СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект "Хлеб и жизнь"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект для учащихся 5 классов. Цель проекта.: изучить историю изобретения хлеба, отношение к хлебу в разные исторические периоды

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Хлеб и жизнь"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №2 города Рудня"





Социальный проект

"Хлеб и жизнь"















2021




Содержание

I. Введение......................................................................................................... 3

II. Основная часть

1. Как появился хлеб?................................................................................... ...5

2. Хлеб на Руси.................................................................................................6

3.Хлеб в разных странах..................................................................................7

4.Значение хлеба...............................................................................................9

5.Роль хлеба в годы войны.............................................................................10

6. Практическая часть.....................................................................................12

III.Заключение..................................................................................................14

IV. Источники информации............................................................................15

V. Приложение




















I.Введение


Бьют меня палками, 
Мнут меня камнями, 
Держат меня в огненной пещере, 
Режут меня ножами. 
За что меня губят? 
За то, что любят!

Актуальность проекта:

Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него? Социальная значимость:

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб , и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).Наш проект призван обратить внимание учащихся, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Осенью этого года наш класс побывал на экскурсии на Руднянском хлебокомбинате. Нам очень понравилась экскурсия и процесс изготовления хлеба. Многие ребята решили связать свою жизнь с этим интересным и полезным делом.
Цель: изучить историю изобретения хлеба, отношение к хлебу в разные

Исторические периоды
Задачи
1.Изучить исторический материал о изобретении хлеба и провести практическую часть,
2. Собрать сведения о мифологическом значении хлеба
3.Понять и оценить роль хлеба в годы войны
4.Обобщить результаты анкетирования
Гипотеза: Может ли человек обойтись без хлеба или нет.
Если мы узнаем как появился хлеб у человека, о его свойствах, мы поймём его ценность

Предмет исследования: изучение литературы

Объект исследования: хлеб
Методы исследования: аналитический метод:
- Изучение материала энциклопедий
- Работа с интернет-ресурсами
- Работа с литературными источниками
Анкетирование:
- Разработка содержания анкет
- Обработка результатов






















II.Основная часть

1. Как появился хлеб


Хлеб появился более 15 000лет назад. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос» .Сначала, это была каша из растертых, между двумя камнями зерен. Когда появился огонь, кашу из зерен попробовали высушить – так появились первые пресные лепёшки. Аппетитная на вид, приятно пахнущая, она удивила человека своим вкусом. Следующим этапом развития хлебопечения стал хлеб из кислого теста. Считается, что способ его приготовления был открыт примерно 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло, и, желая избежать наказания, он рискнул испечь лепешки. К его удивлению они оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем из пресного теста. Существовало много способов заквашивания теста. В качестве дрожжей использовали, например, бактерии, имеющиеся в воздухе. Для этого нужно было оставить на открытом воздухе злаки, замоченные в воде. Галлы и иберийцы использовали в качестве закваски снятую с пива пену. А в тех частях древнего мира, где вместо пива пили вино, использовали смесь из виноградного сока и муки или пшеничные отруби пропитанные вином. Но все же самым распространенным методом было оставить кусок теста для приготовления хлеба, а использовать его уже только на следующий день как источник брожения.

2. Хлеб на Руси


Хлебом на Руси считали не только печёный хлеб, но и зерна ржи, пшеницы, ячменя, овса, просо, рис. Пекли караваи, ковриги, пряники, блины, варили квас, кисели, каши. В каждом замке и монастыре были свои мельницы и пекарни, мукомолы и хлебопёки.
«Хлеб – батюшка»- ласково называли наши предки. Хлебом – солью встречают дорогих гостей. Буханка хлеба – это настоящий осколок солнца на нашей земле. Хлеб по праву занимает одно из первых мест среди наших материальных и нравственных ценностей.
С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение.
Никогда никому не забыть блокаду Ленинграда. Люди страдали от непрерывных обстрелов врага и умирали от голода – ведь норма рабочего на день была лишь 250 гр., служащего, иждивенца и ребенка 125 гр. Кроме кусочка хлеба кушать было нечего не 1 день, а недели и месяцы. Сопереживать людям, брать на себя их душевную боль - значит понимать ценность хлеба и при сегодняшнем обилии хлеба – бояться потерять его.

