Одно из испытаний учащихся 9 класса - это первая часть экзамена по русскому языку в виде устного собеседования. При подготовке к этому ответственному мероприятию необходима дополнительная работа с обучащимися на консультациях.
Задание №3 предполагает составление монологического высказывания с опорой на предложенный план. Учащимся требуется выбрать одну из указанных тем беседы. Тема №1 - это составление текста на основе описания фотографии.
Во время консультаций необходимо ознакомить с требованиями к данному виду , как следует выполнять эту часть работы. Важно повторить структуру текста-описания. Известно, что текст делится на три смысловые части (вступление, основная часть, вывод).
ВСТУПЛЕНИЕ вводит в основную часть текста, его принято начинать следующим предложением: "Передо мной ... (название объекта описания)". В этом абзаце излагается основное об объекте речи, поэтому можно упомянуть о каких-либо фактах, связанных с описываемой фотографией: где можно увидеть подобный снимок, почему такие работы хранятся (автором), что явилось предпосылкой к его созданию. Если на примете есть подходящие фразы или строфы из стихотворений, то целесообразно использовать и их, разместив в самое начало высказывания.
Материал для справок:
«Фотография — это своего рода зримая литература». (Хулио Кортасар).
«Это похоже на нахождение чего-то интересного в самом обычном месте"... (Эллиот Эрвитт).
Подробнее смотреть на сайте: http://fotokto.ru/blogs/top-20-citat-velikih-lyudei-o-fotografii-3009.html
«Что мне нравится в фотографии, так это то, что в ней пойман момент, который ушел навсегда, который невозможно воспроизвести». (Карл Лагерфельд).
«Фотографии – это открытые двери в прошлое, но они позволяют заглянуть в будущее». (Салли Манн).
«В каждой фотографии всегда есть два человека: фотограф и зритель». (Ансель Адамс).
«Фотография – это искусство застывшего времени... возможность хранить эмоции и чувства внутри кадра». (Мешак Отиено).
«Фотография – это единственный язык, который может быть понятен в любой точке мира». (Бруно Барбе).
«Иногда вы можете рассказать большую историю с крошечным предметом». (Элиот Портер).
Подробнее смотреть на сайте: https://cameralabs.org/4208-vdokhnovlyayushchie-tsitaty-masterov-fotografii
Тут все знакомо, и не очень.
Вот отпечаток старый, темный.
Он рассказать так много хочет. (Наталья Санаева)
Застыли лица, судьбы, души.
Застыли радость и невзгоды.
Листай альбом. Смотри и слушай. (Наталья Санаева)
Удел фотографа — прекрасные мгновения,
Затвором отсечённые от времени реки… (Дудник С.)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ высказывания составляется непосредственно по фотографии, поэтому нужно рассмотреть главные и второстепенные элементы, попавшие в кадр. Особое внимание уделяется смысловому центру в композиции снимка. "Делается это для того, чтобы именно сюда, к центру сюжета, привлечь внимание зрителя, так как здесь – ключ к решению темы фотографии".
Подробнее читайте на сайте:
http://fotokto.ru/blogs/kak-akcentirovat-vnimanie-zritelya-na-smislovom-centre-fotosnimka-5077.html
В предлагаемом учащимся плане к заданию первые 2-3 пункта помогут подробно описать объекты, рассказать, чем занимаются, как взаимодействуют. Последовательно переходя от одной детали к другой, можно рассказывать о некоторых подробнее, как будто рассматривая сквозь увеличительное стекло. На заднем плане снимка находятся не менее важные или дополнительные предметы, которые проявляют себя в дополнении к основным. Следует раскрыть их значение и уместность. В этой же части учащийся может отметить, каково предполагаемое насторение у всех, запечатленных на фотографии (беззаботное, беспечное, бодрое, добродушное, игривое, оживленное, праздничное, радостное, спокойное), чем это обусловлено. Весь материал, который составляет основу снимка, представляет интерес и требует пристального внимания.
После того как все было описано, следует перейти к ВЫВОДАМ. Последний пункт предлагаемого плана к фотографии - это материал для микровывода. В заключение работы учащиеся сообщают о своих впечатлениях, поделятся чувствами, мыслями, ассоциациями, могут предложить вариант названия снимка.
Предлагаемые тренировочные упражнения, на мой взгляд, помогут справиться с заданием во время устного собеседования без особых затруднений. Девятиклассники составят высказывание, ориентируясь на уже выполненные работы.
1. Составьте текст-описание из 10-12 предложений, озаглавьте его. Используйте осложненные предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст сложносочиненные предложения. Не забудьте указать следующее:
в каком помещении происходит действие;
чем заняты дети;
как они выглядят;
в чем преимущество внеурочной деятельности.
2. Составьте текст-описание из 10-12 предложений, озаглавьте его. Используйте осложнённые предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст 2 сложных предложения. Не забудьте указать следующее:
в какое время года и где происходит действие;
что и где изготовили дети;
каково предназначение изделий;
какую пользу приносит забота о птицах.
3. Составьте текст-описание из 10-13 предложений, озаглавьте его. Используйте осложнённые предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст 2 сложных предложения. Не забудьте указать следующее:
в какое время года и где происходит действие;
чем заняты дети;
что может рассказать о детях их занятие;
в чем преимущество творческих увлечений.
4. Составьте текст-описание из 10-12 предложений, озаглавьте его. Используйте осложнённые предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст 2 сложных предложения.
Не забудьте указать следующее:
в какое время года и где происходит действие;
как выглядят дети;
чем они заняты;
какую пользу приносит общественно полезный труд.
5. Составьте текст-описание из 10-12 предложений, озаглавьте его. Используйте осложнённые предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст 2 сложных предложения.
Не забудьте указать следующее:
в какое время года и где происходит действие;
как выглядят дети;
чем они заняты;
какую пользу приносит озеленение.
6. Составьте текст-описание из 10-12 предложений, озаглавьте его. Используйте осложнённые предложения с обособленными определениями, обстоятельствами, однородными членами. Включите в текст предложение с уточняющими обстоятельствами. Не забудьте указать следующее:
когда и где происходит игра;
кто принимает участие в игре;
каковы условия игры;
какие качества и свойства характера развиваются в коллективных играх.