СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальная стратификация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведен в 2016-2017 учебном году в гимназическом классе 8Г

Просмотр содержимого документа
«Проект урока Социальная стратификация»

Проект урока в 8Г гимназическом классе.

Особенности класса

Урок проходит в 8 гимназическом классе. В классе 25 человек. Класс сформирован в 2013/2014 учебном году. Я работаю с этим классом 1,5 года.

У учащихся достаточных запас знаний по обществознанию. Класс владеет и оперирует знаниями различных обществоведческих наук, при освоении нового материала использует полученные ранее знания. Учащиеся владеют навыками самоконтроля своих учебных действий, понимают обоснованность оценок, умеют работать как индивидуально, так и в группах.

Тема урока Социальная структура общества. Социальная стратификация.

Тип урока урок изучения нового материала.

Дидактическая цель: сформировать у учащихся четкое представление о социальной структуре общества, стратификации, различных видах социальных групп.



Задачи урока:

  1. Сформировать умения учащихся анализировать поведение людей с точки зрения изученных социологических категорий.

  2. Научить анализировать свой социальный статус и определять манеры своего поведения.

  3. Продолжить формировать активную гражданскую позицию учащихся.



Структура урока:

1 этап урока начинается с сообщения учащимся темы, цели и задач урока.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Социальная структура. Социальные группы.

  3. Социальная стратификация.

  4. Социальная мобильность.

  5. Решение упражнений и творческих задач

  6. Домашнее задание.

2 этап урока: фронтальная работа с классом. Изучение понятий «социальная структура» и «социальная группа».

3 этап урока: фронтальная работа с классом. Изучение понятия «социальная стратификация». Выполнение текстового задания формата ОГЭ.

4 этап урока: самостоятельная работа по составлению таблицы «Исторические типы социальной стратификации».

5 этап урока: подведение итогов урока. Выполнение заданий формата ОГЭ и ЕГЭ по пройденному материалу.

6 этап урока: домашнее задание и комментарии к нему.





Этап урока

Содержание

время

1.

Организационный момент.


Слова учителя: Ребята, прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте посмотрим на экран (демонстрация молекулярной структуры вещества)

- Что вы видите? (молекула)

- Как называется нечто целое, состоящее из частей? (системой)

- А что в мире является системой? (общество, природа)

Вывод 1: в нашем разнообразном мире люди являются составными частями такой системы как общество.

Каждая система, в том числе и общество, состоит из частей, которые взаимосвязаны, взаимодействуют. Все эти части составляют внутреннее строение системы.

- Каким термином можно назвать внутреннее строение чего-либо? (структура)

Вывод 2: мы сегодня будем изучать структуру общества.

- Как вы думаете, все ли части системы равны между собой? (нет, скорее всего, между ними существует неравенство. Одна часть важнее другой)

Вывод 3: мы сегодня будем изучать неравенство, существующее в обществе. Именно это неравенство называется социальной стратификацией.




5 мин.

2.

Социальная структура. Социальные группы.


Слова учителя: социальная структура – одно из основных понятий в обществознании. Под структурой понимают связи и отношения социальных групп и индивидов, в совокупности образующих общественную систему. Структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни, способе существования. Основная черта структуры – это ее дифференциация. В обыденном языке используется идентичное понятие «социальное расслоение», которое в буквальном смысле означает разделение всего общества на слои.

Под запись: 1) Социальная структура - связи и отношения социальных групп и индивидов, в совокупности образующих общественную систему. 2) Социальная группа – любая совокупность индивидов, объединённых общим интересом.

5 мин.

4

Социальная стратификация.

Слова учителя: Основная черта структуры – это ее стратификация. В обыденном языке используется идентичное понятие «социальное расслоение», которое в буквальном смысле означает разделение всего общества на слои.

Под запись: Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное положение в обществе. В основе стратификации лежит социальное неравенство.

Существует несколько подходов к объяснению происхождения неравенства.

Представители структурно-функционального подхода (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) считали, что общество поощряет и предоставляет привилегии лучшим, способным и талантливым людям.

Представитель второго конфликтного неравенства (К.Маркс) источник социального неравенства обосновывал различным отношением к собственности.

В современной науке социологии преобладает Веберовский подход к анализу социального неравенства.




5 мин

4.1

Задание

Задание 2 (работа с текстом). Выяснение подхода М.Вебера к происхождению неравенства в обществе.


«Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент – имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства... Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы).

Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе».

Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 283–284.

Вопросы и задания

  1. Какие аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть каждого компонента неравенства в социальной структуре.

8 мин

4.2

Задание

Задание 3 (составление таблицы):

Четыре ученика зачитывают заранее приготовленные сообщения о четырех исторических типах стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Остальные на основе полученной информации составляют таблицу.

5 мин

5

Социальная мобильность.

Под запись: социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе.



Слова учителя: Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Существует два основных вида социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная.



Под запись: Вертикальная мобильность - перемещение из одного слоя (сословия, класса, касты) в другой.



В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение на вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование пример нисходящей.



Под запись: Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.


5.мин

6

Подведение итогов урока

Выполнение заданий формата ОГЭ и ЕГЭ по пройденному материалу.

10 мин

7.

Домашнее задание

Эссе по теме «Возможно ли общество без социальной дифференциации?»

2 мин



















































Самоанализ урока



Тема урока Социальная структура общества. Социальная стратификация.

Я считаю, что заявленный тип урок-изучение нового материала состоялся. Были реализованы познавательные и воспитательные задачи. Цели в целом достигнуты.

Задачи урока:

  1. Сформировать умения учащихся анализировать поведение людей с точки зрения изученных социологических категорий.

  2. Научить анализировать свой социальный статус и определять манеры своего поведения.

  3. Продолжить формировать активную гражданскую позицию учащихся.



Контроль знаний, умений и навыков осуществлялся путем индивидуального опроса, выполнения задания в группах, коллективной работы, а также степенью активности учащихся на уроке.

Для формирования теоретических, фактических знаний, практических и трудовых умений, словесно-логического и наглядно-образного мышления, а также самостоятельности мышления я использовала словесные и практические методы обучения. Особое внимание уделяла проблемно-поисковым методам. Для того, чтобы достичь цели развития у учащихся памяти, речи, познавательного интереса, а также навыков учебного труда, воли и эмоций, я использовал средний темп обучения и выше указанные методы.

На уроке использовались различные виды работ: индивидуальная, групповая, коллективная. На уроке использовался раздаточный материал.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и самостоятельны. Мне кажется, что на уроке была атмосфера раскованности мышления, т.е. были все условия для формирования творческих начал личности учащихся.

Мне кажется, этапы урока были рассчитаны таким образом, чтобы предупредить утомляемость учащихся.

Уровень подготовки учащихся был достаточным. Перегрузка на уроке не ощущалась. Домашнее задание было творческим, в пределах нормы.

Конечный результат урока: выставлено 7 оценок.



















Просмотр содержимого документа
«Социальная стратификация»

Урок обществознания 8 класс

Тема: Социальная структура общества. Социальная стратификация.

Цель: сформировать у учащихся четкое представление о социальной структуре общества, стратификации, различных видах социальных групп.

Задачи:

  1. Сформировать умения учащихся анализировать поведение людей с точки зрения изученных социологических категорий.

  2. Научить анализировать свой социальный статус и определять манеры своего поведения.

  3. Продолжить формировать активную гражданскую позицию учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Литература:

  1. А.И.Кравченко. Обществознание: учебник для 8 класса – М.: Русское слово, 2002

  2. А.Л. Певцова. Обществознание Книга для учителя – М.: Русское слово, 2000

  3. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2.

План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Социальная структура. Социальные группы.

  3. Социальная стратификация.

  4. Социальная мобильность.

  5. Решение упражнений и творческих задач

  6. Домашнее задание.



Ход урока

  1. Организационный момент:

Слова учителя: Ребята, прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте посмотрим на экран (демонстрация молекулярной структуры вещества)

- Что вы видите? (молекула)

- Как называется нечто целое, состоящее из частей? (системой)

- А что в мире является системой? (общество, природа)

Вывод 1: в нашем разнообразном мире люди являются составными частями такой системы как общество.

Каждая система, в том числе и общество, состоит из частей, которые взаимосвязаны, взаимодействуют. Все эти части составляют внутреннее строение системы.

- Каким термином можно назвать внутреннее строение чего-либо? (структура)

Вывод 2: мы сегодня будем изучать структуру общества.

