СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение по теме "Наука и культура Страны Советов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация подготовлена учащимся 10 класса, для закрепления материала по теме "Наука и культура Страны Советов".

Просмотр содержимого документа
«Сообщение по теме "Наука и культура Страны Советов"»

Фильм «Броненосец Потемкин».

Фильм «Броненосец Потемкин».

Про фильм «Броненосец Потемкин». Как и все фильмы Сергея Эйзенштейна, «Броненосец Потемкин» был снят по заказу партии – к двадцатилетию революции 1905 года. Изначальный проект Эйзенштейна включал в себя целую серию фильмов, хронологически описывающих историю революционного движения в 1905 году, однако из-за проблем со сроками, он был вынужден сосредоточиться на восстании броненосца «Потемкина». Само восстание приобретает символический характер – Эйзенштейн применяет принцип pars pro toto, часть вместо целого, где весь 1905 год оказывается сконцентрирован в одном локальном конфликте. Уход от исторической аккуратности к символическому повествованию сыграет важную роль в восприятии фильма на Западе. Фильм, созданный в рамках советской пропаганды, парадоксальным образом оказывается достаточно далек от идеологии, рассуждая в первую очередь о человеческом достоинстве, свободе и противостоянии насилию – вещах актуальных не только для коммунистического режима.

Про фильм «Броненосец Потемкин».

Как и все фильмы Сергея Эйзенштейна, «Броненосец Потемкин» был снят по заказу партии – к двадцатилетию революции 1905 года. Изначальный проект Эйзенштейна включал в себя целую серию фильмов, хронологически описывающих историю революционного движения в 1905 году, однако из-за проблем со сроками, он был вынужден сосредоточиться на восстании броненосца «Потемкина». Само восстание приобретает символический характер – Эйзенштейн применяет принцип pars pro toto, часть вместо целого, где весь 1905 год оказывается сконцентрирован в одном локальном конфликте.

Уход от исторической аккуратности к символическому повествованию сыграет важную роль в восприятии фильма на Западе. Фильм, созданный в рамках советской пропаганды, парадоксальным образом оказывается достаточно далек от идеологии, рассуждая в первую очередь о человеческом достоинстве, свободе и противостоянии насилию – вещах актуальных не только для коммунистического режима.

Оформление кинотеатра в связи с премьерой фильма «Броненосец

Оформление кинотеатра в связи с премьерой фильма «Броненосец "Потемкин"». 1925. Собрание МАММ/МДФ

После неожиданного успеха в советском прокате (многие были уверены, что фильм без любовной линии обречен на провал) картина была представлена на Западе – сначала в Германии, затем – во Франции, Англии, США и др. Фильм неоднократно подвергался жесткой цензуре, из него вырезали целые сцены, а иногда и вовсе запрещали целиком. Однако подобная политика привела к обратному эффекту – громкие скандалы вокруг картины только привлекли общественное внимание. Голливудские звезды Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд, для которых в Берлине был организован специальный показ, своей реакцией так же поспособствовали успеху фильма. «Вряд ли после просмотра фильма кто-то стал большевиком, но многим он насадил революционные идеи в области кинематографа», - писал о фильме американский критик Кэл Йорк.

Построенный по пятиактной схеме классической древнегреческой трагедии, фильм так же переносил на экран многие принципы кубизма и конструктивизма (где назначение определяет форму). В знаменитой сцене на лестнице мы видим противостояние жуткой, геометрически правильной стройной шеренги солдат с оружием наперевес и живого организма толпы, массы, постоянно меняющей свои очертания и формы; противостояние, выходящее за границы «красного» и «белого».

Построенный по пятиактной схеме классической древнегреческой трагедии, фильм так же переносил на экран многие принципы кубизма и конструктивизма (где назначение определяет форму). В знаменитой сцене на лестнице мы видим противостояние жуткой, геометрически правильной стройной шеренги солдат с оружием наперевес и живого организма толпы, массы, постоянно меняющей свои очертания и формы; противостояние, выходящее за границы «красного» и «белого».

Стоит отметить и новаторское отношение к зрителю – именно их восприятие определяет развитие фильма. Эйзенштейн монтирует свой фильм из множества «аттракционов» (от английского attraction) - законченных сцен, вызывающих у зрителя определенную эмоцию. Для лучшего понимания он использует рефлексологию Павлова и биомеханику Мейерхольда. Даже при подборе актеров Эйзенштейн ориентируется на восприятие зрителя – например, его матросы обладают мощным и грубым телосложением, что выгодно отличает их от тщедушных или слишком полных сторонников царского режима.

Стоит отметить и новаторское отношение к зрителю – именно их восприятие определяет развитие фильма. Эйзенштейн монтирует свой фильм из множества «аттракционов» (от английского attraction) - законченных сцен, вызывающих у зрителя определенную эмоцию. Для лучшего понимания он использует рефлексологию Павлова и биомеханику Мейерхольда. Даже при подборе актеров Эйзенштейн ориентируется на восприятие зрителя – например, его матросы обладают мощным и грубым телосложением, что выгодно отличает их от тщедушных или слишком полных сторонников царского режима.

«Двадцати семи лет мальчик из Риги становится знаменитостью», - пишет о том времени Эйзенштейн. «Броненосец Потемкин» и сам Эйзенштейн оказываются лицом Советского Союза на международной арене, где молодое государство борется за признание своей легитимности и повышение престижа. В Москву, пожать руку режиссеру «Потемкина», приезжают знаменитости со всего света – от Ле Корбюзье до Теодора Дрейзера. Пожалуй ни один фильм в истории не оказал подобного влияния на общественную и политическую обстановку во всем мире

«Двадцати семи лет мальчик из Риги становится знаменитостью», - пишет о том времени Эйзенштейн. «Броненосец Потемкин» и сам Эйзенштейн оказываются лицом Советского Союза на международной арене, где молодое государство борется за признание своей легитимности и повышение престижа. В Москву, пожать руку режиссеру «Потемкина», приезжают знаменитости со всего света – от Ле Корбюзье до Теодора Дрейзера. Пожалуй ни один фильм в истории не оказал подобного влияния на общественную и политическую обстановку во всем мире


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!