СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Проектирование педагогического процесса".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение для педагогов "Проектирование педагогического процесса".

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Проектирование педагогического процесса".»

Муниципальная Бюджетная Дошкольная Образовательная Организация

Центр Развития Ребенка детский сад №17 «Василек»









Сообщение для педагогов ДОО


Тема:

« Проектирование педагогического процесса в ДОО».





Подготовила: учитель-логопед

Стрижанова Е. В.





ЛОБНЯ






Сообщение для педагогов ДОО.

Тема: «Проектирование педагогического процесса в ДОО».

1.Вступительная часть (Участники семинара стоят по кругу)
Добрый день, дорогие коллеги. Приветствуем вас на семинаре «Проектирование педагогического процесса  в ДОО. Давайте настроимся на работу.  Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу. 

Упражнение «Ассоциация».

Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.

Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?


2. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы
и положения обязательные при реализации основной образовательной программы
детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом
принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе
построения образовательного процесса; предусматривать решение программных
образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Однако
расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса
может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребѐнке.
Складывается противоречие между желанием «больше дать ребѐнку» (каждый
специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и
физическими возможностями ребѐнка дошкольного возраста. Благодаря реализации
интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время
для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все
стороны личности.

Начнѐм с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов).

Игра «Осенняя корзина».

Цель игры: Практически показать понятие «Интеграции», на примере «осенней корзины».

Оборудование: Корзина с осенними дарами, карточки с овощами, фруктами, геометрические фигуры, детские книги со стихами об овощах, времени года «Осень», ткани и т.д., лист А4 для записи, фломастеры.

Участники: Педагоги, социальный педагог, музыкальный руководитель, воспитатель по физическому воспитанию и др.

Ведущий: Посмотрите на предметы нашей игры. Тема «Осенняя корзина». Каждый специалист, педагог могут предложить формы и методы работы по данной теме. 

В течение 5 -10 минут придумайте, как через разные виды деятельности можно внедрить данную тему в различные образовательные области. 

А, теперь, возьмите лист, фломастер. Я называю образовательную область, а Вы записываете, как можно там раскрыть данную тему, потом подписываете возрастную группу, специальность. Затем складываете листочек, закрывая свой текст, и передаёте по кругу соседу справа.

Называются образовательные области: («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»).

После этого листы открываются и зачитываются по очереди каждым педагогом.

Подводятся результаты, делаются выводы.

Верно,
интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности,
взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей
содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность
образовательного процесса.
Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников. Использование данного метода в образовательном процессе помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели. Педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития.

3. Дайте определение «Что такое проект?».

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности. 

4. Предлагаю педагогам типологию проектов в доо .


Классификация

Типы

По количеству

 

индивидуальные; парные;

групповые, фронтальные

По содержанию

 

моно проекты  (1 образовательная область)

 

Интегративные (2 и более образовательных областей)

По продолжительности

 

краткосрочные (мини-проекты – несколько занятий, 1-4 недели); среднесрочные (от 1 месяца);

долгосрочные проекты (полугодие, учебный год)

По доминирующему виду проектной деятельности

Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования.

Творческие - дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления (совместная газета, видеофильм, праздник).

Ролево – игровые - с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационные – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практико – ориентированные (прикладные) - дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, проект правил группы, витражи и т.д.)

Комбинированные (универсальные) - представления 
с использованием предварительно изготовленных изделий
 (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

Типы проектов в ДО (по Л.В. Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Исследовательско-творческий

Дети экспериментируют, исследуют, а затем оформляют результаты в виде газет или журналов, отчётов, докладов.

Ролево-игровой

Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы

Информационно-практико-ориентированный

Дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы. Результатом могут быть предметы, которые используются в реальной жизни
(лук на подоконнике) или используются в оформлении группы (выращивание цветов).

Творческий

Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна, спектакля, постановки.


В июне 2013 года вышел проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 15.07.2013г. вышел доработанный вариант ФГОС по результатам общественного обсуждения.

   Стандарт разработан на основе  Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми утверждаются следующие базовые ценности российского дошкольного образования: 
- поддержки специфики и разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно – развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательного процесса;
- осуществление образовательного процесса в формах, специфических для детей данной возрастной      группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет  каким должно быть дошкольное образования, направленное на достижение каждым ребёнком оптимального для его возраста уровня развития с учётом его индивидуальных, возрастных особенностей.

Основополагающий принцип ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей.

Их пять:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе; других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие  включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость способствующих правильному формированию опорно–двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Одним из оснований, по которым составлялся перечень образовательных областей –  деятельностный подход.

Каждая образовательная область направлена на развитие какой-либо деятельности:

«Физическое развитие» - двигательная деятельность;

«Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;

«Познавательное развитие» - познавательно-исследовательская деятельность;

«Речевое развитие» - коммуникативная;

«Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность

«Мозговой штурм».

Сейчас мы проведем «Мозговой штурм», который позволит найти средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей. Задача этого тренинга – найти решение проблемы, используя средства, формы и методы. Решать проблему будем на основе решения проблемы «Как заставить человека есть зеленый салат».

Давайте составим некий алгоритм действий по решению нашей проблемы, уговорив человека есть зеленый салат:
- Тщательно очистить его
- Украсить салат
- Подать в необычной сервировке
- Добавить в салат необычные продукты, например трюфели
- Придумать интригующее название
- Убедить в простоте приготовления в домашних условиях
- Убедить в полезности состава ингредиентов.


А теперь давайте попробуем разобрать похожую ситуацию, но помещенную в другой контекст и применим найденные решения к реальным обстоятельствам - найдем средства, необходимые для осуществления интеграции образовательных областей по аналогии, т.е. решить наш главный поисковый вопрос.





Тщательно очистить его

Тщательно готовиться к осуществлению образовательной деятельности в режимные моменты

Украсить салат

Использовать наглядность, в том числе современные средства (ИКТ, мультимедиа)

Подать в необычной сервировке

Проводить образовательную деятельность в нестандартной форме

Добавить в салат необычные продукты, например трюфели

Интегрировать с другой деятельностью

Придумать интригующее название

Превратить скучные темы организованной деятельности в увлекательные, «вкусные» для детей

Убедить в простоте приготовления в домашних условиях

Давать интересные и увлекательные самостоятельные задания, которые ребёнок сможет выполнить

Убедить в полезности состава ингредиентов.

Сделать приобретаемые знания актуальными и полезными в жизни.


Таким образом: работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. 

Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе.