Урок обществознания 8 класс
Тема: Социальная структура общества. Социальная стратификация.
Цель: сформировать у учащихся четкое представление о социальной структуре общества, стратификации, различных видах социальных групп.
Задачи:
Сформировать умения учащихся анализировать поведение людей с точки зрения изученных социологических категорий.
Научить анализировать свой социальный статус и определять манеры своего поведения.
Продолжить формировать активную гражданскую позицию учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Литература:
А.И.Кравченко. Обществознание: учебник для 8 класса – М.: Русское слово, 2002
А.Л. Певцова. Обществознание Книга для учителя – М.: Русское слово, 2000
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2.
План урока.
Организационный момент.
Социальная структура. Социальные группы.
Социальная стратификация.
Социальная мобильность.
Решение упражнений и творческих задач
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент:
Слова учителя: Ребята, прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте посмотрим на экран (демонстрация молекулярной структуры вещества)
- Что вы видите? (молекула)
- Как называется нечто целое, состоящее из частей? (системой)
- А что в мире является системой? (общество, природа)
Вывод 1: в нашем разнообразном мире люди являются составными частями такой системы как общество.
Каждая система, в том числе и общество, состоит из частей, которые взаимосвязаны, взаимодействуют. Все эти части составляют внутреннее строение системы.
- Каким термином можно назвать внутреннее строение чего-либо? (структура)
Вывод 2: мы сегодня будем изучать структуру общества.
- Как вы думаете, все ли части системы равны между собой? (нет, скорее всего, между ними существует неравенство. Одна часть важнее другой)
Вывод 3: мы сегодня будем изучать неравенство, существующее в обществе. Именно это неравенство называется социальной стратификацией.
Социальная структура. Социальные группы.
Слова учителя: социальная структура – одно из основных понятий в обществознании. Под структурой понимают связи и отношения социальных групп и индивидов, в совокупности образующих общественную систему. Структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни, способе существования. Основная черта структуры – это ее дифференциация. В обыденном языке используется идентичное понятие «социальное расслоение», которое в буквальном смысле означает разделение всего общества на слои.
Под запись: 1) Социальная структура - связи и отношения социальных групп и отдельных людей, в совокупности образующих общественную систему. 2) Социальная группа – любая совокупность индивидов, объединённых общим интересом.
Социальные группы в обществе могут выделяться по разным принципам. Зарисовка схемы на доске и в тетради.
Задание 1 (по социальным группам). Демонстрируется на слайде:
Найдите соответствия:
Вид социальной группы: | Пример: |
А) социально-классовые Б) социально-демографические В) этносоциальные Г) социально-территориальные Д) социально-профессиональные | 1) парижане 2) менеджеры 3) дворяне 4) москвичи 5) мужчины 6) китайцы 7) купцы 8) ацтеки 9) женщины 10) деревенские жители 11) крестьяне 12) официанты |
3. Социальная стратификация.
Слова учителя: Основная черта структуры – это ее стратификация. В обыденном языке используется идентичное понятие «социальное расслоение», которое в буквальном смысле означает разделение всего общества на слои.
Под запись: Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное положение в обществе. В основе стратификации лежит социальное неравенство.
Схематично неравенство можно изобразить так (схема на доске):
Верхний слой
Средний слой
Низший слой
Существует несколько подходов к объяснению происхождения неравенства.
Представители структурно-функционального подхода (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) считали, что общество поощряет и предоставляет привилегии лучшим, способным и талантливым людям.
Представитель второго конфликтного неравенства (К.Маркс) источник социального неравенства обосновывал различным отношением к собственности.
В современной науке социологии преобладает Веберовский подход к анализу социального неравенства.
Задание 2 (работа с текстом). Выяснение подхода М.Вебера к происхождению неравенства в обществе.
«Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент – имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства... Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы).
Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе».
Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 283–284.
Вопросы и задания
Какие аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть каждого компонента неравенства в социальной структуре.
Слова учителя: Помимо разделения стратификации по виду происхождения, обычно ее разделяют на исторические типы.
Задание 3 (составление таблицы):
Четыре ученика зачитывают заранее приготовленные сообщения о четырех исторических типах стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Остальные на основе полученной информации составляют таблицу.
Исторические типы стратификации.
Тип | Краткая характеристика | Слои |
Рабство | Форма неравенства, при которой одни индивиды являются полной собственностью других. | рабы, рабовладельцы |
Страты | Социальные группы, придерживающиеся жестких норм группового поведения и не допускающие в свои ряды представителей иных групп. | брахманы, воины, крестьяне и др. |
Сословия | Большие группы людей, имеющих одинаковые права и обязанности, передающиеся по наследству. | духовенство, дворяне, крестьяне, горожане, ремесленники и др. |
Классы | Социальные общности, выделяемые по принципу отношения к собственности и общественному разделению труда. | рабочие, капиталисты, феодалы, крестьяне и др. |
4.Социальная мобильность.
Под запись: социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе.
Слова учителя: Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.
Существует два основных вида социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная.
Под запись: Вертикальная мобильность - перемещение из одного слоя (сословия, класса, касты) в другой.
В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение на вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование пример нисходящей.
Под запись: Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.
Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами (лифтами) социальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собственность.
Армия функционирует в качестве канала вертикальной мобильности в военное время. Солдаты продвигаются по социальной лестнице благодаря таланту и храбрости. Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобрели, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Примером является древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.
Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег.
Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.
5.Решение упражнений и творческих задач (задания в презентации)
6. Домашнее задание.