СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные классы, этнические группы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации характеризуются большие устойчивые группы, этнос и соц классы

Просмотр содержимого документа
«Социальные классы, этнические группы»

Устойчивые большие группы социальные классы этнические группы

Устойчивые большие группы социальные классы этнические группы

Большая устойчивая социальная группа – это количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения, социально-регулятивные механизмы и оказывающая существенное влияние на общественную жизнь.
  • Большая устойчивая социальная группа – это количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения, социально-регулятивные механизмы и оказывающая существенное влияние на общественную жизнь.
Признаки больших устойчивых групп: существуют регуляторы социального поведения (традиции, обычаи); образ жизни группы складывается из особых форм общения, особенного типа контактов; наличие интересов, ценностей, потребностей; наличие специального языка (жаргон); группы постоянно развиваются и совершенствуются.

Признаки больших устойчивых групп:

  • существуют регуляторы социального поведения (традиции, обычаи);
  • образ жизни группы складывается из особых форм общения, особенного типа контактов;
  • наличие интересов, ценностей, потребностей;
  • наличие специального языка (жаргон);
  • группы постоянно развиваются и совершенствуются.
Структура большой устойчивой социальной группы. Г.М. Андреева (2000) выделяет две составные части: психологический склад. Более устойчивое образование (социальный или национальный характер, нравы, обычаи, вкусы); эмоциональная сфера – это более подвижное образование (потребности, интересы, настроение).

Структура большой устойчивой социальной группы.

  • Г.М. Андреева (2000) выделяет две составные части:
  • психологический склад. Более устойчивое образование (социальный или национальный характер, нравы, обычаи, вкусы);
  • эмоциональная сфера – это более подвижное образование (потребности, интересы, настроение).
Методы исследования больших социальных групп. этнографический – включает в себя анализ продуктов культуры (нравы, обычаи и т. д.); межкультурные исследования – сравнительное исследование культур различных социальных групп; анализ знаковых систем (языка); «социальные представления» – с помощью этого метода изучаются обыденные представления групп о тех или иных социальных явлениях.

Методы исследования больших социальных групп.

  • этнографический – включает в себя анализ продуктов культуры (нравы, обычаи и т. д.);
  • межкультурные исследования – сравнительное исследование культур различных социальных групп;
  • анализ знаковых систем (языка);
  • «социальные представления» – с помощью этого метода изучаются обыденные представления групп о тех или иных социальных явлениях.
Этапы развития больших устойчивых социальных групп Типологический. Его название связано с возможностью чисто внешней фиксации того или иного типа признаков, общих для представителей данной большой социальной группы. Идентификационный – члены группы начинают осознавать свою принадлежность к ней, идентифицируют себя с ее сообществом. Этап солидарности – предполагает осознание членами группы общих потребностей и интересов, что создает основу для выработки схожих социальных установок, готовности к совместным действиям.

Этапы развития больших устойчивых социальных групп

  • Типологический. Его название связано с возможностью чисто внешней фиксации того или иного типа признаков, общих для представителей данной большой социальной группы.
  • Идентификационный – члены группы начинают осознавать свою принадлежность к ней, идентифицируют себя с ее сообществом.
  • Этап солидарности – предполагает осознание членами группы общих потребностей и интересов, что создает основу для выработки схожих социальных установок, готовности к совместным действиям.
К факторам, определяющим уровень развития психологии больших устойчивых социальных групп, относят: степень идентификации членов группы и выделение признаков, отличающих «свою» группу от «чужой»; характер внутри- и межгрупповых коммуникаций: воздействие СМИ и процессы формирования общественного мнения, задающие критерий оценки большой группой социальных процессов; социальная мобильность: возможность перехода из одной социальной группы в другую; практика коллективных действий: общественно исторический опыт; социальная память: идеологизирующие результаты.

К факторам, определяющим уровень развития психологии больших устойчивых социальных групп, относят:

  • степень идентификации членов группы и выделение признаков, отличающих «свою» группу от «чужой»;
  • характер внутри- и межгрупповых коммуникаций: воздействие СМИ и процессы формирования общественного мнения, задающие критерий оценки большой группой социальных процессов;
  • социальная мобильность: возможность перехода из одной социальной группы в другую;
  • практика коллективных действий: общественно исторический опыт;
  • социальная память: идеологизирующие результаты.
Социальные классы – это большие организованные социальные группы людей, занимающие строго определенное место в исторически сложившейся системе экономических и социальных отношений конкретного общества.
  • Социальные классы – это большие организованные социальные группы людей, занимающие строго определенное место в исторически сложившейся системе экономических и социальных отношений конкретного общества.
Основу формирования психологии класса составляют: социальные условия его жизни; характер его общественно-практической деятельности; отношения с другими социальными группами; его социальный опыт.

