. Красивые нарядные куклы, мебель, разная посуда привлекает малышей. Дети играют и утром, и после дневного сна. Они разнообразно действуют с игрушками: катают, кормят, укладывают. Важно, чтобы они научились выполнять несколько взаимосвязанных действий.
Наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; постепенно обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью.
Характерная особенность развития сюжетно-ролевой игры в младшей группе –постепенный переход мотива из процесса игры в результат. Это прослеживается на характере игровых действий: у детей младшей группы они развернуты и фиксируются все основные операции действия (при кормлении – зачерпывание, строгое горизонтальное положение ложки, бережное и медленное движение переноса ложки от тарелки ко рту куклы). Трехлетние дети выполняют отдельные игровые ролевые действия в одиночку или по 2-3 человека, но даже и объединенные общей темой они действуют вначале разрозненно и однообразно и лишь благодаря активному руководству со стороны воспитателя постепенно включается в игровое общение. Становление игровой деятельности зависит и от расширения у детей представлений об окружающей среде.
Воспитатель может использовать различные приемы, способствующие развитию игрового творчества, однако, в младшей группе воспитатель играет вместе с детьми.
Чтобы закрепить воспитательное воздействие игры необходимо обратить внимание не только на воображаемый смысл игровых действий, но и к реальным усилиям, проявленным в игре. Благодаря этому уже в ходе игры дети чувствуют радость и удовлетворения от реальной ценности свершенных действий в игре действий. Это помогает формировать нравственную сторону личности ребенка.
Исследование игровой деятельности младших дошкольников проводилось в МДОУ детский сад общеразвивающего вида №12 " Радуга" в группе №2 " Звездочки". Свою работу я начала с анализа плана воспитательно –образовательной работы. Главной формой организации деятельности детей является индивидуальная деятельность педагога с детьми, которая осуществляется в течение всего дня пребывания ребенком в детском саду и проходит во всех режимных моментах. Игровая деятельность, являясь основным видом детской деятельности, организуется при проведении режимных моментов, совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности детей. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада. Утренний приём – наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность. Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (дидактических игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных, игр-забав). Планируются дидактические игры. В плане пишется название и цель игры. На прогулке планируются не только условия для возникновения и развития игр детей, но и сами играем с детьми. В плане указываем тематику игры, атрибуты, игрушки. В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, в плане определяется название и цель игры. НОД в группе целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Все задачи, приемы, методы, материалы, оборудование мы прописываем в плане работы. Основное место во второй половине дня занимает разнообразная игровая деятельность детей. В календарном плане мы отражаем не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями мы планируем условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к играм вместе. Также мы планируем своё личное участие в играх детей. Мы планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). Затем я проанализировала предметно-игровую среду в группе. В группе педагоги постарались создать все условия для развития детей младшего дошкольного возраста. Все центры развивающей среды в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в программах под редакцией М.А. Васильевой, "От рождения до школы" и согласно ФГОС:
- Удовлетворять потребность малыша в движении. - Формировать положительный эмоциональный настрой. - Побуждать детей к активной речи. - Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. - Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей
Целевые ориентиры
Состояние игры в данной возрастной группе можно оценивать по уровню сформированности игровой деятельности. Наблюдения показали, что дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. К концу 3-го года жизни дети уже пытаются готовить условия для своих игр. Игровые замыслы возникают спонтанно, чаще при виде какой-либо игрушки. Так же произвольно или по желанию ребенка привлекаются к игре и другие дети.
Исследование игровой деятельности детей в младшем возрасте подтвердило, что основным содержанием игр детей 3-4 лет жизни являются действия с предметами. В конце 4-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок .Наблюдения за сюжетно- отобразительными играми показали, что к концу 4-го года жизни дети начинают обозначать роль словом. С переходом к обобщённым игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, а так же значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм.
Дети группы осознанно принимают от взрослого указания и выполняют действия с предметами-заместителями. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом. Дети переходят к обобщённым действиям.
Для развития игровой деятельности в группах младшего возраста необходимо иметь разнообразные дидактические игрушки, материалы, предметы разных форм, величин, качества и назначения. Разнообразие предметной среды носит развивающей характер и способствует формированию игровой деятельности на более высоком качественном уровне.