- Как вы думаете, все ли части системы равны между собой? (нет, скорее всего, между ними существует неравенство. Одна часть важнее другой)

Вывод 3: мы сегодня будем изучать неравенство, существующее в обществе. Именно это неравенство называется социальной стратификацией.



  1. Социальная структура. Социальные группы.

Слова учителя: социальная структура – одно из основных понятий в обществознании. Под структурой понимают связи и отношения социальных групп и индивидов, в совокупности образующих общественную систему. Структура – это всегда оформленная система различий в положении, условиях жизни, способе существования. Основная черта структуры – это ее дифференциация. В обыденном языке используется идентичное понятие «социальное расслоение», которое в буквальном смысле означает разделение всего общества на слои.

Под запись: 1) Социальная структура - связи и отношения социальных групп и отдельных людей, в совокупности образующих общественную систему. 2) Социальная группа – любая совокупность индивидов, объединённых общим интересом.

Социальные группы в обществе могут выделяться по разным принципам. Зарисовка схемы на доске и в тетради.



Задание 1 (по социальным группам). Демонстрируется на слайде:

Найдите соответствия:



Вид социальной группы:

Пример:

А) социально-классовые

Б) социально-демографические

В) этносоциальные

Г) социально-территориальные

Д) социально-профессиональные

1) парижане

2) менеджеры

3) дворяне

4) москвичи

5) мужчины

6) китайцы

7) купцы

8) ацтеки

9) женщины

10) деревенские жители

11) крестьяне

12) официанты



3. Социальная стратификация.

Слова учителя: Основная черта структуры – это ее стратификация. В обыденном языке используется идентичное понятие «социальное расслоение», которое в буквальном смысле означает разделение всего общества на слои.

Под запись: Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное положение в обществе. В основе стратификации лежит социальное неравенство.

Схематично неравенство можно изобразить так (схема на доске):



Верхний слой



Средний слой




Низший слой


Существует несколько подходов к объяснению происхождения неравенства.

Представители структурно-функционального подхода (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) считали, что общество поощряет и предоставляет привилегии лучшим, способным и талантливым людям.

Представитель второго конфликтного неравенства (К.Маркс) источник социального неравенства обосновывал различным отношением к собственности.

В современной науке социологии преобладает Веберовский подход к анализу социального неравенства.


Задание 2 (работа с текстом). Выяснение подхода М.Вебера к происхождению неравенства в обществе.


«Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент – имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства... Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы).

Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе».

Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 283–284.

Вопросы и задания

  1. Какие аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть каждого компонента неравенства в социальной структуре.

Слова учителя: Помимо разделения стратификации по виду происхождения, обычно ее разделяют на исторические типы.

Задание 3 (составление таблицы):

Четыре ученика зачитывают заранее приготовленные сообщения о четырех исторических типах стратификации: рабство, касты, сословия и классы. Остальные на основе полученной информации составляют таблицу.

Исторические типы стратификации.

Тип

Краткая характеристика

Слои

Рабство

Форма неравенства, при которой одни индивиды являются полной собственностью других.

рабы, рабовладельцы

Страты

Социальные группы, придерживающиеся жестких норм группового поведения и не допускающие в свои ряды представителей иных групп.

брахманы, воины, крестьяне и др.

Сословия

Большие группы людей, имеющих одинаковые права и обязанности, передающиеся по наследству.

духовенство, дворяне, крестьяне, горожане, ремесленники и др.

Классы

Социальные общности, выделяемые по принципу отношения к собственности и общественному разделению труда.

рабочие, капиталисты, феодалы, крестьяне и др.

4.Социальная мобильность.

Под запись: социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе.



Слова учителя: Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Существует два основных вида социальной мобильности - вертикальная и горизонтальная.



Под запись: Вертикальная мобильность - перемещение из одного слоя (сословия, класса, касты) в другой.



В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение на вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности - пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование пример нисходящей.



Под запись: Горизонтальная мобильность - переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Пути и механизмы, благодаря которым люди поднимаются наверх, называются каналами (лифтами) социальной мобильности. Поскольку вертикальная мобильность существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами существуют различные «отверстия», «лифты», «мембраны», по которым индивиды перемещаются вверх и вниз. Самыми известными каналами являются армия, церковь, школа, семья, собственность.