Основу формирования психологии класса составляют:

  • социальные условия его жизни;
  • характер его общественно-практической деятельности;
  • отношения с другими социальными группами;
  • его социальный опыт.
Структура психологии класса включает в себя: потребности класса – это побудительные силы его активности и развития; интересы класса – могут различаться по степени зрелости, которая зависит, главным образом, от уровня развития объективных потребностей класса; ценностные ориентации класса – это выработанные его общественным сознанием идеалы, они обусловлены характером собственности. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса; ролевые представления класса – его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентаций, выработанных на основе повседневной деятельности; нормы поведения класса – определенные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его представителям; традиции, обычаи и привычки класса – устоявшиеся правила, принципы и стереотипы жизни и деятельности членов класса, важные регуляторы их поведения.

Структура психологии класса включает в себя:

  • потребности класса – это побудительные силы его активности и развития;
  • интересы класса – могут различаться по степени зрелости, которая зависит, главным образом, от уровня развития объективных потребностей класса;
  • ценностные ориентации класса – это выработанные его общественным сознанием идеалы, они обусловлены характером собственности. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса;
  • ролевые представления класса – его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентаций, выработанных на основе повседневной деятельности;
  • нормы поведения класса – определенные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его представителям;
  • традиции, обычаи и привычки класса – устоявшиеся правила, принципы и стереотипы жизни и деятельности членов класса, важные регуляторы их поведения.
Модель классовой структуры 1. Высший – высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. 2. Низший – высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигают высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. 3. Высший – средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. 4. Низший – средний класс составляют наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т. д 5. Высший – низший класс составляют в основном наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе. 6. Низший – низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения

Модель классовой структуры

  • 1. Высший – высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства.
  • 2. Низший – высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигают высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам.
  • 3. Высший – средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту.
  • 4. Низший – средний класс составляют наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т. д
  • 5. Высший – низший класс составляют в основном наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе.
  • 6. Низший – низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения
Национально-этнические группы – это большие группы, включающие тысячи и миллионы людей, связанных общими внешними и внутренними, психологическими чертами.
  • Национально-этнические группы – это большие группы, включающие тысячи и миллионы людей, связанных общими внешними и внутренними, психологическими чертами.
Этнос может иметь различную структуру (Семенов Е.Ю., 2003). Он может состоять из: этнического ядра – компактно живущей на определенной территории основной части этноса; этнической периферии – компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части; этнической диаспоры – отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.

Этнос может иметь различную структуру (Семенов Е.Ю., 2003). Он может состоять из:

  • этнического ядра – компактно живущей на определенной территории основной части этноса;
  • этнической периферии – компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части;
  • этнической диаспоры – отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности.
Национально-этническая психология представляет единство двух основных факторов: более иррационального национального характера и более рационального национального сознания (Ольшанский Д.В., 2001). По структуре это сложное двухуровневое образование. В совокупности иррациональный и рациональный факторы формируют психический склад нации в целом. Особую роль в национально-этнической психологии играет национальное самосознание.
  • Национально-этническая психология представляет единство двух основных факторов: более иррационального национального характера и более рационального национального сознания (Ольшанский Д.В., 2001). По структуре это сложное двухуровневое образование. В совокупности иррациональный и рациональный факторы формируют психический склад нации в целом. Особую роль в национально-этнической психологии играет национальное самосознание.
Национальный характер – совокупность устойчивых, характерных для общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Национальное сознание – совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и иных взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития этнической группы.
  • Национальный характер – совокупность устойчивых, характерных для общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него.
  • Национальное сознание – совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и иных взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития этнической группы.
Структурно включает три слоя: повседневные потребности, бытовые интересы, ценности и установки; стереотипные представления, простейшие нормы и элементарные образцы поведения, а также обычаи и традиции; эмоциональные элементы и детерминированные ими формы выражения в образах, звуках, красках.

Структурно включает три слоя:

  • повседневные потребности, бытовые интересы, ценности и установки;
  • стереотипные представления, простейшие нормы и элементарные образцы поведения, а также обычаи и традиции;
  • эмоциональные элементы и детерминированные ими формы выражения в образах, звуках, красках.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!