3. Виды хлеба в разных странах

Хлеб придумали очень давно. Со временем в тесто стали добавлять яйца, соль и сахар, дрожжи – это такие маленькие грибы, которые помогают тесту, расти, и превращают простую лепешку в булку. У каждой страны появились свои рецепты. А вам интересно, какой хлеб едят в других странах?
Каждый народ внес в этот процесс свою лепту,значит- хлеб в разных странах разный.
Хлеб в России пекли с куполами, чтоб хватило, как неба, на всех.
За широкими в доме столами крошку бросить считали за грех и называли - караваем
Хала-хлебушек из сдобного теста, заплетенного в косичку. Его готовят в Израиле евреи. Кушают они его только в субботу. У них по субботам специальный праздник - Шаббат. Хала-праздничное блюдо. А еще у евреев есть древняя традиция отделять от теста маленький кусочек и сжигать его, как жертву богу.
Симит -турецкий бублик. Он похож на наш бублик, только хрустящий и более тонкий. Купить симитку можно прямо на улице у продавца, который возит свой товар по городу на тележке или, еще проще, на подносе, водруженном на голове. Продавца обычно сопровождает стайка воробьев, которые склевывают рассыпанные кунжутные зерна. Турецкий бублик симит прекрасно утоляет чувство голода и полезней любого сникерса.
Лаваш- кавказский хлеб. Он бывает разный по форме: пухленький, или тонкий как бумага. В него можно завернуть сыр зелень тонкие кусочки мяса. А мне, он напоминает мамины блины, только лаваш больше и не такой мягкий.
Фокачча - итальянская булка. Главное в ней – ароматные травы (чаще всего базилик), оливковое масло и пресное дрожжевое тесто. Пресное, значит, без соли. Из такого же теста, кстати, готовят мою любимую пиццу.

Лангош -национальный хлеб всего Балканского полуострова, лепешка обжаренная в кипящем масле, приготовленная из дрожжевого теста. Кушают его с чесночным соусом, сметаной, сыром.
Бриошь -сладкая французская булка. Бриошь готовится из самого нежного теста. Такие булочки подают к чаю, обязательно свежими, только из духовки, тогда они особенно вкусные.
Пумперникель -хлебушек из Германии. Название забавное. Можно подумать, что это пирожное или сладкий пудинг. На самом деле это хлеб из ржаной муки грубого помола. Чтобы его приготовить, зерна ржи долго вымачивают в специальном растворе, а сам хлеб пекут не менее суток. Зато хранить его можно потом несколько месяцев. Рецепт пумперникеля придумали пекари из городка Зост в германской области Вестфалия. Говорят, там до сих пор работает пекарня, в которой готовят такой хлеб с 1580 года.
Рейкялейпя -финский хлеб. Для хлеба в разных странах мира используют разнообразную форму – круглую, овальную, прямоугольную. А вот жители Суоми придумали нечто совсем не обычное. Красивое финское слово рейкялейпя в переводе означает круглый хлеб с дыркой посредине. Разница с бубликом – тесто у него ржаное, а дырка маленькая. В старину такой хлеб хранили надетым на шест, который подвешивали под крышей. «Дырявый» хлеб ели, да и сейчас едят, с маслом, запивая его холодным молоком.

4. Значение хлеба

За счет хлебных изделий человек почти полностью покрывает потребность в железе, получает значительную долю марганца и фосфора. Хлеб богат витаминами Е и покрывает около 1/3 потребности в витаминах В6, В9. Достаточно высоким содержанием витаминов В1, В2 и РР характеризуется хлеб из муки низких сортов. Повышает витаминную ценность хлеба обогащение муки синтетическими витаминами, рациональное использование зародышей злаков, добавление в тесто препаратов, полученных из пивных дрожжей.

