СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление высказывания на основе описания фотографии.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый дидактический материал составлен на основе демонстрационного варианта устного собеседования по русскому языку. Тренировочные упражнения задания №3  будут полезны при подготовке к экзамену.

 

Просмотр содержимого документа
«Составление высказывания на основе описания фотографии.»

Одно из испытаний учащихся 9 класса - это первая часть экзамена по русскому языку в виде устного собеседования. При подготовке к этому ответственному мероприятию необходима дополнительная работа с обучащимися на консультациях.

Задание №3 предполагает составление монологического высказывания с опорой на предложенный план. Учащимся требуется выбрать одну из указанных тем беседы. Тема №1 - это составление текста на основе описания фотографии.

Во время консультаций необходимо ознакомить с требованиями к данному виду , как следует выполнять эту часть работы. Важно повторить структуру текста-описания. Известно, что текст делится на три смысловые части (вступление, основная часть, вывод).

ВСТУПЛЕНИЕ вводит в основную часть текста, его принято начинать следующим предложением: "Передо мной ... (название объекта описания)". В этом абзаце излагается основное об объекте речи, поэтому можно упомянуть о каких-либо фактах, связанных с описываемой фотографией: где можно увидеть подобный снимок, почему такие работы хранятся (автором), что явилось предпосылкой к его созданию. Если на примете есть подходящие фразы или строфы из стихотворений, то целесообразно использовать и их, разместив в самое начало высказывания.

Материал для справок:

«Фотография — это своего рода зримая литература». (Хулио Кортасар).

«Это похоже на нахождение чего-то интересного в самом обычном месте"... (Эллиот Эрвитт).

Подробнее смотреть на сайте: http://fotokto.ru/blogs/top-20-citat-velikih-lyudei-o-fotografii-3009.html

«Что мне нравится в фотографии, так это то, что в ней пойман момент, который ушел навсегда, который невозможно воспроизвести». (Карл Лагерфельд).

«Фотографии – это открытые двери в прошлое, но они позволяют заглянуть в будущее». (Салли Манн).

«В каждой фотографии всегда есть два человека: фотограф и зритель». (Ансель Адамс).

«Фотография – это искусство застывшего времени... возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра». (Мешак Отиено).

«Фотография – это единственный язык, который может быть понятен в любой точке мира». (Бруно Барбе).

«Иногда вы можете рассказать большую историю с крошечным предметом». (Элиот Портер).

Подробнее смотреть на сайте: https://cameralabs.org/4208-vdokhnovlyayushchie-tsitaty-masterov-fotografii

  • Листаю старые альбомы.

Тут все знакомо, и не очень.

Вот отпечаток старый, темный.

Он рассказать так много хочет. (Наталья Санаева)

  • Застыли образы и годы.

Застыли лица, судьбы, души.

Застыли радость и невзгоды.

Листай альбом. Смотри и слушай. (Наталья Санаева)

  • Удел фотографа — прекрасные мгновения,

Затвором отсечённые от времени реки… (Дудник С.)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ высказывания составляется непосредственно по фотографии, поэтому нужно рассмотреть главные и второстепенные элементы, попавшие в кадр. Особое внимание уделяется смысловому центру в композиции снимка. "Делается это для того, чтобы именно сюда, к центру сюжета, привлечь внимание зрителя, так как здесь – ключ к решению темы фотографии".

Подробнее читайте на сайте:

http://fotokto.ru/blogs/kak-akcentirovat-vnimanie-zritelya-na-smislovom-centre-fotosnimka-5077.html

В предлагаемом учащимся плане к заданию первые 2-3 пункта помогут подробно описать объекты, рассказать, чем занимаются, как взаимодействуют. Последовательно переходя от одной детали к другой, можно рассказывать о некоторых подробнее, как будто рассматривая сквозь увеличительное стекло. На заднем плане снимка находятся не менее важные или дополнительные предметы, которые проявляют себя в дополнении к основным. Следует раскрыть их значение и уместность. В этой же части учащийся может отметить, каково предполагаемое насторение у всех, запечатленных на фотографии (беззаботное, беспечное, бодрое, добродушное, игривое, оживленное, праздничное, радостное, спокойное), чем это обусловлено. Весь материал, который составляет основу снимка, представляет интерес и требует пристального внимания.

После того как все было описано, следует перейти к ВЫВОДАМ. Последний пункт предлагаемого плана к фотографии - это материал для микровывода. В заключение работы учащиеся сообщают о своих впечатлениях, поделятся чувствами, мыслями, ассоциациями, могут предложить вариант названия снимка.

Предлагаемые тренировочные упражнения, на мой взгляд, помогут справиться с заданием во время устного собеседования без особых затруднений. Девятиклассники составят высказывание, ориентируясь на уже выполненные работы.



1. Составьте текст-описание из 10-12 предложений, озаглавьте его. Используйте осложненные предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст сложносочиненные предложения. Не забудьте указать следующее:

  • в каком помещении происходит действие;

  • чем заняты дети;

  • как они выглядят;

  • в чем преимущество внеурочной деятельности.

2. Составьте текст-описание из 10-12 предложений, озаглавьте его. Используйте осложнённые предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст 2 сложных предложения. Не забудьте указать следующее:

  • в какое время года и где происходит действие;

  • что и где изготовили дети;

  • каково предназначение изделий;

  • какую пользу приносит забота о птицах.

3. Составьте текст-описание из 10-13 предложений, озаглавьте его. Используйте осложнённые предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст 2 сложных предложения. Не забудьте указать следующее:

  • в какое время года и где происходит действие;

  • чем заняты дети;

  • что может рассказать о детях их занятие;

  • в чем преимущество творческих увлечений.

4. Составьте текст-описание из 10-12 предложений, озаглавьте его. Используйте осложнённые предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст 2 сложных предложения.

Не забудьте указать следующее:

  • в какое время года и где происходит действие;

  • как выглядят дети;

  • чем они заняты;

  • какую пользу приносит общественно полезный труд.

5. Составьте текст-описание из 10-12 предложений, озаглавьте его. Используйте осложнённые предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст 2 сложных предложения.

Не забудьте указать следующее:

  • в какое время года и где происходит действие;

  • как выглядят дети;

  • чем они заняты;

  • какую пользу приносит озеленение.

6. Составьте текст-описание из 10-12 предложений, озаглавьте его. Используйте осложнённые предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст предложение с уточняющими обстоятельствами. Не забудьте указать следующее:

  • когда и где происходит игра;

  • кто принимает участие в игре;

  • каковы условия игры;

  • какие качества и свойства характера развиваются в коллективных играх.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!