В работе с детьми младшего возраста можно использовать проблемные ситуации и словесные инструкции для активизации мыслительных операций детей. При этом важно учитывать специфику данного возраста и понимать содержание детских проблем. Спокойная, доброжелательная обстановка, внимательное наблюдение за действиями детей, индивидуальные игры-занятия, ежедневный учет игровых умений и навыков каждого ребенка позволит воспитателю определить положительное или недостаточное развитие игровой деятельности. Названные факты являются непременными педагогическими условиями развития игровой деятельности третьего года жизни.
Игра для ребенка 3-4 лет - это способ познания действительности, способ примирения с пугающими его явлениями жизни, через игру происходит адаптация ребенка к окружающему миру, социализация его в обществе. Именно поэтому анализ особенностей игровой деятельности младших дошкольников показался нам особенно актуальной темой для исследования.
Цель исследования игровой деятельности - анализ особенностей игровой деятельности младших дошкольников.
Гипотеза исследования – предполагается , что уровень развития игровой деятельности напрямую взаимосвязан с развитием когнитивных способностей, таких как внимание, память, мышление и речь, воображение и восприятие.
Задачи исследования:
проанализировать игровую деятельность дошкольника как психолого-педагогическую проблему;
раскрыть роль игровой деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста;
раскрыть сущность педагогического руководства игровой деятельностью младших дошкольников;
провести диагностику ( целевые ориентиры) когнитивных способностей и уровня развития игровой деятельности младших дошкольников;
разработать на основании проведенного исследования рекомендации для педагогов по развитию и совершенствованию игровой деятельности младших дошкольников.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование).
Применение теоретических методов исследования показали, что пройдя путь достижений в предметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и других как способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившись принимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексировать и на всю совокупность жизненных явлений. Кроме того, значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. И здесь главными педагогическими задачами являются:
– оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
– расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
– поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
– создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.
Исследование проводилось в одной младшей группе среди детей 3-4 лет.
Выборка: 16 детей в возрасте 3-4 лет.
Методы исследования – наблюдение и анкетирование.
Основными аспектами наблюдения являлись:
- игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);
- разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;
- зависимость применения игровых умений от игровых интересов;
- характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.
Наблюдение проводилось в естественных условиях, что позволило увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности.
Это исследование показало, что общий уровень развития игровой деятельности в младшей группе детского сада средним.
Из 16 детей, 4 обладают низким уровнем развития игровой деятельности, что составляет 10% из всех детей; 4 детей обладают высоким уровнем развития игровой деятельности, что составляет только 10% всех воспитанников; остальные 8 детей (80 % группы) находятся на среднем уровне развития игровой деятельности.
Средний уровень развития игровых умений у ребенка прежде всего свидетельствует о нехватке и недостатке времени, сил, способностей и пр. для полноценной игры, а следовательно, не происходит необходимого и адекватного возрасту развития, что неминуемо грозит определенными проблемами в будущем. Для того, чтобы избежать этих печальных для детского развития последствия необходимо развивать игровую деятельность, при чем это развитие должно отражать основные направления умственного развития ребенка, совершенствования его навыков ориентирования в окружающем мире.
Диагностика ( целевые ориентиры) когнитивных процессов показала, что при среднем уровне развития игровых навыков в группе наблюдается средний уровень когнитивного развития, что обязательно скажется на последующей подготовке этих детей к школьному обучению. При этом необходимо отметить особенно низкий уровень развития воображения, что и служит основным препятствием для развития игровых навыков, но при этом высокий уровень развития восприятия показывает воспитанников как способных учеников и позволяет делать благоприятные прогнозы относительно результатов их развития игровыми средствами, предлагаемыми далее.
Ведущей и основной задачей в развитии игровой деятельности является интенсивное развитие психических процессов внимания, памяти, воображения, мышления, речи, восприятия. При этом основной формой реализации этой задачи является игра. В соответствии с этой задачей все предлагаемые развивающие игры делятся на 5 блоков:
1 блок – игры, развивающие память.
2 блок – игры, развивающие внимание
3 блок – игры, развивающие восприятие
4 блок – игры, развивающие мышление и речь
5 блок – игры, развивающие воображение
При формировании занятий (НОД) использовались различные виды игр – дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры за столом, игры с песком и водой