Хлеб дает около половины необходимого количества усвояемых и более половины неусвояемых углеводов. Усвояемость хлеба зависит во многом от его свойств – внешнего вида, структуры пористости, вкуса и аромата.

Белки хлеба усваиваются на 70-87 %, углеводы – на 94-98 %, жиры – на 92-95 %. Чем ниже сорт муки, тем ниже усвояемость этих веществ. По мере повышения сорта муки уменьшается влажность хлеба, возрастает содержание белков, усвояемых углеводов и увеличивается энергетическая ценность хлебных изделий. Наиболее низкая энергетическая способность у хлеба из обойной муки. Более ценны по калорийности и усвояемости хлебные изделия из муки высших сортов.

Высокая усвояемость веществ хлеба объясняется тем, что он имеет пористый, эластичный мякиш. Такое состояние веществ и пористая структура мякиша делают их легкодоступными для действия ферментов пищеварительного тракта человека

5. Роль хлеба в годы войны

Прошло много лет и пройдет еще не мало будут написаны новые книги о войне, но возвращаясь к этой теме, потомке не раз зададут вечный вопрос : почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей придти к Великой победе? Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, воинов, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь хлебом и сухарями. Одним из важнейших факторов помогающим выстоять, защитить свою Родину, был и остается хлеб – мерило жизни, наравне с оружием.

Ломоть хлеба белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть- доступный и обеденный. Но никогда не забудется легендарная осьмушка или 125 граммов - драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло.

Сто двадцать пять граммов хлеба, пепельно – черный кубик на сморщенной ладони, главное, а то и единственное суточное пропитание, роковые сто двадцать пять граммов.

Как жить, как выжить?Для выпечки хлеба создавались земляные хлебопекарные печи. Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые, обмазанные внутри толстым слоем глины, облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб.Там, где это было возможно, печи делали из глины и кирпича.

В годы ВОВ выпекали два вида хлеба – «военный» и «гражданский». Первый предназначался для фронтовиков, а второй для жителей тыла. «Военный» хлеб изготовлялся только из ржаной муки, в то время как в состав «гражданского» помимо муки добавляли мороженый картофель, хвою, отруби, опилки.

Из-за недостаточных производственных ресурсов, рецептура хлеба была разнообразной. Например, для обеспечения хлебом бойцов Сталинградского фронта из-за недостаточных ресурсов ржаной муки использовалась ячменная мука.

Приготовление хлеба из обойной муки с примесью ячменной существенных изменений технологического процесса не требовало. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.

«Блокадный» хлеб.

В июле-сентябре 1941 года немецко-фашисткие войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионый город в кольцо блокады.Несмотря на страдания тыл проявил чудеса мужества, отваги, любви к очизне. Для обеспечения войнов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «дороге жизне».

В состав блокадного хлеба входило мука ржаная обойная, жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый.

«В тот день люди, обходя кладбище, непременно останавливались около одной могилы. У края могилы, среди цветов, лежал кусок хлеба – пол-ломтя от буханки простого черного хлеба. Этот кусок хлеба дочь положила на могилу матери. Рядом плакали пережившие блокаду женщины, плакали мужчины, прошедшие фронтами минувшей войны. И плакали рожденные после Победы, иные счастливые, не знавшие блокадного пайка»

6.Практическая часть

Наши рецепты
Мы научились использовать несвежий хлеб для приготовления гренок с чесноком из ржаного и с яйцами – из белого хлеба.

1.Гренки с чесноком ,готовятся очень просто: нужно взять черствый черный хлеб и разрезать на небольшие ломтики: когда сковорода нагреется, в нее надо налить масло, положить в него хлебушек, обжарить со всех сторон, когда хлебушек станет золотисто-коричневым, его надо снять со сковороды,
а вот и чесночок, чесноком надо натереть гренки.
Кушать такие гренки можно с и с чаем, и с супом, и просто так.
2.А вот еще один рецепт: Гренки из белого хлеба. Их готовят из батона, яйцо разбивают в мисочку, хорошенько размешивают, обмакивают в него кусочки хлеба, и кладут их на сковороду с горячим маслом, обжаривают со всех сторон, гренки из белого хлеба готовы.

Опыты для определения способов хранения хлеба
Мы точно знаем, что хлеб надо беречь и уважать.
Надо только придумать, как дольше сохранить хлеб, ведь не всегда получается съесть сразу свежую буханку. В одном из музеев, словно бесценное сокровище, хранится ломтик хлеба, которому...6 тысяч лет!
Ученые нашли его на дне озера .Но каменный хлеб нам не по зубам, да и ил со дна озера не так просто добыть!
Мы попробовали 3 способа хранения хлеба:
в хлебнице, в целлофановом пакете, и в холодильнике.
1.В хлебнице хлеб остается свежим достаточно долго 1-2 дня. Но белый хлеб следует хранить отдельно от черного, иначе его вкус портится.
2.В целлофановом пакете, по нашим наблюдениям, хлеб задыхается и теряет все вкусовые качества.
3.В холодильнике хлеб остается свежим дольше всего, не теряя вкуса.
Еще один очень хороший совет дала нам моя бабушка: "Черствый хлеб легко снова сделать мягким и вкусным. Для этого достаточно перед подачей на стол поместить его на несколько минут в горячую духовку или в микроволновку. Разогретый хлеб следует, есть в течение 2-3 часов, иначе он снова становится черствым."
А лучше всего покупать столько хлеба сколько ваша семья сможет скушать за один день!

Анкетирование

Для одноклассников мы провели анкетирование.
1. Как часто вы едите хлеб?
-Каждый день
-Редко
-Вообще не едите.
2. Какой хлеб вы больше любите?
-Пшеничный
-Ржаной
-Пшенично-ржаной
-Никакой не любите
3. Знаете ли вы, что к хлебу нужно относиться бережно?
-Да
-Нет
4. Часто ли вы не доедаете кусок хлеба?
-Да
-Нет
5. Куда девают в вашей семье несвежий, черствый хлеб?
- Выбрасывают
-Скармливают домашним животным
-Сушат сухари
-В вашей семье не остается несвежего, черствого хлеба.
Результаты анкетирования:
88% ребят ежедневно употребляют хлеб, а 12% – редко
78 % ребят любят белый пшеничный хлеб, а 36% – ржаной, т.е. есть ребята, которые любят одинаково оба вида хлеба
Все ребята отметили важность бережного отношения к хлебу
100 % одноклассников не оставляют кусков
Большинство семей нашего класса скармливают хлеб домашним животным,24 % – сушат сухари, правда в одной семье чёрствый хлеб выбрасывается.





























III.Заключение

С помощью проекта мы обогатили свой кругозор, узнав много нового и интересного о хлебе.
Наша гипотеза подтвердилась, знания помогают менять мнение, убеждать, поэтому обойтись без хлеба нельзя, он ценен. Мы должны бережно относиться к продукту стольких человеческих рук, недаром о нём такое количество пословиц, и, даже поэты, в своих произведениях восхищаются им.

Опрос одноклассников доказал важность хлеба в жизни и необходимость бережного к нему отношению

Мы научились самостоятельно готовить гренки, используя чёрствый хлеб.





















IV.Источники информации

1.http://www.znaytovar.ru/new875.html

2. http://www.ratatouille-rest.ru/info/material/090121-13/index.htm

3.http://www.pseudology.org/Kon/Zametki/Xleb.htm

4.ttp://images.yandex.ru/yandsearch С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка Автор: Емельянова Э. «Расскажите детям о хлебе», «Мозаика — Синтез», 2011 г.

5. http://yun.moluch.ru/archive/9/611/







































V.Приложение

Пословицы и поговорки о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб- дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода- все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.



Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. 
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!