Армия функционирует в качестве канала вертикальной мобильности в военное время. Солдаты продвигаются по социальной лестнице благодаря таланту и храбрости. Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобрели, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. В таком обществе «социальный лифт» движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха. Примером является древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег.

Семья и брак становятся каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.



5.Решение упражнений и творческих задач (задания в презентации)

6. Домашнее задание.



Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Задание 1. Найдите соответствия: Вид социальной группы: Пример: А) социально-классовые Б) социально-демографические В) этносоциальные Г) социально-территориальные Д) социально-профессиональные 1) парижане 2) менеджеры 3) дворяне 4) москвичи 5) мужчины 6) китайцы 7) купцы 8) ацтеки 9) женщины 10) деревенские жители 11) крестьяне 12) официанты

Задание 1. Найдите соответствия:

Вид социальной группы:

Пример:

А) социально-классовые

Б) социально-демографические

В) этносоциальные

Г) социально-территориальные

Д) социально-профессиональные

1) парижане

2) менеджеры

3) дворяне

4) москвичи

5) мужчины

6) китайцы

7) купцы

8) ацтеки

9) женщины

10) деревенские жители

11) крестьяне

12) официанты

Задание 2. Заполните таблицу: Тип Краткая характеристика Рабство Социальные группы Касты Сословия Классы

Задание 2. Заполните таблицу:

Тип

Краткая характеристика

Рабство

Социальные группы

Касты

Сословия

Классы

Задание 3. Закончите предложение: Социальное неравенство проявляется в: Различии между людьми по природным способностям; Необходимости выполнять разные социальные роли; Различии взглядов и интересов различных групп населения; Наличии привилегий для различных групп и лиц. Задание 4. Закончите предложение: Переход человека из одной социальной группы в другую называется:

Задание 3. Закончите предложение:

Социальное неравенство проявляется в:

  • Различии между людьми по природным способностям;
  • Необходимости выполнять разные социальные роли;
  • Различии взглядов и интересов различных групп населения;
  • Наличии привилегий для различных групп и лиц.

Задание 4. Закончите предложение:

Переход человека из одной социальной группы в другую

называется:

  • Социальным неравенством;
  • Социальной мобильностью;
  • Социализацией;
  • Социальной адаптацией.
Задание 5. Закончите предложение: Социальная стратификация проявляется в: Разделением общества на различные социальные группы; Утрате обществом стабильности; Расширении прав и свобод граждан; Поддержке государством малообеспеченных слоев населения. Задание 6. Какой тип социальной стратификации характерен для традиционного общества?: 1) классы, слои  2) страты, курии  3) касты, сословия  4) партии, движения

Задание 5. Закончите предложение:

Социальная стратификация проявляется в:

  • Разделением общества на различные социальные группы;
  • Утрате обществом стабильности;
  • Расширении прав и свобод граждан;
  • Поддержке государством малообеспеченных слоев

населения.

Задание 6. Какой тип социальной стратификации

характерен для традиционного общества?:

1) классы, слои 2) страты, курии 3) касты, сословия 4) партии, движения

Задание 7. Сословия от иных социальных групп различают-  ся по: 1)наследуемым правам, привилегиям, обязанностям;  2)месту в системе общественного разделения труда;  3)отношению к собственности на средства производства;  4)уровню дохода и профессиональной принадлежности.

Задание 7. Сословия от иных социальных групп различают- ся по:

1)наследуемым правам, привилегиям, обязанностям; 2)месту в системе общественного разделения труда; 3)отношению к собственности на средства производства; 4)уровню дохода и профессиональной принадлежности.

Задание 8. Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.   Примеры Социальные лифты А) Молодая учительница победила в городском конкурсе «Учитель  года» и получила высшую аттестационную категорию.   Б) Закончив обучение в техническом колледже, выпускник пришел работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования.   В) Врач стал главным врачом отделения больницы.   Г) Солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужился до прапорщика 1) образование  2) профессиональная  деятельность  3) служба в армии

Задание 8. Установите соответствие между социальными

лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими:

к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры

Социальные лифты

А) Молодая учительница победила в городском конкурсе «Учитель года» и получила высшую аттестационную категорию.

Б) Закончив обучение в техническом колледже, выпускник пришел работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования.

В) Врач стал главным врачом отделения больницы.

Г) Солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужился до прапорщика

1) образование

2) профессиональная деятельность

3) служба в армии


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!